В Финляндии завершается разработка программы перехода к экономике замкнутого цикла, которая подразумевает принятие системных мер, в том числе по развитию рынка вторсырья, новых технологий, налогообложения и многого другого, что станет триггером в развитии экономики Суоми в будущем. Такой подход в стране построен на демократических принципах в интересах большинства граждан. О том, почему аналогичная система не сработает в России, рассуждает в своем блоге депутат Госсовета РТ Николай Атласов.
Николай Атласов: «Не все ученые разделяют точку зрения на причины глобального потепления как результат человеческой деятельности. Многие считают глобальное потепление следствием природных изменений в рамках естественных климатических циклов»
Особенности финского подхода в развитии экономики замкнутого цикла
Финляндия — одна из тех стран, которая не только поставила перед собой цель развивать экономику замкнутого цикла, но и предпринимает конкретные практические шаги в этом направлении. В рамках октябрьской серии вебинаров на тему «Финская система обращения с отходами» экономике замкнутого цикла была посвящена отдельная сессия. На ней выступила координатор по сотрудничеству в сфере обращения с отходами министерства окружающей среды Финляндии Света Сильвеннойнен-Хийску, осветившая особенности финского подхода в развитии экономики замкнутого цикла.
Начало движения Финляндии к цикличной экономике восходит к 2005 году, когда на государственном уровне был принят план действий по устойчивому потреблению и производству. В 2009-м приняли Стратегию использования природных ресурсов, а в 2011 году концепция экономики замкнутого цикла была включена в госпрограмму (это не аналог наших госпрограмм, а документ, определяющий стратегию социально-экономического развития страны). Логическим продолжением стало принятие в 2014-м «дорожной карты» по переходу к экономике замкнутого цикла, в которой прописаны конкретные практические меры и целевые показатели. Другим важным документом, определяющим переход Финляндии к цикличной экономике, является национальный план по обращению с отходами, в котором переработке отходов и вовлечению их во вторичный оборот отводится основное внимание.
Принятая в 2019 году госпрограмма определяет экономику замкнутого цикла как основу новой экономики Финляндии, а также рассматривает ее как одну из мер по достижению углеродной нейтральности. Понятие «углеродная нейтральность» появилось в рамках борьбы с глобальным потеплением и подразумевает сокращение выбросов углекислого газа и его аналогов до нуля или же компенсацию этих выбросов за счет введения в строй углеродно-отрицательных проектов. Финляндия поставила целью достижение углеродной нейтральности национальной экономики к 2035 году.
«Есть точка зрения, согласно которой активно навязываемая Западом развивающимся странам экологическая повестка с ограничением углеродных выбросов служит инструментом сдерживания их промышленного роста. Поэтому многие ученые и эксперты саму концепцию перехода к экономике замкнутого цикла воспринимают скептически»
Конечно, эту цель следует воспринимать с учетом доминирующего в Северной Европе и в целом на Западе экологического мышления, подразумевающего среди прочего переход на возобновляемые источники энергии, рациональное потребление природных ресурсов и создание мощной индустрии переработки отходов. Однако эта концепция подвергается критике, в том числе и в нашей стране. Не все ученые разделяют точку зрения на причины глобального потепления как результат человеческой деятельности. Многие считают глобальное потепление следствием природных изменений в рамках естественных климатических циклов. Есть также точка зрения, согласно которой активно навязываемая Западом развивающимся странам экологическая повестка с ограничением углеродных выбросов служит инструментом сдерживания их промышленного роста. Поэтому многие ученые и эксперты даже саму концепцию перехода к экономике замкнутого цикла воспринимают скептически, рассматривая ее не столько как новый этап технологического развития, сколько как политическую доктрину, служащую интересам развитых стран Запада. Однако даже при наличии определенной обоснованности такого взгляда было бы большой ошибкой отвергать саму концепцию экономики замкнутого цикла. Потому что переход на такую экономику (при всей сложности) подразумевает мощный технологический прорыв. И Финляндия полностью осознает все преимущества экономического развития в данном направлении.
С учетом этого в настоящее время завершается разработка комплексной программы перехода к экономике замкнутого цикла, которая подразумевает принятие системных мер, в том числе по развитию рынка вторсырья, стимулирования новых технологий, введения устойчивого налогообложения, трансформацию под новые задачи рынка труда, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом.
Стоит отметить и такое направление, как содействие развитию услуг, заменяющих товары. Сильвеннойнен-Хийску, к сожалению, не расшифровала, что подразумевается под этим понятием. Поэтому я рискну предположить, что речь в данном случае идет о разумном потреблении, отказе от использования одноразовых товаров и переходе к товарам и услугам многоразового пользования. В прежних своих публикациях я неоднократно отмечал, что одним из проявлений экологического мышления является отказ от потребительской модели экономического развития, когда постоянно растущее потребление рассматривается как источник экономического роста и важнейший показатель, характеризующий качество жизни людей. Конечно, речь в данном случае идет о развитых странах, где уровень потребления большинства граждан выходит за пределы естественных потребностей человека, провоцируя повышенную экологическую нагрузку. При этом следует понимать, что отказ от идеологии потребительского общества противоречит интересам крупных корпораций, производящих для рынка товары с ограниченным сроком пользования. Экологический подход подразумевает возвращение к производству товаров длительного пользования и создание широкой сферы услуг по их обслуживанию и ремонту. Это значительно сокращает объемы отходов, образующихся в результате чрезмерного потребления. И такая модель поведения соответствует приоритетной цели финского подхода в сфере обращения с отходами, подразумевающего сокращение образования отходов.
