Сегодня в Казани запустился сервис каршеринга «Делимобиль». Компания привезла в столицу Татарстана 300 машин, в том числе BMW 320i. При этом немецких иномарок бизнес-класса в городе будет значительно больше, чем в других миллионниках: компания уверена, что на них возникнет спрос. Каршеринг рассчитывает захватить долю рынка за счет молодых водителей без стажа и большей, чем у конкурента, зоны покрытия. Эксперты «БИЗНЕС Online» прогнозируют ухудшение ситуации на дорогах и сокращение числа свободных мест на парковках.
«Делимобиль» работает в России с 2015 года, но до сих пор обходил Казань стороной. Сервис копил силы, чтобы зайти с достаточным количеством машин, и не разочаровать казанцев. Сейчас в городе около 300 автомобилей компании, а к 4 мая планируется 450
«BMW в Казань мы завезем значительно больше, чем в другие города-миллионники»
«Так, это кто приехал на „Яндекс.Драйв“?» — в шутку возмутилась гендиректор «Делимобиля» в России Елена Бехтина, заметив, что кто-то из журналистов подъехал на пресс-завтрак по случаю запуска сервиса в Казани на машине конкурента. Получился неосознанный троллинг, но к нему можно отнестись снисходительно, ведь на тот момент сервис «Делимобиль» в столице РТ еще не работал. Он торжественно запустился только с ударом гонга во время встречи со СМИ. После этого машины сервиса отобразились в приложении.
«Делимобиль» работает в России с 2015 года и давно присутствует в Приволжском федеральном округе, но до сих пор обходил Казань стороной. Причину сегодня пояснил директор по региональному развитию компании Виталий Петровский. Оказалось, что сервис просто копил силы, чтобы зайти в город с достаточным количеством машин и не разочаровать казанцев. Сейчас в столице РТ около 300 автомобилей компании, а к 4 мая планируется 450 — это полный автопарк для столицы Татарстана. Всего в России ездит 15 тыс. машин «Делимобиля» в 10 городах — от Санкт-Петербурга до Новосибирска, а число пользователей перевалило за 5 млн, отчитались в компании.
По словам Бехтиной, сервис отличается системой рейтинга водителя, которая учитывает манеру вождения (скорость, резкое ускорение или торможение), наличие штрафов, частоту поездок. В приложении водители видят, из чего складывается их рейтинг. Если нарушений окажется чересчур много, пользователя заблокируют. Опираясь на такую систему, «Делимобиль» пускает за руль даже 18-летних водителей без стажа.
«Надо понимать, что если человек совсем не соответствует нашим параметрам и требованиям по стилю вождения и так далее, то он не будет нашим клиентом, чтобы не подвергать никого опасности», — заверил Петровский.
Базовая цена аренды сейчас составляет 7 рублей в минуту. Но система рейтинга в дальнейшем автоматически соберет все показатели езды, оценит вероятность попадания в ДТП и соответствующим образом скорректирует цену. Постоянные клиенты, не нарушающие правил дорожного движения, могут получить скидку до 35% от этой суммы.
«Мы единственный каршеринг, который решил сделать ценообразование доступным и понятным для клиентов, — заявила Бехтина. — От клиентов много вопросов про динамическое ценообразование, что вот „сейчас пойдет дождь и цены взлетят“. Мы говорим нет. У нас есть рейтинг, и каждый водитель может влиять на свою цену, может четко понимать, от чего зависит его стоимость».
В компании обещают, что очень уставшие или подвыпившие водители не смогут сесть за руль. Для этого разработали тест на внимательность (внутри компании его называют «алкоквиз»), но работает он только с 22:00 до 05:00. Суть в том, что нужно за определенный промежуток времени выполнить какое-то простое (для трезвого человека) задание. К примеру, необходимо подобрать последовательность цифр или геометрических фигур. Если тест не пройден, машина откроется (чтобы не морозить людей), но не заведется.
Еще одно преимущество — бо́льшая, чем у конкурента, зона покрытия. Из Казани на «Делимобиле» предоставится возможность доехать аж до Нижнего Новгорода и Ульяновска. Однако оставить машину там не получится: нужно вернуться в Казань. Впрочем, компания в дальнейшем обещает проработать соответствующий вопрос: обещают, что машины можно будет оставить, например, в Зеленодольске.
Базовая цена аренды сейчас составляет 7 рублей в минуту. Но система рейтинга в дальнейшем автоматически соберет все показатели езды, оценит вероятность попадания в ДТП и, соответственно, скорректирует цену. Постоянные клиенты, не нарушающие правил дорожного движения, могут получить скидку до 35% от данной суммы
На каких машинах получится прокатиться? В эконом-сегменте Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Nissan Qashqai, в комфорте — KIA Rio X-Line, а бизнес-класс представлен седанами BMW 320i. «BMW в Казань мы завезем значительно больше, чем в другие города-миллионники. По нашим оценкам, здесь это будет востребовано и с точки зрения интереса клиентов, и с точки зрения качества дорог», — уверенно отметил Петровский.
