Зулькарнайн Исмаил: «Так я вижу мир. И мне нравится делиться этим с людьми»Фото предоставлено галереей «БИЗОN»

«Я рисую, как маленький ребенок»

— Зулькарнайн, расскажите, как вы начали заниматься фотографией и искусством?

— Все началось, когда я был студентом. Многие мои университетские задания требовали использования программного обеспечения для редактирования фотографий. Тот же Adobe Photoshop или Adobe Illustrator. А еще я часто участвовал в онлайн-конкурсах по фотоманипуляциям, благодаря которым развил свои навыки и многому научился в редактировании фотографий. Такие конкурсы отлично тренируют и мотивируют.

— То есть правильное название вашего фотоискусства — это фотоманипуляция?

— Да, именно. Правильно называть так.

— А сами любите фотографировать?

— Да, но в основном с помощью мобильного телефона. У меня есть большая камера, но я особо ей не пользуюсь. А на телефон снимаю. Но эти фотографии я редко использую для своего художественного проекта. Не очень увлекаюсь фотографией, потому что мне не нравится ее технический аспект. Только иногда беру собственные снимки для работы.


— Почему?

— Качество фотографий, которые у меня получаются на телефоне, ниже стандартов, с которыми я привык работать. Мне нужны высокоточные, четкие изображения с большим разрешением. Я люблю красивые фотографии. А они есть только на фотостоках.

— То есть вы покупаете права на использование изображений у других фотографов?

— Нет. Я пользуюсь бесплатным фотостоком Coolstockphotos. Оттуда вы спокойно можете брать изображения и использовать их, как нравится. Причем совершенно не нужно упоминать автора первичной фотографии.

«Изначально я ничего не набрасываю, не делаю эскизов. У меня нет в голове четкой картины того, как в конце будет выглядеть моя работа» «Изначально я ничего не набрасываю, не делаю эскизов. У меня нет в голове четкой картины того, как в конце будет выглядеть моя работа»

— Как именно вы создаете свои работы? Если это не секрет, конечно. В каких программах работаете?

— Сначала трачу некоторое время на просмотр стоковых фотографий. Ищу что-то интересное. Изначально я ничего не набрасываю, не делаю эскизов. У меня нет в голове четкой картины того, как в конце будет выглядеть моя работа. Бо́льшую часть изображений я придумал по ходу дела. Потом беру то, что мне нужно, из стоковых фотографий, перемещаю их на компьютерный холст (то есть в новый документ) и смотрю, чтобы они хорошо сочетались друг с другом. Использую цветокоррекцию, кривые или еще какие-нибудь инструменты там, где, как мне кажется, это необходимо.

Из программ я обычно пользуюсь Adobe Photoshop, иногда Adobe Illustrator. К примеру, моя «Весенняя зебра» — как раз результат работы в этих двух программах.  Но «Зебра» скорее исключение, чем правило. На 99 процентов я работаю в Photoshop.

— Сколько времени это занимает: от идеи до реализации?

— На самом деле во многом это зависит от того, как сильно я увлечен идеей новой работы. У меня нет четких сроков, обычно это занимает от 1 до 3 дней. Иногда, бывает, и неделю просижу. Порой процесс осложняет доступность источника изображения, который я ищу. На это и уходит основное время, а на саму реализацию — всего несколько часов. Ну и сложность задумки накладывает свой отпечаток.

— А просто так рисовать любите? Взять карандаши, бумагу, и все.

— Я рисую, как маленький ребенок. Не люблю делать наброски. Иногда могу что-то своим детям нарисовать, но это так, схематично.

«Большинство работ я воссоздал с нуля для широкоформатной печати. Точка за точкой, пиксель за пикселем. На это у меня ушел почти год» «Большинство работ я воссоздал с нуля для широкоформатной печати. Точка за точкой, пиксель за пикселем. На это у меня ушел почти год»

«Пожалуйста, когда приедете в «БИЗОN», селфитесь на фоне моих работ, отмечайте меня»

— Расскажите, в каких странах вы выставлялись. Где уже были ваши работы?

— Моя первая выставка состоялась в Милано-Мариттиме в Италии, и называлось  событие — Vialetto degli Artisti. Помню, мне написал парень по имени Паоло, фамилию его сейчас не назову. И пригласил поучаствовать. До этого я никогда не выставлялся. Они хотели дать пространство и реализацию новому художнику. Плюс ко всему во время выставки некоторые из моих работ были выставлены на продажу.

— Как давно это было?

— Надо проверить аккаунт в «Инстаграме». Я не помню точную дату, несколько лет назад.

— В 2019-м вы экспонировались в Санкт-Петербурге. Это была первая выставка в России? Много ли у вас русских поклонников?

