Очередной проект Вагаповского фестиваля вызвал настоящий ажиотаж среди татарских композиторов, поэтов и исполнителей. Кстати, нашлось и немало вопросов, с которыми мы и обратились к генеральному продюсеру проекта, директору Общественного фонда татарской культуры РТ им. Р. Вагапова Рифату Фаттахову.
Рифат Фаттахов: «В течение почти 20 лет я занимаюсь практическими вопросами татарской эстрады, в первую очередь как продюсер, одна из главных задач которого и есть определение репертуара для молодых певцов»
НА КОНКУРС ВО ВСЕХ ТРЕХ НОМИНАЦИЯХ ПОСТУПИЛО 347(!) РАБОТ
— Рифат Ахметович, как возникла идея проекта?
— Из самой жизни. В течение почти 20 лет я занимаюсь практическими вопросами татарской эстрады, в первую очередь как продюсер, одна из главных задач которого и есть определение репертуара для молодых певцов. Вот здесь как раз и начинаются проблемы. Попросту говоря, хороших, качественных песен очень мало.
Исходя из принципа «если не нравится — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — сам делай», наш фонд и вышел с инициативой проведения конкурса среди татарских авторов. Главная цель — создание новых качественных произведений для расширения репертуара татарской эстрады.
— И официальные власти вашу инициативу поддержали?
— Да, хотя не сразу. Мы обратились с такой идеей еще лет 5 тому назад. Проблема была решена положительно только в 2019 году, когда наша просьба дошла лично до нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова. Пользуясь моментом, хочу еще раз поблагодарить его!
В прошлом году, в разгар пандемии, когда многие проекты были приостановлены, мы, наоборот, активизировали свою работу. Вице-премьер Татарстана Лейла Ринатовна Фазлеева также нас поддержала. И комиссия при президенте по татарскому языку под руководством Марата Готовича Ахметова оказала нам серьезную поддержку. А с Министерством культуры РТ, лично с министром Ирадой Хафизяновной Аюповой, можно сказать, мы работаем в ежедневном режиме.
«Самая активная фаза конкурса — прием заявок, прием работ — пришлась на апрель – май – июнь 2020 года, в самое сложное время для всех нас. И как раз в этот период был пик поступления работ на конкурс»
— Вы сказали, в разгар пандемии…
— Да, да, самая активная фаза конкурса — прием заявок, прием работ — пришлась на апрель – май – июнь 2020 года, в самое сложное время для всех нас. И как раз в этот период был пик поступления работ на конкурс. Если мы планировали, что получим примерно 100 работ, в итоге на конкурс во всех трех номинациях поступило 347(!) работ.
— И это о чем говорит?
— Конечно, это говорит в первую очередь об актуальности конкурса, о востребованности нашего проекта. «Яңа татар җыры» оказался в нужное время в нужном месте. Далее, полагаю, наш конкурс стал для многих участников своего рода отдушиной в критическое пандемийное время, возможностью для самореализации. А для людей творчества это, если хотите, вопрос жизненной важности.
«Проект приобретает общетатарский характер. Участники — поэты и композиторы из многих регионов компактного проживания татар, в том числе это Швеция, Чехия, Италия, субъекты России»
ГЛАВНОЕ — НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ, СОХРАНИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ ТАТАРСКОЙ ПЕСНИ
— Какова география участников?
— Проект приобретает общетатарский характер. Участники — поэты и композиторы из многих регионов компактного проживания татар, в том числе это Швеция, Чехия, Италия, субъекты России. Ожидаемо активнейшее участие приняли авторы из Башкортостана. Из 347 работ более 100 — это как раз оттуда. Кстати, поступили работы и на башкирском языке. Это опять к вопросу об общности наших культур, общности интересов двух республик, двух народов.
Ведь многие наши песни — общие. Скажем, песни легендарного Рима Хасанова, его золотые хиты — «Кышкы романс», «Сиңа килдем, иркәм», «Заһир-Галия» и еще многие, многие — песни какого народа? Татарского или башкирского?! Кстати, великого композитора Рима Хасанова, надеюсь, мы увидим 27 февраля среди почетных гостей нашего концерта.
— Вот мы плавно перешли от песни к политике…
— А что вы хотели?! Для татар «песня» — это понятие политическое, это фактор самосохранения нации. В данном плане итоги нашего конкурса также вселяют оптимизм. 347 работ! Значит, творческое начало у нашего народа сохранено. Наша задача — развивать его.
Суперактивность участников «Яңа татар җыры» говорит о том, что у нашего народа огромный потенциал развития, который как раз заложен во внутренней природе таких явлений, как «профессиональная культура» или «народное творчество». Именно культура, творчество являются неприкосновенным запасом нации, ее спасительной силой. А нам просто надо работать, не искать виноватых где-то, среди кого-то. В плане развития национальной культуры очень многое зависит от нас самих. Просто надо заниматься конкретными делами, нужными проектами. И они обязательно получат поддержку, найдут отклик. Даже на самом высоком уровне. Как случилось с нашим проектом «Яңа татар җыры».
