«Сублимация — один из самых продвинутых способов консервации. Причем сублимировать можно не только пищевые продукты, но и вакцины, и суспензии, и даже плазму крови», — говорит коммерческий директор ООО «СХ Техника» Арсений Грушелевский. В интервью нашему изданию он рассказал, как Казань стоит у истоков формирования нового рынка сублимированных продуктов и почему итальянцы и венгры не готовы заниматься сублимационным производством.
Арсений Грушелевский: «Это в первую очередь интересно тем, кто занимается производством и поставкой фруктов. Много продовольствия просто выбрасывают, поскольку не успевают реализовать. Сублимированные фрукты могут ждать своего клиента годами»
«Сублимированный продукт может храниться десятки лет»
— Арсений Игоревич, ваша компания «СХ Техника» известна тем, что занимается изготовлением и поставкой оборудования для убойных цехов и ферм крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота. Расскажите немного об истории и масштабах компании.
— С 2011 года «СХ Техника» работает в мясоперерабатывающей промышленности: почти 10 лет занимаемся проектированием, изготовлением и установкой линий по убою крупного и мелкого рогатого скота. За эти годы у нас сложились хорошие отношения с такими крупными игроками отрасли, как «Ак Барс» и «Камский Бекон». Часть средств, зарабатываемых в этом бизнесе, инвестировали в различные разработки. В частности, нас интересовали абсорбционные технологии — вытягивание влаги при помощи солей. К 2017-му сфокусировались на сублимации и в том же году собрали свою первую сублимационную машину.
— Что такое сублимация?
— Это способ удаления влаги из продуктов или материалов — процесс перехода вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости. И, что очень важно, сублимация не требует никакой химии и консервантов. Технология сублимации включает в себя два основных этапа: замораживание и сушку. Во время вакуумно-сублимационной сушки влага из продукта удаляется путем испарения льда. Например, если замороженную клубнику поместить в соответствующий вакуум и начать ее нагревать, то вся влага, находящаяся в ней, покинет ягоду через капилляры в виде пара, не изменив структуры и формы ягоды. При этом ягода сохранит не только форму, но и все питательные вещества, включая хрупкие молекулы витаминов белков и свой неповторимый аромат. Это возможно благодаря тому, что нагрев продукта при сублимации, в отличие от сушки, осуществляется без перегрева. После сублимации получается сухой продукт, уменьшившийся в весе в 5–10 раз.
Отмечу, что технология сублимации не нова. Однако у нас используется абсорбционный способ и некоторые инновационные решения, что позволило нам зарегистрировать компанию в «Сколково», где мы ведем активную научную деятельность.
«Сублиматор — некая бочка с полками, куда вставляются лотки с продукцией. Машина набирает вакуум примерно до 100 паскалей или ниже — это уже близко к космосу, после чего начинается процесс нагрева полок»
— Что из себя представляет сам сублиматор?
— Это некая бочка с полками, куда вставляются лотки с продукцией. Машина набирает вакуум примерно до 100 паскалей или ниже — это уже близко к космосу, после чего начинается процесс нагрева полок. Это достаточно длительный процесс, который занимает 10–20 часов. Зато, как я говорил ранее, в продукте полностью сохраняются все полезные микроэлементы и его запах. Причем бо́льшую часть сублимированных продуктов можно восстановить в исходный вид — достаточно полить их водой, и они примут первоначальную форму. Но самый потрясающий эффект в другом — продукт полностью сохраняет свой вкус. Например, сублимированным креветкам может быть 10 лет, но по вкусу вы их не отличите от тех, что были приготовлены только что. Аналогично и с более сложными блюдами. Например, мы проводили совместно с компанией «Маревен» испытания с борщом и гороховым супом. Сублимация никак не искажает вкус и аромат.
— Сколько может храниться такой продукт?
— В зависимости от вида упаковки. Средний срок хранения — 10–25 лет, но, если необходимо, можно сделать упаковку, в которой сублимированный продукт будет храниться практически вечно.
— А кто из продовольственных производителей заинтересован в таком сроке?
— Это в первую очередь интересно тем, кто занимается производством и поставкой фруктов. На текущий момент очень много продовольствия просто выбрасывают, поскольку не успевают реализовать. Сублимированные фрукты могут ждать своего клиента годами, при этом производитель и продавец получат свою прибыль, которую раньше отправляли на мусорку.
«На сегодняшний день сублимация — один из самых продвинутых способов консервации. Сублимировать можно не только продукты, но и вакцины, и суспензии, и даже плазму крови»
«Некоторые производства в Татарстане «тонут» в крови»
— Можно ли сублимировать что-то, кроме продуктов питания?
