Сергей Ролдугин: «Сочинения гениев человечества — Моцарта, Чайковского, Шостаковича — воздействуют на слушателя. И в эти секунды, минуты прослушивания он становится таким же гением, как Чайковский, Моцарт и так далее. Человек ведь в это время чувствует то же самое, что они…»Фото: Алексей Белкин

«Сочинения гениев человечества — Моцарта, Чайковского, Шостаковича — воздействуют на слушателя»

— Сергей Павлович, непростой «коронавирусный» период нашей жизни продолжается. Понятно, что врачам сегодня особенно тяжело.  Думаете, помогают им такие концерты, как состоявшийся сегодня?  

— Вы знаете, профессия врача, с моей точки зрения, — это героическая профессия. Они же каждый день идут на работу встречаться с несчастьем. Когда мы идем на работу, можем с коллегами поговорить о чем-то хорошем, люди моей профессии приходят на работу заниматься музыкой. А с чем сталкиваются врачи? Пандемия, тяжелые болезни, капризные пациенты, зубная боль, еще что-нибудь. Вот такая профессия! Я удивляюсь, как люди вообще в нее идут, хотя понимаю ее колоссальную необходимость.

И такие концерты для того и нужны, чтобы хоть чуть-чуть, понимаете, показать им, что жизнь прекрасна!  Хотя, конечно, они и сами знают, что она прекрасна, ведь врачи за нее борются. Ну а мы просто стараемся создать им такой момент уюта душевного, какого-то комфорта, удовольствия. И, вы знаете, это действует. Действует!

Я в детстве занимался спортом, любил очень футбол. Не знаю даже, говорить об этом или не надо… Во всяком случае, когда я в Петербурге выхожу со стадиона после футбольного матча, то иду осторожно. Вы понимаете, да? Футбольные фанаты — это отдельный мир. А когда человек выходит после концерта, после оперного спектакля, после балета, он уже другой человек, чем до того, как зашел в зал. У него пробуждаются лучшие, самые возвышенные чувства. Я даже для себя вывел правило почему.

— И почему?

— Что такое звук с точки зрения физики? Это механические колебания, которые воздействуют на человека. И идущий со сцены звук попадает в зрителя. Хочет зритель или нет, он реагирует на него. Обязательно реагирует, хотя даже может не понимать ничего. На него оказывается воздействие как от солнечных лучей, которые оставляют загар. А музыка — это солнечный луч, который действует на душу.

Сочинения гениев человечества — Моцарта, Чайковского, Шостаковича — воздействуют на слушателя. И в эти секунды, минуты прослушивания он становится таким же гением, как Чайковский, Моцарт и так далее. Человек ведь в это время чувствует то же самое, что они… Больше нигде такого не получишь.

И вдруг Пол говорит: «Сергей, а давай споем что-нибудь?»

— А вы только классическую музыку любите?

— Я также очень люблю песни. Но не все, а только хорошие.

— Например?  

— Ну вы меня подловили… Если я сейчас кого-то назову, то наверняка любая девочка или мальчик скажут: «Это отстой какой-то». (Смеется.)

Если честно, я не знаю этих современных песен. Поэтому даже разговор поддержать не смогу. Если вы мне кого-нибудь назовете, я наверняка и не пойму, о ком речь. Хотя по телевизору вижу эти эстрадные песни. Там много талантливых. Но я просто очень люблю талант в любом виде. Скажем, тот же Филипп Киркоров — очень талантливый человек!

Тут еще есть такой момент: когда что-то делается хорошо, с удовольствием, я всегда говорю: «Да, это хорошо». Но все-таки долго слушать современную музыку не могу. Сейчас ведь поменялось все. Раньше выходил эстрадный певец: стоял, пел аккуратно, никто за ним не танцевал. А сейчас без подтанцовки — это вообще… Правда, если это рассматривать как элемент развлечения, что ж, почему нет? Красивые девочки, наряды роскошные, еще мотивчик какой-нибудь ничего такой…

— Значит, про российский рэп ничего не слышали?

