Тимур Бекмамбетов: «Нам абсолютно не хотелось лезть в общественно-политический контекст этого фильма. Это картина про двух друзей». Тимур Бекмамбетов: «Нам абсолютно не хотелось лезть в общественно-политический контекст данного фильма. Это картина про двух друзей». Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я очень благодарен Тимуру за то, что мы встретились, поговорили и сделали это»

Сегодня вечером в московском кинотеатре «Россия» фильм «Девятаев», который входит во внеконкурсную программу фестиваля, откроет московский международный кинофестиваль. Пока же в четверг днем новую ленту русско-голливудского режиссера Тимура Бекмамбетова, ранее известную под черновым названием «Фау-2. Побег из ада», показали критикам и журналистам в столичном «Октябре». А после — часть съемочной группы лично принимала поздравления во время пресс-конференции.

Картина основана на реальных событиях жизни летчика-истребителя и многолетнего жителя Казани Михаила Девятаева. Точнее, на самом известном эпизоде его биографии — побеге из концлагеря на острове Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха. Бежал Девятаев вместе с 9 заключенными на угнанном нацистском бомбардировщике Heinkel He 111 H-22, чудом подняв его в воздух, чудом выжив, а после — чудом пережив месяцы фильтрационных лагерей под клеймом «предателя Родины», чтобы после стать одной из живых легенд Великой Отечественной войны, как минимум для Татарстана.

Фото: Автор: БазелевсВоенфильмМТС МедиаЛенфильмРоссия-1 - film.ru, Добросовестное использование, ru.wikipedia.org

И как бы не грозился Бекмамбетов завязать снимать кино в традиционном формате, «Девятаев» получился именно таким. Видимо, жанр screen life, где все действие происходит на мониторе компьютера, захватил его еще не полностью. Вместе с режиссером Сергеем Трофимовым (долгие годы работал  с Бекмамбетовым как оператор) они сделали военную драму о дружбе, храбрости и настоящем подвиге. В главных ролях — Павел Прилучный (Девятаев) и Павел Чинарев (Ларин).

Александр Девятаев: «Очень благодарен Тимуру за то, что мы встретились, поговорили и сделали это»Фото: © Сергей Пятаков, РИА «Новости»

«Я и вся наша большая семья всегда мечтали, что про отца снимут фильм. За эти долгие годы, за последние 20 лет с его смерти, у всех был один вопрос: почему нет фильма? Я очень благодарен Тимуру за то, что мы встретились, поговорили и сделали это», — поблагодарил режиссера сын Героя Советского Союза, профессор КГМУ Александр Девятаев. К слову, он не просто присутствовал на пресс-конференции, но и консультировал съемочную группу во время всего процесса.


«Мне кажется, это один и тот же человек, разложенный на два»

Историю девятаевского «побега из ада» в Татарстане знает, кажется, практически каждый, но Бекмамбетов признавался, что узнал об этом факте от супруги, помощника президента Татарстана Наталии Фишман-Бекмамбетовой. В создании участвовало несколько студий — «Военфильм» и «Базилевс Продакшн», а одним из ключевых спонсоров выступил татарстанский нефтяной гигант «Татнефть».

Именно с Татарстана и начинается картина. Казань, мирный послевоенный праздник Первомай, живой и уже реабилитированный летчик Девятаев. У него уже есть семья: дети и жена Фая, которую сыграла Дарья Златопольская (жена генерального директора «России-1», еще одного спонсора картины — Антона Златопольского). Всего через несколько минут зрителю показывают, через что пришлось пройти герою Прилучного ради этих счастливых минут в мирной Казани.

По сути, за вычетом начальных и финальных пяти минут картина строится вокруг побега. Тут и Лодзинский лагерь военнопленных (первая попытка сбежать), и лагерь смерти Заксенхаузен (где с помощью парикмахера ему удается избежать смерти), и Пенемюнд. Тот самый ад, из которого ему все-таки удалось сбежать. Кстати, именно там ненадолго появляется Фатух, щуплый татарин, которого сыграл Нияз Зиннатуллин, актер казанского ТЮЗа.