«Скажу честно, в нашей модели Казань всегда фигурировала как номер один на протяжении долгого времени», — признался директор по региональному развитию, отметив платные парковки и готовность городской инфраструктуры. Пользователи сервиса смогут бесплатно оставить машину на платных парковках — договоренность с исполкомом есть.
В пользу Казани сыграло и то, что каршеринг тут уже был, и вообще «регион прогрессивный». По словам Петровского, еще до открытия «Делимобиля» они насчитали в Казани 50 тыс. пользователей своего приложения. Это те люди, которые живут в Казани и в последний раз открывали приложение, находясь в столице РТ.
Новых клиентов сервис собирается привлекать через автошколы. На одном из последних занятий будущим водителям объясняют преимущества каршеринга перед личным авто. Автошколы заинтересованы в сотрудничестве, поскольку он по сути обеспечивает их новыми учениками и дает гарантию, что права не будут «пылиться», пояснил представитель сервиса. Некоторым автошколам «Делимобиль» предоставляет машины для тренировки навыков вождения.
Новых клиентов сервис собирается привлекать через автошколы. Будущим водителям объясняют преимущества каршеринга перед личным авто. Автошколы заинтересованы в сотрудничестве, поскольку он по сути обеспечивает их новыми учениками и дает гарантию, что права не будут «пылиться». Некоторым автошколам «Делимобиль» предоставляет машины для тренировки навыков вождения
«Страшновато получается, от «Яндекс.Драйва» и то шарахаешься»
Представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин остался очень недовольным заходом Казань еще одного оператора каршеринга. «Как можно к этому хорошо относиться, учитывая, что управлять их автомобилями можно без стажа? — задается он вопросом. — Страшновато получается, от „Яндекс. Драйва“ и то шарахаешься, когда они носятся по улицам, а тут водители совсем без стажа будут. Можно сказать, что курсанты после окончания автошколы тоже за руль садятся, но они управляют своим автомобилем, а в каршеринге он чужой, его не жалко, именно это вызывает беспокойство. Многие водители каршеринговых авто используют агрессивный стиль вождения, ПДД не соблюдают, могут подрезать и не уступить дорогу. Бывают и исключения — некоторые, наоборот, аккуратно ездят, смотря на кого нарвешься».
По оценке Хайруллина, за два года присутствия в Казани «Яндекса.Драйва» водители данного каршеринга не эволюционировали. «К лучшему будут меняться те водители, которые постоянно данным сервисом пользуются, — полагает собеседник издания. — Но у него есть постоянный приток новых клиентов, которые садятся за руль арендованного автомобиля в первый раз».
Еще один минус появления нового оператора — снижение для обычных водителей числа свободных мест на муниципальных парковках. «Это еще одна плохая новость, — полагает Хайруллин. — Вдобавок водители каршеринга любят бросать машины во дворах, где и без того проблемы с парковкой. Вам понравится во дворе появление какого-то левого автомобиля, который неизвестно когда уедет?»
Напомним, на данный момент в Казани работает 193 платные парковки на 4 451 место.
Все новое интересно, и «Делимобиль» может забрать часть рынка у «Драйва», считает руководитель дивизиона «Поволжье» ГК «Альфа-Лизинг» Эмиль Сафиуллин. В беседе с «БИЗНЕС Online» он отметил, что пользователи оценят систему, при которой постоянные клиенты, не нарушающие ПДД, смогут получить скидку.
«Я думаю, что за счет более низких тарифов можно забрать у конкурента хорошую долю клиентов. При этом „Яндекс“ силен своей экосистемой — это и такси, и комплексные подписки на сервисы», — указал спикер.
Сафиуллин сомневается в том, что большая зона покрытия даст «Делимобилю» преимущество перед «Яндексом»: «Каршеринг больше интересен на коротких расстояниях, для передвижения по городу».
Возможность арендовать автомобиль с 18 лет Сафиуллин считает спорным решением, но признает, что оно привлечет много молодых водителей. По мнению собеседника, казанский рынок «развивается не так динамично, чтобы наводнить его большим количеством каршеринговых компаний».
Совладельца каршеринга «Ситидрайв» Бориса Голикова не удивил заход «Делимобиля» в Казань. «Первый этап развития каршерингового бизнеса в России — борьба за Москву, сейчас, когда в столице все нарастили большие парки, настал второй этап — борьба за крупнейшие города в регионах, — рассказал Голиков корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Для такого большого города, как Казань, одного оператора явно недостаточно».