— На сегодняшний день сублимация — один из самых продвинутых способов консервации. Сублимировать можно не только продукты, но и вакцины, и суспензии, и даже плазму крови. Также на сублимацию крови обращают все больше внимание производители мясных изделий, потому что для них кровь животных — отходы, которые нужно куда-то деть и потратить на их утилизацию внушительные средства. Сублимированную кровь животного можно продавать — это отличный компонент для комбикорма, богатый белком. Грубо говоря, некоторые производства РТ «тонут» в крови и платят за ее утилизацию. А могли бы на этом заработать. Также сублимировать можно и скисшие молочные продукты, это также будет являться питательной добавкой для кормов.
— В Татарстане уже есть предприятия, установившие себе сублиматоры?
— В Татарстане сублиматоры установлены пока только на нашем собственном производстве по выпуску собачьих лакомств ООО «Фриздрай». Также в данный момент ведутся переговоры с компаниями ООО «Камский Бекон» и ООО «Прогресс Агро».
«Если замороженную клубнику поместить в вакуум и начать нагревать, то вся влага покинет ягоду через капилляры в виде пара, не изменив структуры и формы ягоды. При этом ягода сохранит не только форму, но и все питательные вещества, включая хрупкие молекулы витаминов белков и свой неповторимый аромат»
— Где расположено ваше производство по сублиматорам?
— Производство сублимационных машин расположено на улице Родины. А на улице Энгельса у нас есть свое небольшое производство сублимационной продукции — изготавливаем лакомства для собак: трахеи, желудки, легкие, бычьи пенисы. Мы одни из первых производителей сублимированных лакомств в России, но понимаем, что скоро появятся конкуренты, поскольку ниша очень перспективная. Многих потенциальных игроков останавливает стоимость оборудования, но для нас это не так критично, ведь мы сами его производим.
— Какие сублиматоры вы делаете и сколько они стоят?
— У нас гибкий подход, поэтому мы изготавливаем сублиматоры с загрузкой от 1 до 1 тысячи килограммов. Можем реализовать любые параметры, которые нужны заказчику. В том числе создаем и лабораторные машины. Чем меньше машина — тем меньше стоимость. Например, сублиматор на 3 килограмма стоит порядка 475 тысяч рублей. Сублиматоры промышленного масштаба — существенно дороже. Зарубежные аналоги стоят около миллиона долларов, а наши машины — около 350 тысяч долларов. К слову, мы едва ли не единственные, кто серийно выпускает сублиматоры в России.
— В чем ваше преимущество, помимо стоимости оборудования?
— В том, что мы оказываем сервис: сами монтируем и дистанционно следим за всеми установками. У нас есть отдельный штат IТ-специалистов: они в режиме онлайн видят работу всех машин и в 80 процентах обращений заказчиков могут дистанционно решить вопрос. Более того, наши же программисты пишут программное обеспечение, оно полностью отечественное и не зависит от иностранных решений.
«Бо́льшую часть сублимированных продуктов можно восстановить в исходный вид — достаточно полить их водой, и они примут первоначальную форму. Но самый потрясающий эффект в другом — продукт полностью сохраняет свой вкус»
«Те, кто успеет войти в сублимационный бизнес сейчас, снимут все сливки»
— Вы отметили, что можете делать лабораторные машины. Планируете выход на медицинский рынок?
— Да. Это очень большой рынок, где сублимировать можно вакцины, БАДы, лекарства, плазму крови. Например, в США производство сублимированной плазмы — уже налаженная технология. А у нас пока только ведутся исследования в этом направлении.
— Кто-либо из фармацевтического рынка заинтересован в ваших услугах?
— Сейчас сублимируем образцы для одного частного заказа. Многих интересует сублимированная плазма. Сейчас ее переливание можно сделать только в стационарных условиях, а сублимированный продукт позволит забыть об ограничениях и проводить переливание крови буквально в любом месте.
— А как использовать сублимированную плазму?
— Ее достаточно развести физраствором и можно вводить в организм. Одного пакетика будет достаточно даже в критической ситуации. Сублимированная плазма могла бы встать на вооружение скорой помощи, была бы актуальна для работы служб МЧС, армии и даже для экстремалов.
— Какие планы по развитию у вашей компании?
— Наша основная задача — продолжить выпускать серийно сублиматоры и продвигать их как на внутреннем, так и на европейском рынке. 10 апреля едем на выставку «Продэкспо» в Москву знакомить с нашими возможностями потенциальных покупателей. Вторая задача — выход на международный рынок. Как я ранее говорил, себестоимость производства в России ниже в 2,5–3 раза, чем за границей, поэтому те, кто успеет войти в сублимационный бизнес сейчас, снимут все сливки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.