Миновал квартал с того момента, как президент Владимир Путин в телеэфире озадачился ростом цен на ряд базовых продуктов питания. Недавно ведомства рапортовали об успехе в борьбе с увеличением стоимости сахара и подсолнечного масла, что подтверждают и наши наблюдения. Однако многие продукты в магазинах Казани, прежде всего овощи во главе с картофелем, рванули к максимальным отметкам. О том, на какие продукты подействовали министерские увещевания, а на какие — нет, читайте в материале «БИЗНЕС Online».
Прошло чуть больше квартала с момента, когда президент России Владимир Путин озаботился проблемой роста цен на ряд базовых продуктов питания
Продукты не слушались министров, базовый набор поставил антирекорд
Прошло чуть больше квартала с момента, когда президент России Владимир Путин озаботился проблемой роста цен на ряд базовых продуктов питания. А в эти дни мы отмечаем и еще один «юбилей»: как раз год назад, после прихода пандемии COVID-19 в Россию и появления диковинного термина «самоизоляция», на торговлю обрушился девятый вал покупателей, в ажиотаже скупавших про запас крупы, сахар, макароны и туалетную бумагу. Самое время, чтобы оглядеться и оценить, как изменились цены на основные продукты питания.
Напомним, что наблюдение за продовольственными ценниками мы начали в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно приобретаем два набора продуктов, фиксируем цены, а если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цены к общему знаменателю. Более доступный набор продуктов мы покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй, подороже, — в татарстанской сети «Бахетле». Кроме того, мы стали рассчитывать индекс «Магнит базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств.
Сначала о динамике всех трех корзин. За последний квартал стоимость набора «Бахетле» увеличилась на 8%, за год — на 10%, за 6 лет (с начала наших наблюдений) — на 16% и составила 7 302 рубля. Это новый исторический максимум, прежний рекорд 6 887 рублей держался более четырех лет, с января 2017-го.
Корзина «Магнита» ничего экстраординарного не показала, подешевев за квартал на 1%, за год — на 5,9%, а за 6 лет подорожав на 8,3%.
А вот набор жизненно необходимых продуктов «Магнит базовый» вырос в цене за квартал на 7%, за год — на 29% и за 6 лет — на 1,3%, побив рекорд марта 2015 года (868 рублей). Как видим, 2020-й и впрямь отправил коту под хвост все усилия властей, направленные на то, чтобы сделать продукты питания доступнее для населения. Цифры же Росстата, сообщившего об инфляции в 4,9% в прошлом году, воспринимаются в лучшем случае с иронией. Конечно, ведомство в свои расчеты включает гораздо больше товарных позиций, но и граждане помнят, например, о подорожании новых авто (зафиксированный нами уровень — 15–20%) или о ценах на жилье, взлетевших до новых рекордов.
В текущем году, к слову, потребительские цены отказались подчиняться председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Согласно последнему докладу минэкономразвития, инфляция по итогам февраля ускорилась до 5,7%, а причина напрямую связана с темой нашего обзора. «Повышательное давление на динамику цен оказало ускорение роста цен на плодоовощную продукцию до 5,6 процента (с 4,8 процента в январе). Вместе с тем ценовая динамика за январь – февраль в целом соответствует уровню последних двух лет. При этом по отдельным товарам в отчетном месяце сохранились повышенные темпы роста цен (картофель, морковь, огурцы)», — пишут авторы документа.
С чем связывают в министерстве подорожание продовольствия? «Индекс цен на продовольственные товары продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН в феврале увеличился на 2,4 процента в долларовом выражении (4,4 процента в январе), обновив локальный максимум по уровню с августа 2014 года. Мировые цены на сахар увеличились на 6,4 процента (8,1 процента в январе), на масла — на 6,2 процента (5,8 процента), на зерновые — на 1,2 процента (7,1 процента соответственно)», — говорится в докладе. Другими словами, виновата глобальная конъюнктура, но никак не слабый рубль, неграмотное управление экспортом и прочие сугубо внутренние факторы.
Один из антигероев отчета минэкономразвития, картофель, за квартал подорожал на 44%, за 12 месяцев его цена удвоилась до 27 рублей за килограмм
Хлеб «Сельский», крупы и «второй хлеб»
Вернемся в Казань к нашим закупкам и оценим те продукты, которые отказались «сдерживаться». Один из антигероев отчета минэкономразвития, картофель, за квартал подорожал на 44%, за 12 месяцев его цена удвоилась до 27 рублей за килограмм. В то же время ценник «второго хлеба» оказался на 7% меньше, чем в марте-2015, по итогам самого первого квартала нашего исследования. Подчеркнем, что пиковый уровень инфляции за последние 7 лет пришелся именно на март – апрель 2015 года, когда цена многих продовольственных товаров достигла максимума. Хотя личный антирекорд картофеля пока остается за июнем-2016 с его 42,2 рубля за кило.
