Водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения ПДД, будут лишать прав Водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения ПДД, будут лишать прав

НОВЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЛЯ ЗЛОСТНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ

Министерство юстиции России планирует ужесточить наказание для автомобилистов, нарушающих ПДД. Ведомство доработало проект нового кодекса об административных правонарушениях (КоАП), сообщил «Коммерсантъ». По данным издания, в КоАП предполагается включить новые нормы, инициированные МВД.

Самая резонансная поправка — водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения ПДД, будут лишать прав. В категорию указанных нарушений предлагают занести выезд на встречную полосу, проезд на красный свет или превышение скорости на 60 км/ч и более. Срок лишения — до полутора лет. При принятии решения учтут и состав комбинации нарушений — их перечень приведут в новом КоАП. В минюсте пояснили, что нарушения, зафиксированные автоматическими камерами, в новой «накопительной» системе учитывать не будут. 

Также министерство предлагает ужесточить наказание для нетрезвых водителей, которые перевозят детей в возрасте до 16 лет, — лишать их прав на срок до трех лет и штрафовать на 50 тыс. рублей. В документе уточняется и методика наказания водителей без полиса ОСАГО и вводятся санкции для пользователей электросамокатов, нарушивших правила. Новая версия КоАП также предполагает, что нарушения, которые допустили водители электросамокатов, моноколес, гироскутеров и подобных устройств в состоянии опьянения, отнесут к категории грубых. На них не станет распространяться скидка при уплате штрафа и нельзя будет ограничиться предупреждением.

Леонид Ольшанский: «Самое главное — нам новый кодекс не нужен» Леонид Ольшанский: «Самое главное — нам новый кодекс не нужен»

«ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП КОНСТИТУЦИИ — ЗА ОДНО ДЕЯНИЕ НЕ НАКАЗЫВАЮТ ДВАЖДЫ»

«Самое главное — нам новый кодекс не нужен», — заявил в беседе с нашим изданием вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. «В 1995 году были приняты Уголовный и Гражданский кодекс, в которые вносятся правки. Но никто не говорит, что нам нужны новые кодексы. Сказки о новом кодексе — это способ протащить гигантское количество репрессий не только против автомобилистов, но и против других субъектов административного законодательства. Потому что кодекс — гигантский фолиант, в котором есть ответственность за нарушения строительных, таможенных, иных правил и норм», — считает эксперт.

Ольшанский напомнил, что идея о так называемом накопительном принципе, или балльной системе, похоронена в 1997 году, и он был в числе первых в этой рабочей группе законодателей. Напомним, в СССР за каждое нарушение ПДД водителю делали прокол в талоне нарушений. Три прокола — лишение прав на год. В 90-х появилась система баллов, по которой каждое нарушение стоило определенного количества баллов. Они записывались во временное разрешение на управление. Водитель, набравший 15 баллов за год, также лишался прав на 12 месяцев.

«Из старого кодекса РСФСР изъяли упоминание о балльной системе. При приеме в 2000 году того кодекса, который действует сейчас, удалось большинством голосов балльную систему изъять. Теперь ее снова тащат, — сетует собеседник „БИЗНЕС Online“. — Эта „песня“ нарушает важнейший принцип Конституции — за одно деяние не наказывают дважды. Получается, сначала водитель заплатил штраф, а по совокупности уплаченных штрафов его еще и хотят лишать прав. Это антиконституционная норма».

«С учетом того, что инспекторов на дорогах у нас все меньше, все остается, как говорится, на откуп камерам» «С учетом того, что инспекторов на дорогах у нас становится меньше, все остается, как говорится, на откуп камерам»

Ольшанский указывает на отрицательное заключение на новый КоАП профильного комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, а председатель комитета Павел Крашенинников неоднократно отрицательно высказывался о проекте. 

Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов одобряет возврат к старой системе, вызванный «попыткой навести порядок на дорогах». Солдунов предполагает, что, если человека будут наказывать за перечисленные нарушения, если станет соблюдаться принцип неотвратимости наказания, безопасность на дорогах должна возрасти. «Если брать Казань, я почему-то уверен, что большинство нарушений в городе фиксируется. В других городах страны такого сегодня нет, но стремиться к этому надо, — говорит эксперт. — Если водитель нарушил и знает, что его накажут, я уверен, что нарушений на дорогах станет меньше. Если человек будет понимать, что его могут лишить прав за комплекс нарушений ПДД, он задумается, ехать ли ему на красный свет».

Представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин считает, что мера даст эффект, но временный. «С учетом того что инспекторов на дорогах у нас становится меньше, все остается, как говорится, на откуп камерам. Причем эффект, мне кажется, будет только поначалу, как только данную меру введут. Хотя она еще даже не принята, — говорит собеседник. — Когда у нас начинаются какие-то ужесточения, первое время водители настораживаются, но потом продолжают ездить по городу, видят, что инспекторов и патрулей нет, и расслабляются. Если будут не такие рейды, как сейчас, когда устраивают облавы раз в неделю, а как раньше — в обычном режиме, тогда эффект появится. А так — только поначалу».