Сегодня Центробанк поднял процентную ставку до 4,5%, но не исключено и доведение ее до 6% годовых. К этим мерам регулятора подталкивает инфляция, в марте она разогналась почти до 6%, отправив реальную ставку ЦБ в минус. Но пока Центробанк декларирует мягкую политику, которая не замедлит рост экономики, полагает Эльвира Набиуллина. О том, почему выросли цены на внутренний туризм, на что россияне потратили сэкономленные в пандемию на отпусках 2 трлн и ужесточит ли ЦБ регулирование ипотеки, — в нашем материале.
«Во фразе «сохранить нельзя повысить» запятую сегодня мы поставили в правильном месте»
Сегодня совет директоров Банка России впервые с 2018 года повысил ключевую ставку на 25 базисных пунктов — с рекордно низкого уровня в 4,25% до 4,5%. К ужесточению денежно-кредитной политики ЦБ подтолкнула разогнавшаяся инфляция. В феврале годовой темп прироста потребительских цен увеличился до 5,7% (после 5,2% в январе), а к 15 марта вырос до 5,8%, говорится в сообщении регулятора. По итогам 2020 года инфляция в стране составила 4,9% (прогноз минэкономразвития — 4,6–4,8%) — этот уровень оказался самым высоким с 2016-го. Многие эксперты предсказали повышение ставки еще вчера, после того как о резком повышении ключевых ставок с разницей в несколько часов объявили Центральные банки Турции и Бразилии. ЦБ Бразилии поднял ставку на 0,75 п. п. до 2,75% годовых, хотя рынок ждал шага на 0,5 п. п. ЦБ Турции повысил цену заемных денег с 15% до 17% годовых при прогнозе рынка в 16%.
Перед журналистами председатель ЦБ Эльвира Набиуллина появилась в красном пиджаке, который украшала брошь в виде пикирующего ястреба. Спикер заметила, что к концу этого года инфляция будет ниже текущих значений, но выше поставленной цели. Напомним, в феврале 2021-го ЦБ повысил прогноз по инфляции до 3,7–4,2%. По мнению регулятора, в последующие годы инфляция составит около 4%. «Мы сейчас находимся вблизи пиков и исходим из того, что в апреле годовые показатели инфляции начнут постепенно снижаться, прежде всего под влиянием эффекта базы», — подчеркнула глава ЦБ.
Промедление с увеличением ставки привело бы к необходимости более кардинального ее повышения, заметила Набиуллина. «Перефразируя расхожее выражение, скажу, что во фразе „сохранить нельзя повысить“ запятую сегодня мы поставили в правильном месте», — заявила глава ЦБ. Журналистам она рассказала, что помимо повышения на 0,25% рассматривалась возможность сохранить ключевую ставку на прежнем уровне либо поднять ее сразу на 0,5%. «Экономика восстанавливается более уверенно, растет внутренний и внешний спрос. В таких условиях мы начинаем возвращение к нейтральной денежно-кредитной политике. Это позволит вернуть годовую инфляцию к нашей цели — вблизи 4 процентов — к первому полугодию 2022-го», — сказала спикер.
По словам Набиуллиной, эпидемическая ситуация в России улучшается, проводится вакцинация, снимаются ограничения. Люди постепенно возвращаются к привычному образу жизни, делают покупки, которые раньше откладывали. Это видно по увеличению продаж бытовой техники и электроники, товаров для ремонта, по росту спроса на развлечения и поездки. Кроме того, те средства, которые ранее направлялись на зарубежный туризм, в последнее время в основном расходуются внутри страны — так, в прошлом году жители России не потратили за рубежом около 2 трлн рублей.
Спрос восстанавливается уверенно, тогда как для восстановления предложения необходимо большее время. Нормализация цепочек производства и поставок товаров не может произойти одномоментно, особенно с учетом локально сохраняющихся ограничений, уверены в Центробанке. «Предприятиям требуется время, чтобы подстроить бизнес-планы под более быстрое восстановление спроса, найти дополнительно поставщиков, привлечь рабочую силу и нарастить объемы выпуска. Наглядным примером является сектор внутреннего туризма. Переключение массового туристического потока произошло весьма быстро и не было ожидаемым. К этому оказалась не готова туристическая инфраструктура, что повлияло на цены», — добавила глава ЦБ РФ.
Банк России не ожидает, что повышение ставки замедлит темпы роста кредитования и восстановления экономики. «Наша политика, денежно-кредитные условия останутся мягкими с учетом лагов, которые действуют в денежно-кредитной политике», — заверила Набиуллина и добавила, что даже повышение ключевой ставки до нейтрального диапазона в 5–6% также не окажет влияния на данные факторы. К апрелю ведомство готовится уточнить прогноз по росту ВВП. Однако, по словам Набиуллиной, рост российской экономики будет продолжаться и вернется к докризисному уровню уже до конца этого года.