В корзине «Бахетле» динамика картофельных цен практически идентичная: в марте-2021 рост в 2 с небольшим раза относительно аналогичного периода предыдущего года (АППГ).
Неуклонно дорожал последние 18 месяцев другой наш «бунтарь» — рис. За последний квартал его стоимость в «Магните» выросла на 7%, за год — на 54%. Небольшим оправданием для этого может служить вынужденная замена: если на сей раз был закуплен рис второго сорта, то в декабре — третьесортный, с мусором, заметным невооруженным глазом на расстоянии «социальной дистанции». Полкой выше мы нашли и круглозерный рис первого сорта в фирменной упаковке с буквой «М». Его предлагали по 73 рубля за пачку массой 900 граммов, нехитрый перерасчет дает нам 65 рублей за 800-граммовую упаковку — на 41% дороже риса второго сорта.
Царица круп и королева спроса весны-2020 гречка за отчетные три месяца прибавила к цене 9% до 60 рублей за 800-граммовую упаковку, за год прирост составил 67%, за 6 лет — 25%. Зафиксированный нами рекорд остается за июнем прошлого года — 65,9 рубля.
Что касается подорожания «Сельского» хлеба за квартал на 73% до 38 рублей за буханку, это стоит пояснить отдельно. Фирменной «магнитовской» буханки под брендом «Моя цена», которую ранее предлагали по 22 рубля, на полках не оказалось. Опять же в открытом противостоянии эта буханка значительно уступала по вкусовым качествам хлебу с более честным ценником 41 рубль от БКК.
Еще в обзоре за третий квартал 2019 года мы обращали внимание читателей на рекордно дорогой «Сельский», который добрался до отметки 33,9 рубля за 650-граммовую буханку. О назревшем повышении цен еще в начале 2019-го предупреждали производители хлеба, заявлявшие о своих растущих издержках. До осени так все и было, однако наступил четвертый квартал, и на полках «Магнита» появился «Сельский» ценой 22,9 рубля. Его выпек Казанский хлебозавод №2 Шамиля Заитова, а покупателям продукт предлагался под торговой маркой (ТМ) «Чудесный край», принадлежащей самой сети. Дешевле хлеб стоил только в декабре 2014 и 2015 годов — 22,5 и 20 рублей. И это не было каким-то демаршем одиночки: «Сельский» Васильевского хлебозавода Александра Марченко тоже резко подешевел до 24,5 рубля. Но даже при схожих ценах хлебозаводов состав хлеба явно отличался, судя по разному содержанию белков, углеводов и т. д. Различался и срок хранения: Васильевский гарантировал трое суток, а хлебозавод №2 — четверо. И, чтобы догадаться о неких манипуляциях с составом «Сельского», химическая лаборатория была не нужна. А с учетом падения цены на 50% можно представить, насколько.
Что касается подорожания «Сельского» хлеба за квартал на 73% до 38 рублей за буханку, это стоит пояснить отдельно
Как бы то ни было, на этот раз мы приобрели более съедобный, нежели «фирменный», «Сельский» производства третьего хлебозавода.
А теперь о другом факторе, который мы уже упоминали выше. Экспортные цены на пшеницу в России в декабре – январе росли на фоне новостей о новых ограничениях на экспорт зерна, протестировав уровень $300 за тонну. И подкомиссия минэкономразвития предложила повысить пошлину на вывоз пшеницы с 1 марта по 30 июня до 50 евро, что соответствует $59 за тонну (с 1 по 15 февраля — 25 евро/т). Ставки будут действовать на продукцию, отгружаемую внутри установленной квоты — 17,5 млн тонн. Много это или мало? Судите сами. Например, только с 1 по 17 января, несмотря на праздники, за границу было вывезено 1,9 млн т пшеницы. Тем временем на бирже в Лондоне котировки пшеницы за 13 месяцев, с января-2020 по февраль-2021, поднялись на 41% до 207 фунтов, или $284, за тонну. На биржах США также наблюдался рост, но скромнее, на 19%. Почему так важны цены, по которым пшеница и другие зерновые продаются за границу? Во-первых, как и в случае с нефтью, они тянут за собой и внутренние цены. А во-вторых, именно на экспортных продажах в основном зарабатывают аграрии.