— Примерно 5 процентов моих подписчиков из России. Большинство из них узнали обо мне как раз благодаря выставке в Санкт-Петербурге. Получается, что это первая экспозиция не только в России, но и вообще. Я так говорю, потому что она была крупной и персональной. В Италии прошла очень небольшая выставка, которая располагалась на улице, а в Санкт-Петербурге мои работы заняли целый этаж музея.

— Как ощущения?

— Странные немного. Я тогда не побывал в Италии, не приехал и в Россию. Единственный способ, благодаря которому я могу посмотреть собственную выставку, — это теги посетителей.

— У вас физически не получилось приехать или были какие-то другие причины?

— В то время я должен был расти как художник. Принимающая сторона была готова оплатить мне перелет и проживание, но вмешались другие обстоятельства. Не знаю, можно ли мне сейчас об этом рассказывать. В то время я проходил университетский курс, и в это время правительство не позволяет гражданину, у которого есть студенческий кредит, выезжать за границу. Сначала я должен расплатиться с правительством и только потом выезжать за границу.

— Что зрители могут увидеть в галерее «БИЗОN»? Расскажите немного о произведениях, которые приехали в Казань.

— Выставочная версия некоторых моих работ будет немного отличаться от того, что я размещал в ленте «Инстаграма». Дело в том, что большинство из них специально создано для социальных сетей: у них низкое разрешение. Поэтому мне пришлось менять формат, улучшать качество изображений. Большинство работ я воссоздал с нуля для широкоформатной печати. Точка за точкой, пиксель за пикселем. На это у меня ушел почти год. Поэтому, пожалуйста, когда приедете в «БИЗОN», селфитесь на фоне моих работ, отмечайте меня или просто ищите первоначальную версию в моей ленте.

— Сколько работ представлено на выставке?

— Около 40, если я правильно помню. Там будут не только постеры, но и 5–6 видео.

«Так я вижу этот мир. И мне нравится делиться этим с людьми» «Так я вижу мир. И мне нравится делиться этим с людьми»

«Все сидели дома, и я соединил море и кровать»

— Как вы продумываете необычные образы для животных? Например, зебра-пружина или жираф на эскалаторе.

— Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Так я вижу мир. И мне нравится делиться этим с людьми.

— Мне очень нравится работа, где обезьянка сидит перед портретом Чарльза Дарвина. Какой смысл вы закладывали в эту работу?

— Что ж, идея проста. Просто я не согласен с теорией биологической эволюции Дарвина, но это только мое собственное мнение. Главная цель работы — подвигнуть свою аудиторию думать самостоятельно. Люди свободны иметь собственную интерпретацию. Давайте я попробую проинтервьюировать вас. Что вы увидели в работе?

«Просто я не согласен с теорией биологической эволюции Дарвина. Но это только мое собственное мнение» «Просто я не согласен с теорией биологической эволюции Дарвина, но это только мое собственное мнение»

— Это серьезная тема, здесь и без нас много споров. Но картина точно дает толчок задуматься о природе этой теории и ее жизнеспособности. А какая ваша любимая работа?

— Моя любимая работа — Seebed. Этот цикл пришел мне в голову во время карантина. Все сидели дома, и я соединил море и кровать. Мне очень понравился сам процесс ее создания, и результат, конечно, тоже вышел классным.

— Много времени ушло?

— Нет, совсем нет. Это было легко. У меня были четкие красивые картинки: прекрасная спальня с мятым постельным бельем, яркие морские рыбки.

— Я видела, что некоторые ваши работы оживлены. Вы увлекаетесь еще и видеоартом?

— Да, это мне тоже интересно. Кстати, сейчас я учусь работать в этой технике, видеоарте. Некоторые из моих работ были созданы при помощи анимации, например GoLow и Hummingbird. Иногда я делаю коллаборации с друзьями, которые тоже занимаются видеоартом.

— Вы очень вдохновляетесь природой. Можно сказать, что это ваше основное вдохновение? Откуда такая любовь к природе?

— Я не знаю, как в Татарстане и России, но в Малайзии очень богатая природа  все зеленое, много деревьев, рек. Мы окружены природой. Наверное, поэтому она так часто встречается в моем творчестве. Когда я был ребенком, моя семья жила в сельской части страны. Мои детские воспоминания всегда связаны с природой. Я часто ходил на рыбалку, лазил по деревьям, плавал в реке, называйте, как хотите. Так что, наверное, именно отсюда и взялась моя любовь к природе.

