«В 2021 году цены точно будут пересмотрены, на уровне 2020-го они вряд ли сохранятся», — сообщила сегодня исполнительный директор ассоциации туроператоров России о том, что ждет туристов. Из-за пандемии в этом году туротрасль потеряла 1,3 трлн рублей. О том, как сильно сократился рынок выездного туризма, а Татарстан не досчитался в 2020-м почти половины туристов, не войдя даже в топ популярных регионов на грядущие праздники, — в материале «БИЗНЕС Online».
В уходящем году в топ-11 регионов внутреннего туризма Татарстан занял 6-е место. В республику было совершено 2 млн поездок, т. е. регион потерял 44% (количество поездок в 2019-м — 3,6 млн)
ТУРИНДУСТРИЯ-2020: ГЛАВНЫЕ ЦИФРЫ
Пандемия коронавируса откатила мировой туристический рынок на конец 90-х – начало нулевых — такова оценка Всемирной туристской организации при ООН. При этом непростой во всех смыслах 2020 год для России и Татарстана не был уж настолько провальным и трагичным, заверила сегодня на онлайн-брифинге исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
По ее словам, в уходящем году в топ-11 регионов внутреннего туризма Татарстан занял 6-е место. В республику было совершено 2 млн поездок, т. е. регион потерял 44% (количество поездок в 2019-м — 3,6 млн). Лидерами же по потерям стали Москва (минус 72%) и Санкт-Петербург (снижение более чем в 5 раз!). В топ популярных регионов впервые вошли Бурятия и Алтайский край, потому что в первый раз приняли чартерные рейсы.
Снижение потока по всем внутрироссийским регионам составило 35–40%, т. е. Татарстан находится в пределах средних значений по стране. Если в 2019 году по стране было совершено примерно 68 млн поездок, то в 2019-м — 40–42 млн поездок. Тенденцией, которая определит характер спроса в 2021-м и последующие годы, Ломидзе назвала повышенный спрос на объекты премиального класса. В этом сегменте объекты бронировались раньше всего.
Что касается выездного туризма, в этом году в списке всего пять основных направлений (в 2019-м — около 20) — Турция (поток упал на 77%), ОАЭ (минус 61,4%), Куба (минус 67,5%), Мальдивы (минус 38%) и Танзания. Последняя единственная показала прирост из России — в 5,3 раза.
Общий поток организованных туристов по итогам года по разрешенным зарубежным направлениям ориентировочно составит 2,1 млн — падение на 72%. К слову, закрытие на днях границ России с Великобританией никак не повлияло на туристический рынок.
Ну а въездной туризм вообще скорее мертв, чем жив. Снижение потока туристов составило 93,6%, да и то в основном поездки были совершены в первом квартале.
На 6% сократилось количество юрлиц-туроператоров с марта 2020 года. На 20% меньше стало туроператоров в сфере выездного туризма и на 30% меньше турагентств, прекративших работу после марта 2020-го
ИНДУСТРИЯ ПОТЕРЯЛА 1,3 ТРЛН РУБЛЕЙ
Как чувствовали себя в уходящем году игроки туристического рынка? Если коротко, бывало и лучше. Так, на 6% сократилось количество юрлиц-туроператоров с марта 2020 года. На 20% меньше стало туроператоров в сфере выездного туризма и на 30% меньше турагентств, прекративших работу после марта 2020-го (это около 5–6 тыс. по стране). Больше всего агентств закрылось в Москве и Центральном федеральном округе. Серьезно пострадал Дальний Восток.
Снижение доходности туроператоров по итогам года по всем видам туризма в среднем составило более 60%. Потери индустрии за 2020 год насчитали более 1,3 трлн рублей. По словам Ломидзе, в результате таких потерь сменили место работы или остались без нее более 50 тыс. людей из туротрасли.
Нарисовалось в этом году еще несколько интересных тенденций. Первая — появились люди, которые уезжали отдыхать и в будни, и в выходные, но продолжали работать. «Job and leisure — удаленная работа без отрыва от отдыха»
ТРИ КАТЕГОРИИ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ
Глубина продаж в уходящем году составила в среднем три недели. Всего, как рассказала Ломидзе, российские туристы делятся на три категории. Первая (около 40%) боится болезни и путешествий и решила в этом году не приобретать туры. Вторая (около 40%) ездила, несмотря ни на что. «Это самые активные люди, но со средним или невысоким доходом», — отметила спикер. Третья группа — премиальный класс, это наиболее стабильный сегмент. Если вторые бронировали не сильно заранее, практически в последний момент, то обеспеченная категория туристов все бронировали заранее и выбирали только VIP-сегмент — и по внутреннему, и по выездному туризму. В 2021-м, по мнению АТОР, эта доля будет только увеличиваться.