Но, как обычно и бывает, лишь только в России решили поднять экспортные пошлины, мировой тренд сменился на минус. Как сообщает «Агроинвестор» со ссылкой на гендиректора аналитической компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, на 24 марта «ценник уже идет на 260–265 долларов FOB Черное море». А директор аналитического департамента российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина отметила, что конкуренты «осознанно снижают цену для уменьшения конкурентоспособности российской пшеницы, ячменя и кукурузы». По ее словам, только с начала марта ценник французской пшеницы снизился на 8%, американской — на 5%, российская подешевела на 5,3%. «Экспортеры давят на производителей, соответственно, последние снижают отпускную цену, а в итоге падает рентабельность и того, и другого бизнеса. Я считаю, что в данной ситуации мы не сможем полностью реализовать наш экспортный потенциал и завершим сезон с большими переходящими остатками», — считает Тюрина.
Но главной своей проблемой производители считают не падающие цены, а те ограничения, что вводит государство. «В первую очередь страдаем мы, потому что экспортеры свои проблемы с пошлиной решают за нас и сколько планировали — вывезут. Цена на нашу пшеницу сразу упала — была 18 рублей за килограмм, теперь — 14 рублей. У нас сейчас 12 тысяч тонн пшеницы 3-го класса лежит, вот считайте — 50 миллионов рублей мы уже недополучим», — заявил «Интерфаксу» председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Гигант» (Ставропольский край) Александр Ворожко. При этом, по его словам, цена такого удобрения, как аммофос, выросла по сравнению с 2019 годом на 46%, селитры — на 36%, ядов — на 26%, ГСМ — на 18%.
«Как мы можем производить дешевый хлеб, если у нас минус 50 миллионов рублей, а слагаемые себестоимости растут? — задается вопросом аграрий. — Нам говорили, что рынок все отрегулирует. Согласно этому мы и занимаемся производством. Теперь говорят, что в приоритете внутренний рынок. Но тогда и на нем надо отслеживать все слагаемые, которые влияют на цену нашей продукции».
Тем временем в США и Европе пока прогнозируют хороший урожай, что ухудшает перспективы российских производителей.
В черный список наиболее подорожавших продуктов следует включить и майонез. Если за квартал «Провансаль» жирностью 67% подорожал на 2,6%, то за год — на 57%
Майонез «поправился» и сбросил жирок
В черный список наиболее подорожавших продуктов следует включить и майонез. Если за квартал «Провансаль» жирностью 67% подорожал на 2,6%, то за год — на 57%. И объективных поводов для снижения нет: яйца прибавили в цене, подсолнечное масло тоже не подешевело. Напомним, что «Магнит» какое-то время пытался сдержать цены, выставляя на полки майонез собственной марки «Секрет кулинара», однако надолго прочности не хватило, и через несколько кварталов его сменил облегченный до 50,5% майонез в более яркой упаковке. Это был один из недвусмысленных сигналов, что производители и сети не могут больше сдерживать цены.
Кроме жирности, последние несколько лет производители (и не одного лишь майонеза) также играли с объемом и весом продуктов, чтобы скрыть реальную инфляцию — это явление получило название «шринкфляция». Коснулось оно и майонеза: вместо привычных упаковок 750 г и 375 г в ряде случаев появились упаковки 350 г и 220 граммов. На сей раз за классический 67-процентный соус выступала нижегородская «Ряба» массой 400 г (425 мл) стоимостью 60 рублей, причем на фоне «похудения» упаковок у конкурентов этот производитель увеличил ее вес по сравнению с «классикой».
В «Бахетле» тоже новость: здесь на полках не оказалось Mr.Ricco жирностью 67%, зато широко была представлена новинка «Майонез & Белый гриб» с массовой долей жира 50%. В результате и тут за всех отдувалась «Ряба», но ее ценник в татарстанской сети был выше, чем в «Магните»: в итоге мы фиксируем подорожание майонеза на 9% за квартал и на треть — за год.
По нашим наблюдениям, за квартал цена сахара откатилась на 12% до 43 рублей за кг, но остается на 62% дороже АППГ, хотя и на 15% дешевле марта-2015
Зафиксированные сахар и подсолнечное масло
Кого из участников декабрьского совещания с Путиным удалось обуздать, так это сахар. Напомним, что минсельхоз в декабрьском докладе президенту отчитался о росте сахарного ценника в 1,7 раза. По нашим наблюдениям, за квартал цена сахара откатилась на 12% до 43 рублей за кг, но остается на 62% дороже АППГ, хотя и на 15% дешевле марта-2015.
