Татарстан занял 22-е месте в рейтинге регионов по качеству школьного образования. Республика набрала 60,9 баллов из 100 возможных, уступив целому ряду субъектов Приволжского федерального округа Татарстан занял 22-е месте в рейтинге регионов по качеству школьного образования. Республика набрала 60,9 балла из 100 возможных, уступив целому ряду субъектов Приволжского федерального округа Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстану отвели в ПФО место «середнячка»

Татарстан занял 22-е месте в рейтинге регионов по качеству школьного образования, который впервые подготовила служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Республика набрала 60,9 балла из 100 возможных, уступив целому ряду субъектов Приволжского федерального округа (ПФО).

Татарстан обогнали Удмуртия (7-я строчка в рейтинге) и Пермский край (9-я), а также Самарская, Пензенская, Нижегородская и Кировская области, занявшие соответственно 11-е, 12-е, 15-е и 19-е места. В 7 поволжских регионах положение дел со школьным образованием еще хуже, чем в РТ. В их числе Башкортостан, соседней республике авторы рейтинга отвели 55-е место в рейтинге (44,9 балла).

Абсолютными лидерами стали Санкт-Петербург, Москва и Ленинградская область, а в конце списка — Чечня, Дагестан и Ингушетия. Последней республике авторы рейтинга вообще дали только 7,8 балла, т. е. детей там, похоже, совсем не учат. 

Как считали?

В Рособрнадзоре пояснили, что сводный показатель отражает положение региона в рейтинге по 12 критериям качества образования трех разделов: результаты обучения школьников, практикоориентированность школьного образования и управление системой школьного образования. Во всех разделах есть свои подпункты. К примеру, при оценке результатов обучения школьников учитывались:

  • уровень подготовки (рассчитывался на основе данных о региональных результатах ЕГЭ-2019, ОГЭ-2019 и всероссийских проверочных работ в 2019 году);
  • образовательное равенство (отношение доли учеников 25% «худших» школ в регионе, преодолевших минимальную границу, к доле учащихся 25% «лучших» школ);
  • функциональная грамотность (средний процент выполнения в регионе заданий ВПР-2019, направленных на оценку умений применять полученные знания в практических ситуациях).

Показатель практикоориентированности включает в себя использование лабораторного оборудования, компьютеров, число учеников, поступивших в организации СПО и вузы региона.

Анзор Мусаев предостерег школы от «натаскивания» учеников на ВПР. Результаты этих работ  — это оценка не учителей, а знаний учеников, и по итогам работ не нужно оценивать работу преподавателя Анзор Музаев предостерег школы от «натаскивания» учеников на ВПР. Результаты этих работ  — оценка не учителей, а знаний учеников, и по их итогам не нужно оценивать деятельность преподавателя Фото: «БИЗНЕС Online»

Что не так у Татарстана?

В целом, с точки зрения Рособрнадзора, Татарстан тянет вниз система управления школьным образованием (46,1 балла из 100). Этот раздел включает в себя эффективность механизмов управления качеством образования, эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ-2019 и аналитику и интерпретацию результатов ГИА. Но настоящая ахиллесова пята республики — объективность оценочных процедур. Она отражает уровень достоверности региональных результатов ВПР-2019 и ОГЭ-2019. Составители рейтинга сравнивали результаты прошедших в 2019 году ОГЭ и ВПР, ЕГЭ и оценок по модели PISA.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Исследование проводит организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вместе с ведущими международными научными организациями при участии национальных центров.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений. Мониторинг проводится по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная и компьютерная. Согласно итогам исследования PISA 2000–2015, лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров —  Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.

Общероссийская оценка по модели PISA включает ориентировочно не менее 200 образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования не менее чем из 40 регионов. В тестировании участвуют школьники, возраст которых составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса).

Лидирующей в Поволжье Удмуртии Татарстан уступает по образовательному равенству (разрыву между наиболее и наименее успешными детьми), а также использованию лабораторного оборудования. Объективность оценочных процедур в Удмуртии равна 82,4 балла, а в Татарстане — всего 40,6. В то же время татарстанские школы лучше удмуртских по использованию компьютеров и числу поступивших в организации среднего профессионального образования и вузы своего региона.

У занявшего 55-е место Башкортостана, как и у Татарстана, «страдает» объективность оценок. Этот показатель в «красной» зоне и составляет 18,7. Соседняя республика также уступает по образовательному равенству и функциональной грамотности школьников, зато там чаще используют лабораторное оборудование.

«Виноваты и лошадь, и телега»: Рафис Бурганов все еще ищет решение «языкового вопроса»

Интересно, что именно на приписках заостряли внимание представители Рособрнадзора, приехав на коллегию минобрнауки РТ в 2018 году. Начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко возмущался объективностью проведения всероссийских проверочных работ (ВПР). «У нас есть школы (а таких сотни в стране), в которых ни педагоги, ни завучи, ни директора, ни начальники отделов образования не стесняются показывать 100-процентные пятерки для всех участников ВПР по всем предметам», — недоумевал московский гость. При этом, как он заметил, такие школы высокими результатами на ЕГЭ не отличаются. При этом ответственность он возложил не на директоров и учителей, а на чиновников, требующих высоких показателей. «Зачастую наш брат чиновник принимает самое простое и неправильное решение, когда наказывает всех невиновных, награждая непричастных», — обратил внимание представитель Рособрнадзора. Как только он начал переходить к конкретным примерам, прессу вывели из зала.