«Говоря о комплексной программе перехода Финляндии к экономике замкнутого цикла, следует отметить, что ее разработка ведется в соответствии с программой и директивами Европейского союза»
Как работают политические инструменты в гражданском обществе
Говоря о комплексной программе перехода Финляндии к экономике замкнутого цикла, следует отметить, что ее разработка ведется в соответствии с программой и директивами Европейского союза. При этом обращает на себя внимание, что финский подход в разработке данной программы очень демократичен. Привлекаются все заинтересованные стороны: государственная администрация, региональные и муниципальные власти, бизнес, общественные организации и отдельные граждане. Каждая из сторон имеет возможность выработать и донести свои идеи и предложения. Обсуждение ведется открыто на различных дискуссионных платформах, но в рамках заданных целей. Т. е. речь идет о том, что сама стратегическая цель перехода к цикличной экономике не ставится под сомнение, все остальное может быть предметом дискуссии.
Это в корне отличается от преобладающего подхода в России, где разработка программ является исключительной прерогативой чиновников и лоббирующего данные программы крупного бизнеса. В лучшем случае к такой работе могут быть привлечены профильные ученые и эксперты, но очень часто их вообще не привлекают либо привлекают с одной конкретной целью — для обоснования уже принятых решений. Наиболее очевидный пример — это разработка концепции и законодательного обеспечения «мусорной» реформы в России, совершенно непродуманной, экономически не просчитанной, а потому закономерно проваленной. При этом данная реформа спровоцировала мощное общественное недовольство, которое еще аукнется власти.
Какие политические инструменты использует Финляндия для реализации программы перехода к цикличной экономике? Сильвеннойнен-Хийску называет в числе приоритетных следующие инструменты: 1) благоприятное законодательство и бизнес-среда; 2) инновационные госзакупки, помогающие инициировать различные решения, стимулирующие переход к экономике замкнутого цикла; 3) позиционирование муниципалитетов как лидеров перехода к цикличной экономике (поддержка соревновательного духа); 4) финская система промышленных симбиозов (FISS).
Рассмотрим подробнее лишь два из этих инструментов. Финское законодательство, регулирующее переход к экономике замкнутого цикла, развивается в русле директив Евросоюза. Приоритетной целью является реализация «Пакета законов по обращению с отходами» ЕС, которым предусматривается прежде всего увеличение переработки отходов и введение строгих обязательств по их раздельному сбору. В рамках этого перед Финляндией стоят такие задачи, как достижение к 2035 году 65% уровня переработки всех отходов, уменьшение количества и вредности отходов, повышение эффективности РОП, разработка новых систем контроля и учета и др. Сильвеннойнен-Хийску отмечает, что до 2025-го Финляндия, к примеру, должна ввести к уже имеющимся раздельным фракциям также раздельный сбор текстиля, для переработки которого предстоит ввести в строй определенные производственные мощности. Потому что сжигание текстиля не приравнивается к переработке (или энергетической утилизации, выражаясь языком нашего законодательства). Т. е. следует понимать (и об этом я уже писал ранее), что в Финляндии не все отходы допустимы к сжиганию. И это в корне отличается от России, где крупный бизнес из числа бенефициаров мусоросжигательных заводов пролоббировал закрепление в законе понятия «энергетическая утилизация» и теперь готов сжигать на своих МСЗ любые отходы в ущерб их раздельному сбору и переработке.
В рамках перехода Финляндии к цикличной экономике важным элементом, стимулирующим развитие рынка вторсырья, является цифровая биржа. Это платформа, на которой сведена вся информация по спросу и предложению. Ее курирует министерство окружающей среды Финляндии, и выход на данную биржу бесплатный.
В рамках законодательного регулирования перехода Финляндии к цикличной экономике особая роль отводится так называемым зеленым сделкам. Это соглашения между финскими министерствами и профильными бизнес-ассоциациями и компаниями, предусматривающие переход к более экологичным решениям. Например, в 2016 году между министерством окружающей среды и федерацией торговли было заключено соглашение о сокращении использования в магазинах пластиковых пакетов. В настоящий момент данным министерством прорабатывается вопрос с компаниями, занимающимися торговлей едой навынос, о сокращении использования упаковки, прежде всего одноразовой.
Муниципалитеты являются активными участниками перехода к цикличной экономике. Именно они во многом координируют и направляют данную работу на местах, разрабатывают местные дорожные карты. Муниципалитеты ведут активное взаимодействие между собой, в том числе для достижения тех или иных стратегических целей. Например, в Финляндии есть объединение 40 муниципалитетов, которые поставили перед собой цель стать углеродно-нейтральными. Есть также объединение муниципалитетов, которые ставят перед собой более амбициозные цели — стать не только углеродно-нейтральными, но и безотходными, а также снизить уровень чрезмерного потребления.
Финляндия за последние десятилетия обрела большой опыт реформирования сферы обращения с отходами и внедрения эффективных технологий их переработки. Но, пожалуй, одним из главных достоинств этого опыта является способность финнов принимать решения в интересах большинства своих граждан. А это именно то, что так не достает России, где реформы чаще всего оборачивают против интересов большинства.
Депутат Государственного Совета РТ
Николай Атласов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.