«Я не знаю, как в Татарстане и России, но в Малайзии очень богатая природа. Все зеленое, много деревьев, рек. Мы окружены природой. Наверное, поэтому она так часто встречается в моем творчестве» «Я не знаю, как в Татарстане и России, но в Малайзии очень богатая природа  все зеленое, много деревьев, рек. Мы окружены природой. Наверное, поэтому она так часто встречается в моем творчестве»

— Вас беспокоит проблема загрязнения окружающей среды, глобального потепления, истребления целых видов животных?

— Да, безусловно! Я прекрасно замечаю, как погода в Малайзии становится жарче с каждым годом. Иногда просто невозможно выйти на улицу из-за температуры. Я очень надеюсь, что в глобальном плане с этим можно что-то сделать. В такие жаркие сезоны у нас очень ограниченная активность. Боюсь представить, как это отражается на животных.

— Как часто сами любите уходить подальше от цивилизации?

— В принципе, у меня нет проблем с цивилизацией. Но как только появляется возможность уехать, то с удовольствием. Обычно у меня много работы и мало дней для отдыха, поэтому когда время появляется, я стараюсь проводить его с семьей. Мы ходим в походы, на рыбалку.

«Вот сейчас на мне традиционная малайзийская одежда — эта рубашка. Но на этом пока все. Мое видение сейчас сильно отличается от традиций. Там оно больше прикладное, ремесленническое, а мне нравится визуальная графика. Но когда-нибудь я хотел бы создать что-то, вдохновленное традиционным искусством моей страны»Фото предоставлено галереей «БИЗОN»

«Я соблюдаю пост, Рамадан, не употребляю свинину, алкогольные напитки и молюсь 5 раз в день»

— У вас большая семья?

— Жена и двое детей: мальчишки 4 и 7 лет. Они мои главные фанаты.

— Думаю, так и должно быть. У вас очень интересное имя. Кто назвал вас Зулкарнайном?

— Спасибо. Имя дали мне родители  Мухамед Зулкарнайн, так оно звучит в полном варианте. Когда я вырос, то узнал, что оно означает «обладатель двух рогов». В Коране есть такой персонаж.

— Я читала, что оно связано с именем Александра Македонского.

— Насколько мне известно, Александр Великий и Зулькарнайн — это два разных человека.

— Не самое простое имя в произношении. У него есть короткая версия? Как вас называют  родные и друзья?

— Да, это точно. Намного сложнее многих европейских имен. Моя семья зовет меня Наин, по второй части имени. Но это имя только для семьи. А друзья зовут меня Зул. Так что можете называть меня так же.

— В Малайзии, как и в Татарстане, преобладает ислам. Вы религиозный человек? Соблюдаете пост?

— Забавно думать, религиозен я или нет. Могу сказать, что соблюдаю пост, Рамадан, не употребляю свинину, алкогольные напитки и молюсь 5 раз в день. Надеюсь, что я религиозный человек в глазах Всемогущего Бога.

«Я всегда поражаюсь красоте искусства, которое создают люди. Будь оно цифровым или изобразительным искусство» «Я всегда поражаюсь красоте искусства, которое создают люди, будь оно цифровым или изобразительным»

— Я так понимаю, что это пошло еще от родителей?

—  Да, вся моя семья — мусульмане. Мы чтим Коран, и я приучаю к этому детей.

— Какова ситуация в Малайзии с визуальным и фотографическим искусством?

— Честно говоря, я особо не в курсе. Но у меня есть несколько друзей-малайзийцев, которые увлекаются фотографическим искусством. Знаю только, что в Малайзии всего несколько человек занимаются тем же, чем и я, — фотоманипуляцией.

— А традиционное искусство Малайзии вас вдохновляет?

— Вот сейчас на мне как раз традиционная малайзийская одежда — эта рубашка. Но на этом пока все. Мое видение сейчас сильно отличается от традиций. Там оно больше прикладное, ремесленническое, а мне нравится визуальная графика. Но когда-нибудь я хотел бы создать что-то, вдохновленное традиционным искусством моей страны.

— Как вы относитесь к коммерциализации искусства? Не просто делать работы в «Инстаграме», а продавать принты за большие деньги.

 — Абсолютно за. И сам продаю работы. Это помогает зарабатывать на жизнь.

—  Я правильно понимаю, что искусство — это не основная ваша профессия?

— Да. Пять лет я работал креативным директором в одной компании. Сейчас поменял специализацию, но она все так же включает творческий аспект работы.

— А фотоманипуляция — это просто хобби?

— Да, это определенно хобби, но оно помогает мне сохранить креативность в основной работе.

— Как думаете, может ли диджитал-искусство соперничать с изобразительным?

— Я всегда поражаюсь красоте искусства, которое создают люди, будь оно цифровым или изобразительным. Но, честно говоря, я гораздо больше ценю визуальное искусство, которое, как мне кажется, требует разного уровня усилий и навыков.