Отметим, что на этом совещании присутствовал и Анзор Музаев — тогда еще замруководителя Рособрнадзора, который теперь возглавляет ведомство.

Рейтинг поможет принять принимать правильные управленческие решения

Рейтинг будет обновляться не менее 2 раз в год, рассказал на пресс-конференции, посвященной презентации рейтинга, Музаев. По его словам, до конца года появится и отдельный рейтинг для муниципалитетов. «Это будет серьезным подспорьем для региональных министерств и департаментов образования», — уверен руководитель ведомства. Музаев считает, что рейтинг поможет принимать «правильные управленческие решения», а родителям и учителям будет интересно узнать положение дел в муниципалитете.

Глава Рособрнадзора предостерег школы от «натаскивания» учеников на ВПР. Результаты этих работ — оценка не учителей, а знаний учеников, и по их итогам не нужно оценивать деятельность преподавателя.

«Почему они (учителяприм. ред.) то завышают, то занижают оценки? Потому что все время боятся попасть под гнев муниципальных органов или региональных. Мы постоянно говорим о том, что, если есть такая проблема, пусть они обращаются к нам. Не рекомендуем ни одному органу управления принимать какие-то решения в виде наказания отдельно взятого учителя», — сказал спикер.

Минобрнауки Татарстана в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» обещало прокомментировать результаты рейтинга позже.

«Это не показатель качества системы образования. Здесь дается сводный коэффициент, поэтому говорить, что вот здесь детям лучше учиться, а здесь хуже — нельзя» «Это не показатель качества системы образования. Дается сводный коэффициент, поэтому говорить, что вот здесь детям лучше учиться, а тут хуже, — нельзя» Фото: © Евгений Епанчинцев, РИА «Новости»

«Мало кто согласится, что 22-е — это наше место»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили позиции Татарстана в образовательном рейтинге.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— У меня есть много сомнений. Каждый год видим, что у нас результаты ЕГЭ на высоком уровне, если взять вузы, мы принимаем абитуриентов с очень высокими баллами. На различных коллегиях минобрнауки нам показывает наши результаты по ЕГЭ по сравнению с другими регионами, мы на хороших позициях, вслед за столицей по многим дисциплинам. Наши олимпиадники много побеждают, а это косвенное отображение образовательной деятельности. Хорошо развито движение WorldSkills, в этом мы сверхуспешны. Я не видел этого рейтинга, но мы явно заслуживаем более высокого места. Я уважаю Рособрнадзор, но в данной части мы должны быть на лидирующих позициях. Министерство образования и науки республики вполне четко и правдиво отражает положение дел. Наверное, мало кто согласится, что 22-е — это наше место. Мы лидеры по всем направлениям.

Даже если будет очень большое желание что-то «нарисовать», чтобы улучшить позицию в рейтингах, в современных условиях цифровизации отчетности, перекрестной проверки данных этого не получится. Какие-то косметические вещи сделать невозможно.


Савия Загидуллина — директор лицея №159: 

— Наверно, на их (составителей рейтинга — прим. ред.) взгляд, это абсолютно правильные, выверенные показатели, соответствуют положению дел. Если детально брать каждый показатель, реально смотреть и рассматривать, видимо, может получиться совершенно другая картина. Поставили они нас на 22-е место. Мы все рассмотрим, сделаем соответствующие выводы, если они захотели увидеть под каким-то другим углом управленческие аспекты директоров школ, то, наверное, будем учитывать и это тоже.


Асия Тимирясова — ректор Казанского инновационного университета им. Тимирясова (ИЭУП):

— 22-е место не самый плохой показатель. Самое главное, что опубликование любого рейтинга с такой внутренней расшифровкой, по каким показателям хороший результат, по каким, например, не очень, — это всегда полезно для анализа сильных и слабых мест системы образования. Я думаю, что, если внутрь рейтинга Татарстана посмотреть, будет видно, на каких позициях мы хорошо выглядим, а где надо подтягивать. Для этого рейтинг и нужен, чтобы посмотреть, на каком месте ты находишься по сравнению с другими регионами, у кого опыт можно перенимать.

Это не показатель качества системы образования. Дается сводный коэффициент, поэтому говорить, что вот здесь детям лучше учиться, а тут хуже, — нельзя. Татарстан по многим показателям лидер. У нас сейчас столько делается для системы образования, школы новые строятся, буквально недавно открылось два новых современных центра для подготовки и повышения квалификации педагогов.

Если обратить внимание на критерии сводного рейтинга Рособрнадзора, составленного по результатам функционирования региональных систем образования в 2019 году, то можно сделать вывод о том. что в образовательных организациях Татарстана недостаточно внимания уделяется вопросам использования лабораторного оборудования, объективности оценочных процедур и эффективности организации ЕГЭ. Именно по этим показателям получены оценки ниже среднего. Такие проблемы известны, и в 2020–2021 годах минобрнауки и муниципалитетами была проделана серьезная работа по совершенствованию образовательной инфраструктуры школ. В 2020-м Татарстан был включен в число регионов, показавших лучшую организацию ЕГЭ. По остальным критериям РТ оказалась в выборке регионов со средними значениями показателей. Любой рейтинг — это не только оценка работы, но и определение направлений роста. Данный рейтинг необходимо рассматривать именно в таком ключе.