— Я совершенно дремучий человек, хотя в свои годы играл на гитаре, даже песни сочинял. Кстати, лично знаком с Полом Маккартни. Когда я был в Петербургской консерватории ректором, он приезжал ко мне. Очень интересный человек.  

— Расскажите поподробнее эту историю.

— Это 2003 или 2004 год. Маккартни приехал в консерваторию. Сбежались все. Мишка Боярский мне звонил: «Сережа, если ты меня не пустишь, я тебя в жизни не прощу!» Он фанат The Beatles.

Когда мы ходили с Полом по консерватории, он у меня спросил:  «Слушай, а здесь Чайковский ходил?» Я отвечаю: «Да. Он здесь ходил. И я здесь хожу, и ты идешь». — «Здорово!»

А потом он мне говорит: «А можно я несколько слов по-русски скажу?» Говорю: «Конечно». Там целый зал набрался народу, на люстрах висели, чтобы увидеть. Выходим на сцену, а Пол, значит, вынимает записку, смотрит так долго, собирается и выдает одно слово: «Привет!»

Потом пошли ко мне в кабинет, находящийся в старом здании, старинный такой кабинет, резные двери, все как надо. Туда набились корреспонденты, освещавшие концертный тур Маккартни. Ну мы посидели с ним, Пол расслабился, говорит: «Слушай, как хорошо у тебя, замечательно!» Посидели, поговорили. Потом к нему уже подошел менеджер, мол, надо ехать дальше, там еще встречи запланированы. Ну надо, так надо. Попрощались, обнялись, все уже разошлись, журналисты ушли. И вдруг Пол говорит: «Сергей, а давай споем что-нибудь?» — и сел к роялю, заиграл Lady Madonna… Журналисты, услышав, что заиграла музыка, как побежали обратно… Этими штативами снесли мне дверь, зато впечатления остались.

«Мы знаем, что Татарстан  — это спортсмены, история, Шаляпин, певцы»

— Как возникла идея благотворительного концерта в Казани?

— Мне позвонил Саша (Александр Сладковский — художественный руководитель ГСО РТ — прим. ред.). Мы ведь с ним недавно играли, открывали сезон в Уфе. И он говорит: «Давай приезжай. У нас же там с тобой гениально получилось. Даже не надо много репетировать». Он вчера дирижировал на концерте в Москве, а сегодня мы сыграем вместе в Казани. Репетнем — да и на сцену.

— Как определяли программу? 

— Сейчас мы будем играть Камиля Сен-Санса. Это гениальный французский композитор, который умел сложным языком классики донести людям такую музыку, которая нравилась бы любому. Не могут люди остаться равнодушными после ее прослушивания. Это действительно гениальная музыка.

— Вы вообще не первый раз играете с оркестром Сладковского. Что думаете о «татарстанских симфониках»?

— Ой, вы знаете, так изменился у вас оркестр! Это один из сильнейших оркестров Европы. А какие они записи сделали! Вы попробуйте найти, кто так играет Шостаковича. Я недавно по телевизору передачу видел, как они с Милюковым (Павел Милюков — известный российский скрипач — прим. ред.) играли Второй концерт Шостаковича в большом зале Московской консерватории. Гениально исполнили!

Может, не политкорректно прозвучит, но я очень благодарен, хотя лично не знаком, вашему президенту Минниханову. Ведь как он помогает развитию музыки у вас в республике! Мы знаем, что Татарстан  — это спортсмены, история, Шаляпин, певцы. И есть симфонический оркестр. Когда люди в Петербург приезжают, куда идут? В Эрмитаж и в Мариинский театр. Даже не на матч «Зенита». Почему Мариинский театр? Это фирма. Эрмитаж? Тоже фирма.