Не дожило до лучших времен несколько российских сахарных заводов, включая Нурлатский, обанкротившийся как раз в 2020 году. Причем многие участники рынка, да и сам ФАС, били тревогу еще осенью 2019-го. Однако тогда судьба свеклопроизводителей и не входящих в крупные агрохолдинги сахарных заводов (как и вероятные последствия сокращения производства) никого не волновали… Ведь все отрегулирует рынок? Конечно, крупные игроки лишь рады мору мелкой и средней рыбешки — можно не только поднять затем свою маржу, но и поживиться привлекательными активами на банкротных торгах.
Подводя предварительные итоги сезона 2020/21 (август – июль), аналитики Института конъюнктуры аграрного рынка отметили, что валовый сбор сахарной свеклы в России уменьшился на 40% до уровня 2014 года. Причинами тому стали сокращение уборочных площадей на 21% до 895 тыс. га и снижение урожайности свеклы на 25% (на юге России — на 47%) из-за больших объемов пересева весной и засухи.
Сезонное производство свекловичного сахара будет продолжаться до июля и, по оценке ИКАР, может составить 5,05–5,2 млн т — на 34% меньше предыдущего сезона.
В первой половине прошлого сезона оптовые и розничные цены на сахар «грандиозно провалились в связи с перепроизводством сахара», отмечают аналитики. С января – марта 2020-го цены начали восстанавливаться, а затем ввиду сокращения урожая стали активно расти в сентябре – октябре. Напомним, правительство решило зафиксировать на январь – март 2021-го цены нескольких основных продуктов, в том числе на сахар: оптовые — на уровне 36 рублей за кг, розничные — 46 рублей за килограмм. В результате возник дополнительный фактор неопределенности и рисков для всей отрасли, полагают в ИКАР. «Это вносит дополнительный фактор неопределенности и рисков для всей отрасли. По нашим оценкам, для обеспечения рентабельности вертикальной цепочки — от сахарной свеклы до белого сахара — его заводская стоимость должна быть существенно выше той, которая фактически установлена государством. Существует вероятность, что фиксированная цена на сахар может привести к некоторому сокращению площадей под культурой в 2021 году как минимум у независимых свекловодов, несмотря на призывы МСХ к увеличению площадей на 13,6 процента до 1,05 миллиона гектаров», — замечают эксперты.
Между тем с 1 апреля соглашения с бизнесом по ценам на сахар продлены на два месяца. Одновременно предлагается ряд поддерживающих мер. Производителям белого сахара (при соблюдении условий по отгрузке только в розницу) может быть предоставлена субсидия из федерального бюджета на срок до 6 месяцев из расчета 5 рублей на 1 кг при условии, что цена завода не будет повышена. Общий объем субсидий может составить порядка 3 млрд рублей.
По прогнозу ИКАР, рынок сахара в 2020–2021 годах будет сбалансирован из-за снижения запасов, накопленных за четыре сезона, резкого сокращения экспорта и, напротив, роста импорта. Однако даже при условии обнуления импортной пошлины на сырец с учетом нынешних мировых цен российский потребитель не получит дешевого сахара с мирового рынка. А при нормальном урожае свеклы для удовлетворения внутренних потребностей в свекловичном сахаре России достаточно сеять с 2021 года не более 950 тыс. га сахарной свеклы, заключают эксперты.
Говоря о падении цен на сахар, сразу отметим, что газировка Coca-Cola подешевела за квартал и год на 23% до 100 рублей за 2 л, но оказалась на 36% дороже, чем 6 лет назад
Говоря о падении цен на сахар, сразу отметим, что газировка Coca-Cola подешевела за квартал и год на 23% до 100 рублей за 2 л, но оказалась на 36% дороже, чем 6 лет назад. В классическом исполнении этот шипучий напиток содержит 112 г сахара на литр при суточной норме для взрослого около 50–75 г «белой смерти». Также надо учитывать, что сахар добавляется в самые различные продукты и эта норма легко набирается и без газировки.
Неизменной за квартал осталась цена подсолнечного масла: 77 рублей за самое дешевое в таре объемом 0,9 л и 110 рублей — за «Золотую семечку». Отметим, что по аналогичной цене, 110 рублей за литровую бутылку, предлагалась продукция под популярными марками «Благо» и «Слобода». Соглашения по подсолнечному маслу правительство тоже продлило — до октября 2021 года, с соответствующими субсидиями из бюджета.