Журналисты поинтересовались у Набиуллиной планами по продолжению программы льготной ипотеки. Ранее она заявляла, что без негативных эффектов ее можно продлить только в 24 регионах. Татарстан в этот список не входит. Сейчас глава ЦБ озвучила, что если и продлевать ипотеку, то только до конца 2021 года. Список регионов ведомство готово пересмотреть. «Прежде всего в тех регионах, где льготная ипотека не привела к негативным эффектам, в том числе с точки зрения снижения доступности жилья, разгона цен на жилье и формирования предпосылок „ипотечного пузыря“», — сказала Набиуллина.
После пресс-конференции Банк России выпустил пресс-релиз, в котором пригрозил ужесточить регулирование ипотеки, если быстрый рост цен на недвижимость продолжится. «В 2020 году стоимость недвижимости на первичном рынке увеличилась на 12 процентов. Если рост цен на недвижимость продолжит ускоряться, это может усилить амплитуду кредитного цикла, привести к повышенному спросу на ипотечные кредиты и последующему более глубокому кредитному сжатию», — говорится в сообщении регулятора.
Банк России сегодня принял решение повысить ключевую ставку на 25 базисных пунктов — с рекордно низкого уровня в 4,25% до 4,5%. Это первое повышение ставки с конца 2018 года. Регулятор перешел к ужесточению денежно-кредитной политики на фоне ускорения роста цен
«Повышая процентную ставку, ЦБ негативно повлияет на ожидание производителей»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили влияние повышенной ставки на экономику.
Наталья Орлова — главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-Банка:
— Комментарий, который Центральный банк сегодня опубликовал и который Эльвира Набиуллина дала устно, говорит об их намерении возвращаться к интервалу нейтральности. Я думаю, что ставку в 5 процентов мы увидим в третьем квартале, а дальше есть сценарии. Если в конце года Федеральная резервная система объявит ужесточение политики и потребуется защищать курс, тогда Центральный банк пойдет выше 5 процентов. Если в третьем квартале будет понятно, что восстановление экономики себя исчерпало и дезинфляционный фактор начинает себя проявлять, тогда, возможно, ставка останется на этом уровне.
В релизе есть очень сильный тезис: они считают, что восстановление у нас сейчас происходит быстрее ожиданий. Мне лично представляется, что это просто связано с тем, что границы пока закрыты и структура экономики еще не полностью вернулась к нормальному состоянию. Я считаю, что, когда границы откроются, уровень спроса окажется ниже, чем сейчас он предполагается. Часть расходов будет переориентирована на зарубежный туризм. Кроме того, есть шанс на то, что управление предложением в сельскохозяйственном секторе станет лучше, чем в прошлом году. Потому в конце этого года дезинфляционные факторы в продовольственном сегменте могут проявиться. Но это все вопрос второго полугодия. Если мы смотрим на ближайший горизонт второго квартала, у Центрального банка будет достаточно аргументов, чтобы продолжить повышение ставки.
Финансовые рынки подстраиваются под объявленное решение. Центральный банк сейчас изменил свои комментарии очень сильно. Еще в декабре они говорили про возможность снижения ставки, сейчас заявляют о значительном потенциале повышения. Видно по доходности ОФЗ, если в начале года она была около 6 процентов, то сейчас приблизилась к 7 процентам, поэтому рынок перенастраивается вслед за коммуникацией регулятора.
Самый большой риск, и Центральный банк сам в своей диагностике об этом говорит, — в слабости предложения. Они считают, что инфляция связана с тем, что предложение не успевает так быстро восстанавливаться, как спрос. Есть риск, что, повышая процентную ставку, Центральный банк негативно повлияет на ожидание производителей, потому что им очень важно видеть сильное восстановление спроса, тогда они могут достаточно нарастить объемы производства. Если производители заметят, что восстановление спроса не такое сильное и будут обеспокоены повышением ставки, тогда они собственные объемы производства не станут сильно наращивать.
Прошло очень мало времени для того, чтобы полностью оценить скорость и устойчивость восстановления. Именно поэтому в США, несмотря на огромный пакет фискального стимулирования, ФРС все равно удерживает монетарную политику мягкой, ключевую ставку — на нулевом уровне. Сейчас в восстановлении после шока, с которым столкнулась экономика в 2020-м, очень важно досрочно не убрать стимулирование экономики. Центральный банк в некотором смысле сказал, что, поскольку мировая экономика восстанавливается, они рассчитывают на сильный внешний спрос. По сути, они полагают, что российская экономика воспользуется глобальным восстановлением и Центральный банк на этом фоне может позволить себе ужесточение монетарной политики. Мне кажется, что у нас большое число некрупных предприятий сильно пострадало от пандемии. Если сейчас подобные компании увидят такое значительное повышение стоимости денег, то, возможно, для многих из них это будет причиной закрыть бизнес.