Нарисовалось в этом году еще несколько интересных тенденций. Первая — появились люди, которые уезжали отдыхать и в будни, и в выходные, но продолжали работать. «Job and leisure — удаленная работа без отрыва от отдыха», — обозначила таких россиян Ломидзе. Вторая тенденция — увеличилось число коротких частых поездок, а также продолжительность отпускного тура. Т. е. если раньше человек предпочитал отдохнуть неделю или 10 дней, то в этом году длительность отдыха ушла в две недели — «если ты выехал, надо по полной программе».
Поездка в Турцию или ОАЭ на новогодние праздники с вылетом 28–29 декабря в отель «3–4 звезды» обойдется в 70 тыс. рублей с человека, в Танзанию и на Мальдивы — от 120–150 тыс., на Кубу — от 100 тыс. рублей
ТАТАРСТАН НЕ ВОШЕЛ В ЧИСЛО ТОП-НАПРАВЛЕНИЙ НА НОВЫЙ ГОД
В лидерах среди направлений, куда отправятся россияне на новогодние праздники, — Краснодарский край, Крым, Вологда (Великий Устюг), Карелия и Ленинградская область. Вообще, как уточнила Ломидзе, в каждом федеральном округе есть свои хиты продаж. Как правило, это столица. Москва и Питер не вошли ни в тройку, ни в пятерку популярных направлений на предстоящие праздники. Впрочем, как и Татарстан.
Поездка в Турцию или ОАЭ на новогодние праздники с вылетом 28–29 декабря в отель «3–4 звезды» обойдется в 70 тыс. рублей с человека, в Танзанию и на Мальдивы — от 120–150 тыс., на Кубу — от 100 тыс. рублей. По России поездки в новогодние каникулы, по словам исполнительного директора АТОР, занимают обычно 3–4 дня. Стоимость такого отдыха в этом году (без учета транспортных расходов) составит от 25 тыс. до 50 тыс. рублей. Более длительные поездки россияне совершают только в Краснодарский край, куда обычно едут на неделю.
Число желающих куда-то поехать останется на уровне 40%, и будет расти доля самостоятельного автомобильного туризма
ЦЕНЫ УЖЕ НЕ БУДУТ ПРЕЖНИМИ
Что касается 2021 года, АТОР подготовил три сценария развития. Первый — пессимистичный — предполагает, что пандемия продолжается, а ограничения сохраняются. При этом число желающих куда-то поехать останется на уровне 40%, и будет расти доля самостоятельного автомобильного туризма. Тогда начнется создание придорожной инфраструктуры.
Второй — умеренно оптимистичный сценарий — предполагает возвращение рынка к более-менее нормальному состоянию с лета – осени 2021-го. При нем увеличивается доля самостоятельного туризма, а организованный укрепляет свои позиции в сегменте массового и премиального туризма. Кроме того, поспособствует восстановлению въездного туризма российская электронная виза. Наконец, оптимистичный сценарий предполагает постепенное снятие ограничений в мире с апреля. В сентябре объем продаж во всех видах туризма будет соответствовать уровню лета 2017 года (общий объем поездок по стране составил 50–52 млн), а в декабре ожидается почти полное снятие антиковидных ограничений в мире.
Общим трендом для всех трех сценариев Ломидзе назвала повышение стоимости. «В 2021 году цены точно будут пересмотрены, на уровне 2020-го они вряд ли сохранятся, — сказала она. — При оптимистичном сценарии цены вырастут до 10 процентов по внутрироссийскому рынку. При умеренно оптимистичном — от 10 до 15 процентов». При пессимистическом вырастет VIP-сегмент, а остальные станут подстраиваться. «Но цены точно поднимутся», — резюмировала специалист. По ее словам, открытия новых стран для россиян АТОР не ждет минимум до середины января.
«Цены растут именно от разницы курса рубля к доллару. Если в начале года у нас курс был где-то 55 рублей за доллар, то сейчас 75–80 рублей за доллар»
«ПРЕМИУМ-КЛАСС, КАК ПРАВИЛО, В КРИЗИС НЕ ПАДАЕТ»
«Наши данные совпадают с информацией АТОР, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов. — 2020 год был очень тяжелым, и половина туристических компаний, которые существовали на рынке, не пережила данную историю. Но, учитывая, что продолжается вторая и третья волна коронавируса, что в Великобритании сейчас не лучшая ситуация, я думаю, что и из оставшейся части еще половина туркомпаний не переживет и эти события. Если сезон начнется нормально, ориентировочно на рынок 2021 года мы ожидаем выхода всего 25–30 процентов от всего объема туристических компаний».