С первого взгляда кажется, что это картина о подвиге. Но Бекмамбетов утверждает: «Нам абсолютно не хотелось лезть в общественно-политический контекст данного фильма. Это картина про двух друзей». Только один под страхом смерти и общественного порицания делает все возможное для побега. А второй — признает себя мертвецом на Родине и работает на нацистов.

«Я не мог ничего изменить в характере и обзоре Девятаева. Потому что это реальный человек. Наверняка у него могли существовать мысли, что приказ №270 (приказ ставки Верховного главного командования Красной армии от 16 августа 1941 года, фактически запрещавший солдатам и офицерам сдаваться в плен, — прим. ред.) был негуманный. Поэтому мы придумали альтер эго Девятаева — летчика Ларина, которому мы сможем передать все сомнения, эмоции. И именно в их диалогах мы видим, что могло происходить внутри Михаила. Мне кажется, это один и тот же человек, разложенный на два», — признался Бекмамбетов.


Отметим, что одна из интриг фильма так и не была раскрыта до конца. Дело в том, в сегодня на просторах интернета появился новый релиз от Тилля Линдеманна. Лидер Rammstein поет… на русском знаменитую песню «Любимый город», некогда исполняемую Марком Бернесом. Вокал Линдеманна здесь, прямо скажем, на любителя, но отдельно отмечается, что композиция должна войти в саундтрек к «Девятаеву». Правда, на пресс-показе конечные титры шли без музыкального сопровождения.

В роли Девятаева  — Павел Прилучный В роли Девятаева  — Павел Прилучный: «История действительно заслуживает того, чтобы ее воплотили на экране. И для меня большая честь сыграть народного героя. Попробую не осрамиться» Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Прилучный вместо Козловского

Нужно отметить, что реализован был проект «Девятаев» с момента, как о нем узнала общественность, до премьеры самого блокбастера довольно стремительно. Буквально два года назад Бекмамбетов и режиссер Дмитрий Киселев, снявший «Время первых» (он изначально планировался в качестве постановщика картины про «побег из ада»), представляли «Девятаева» на питчинге в фонде кино, где авторы боролись за получение госфинансирования. Причем тогда претендентом на главную роль считался Данила Козловский.

А выпустить фильм хотели аж в феврале 2020 года. «Это абсолютная авантюра, я просто объясню, почему. Мы очень хотим успеть ко дню, когда случилось данное событие, а это февраль 1945 года. И на следующий год в феврале исполняется 75 лет. Чем черт не шутит, мы люди опытные, вдруг все сложится так, что мы сможем и все сделаем. Если нет, то я думаю, что это не принципиальный вопрос. Просто дата очень правильная, она и индустриально правильная — это февраль, будет 23 февраля, будут праздники. Но качество в любом случае важнее», — говорил тогда Бекмамбетов.

В итоге проект поддержал фонд кино, но Киселев снимать фильм не стал, а Козловского в итоге заменил Прилучный.

Позже актер признавался, что  вживаться в роль ему помогают и погода на съемочной площадке, и костюмы, которые дают понять, как в тех условиях существовали люди. «Все дается достаточно правдоподобно», — рассказывал Прилучный. Хотя и признавался, что до съемок не читал мемуары самого Девятаева. Но успел посмотреть документальный фильм «Побег из ада», и рассказанная в нем история его тоже поразила. «Очень интересная история. Жуткая. А эта история с кожей вообще убила. Не знал этого факта ранее. О том, что немцы делали сумочки и абажуры из человеческой кожи. Это такая жуть. Очень много для себя всяких интересных штук открыл, — заявил актер. — История действительно заслуживает того, чтобы ее воплотили на экране. И для меня большая честь сыграть народного героя. Попробую не осрамиться».

Специализированные киносайты оценивают бюджет «Девятаева» в $10 миллионов.