Николай Кащеев — директор аналитического департамента Промсвязьбанка:
— Повышение ставки повлияет на кредитование. Например, в малом бизнесе, недвижимости были основаны позитивные явления в период кризиса. Видимо, у госпожи Набиуллиной и ее людей есть представление, что в этой области собралось слишком много рискованных активов — в ипотеке прежде всего.
Конечно, замедление [экономики] будет. Главный стимул, наверное, во время ковида и всей этой эпидемии — ставка Центрального банка. Она, пожалуй, играла ключевое значение в стимулировании и сохранении экономического роста. У Центрального банка явно есть стремление избегать избыточных рисков — теперь это подтвердилось, причем даже в более активной форме, чем мы ожидали.
Что касается финансовых рынков, возможны варианты. На мировых рынках общая ситуация неоднозначная — приключается довольно мощная коррекция. Для нас избежание возможного риска в отношении рубля является главенствующей темой. Считается, что чем выше ставка, тем надежнее рубль. Возможно, что агрессивное решение ЦБ — вопреки консенсусу подняли ставку — связано с тем, что есть какие-то опасения в отношении рубля. Так или иначе, повышение ставки ожидалось, но не так быстро и не с такой жесткой риторикой. А так не сказать, что это суперсюрприз.
Ольга Беленькая — руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «ФИНАМ»:
— Решение поднять ставку именно на мартовском заседании не ожидалось большинством аналитиков. Мы полагали, что ЦБ сегодня будет рассматривать этот вариант, но сохранит ставку без изменений, дав сигнал о возможности повышения ставки на одном из ближайших заседаний. В последние дни ожидания стали смещаться в пользу вероятности такого действия после утечки из Bloomberg, где говорилось, что ЦБ обсуждает возможность более быстрого перехода к нейтральной ДКП (с повышением ставки до 5,5 процента или даже 6 процентов до конца года), а также продолжающегося роста доходностей американских гособлигаций и более сильного, чем ожидал рынок, повышения на этой неделе процентных ставок Центробанками Бразилии и Турции. Возможно, принималось во внимание и увеличение санкционных рисков. В итоге Банк России и поднял ставку и дал сигнал возможного следующего повышения на ближайших заседаниях (то есть это может произойти и на следующем заседании 23 апреля).
Сегодняшнее заявление Банка России увеличивает вероятность выхода из мягкой ДКП уже до конца этого года (то есть повышения ставки к уровню не менее 5 процентов). Это может способствовать укреплению курса рубля, привести к ускорению поднятия банками депозитных ставок. В ценах ОФЗ уже заложена возможность повышения ключевой ставки до 5 процентов к концу года, потому сильного давления на бумаги не ожидаем.
Риторика регулятора заметно ужесточилась — теперь он видит смещение баланса рисков в пользу проинфляционных. Это связывается с более быстрым и устойчивым восстановлением внутреннего спроса (в том числе за счет ограничений на зарубежные поездки, так как домохозяйства частично перераспределяют неизрасходованные средства на потребление товаров и услуг внутри страны), улучшением ожиданий по внешнему спросу за счет вакцинации и дополнительных мер бюджетной поддержки в ряде стран (прежде всего, вероятно, имеются в виду США, где недавно был принят пакет мер на 1,9 триллиона долларов), ограничением возможностей увеличения выпуска со стороны предложения, повышенными инфляционными ожиданиями населения и бизнеса, ценовой конъюнктурой на мировых товарных рынках.
Александр Виноградов — ведущий экономист научно-исследовательского центра Олега Григорьева «Неокономика»:
— Рост инфляции наметился, еще когда Байден объявил и реализовал программу на 1,9 триллиона долларов по стимулированию экономики, «раздаче слонов» американцам. Было понятно, что курс на снижение и удержание ставки на низком уровне заканчивается. Вопрос заключался в том, когда и в каких масштабах произойдет ужесточение. Эльвира Набиуллина сказала, что уже «капут», еще месяц назад. Я и предполагал, что на 0,25 поднимут.
Поведение Центробанка в развивающейся стране всегда будет реактивным относительно событий, которые проходят в большом финансовом мире, где много капитала, — в Европе, США. Что-то там творится, и мы здесь вынуждены реагировать. И не только мы, на этой неделе точно так же сработали турки и бразильцы. Это всегда реакция и априори запаздывание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.