И консерваторию я вашу знаю, ее ректора Рубина Абдуллина. Мы с ним хорошо знакомы. Дело в том, что много где есть и консерватории, и театры, но в Казани все очень высокого уровня. Для современной истории это очень важно.

«Я привился в начале года. Потому что все время с кем-то встречаюсь, езжу» «Я привился в начале года. Потому что все время с кем-то встречаюсь, езжу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я привился в начале года»

— Как вы пережили «ковидный» год? Наверняка сильно пришлось корректировать планы.

— До сих пор страдаю. Все концерты, которые должны были состояться прошлой осенью… В сентябре я еще отыграл несколько концертов, но потом все закрылось. Так вот, осенние выступления перенеслись на весну, они не отменились. И сейчас даже не знаю, как буду выгребать это все. У меня просто подряд идут эти концерты, настоящий чес предстоит… Это, конечно, сложновато.  Кроме того, мы же хотели в Вене открыть филиал нашего петербургского Дома музыки. Тут мы работаем в основном для российской публики, а там ребята тоже хотят узнавать про наши проекты. Плюс продолжается проект «Река талантов», в том числе здесь, в Казани. С Сашей и вашим оркестром играют лучшие молодые ребята. 

Понятно, что народ у вас талантливый, но ведь ему только надо дать возможность раскрыться, чтобы этот талант не угас, помочь. И вот в этом плане, конечно, Дом музыки очень помогает. Мы и ваших ребят здесь присматриваем. Потом будем приглашать, конечно. Они играют, некоторые становятся знаменитостями.

Знаете, даже сейчас в пандемию у нас практически каждый день концерты в Доме музыки. Причем раньше обязательно 3–4 музыканта были «в воздухе», летали на гастроли, а сейчас почти все здесь. Правда, потихоньку мир начинает открываться для гастролей. Как раз на днях работал над гастрольными графиками.

— Значит, потихоньку жизнь восстанавливается?

— Не могу так оптимистично сказать, потому что она долго еще не будет восстанавливаться, потому что у нас публика должна быть. А публика — это  скопление народа. А без вакцины какое скопление?   

— А вы сами коронавирусом не переболели?

— А я привился в начале года, потому что все время с кем-то встречаюсь, езжу.

«Посмотрите, как оперные певцы из Татарстана поют!»

— У вас репутация человека очень информированного. Что в высоких кабинетах говорят, когда закончится пандемия?

— Я же не специалист в этом, не смогу ответить. А зачем вам мои фантазии? Я просто знаю, что наша вакцина, несмотря на всю антипропаганду на Западе, очень хорошая. Сам это знаю, и мои коллеги музыканты тоже прививаются.  

— Читатели не поймут, если не задам вопрос о самом известном вашем личном друге — президенте России. Владимиру Владимировичу Путину не рассказывали о своей поездке в Казань?

— Нет, про эту поездку еще не рассказывал. Но у меня запланирована встреча с ним и, естественно, расскажу. Но я Владимиру Владимировичу рассказывал, когда еще Саша Сладковский только начинал здесь, что есть такой хороший пример — Татарстан, какое там внимание к высокому искусству у президента Минниханова. И вот какие результаты видим! Я честно Владимиру Владимировичу говорю, что в таком-то регионе не очень хорошо обстоят дела, а в Казани все по-настоящему хорошо.  

Вот эти вокальные традиции, опять же Шаляпин... У вас вообще очень чувствуется любовь к вокальному искусству, более того, есть понимание этого искусства. Не знаю, это такая природа у вас здесь, возможно. Природа человека имеется в виду.

У вокалистов ведь и антропология человека тоже играет огромную роль. Восточные татарские корни, мне кажется, тоже способствует тому, что у вас такое богатое вокальное искусство. Посмотрите, как оперные певцы из Татарстана поют!

— Что себе и нам пожелаете в этом непростом 2021 году?

— Напрашивается сразу же примитивный ответ. 21 —  это «очко». А это значит, что будет удачный год.