В то же время Мифтахов надеется, что в новом году будет открыто большое количество стран, в которые направятся туристы из Татарстана. Однако собеседник издания признается, что надежда эта слаба, потому оставшиеся на рынке компании оперативно переориентируются на внутренний туризм. Но и на данном рынке ожидается повышение цен — до 10%, а любителям выездов за границу стоит подготовиться к росту стоимости туров на 25–30%. «Цены увеличиваются именно от разницы курса рубля к доллару, — объяснил Мифтахов. — Если в начале года у нас курс был где-то 55 рублей за доллар, то сейчас 75–80 рублей за доллар. А по внутрироссийскому туризму есть реальные факторы роста цен: дорожают продукты, топливо, перевозки, зарплаты повышаются. И в совокупности это приводит к удорожанию до 10 процентов».
Директор по продажам «Салават City Center» Рустем Тарзиманов также согласен с оценками рынка от АТОР. «Мы еще не анализировали такие данные до десятых процента, но по нашим ощущениям, по выручке видим, что это очень похоже. Что же касается премиум-сегмента, то тут бы я немножко скорректировал, — отмечает эксперт. — Потому что всегда, когда происходит кризис — а наша компания уже 30 лет работает на рынке, и мы прошли уже не один кризис, — если он больше связан с экономикой, а не с похожими ограничениями в связи с пандемией, в основном спрос идет на самый низкобюджетный и на премиум-продукт. Премиум-класс, как правило, в кризис не падает».
Тарзиманов объясняет это тем, что, во-первых, у богатых людей диверсифицированы активы. Во-вторых, даже если очень богатые люди стали чуть победнее, например, миллиардер стал владельцем $700 млн, таких денег ему вполне хватает, чтобы поддерживать тот же уровень и качество жизни. «Потому VIP-сегмент или лакшери-сегмент в кризис не проседает. Естественно, в 2020 году ситуация в туризме связана не только с экономическим кризисом, но в первую очередь со всевозможными ограничениями из-за пандемии коронавируса. Так что мы у себя ощутили в том числе падение и данного сегмента, — рассказал собеседник. — Но это связано в первую очередь не с тем, что люди такого уровня не могут что-то себе позволить. Они, может быть, и хотели бы, но кто-то боится этого заболевания, кто-то не смог поехать, потому что очень долго были ограничения. Кто-то не хочет отправляться отдыхать именно в нынешней ситуации, потому что есть определенные риски — где-то надо носить маску, где-то — сдавать ПЦР-тесты. А эти ПЦР-тесты в последний момент могут оказаться положительными, и тогда у тебя все срывается».
Директор «Салават City Center» отмечает, что ситуация понемногу начинает меняться в лучшую сторону, а люди — привыкать к новым реалиям и к тому, что сейчас путешествия стали более рискованными и дорогими. «И, как это ни прискорбно, сейчас позволить себе путешествовать могут только люди довольно-таки обеспеченные, — говорит Тарзиманов. — Что же касается возможного роста цен в следующем году на внутренний и выездной туризм… Наверное, это как гадание на кофейной гуще. Во-первых, все очень сильно будет зависеть от того, как станет развиваться ситуация с пандемией. Если пандемия сойдет на нет или гораздо меньше начнет проявляться в мире и в России в частности, такое, конечно, увеличит траты россиян на отдых. Потому что в этом году многие, кто обычно ездил отдыхать, не смог этого сделать. Соответственно, должен сработать отложенный спрос, россияне, как и люди во всем мире, соскучились по поездкам. С этой точки зрения абсолютно логично, что если пандемия пойдет на спад, то мировые траты на туризм, и в частности россиян, будут больше. Но все упирается именно в данные ограничения».
Эксперт говорит, что сложно прогнозировать, насколько именно повысятся цены. Для россиян это может зависеть от курса валют, если говорим про выездной туризм. «Но это связано и с пандемией в том числе. Так что если снимут вообще все ограничения, то и у отельеров, и у авиакомпаний появится определенный соблазн поднять цены, чтобы компенсировать те потери, которые они понесли в 2020 году, — предполагает Таризманов. — Если же ситуация не полностью сойдет на нет и спрос окажется не таким большим, я думаю, что цены, наоборот, могут даже упасть».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.