«Прежде всего отмечу, что среди членов жюри конкурса — такие мэтры татарской песенной культуры, как Разиль Валеев, Резеда Ахиярова, Идрис Газиев… Им, безусловно, можно и нужно доверять»
— А каковы творческие итоги конкурса?
— Прежде всего отмечу, что среди членов жюри конкурса — такие мэтры татарской песенной культуры, как Разиль Валеев, Резеда Ахиярова, Идрис Газиев… Им, безусловно, можно и нужно доверять.
Главный вопрос: что такое «Яңа татар җыры» — «Новая татарская песня»? Как показали итоги конкурса, диапазон современной татарской песни очень широк — от традиционных классических стилей до диаметрально противоположных, уже с элементами альтернативной музыки. Главное здесь — не переборщить, сохранить национальный колорит татарской песни. И, конечно же, нужен профессиональный уровень. Как в плане музыки, так и в плане текста наших песен.
Кстати, тексты современных татарских песен — пожалуй, наше самое больное место. К сожалению, наши авторы не в полной мере используют огромные возможности татарского литературного языка, его образно-поэтическое богатство… Значит, с этими авторами надо и дальше работать. Получается, нужны какие-то мастер-классы, обучающие семинары. То есть мы уже сегодня должны думать на перспективу.
Конечно, одним концертом, одним конкурсом накопившиеся за десятилетия проблемы татарской эстрады, в том числе в репертуарном плане, решить нереально. Главное — правильно поставить «диагноз», определить цели и пути их реализации. «Яңа татар җыры» показал, что мы идем в правильном направлении: дальнейшее развитие татарской эстрады — в бережном отношении к нашему национальному наследию и в создании на его основе нового, современного. Оказывается, мы это можем! Возможно, это главный итог нашего первого конкурса.
«Главное здесь — не переборщить, сохранить национальный колорит татарской песни. И, конечно же, нужен профессиональный уровень. Как в плане музыки, так и в плане текста наших песен»
ДУМАЮ, БУДЕТ АНШЛАГ. ИНТЕРЕС НАРАСТАЕТ
— Очень интересно, кто победители? И какие награды их ждут?
— Победители будут объявлены как раз 27 февраля, на гала-концерте.
Изначально мы планировали определение 14 лауреатов в трех номинациях: «Лучшая татарская песня», «Лучшая детская песня» и «Лучшая аранжировка». Но по итогам финальных прослушиваний жюри рекомендовало к награждению еще 14 песен. И мы вновь обратились к Рустаму Нургалиевичу. Огромное ему спасибо: он еще раз нас поддержал.
В итоге мы вручим 28 премий на общую сумму 2 миллиона 300 тысяч рублей. Размер премии — от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Это, наверное, к вопросу о социальном статусе качественной песни!
— Есть зрительский интерес к предстоящему концерту?
— Пандемия здесь тоже сказалась. Изначально мы планировали подвести итоги конкурса 21 ноября прошлого года, но в связи со сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией концерт пришлось перенести. А перенести один запланированный концерт — это всегда сложнее, чем делать два новых.
Конечно, новое всегда пробивает себе дорогу с трудом. Особенно в нашем татарском обществе. Ведь мы народ очень консервативный. «Татар тотып карамыйча ышанмый».
Что касается концерта 27 февраля, думаю, будет аншлаг. Интерес нарастает. Осталось где-то 30–40 билетов. Конечно, они продаются с учетом действующих ограничений. Мы будем строго придерживаться рекомендаций Роспотребнадзора: 50-процентная заполняемость зала.
Что касается концерта 27 февраля, думаю, будет аншлаг. Интерес нарастает. Осталось где-то 30–40 билетов
— Что скажете по поводу соблюдения авторских прав? Кажется, есть недовольные…
— Насчет регулирования авторских прав могу ответственно заявить: вся работа велась в строгом соответствии как с положением о конкурсе, так и — в первую очередь — с действующим законодательством.
А что касается недовольных… Наверное, ни один конкурс не обходится без них. В любом конкурсе бывают не только победители, но и проигравшие, которым итоги всегда кажутся необъективными, которые думают, что их несправедливо обидели.
Хотя необходимость совершенствования нашей работы в дальнейшем, наверное, есть.
— То есть вы планируете сделать конкурс «Яңа татар җыры» традиционным?
— Очень надеюсь на это. Необходимость в этом точно есть.
Артур Модестов
Фаттахов Рифат Ахметович
Родился 17 ноября 1966 года в деревне Актуково Краснооктябрьского района Нижегородской области.
Окончил отделение журналистики Казанского государственного университета, аспирантуру при кафедре татарской литературы.
Кандидат философских наук по специальности «теория и история культуры».
Был главным редактором газеты «Мәгьрифәт», журналов «Татарстан», «Идел».
С 2007 года — директор Общественного фонда татарской культуры РТ им. Р. Вагапова.
Продюсер таких проектов, как «Международный фестиваль татарской песни имени Рашита Вагапова», «Всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере» и т. д. Был первым продюсером молодых певцов Филюса Кагирова и Ришата Тухватуллина, в настоящее время продюсирует Гульсирень Абдуллину, Азата Абитова, Раниса Габбазова.
Заслуженный работник культуры РФ и РТ.
Член Совета по культуре и искусству при Президенте Республики Татарстан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.