Из базовых продуктов разве что молоко удержалось от «взлета»
Молоко сохранило лояльность к покупателям
Из базовых продуктов разве что молоко удержалось от «взлета». Напротив, продукт под брендом «Моя цена» подешевел за квартал на 3,7%, а за год подорожал всего-то на 2,3% до 49,1 рубля за упаковку 0,9 л (в «оригинале» — 53 рубля за кг). Это если не учитывать скидок на молоко «Домик в деревне», упаковку которого массой 0,9 кг предлагали за бросовые 42 рубля, или, в пересчете на стандартные 0,9 л, 42,9 рубля, — на 37% дешевле декабря, на 31% — марта прошлого года и вровень с молочным ценником от марта-2015.
Если не учитывать скидок на молоко «Домик в деревне», упаковку которого массой 0,9 кг предлагали за бросовые 42 рубля, или, в пересчете на стандартные 0,9 л, 42,9 рубля, — на 37% дешевле декабря, на 31% — марта прошлого года и вровень с молочным ценником от марта-2015
Далее о молочке. В «Бахетле» после нескольких кварталов отсидки в окопах в бой за первые места снова ринулись местные гранды в лице «Агросилы» Ильшата Фардиева и Зеленодольского молкомбината Ивана Егорова. Так, молоко 3,2% жирности именно от «Агросилы-Молоко» оказалось самым выгодным, хотя в сравнении с самым доступным предложением декабря цена увеличилась на 5,6%, за год — на 14%. На полках сливочного масла «золото» разделили те же игроки с одинаковым предложением 84,9 рубля за пачку массой 180 граммов. За квартал цена масла скакнула сразу на 42%, однако такой уровень оказался на 14% ниже отметки марта-2020.
Из прочих любопытных моментов можно отметить появление на полках «Магнита» молочной продукции «ЭкоНивы». При этом на упаковке продуктов размещено изображение президента и совладельца ГК «ЭкоНива» Штефана Дюрра и телефон для обратной связи через WhatApp (7930-421-4444) с ним лично. Вспоминаются зарубежные примеры, когда капитаны бизнеса и мэры городов публикуют свои личные телефоны для решения вопросов качества, для России же это пока единичный случай. Близкое из казанских примеров, пожалуй, разве что телефон на автобусах с подписью «Нарушил — звони».
Популярный йогурт «Активия» за квартал подорожал на треть, за 12 месяцев — на 14% до 39,9 рубля за 150-граммовый стаканчик.
Порадовал в «Магните» и ценник шоколада «Россия. Очень молочный», который снизился за квартал на 51% и за год на 2% до 39 рублей. Дешевле за историю наших наблюдений шоколад стоил только в декабре-2015 с его 38 рублями
Дешевый шоколад и кофе, стабильные бананы
Если базовые продукты дорожают, надо как-то спасать ситуацию. На выручку покупателям подоспели акции на «допинги». Так, растворимый кофе Jacobs Monarch в банке 150 г за квартал подешевел на 12%, а за год — на 34% до 264 рублей. Его конкурент Nescafe Gold за последние три месяца подорожал на 21%, но оказался дешевле, чем в марте-2020, на целых 45%.
Порадовал в «Магните» и ценник шоколада «Россия. Очень молочный», который снизился за квартал на 51% и за год на 2% до 39 рублей. Дешевле за историю наших наблюдений шоколад стоил только в декабре-2015 с его 38 рублями. Как и для многих позиций, тут мы пересчитываем стоимость 90-граммовой плитки на массу 95 г — именно столько весила шоколадка при запуске нашего проекта.
Из других вкусных новостей отметим появление на полках «Бахетле» чак-чака в шоколаде и такого лакомства, как баурсак.
Говоря о привлекательных ценах на рукотворные «вкусняшки», упомянем бананы, которые также не поддались тренду, подорожав в корзине «Магнита» лишь на 3% за квартал и на 13% за год до 70 рублей за килограмм. Напомним, что обычно ценник бананов стабильно держится у отметки $0,9–1 за кило — это мы и наблюдаем, кто бы там что ни говорил про уход от доллара.
Итак, подведем итог. Подорожали многие базовые продукты: картофель, курица, яйца, рис и т. д., что было не совсем равноценно компенсировано снижением цен на такие товары, как кофе и шоколад. Правда, сюда же можно отнести и победу над сахаром, который является исходником для большинства сладостей. В общем, вот вам сладкое, чтобы было веселее переживать кризис.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 123
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.