По оценке собеседника издания, на стадии захвата рынка каршеринговый бизнес далек от окупаемости. «Все каршеринговые компании сейчас убыточны, идет активная борьба за потребителя, говорить о маржинальности преждевременно» — заключил он.
Сейчас городской парк «Драйва» в Казани включает в себя 440 машин. По подсчетам «Яндекса», водители с момента запуска совершили почти 2 млн поездок, а в последние полгода среднее число поездок достигло 2,7 тыс. по будням и 3 тыс. в выходные
Как в Казань пришел «Яндекс.Драйв»
Автомобили «Драйва» появились на улицах столицы Татарстана почти два года назад — в конце мая 2019 года. Символично, что первое ДТП с каршеринговой машиной случилось именно в день запуска — на улице Восход водитель разбил арендованную Hyundai Creta.
После этого произошла целая серия аварий и других курьезных случаев с участием арендованных автомобилей. Едва ли не ежедневно в городских сообществах в соцсетях стали публиковать фотографии разбитых в ДТП машин с фирменной символикой или авто со снятыми колесами. Некоторые устраивали дрифт на новеньких иномарках, и порой такие выкрутасы заканчивались плачевно.
Госавтоинспекция начала проводить рейды «Каршеринг». В начале августа полицейские поймали в Казани мужчину, который, по предварительным данным, использовал машину «Драйва» для перевозки наркотиков. В том же месяце ГИБДД Казани задержала лишенного водительских прав автомобилиста, который смог взять в аренду машину сервиса. Спустя несколько дней водитель 1996 года рождения на машине «Драйва» задавил пешехода.
А в ноябре 2019 года в городе заметили каршеринговый фургон, который использовали вместо катафалка. Один из жителей Казани рассказал, что обсудил ситуацию с оператором «Яндекс.Драйва», и в поддержке ему сказали, что не рекомендуют использовать машины каршеринга для перевозки покойных, но правилами это не запрещено. Представители «Яндекса» тогда отказались комментировать ситуацию.
Сейчас городской парк «Драйва» в Казани включает в себя 440 машин. По подсчетам «Яндекса», водители с момента запуска совершили почти 2 млн поездок, а в последние полгода среднее число поездок достигло 2,7 тыс. по будням и 3 тыс. в выходные.
«Возрастная структура пользователей похожа на структуру владельцев личного транспорта — устраняется перекос в сторону молодых людей, которые первыми стали осваивать каршеринг. В Казани доля пользователей возрастом 35 лет и старше за последние два года выросла почти в 1,5 раза — с 16 до 23%», — говорится в исследовании «Яндекса», вышедшем в середине апреля.
В компании также обращали внимание на то, что медианная скорость машин «Драйва» такая же, как у обычных автомобилей, а по числу превышений скорости разницы нет.
Эксперты прогнозируют ухудшение ситуации на дорогах и отмечают, что рынок Казани еще недостаточно развит для аренды автомобилей
Неудачные попытки TimCar и «Карусели»
Практически одновременно с «Яндексом» в Казани запустился сервис «Карусель». В день запуска для аренды было доступно 75 автомобилей LADA — Granta, Largus и Vesta. Стоимость минуты аренды составляла 6,6 рубля, в режиме ожидания — 2 рубля. Компания сообщала о планах увеличить число автомобилей до 200, но уже в середине августа число свободных автомобилей стало сокращаться, а вскоре они исчезли вовсе.
«[Закрытие сервиса в Казани] предсказуемо — у „Карусели“ были слишком низкие тарифы, — объяснял компетентный источник „БИЗНЕС Online“. — Подобное ожидаемо — высокая аварийность и низкие цены сделали свое дело, на данном сервисе невозможно зарабатывать, для этого машины должны круглосуточно кататься. Да и „Яндекс“ сейчас на нем не зарабатывает денег. С приходом зимы желающих воспользоваться каршерингом будет все меньше, в холодное время года прокатные машины чаще стоят, чем ездят».
Первопроходцем на казанском рынке каршеринга был TimCar. Московский оператор продержался в столице РТ меньше года: первые машины появились в августе 2018 года, а в марте 2019-го сервис прекратил работу.
Генеральный директор ООО «Форвард» Артур Еникеев (проект TimCar принадлежит данной компании) называл ключевой причиной ухода с рынка низкую покупательную способность казанцев. «Это в Москве люди платили несколько сотен за одну поездку, у нас же клиенты брали машины на несколько минут и платили за это 50 или 100 рублей, поэтому и не пошло», — объяснял бизнесмен. Он также отмечал, что с выходом «Яндекса» на рынок каршеринга закрылись многие компании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.