«Вы сами придумали виртуальные парковки. Ездят на самокатах далеко не 18-летние — на каком основании?» — обрушился с критикой на кикшеринг (прокат электросамокатов) начальник ГИБДД Ленар Габдурахманов. Госавтоинспекция и прокуратура выдвинули сервисам аренды самокатов требования — в четырехдневный срок приструнить любителей погонять, закрыть доступ к сервису тем, кому меньше 18 лет, очистить тротуары от самокатов и снизить максимальную скорость передвижения до 15 км/ч. Предприниматели парируют: чем ниже скорость, тем слабее интерес к модному средству передвижения. Ответом стало первое дело, возбужденное накануне. Аргументы стороны — в материале «БИЗНЕС Online».
Кикшеринг — так называется услуга по аренде самокатов и электросамокатов (по аналогии с каршерингом и велошерингом). Она появилась в Казани в прошлом году, а этой весной буйно расцвела. За весь прошлый сезон электросамокаты взяли в аренду 110 тыс. раз
Три вопроса к кикшерингу
Кикшеринг — так называется услуга по аренде самокатов и электросамокатов (по аналогии с каршерингом и велошерингом). Она появилась в Казани в прошлом году, а этой весной буйно расцвела. За весь прошлый сезон электросамокаты взяли в аренду 110 тыс. раз, а за неполные четыре недели апреля зафиксировано уже 40 тыс. арендных сессий. Самих самокатов стало вдвое больше: год назад на всю Казань было 1,6 тыс. штук, а сейчас — больше 3 тысяч. В том числе у Whoosh — 1,5 тыс., у Urent — 600, а третий сервис, Green Wheel, планировал завезти в Казань еще 1 тыс. самокатов к концу апреля. Число парковок выросло с 400 до 1,1 тыс., так что кажется, будто они на каждом шагу.
Мода на электросамокаты пришлась по вкусу далеко не всем. В прошлом году большой резонанс вызвало происшествие: мальчика, прогуливающегося вместе с семьей, прямо на тротуаре сбил самокатчик, который быстро скрылся. Ребенка же с двойным переломом оперировали в ДРКБ.
Всего в прошлом году аварий с участием самокатов произошло 13: один человек погиб, 13 получили ранения. Но цифры далеки от реального положения дел, полагают в ГИБДД РТ, — в качестве ДТП регистрируются только происшествия с участием автомобилей, бесчисленные столкновения самокатчиков между собой или с пешеходами в статистику не попадают.
В текущем сезоне ГИБДД и прокуратура республики решили не дожидаться трагедий и пригласили представителей Whoosh и Urent на серьезный разговор о мерах безопасности. Встреча прошла 23 апреля под председательством начальника отдела по надзору за исполнением законодательства по защите интересов государства прокуратуры Татарстана Владимира Циомы. Присутствовали начальник республиканского ГИБДД Ленар Габдурахманов, замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров и начальник правового отдела МВД по РТ Рауф Исмаилов.
У полицейских вызвало массу вопросов пользовательское соглашение кикшеринга от оператора Whoosh. Например, в документе указано, что арендатор вправе двигаться на самокате по велосипедной дорожке или полосе для велосипедистов, а при их отсутствии — по правому краю проезжей части или по обочине, а также по тротуару. Но эти правила установлены для велосипедистов, а не для пешеходов, которыми юридически считаются водители самокатов. Следовательно, авторы соглашения провоцируют самокатчиков на нарушение ПДД, пришел к выводу Габдурахманов.
Напомним, осенью прошлого года минтранс РФ разработал свод поправок к ПДД, который ввел новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Оно определяется как устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования двигателя или мускульной энергии человека. В эту категорию входят роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколеса. Исключение — велосипеды и инвалидные коляски. Но пока в законодательство соответствующего понятия не внесено, а значит, те, кто катается на электросамокатах официально, считаются пешеходами.
Поправки минтранса позволяют электросамокатам передвигаться по пешеходным дорожкам со скоростью до 20 км/ч, а также выезжать на обочину или правый край проезжей части. На обычном самокате на проезжую часть выезжать запрещено.
В управлении ГИБДД МВД по РТ с минтрансом РФ «никак не смогли согласиться». Ведомство посчитало, что электросамокаты представляют угрозу как пешеходам, там и самим пользователям данных устройств. Мощность двигателей многих электросамокатов превышает 250 Вт, а значит, их нужно считать мопедами, полагают в Госавтоинспекции. Инспекторов не устраивает и определение мопеда как транспортного средства, имеющего сиденье: в ГИБДД посчитали, что ключевые признаки транспортных средств — это мощность двигателя и скорость, а не наличие или отсутствие сиденья. Управление предложило свое определение: если человек управляет аппаратом при помощи своей мускульной энергии (кроме велосипеда, который к СИМ не относят), он остается пешеходом. Если аппарат имеет двигатель мощностью до 250 Вт, это СИМ, а если больше, то мопед, какую бы внешнюю форму он ни имел.
Главное, что не устраивает ГИБДД, — дети за рулем. В условиях использования у сервисов прописано, что устройствами могут пользоваться только совершеннолетние. Впрочем, на деле выполнение данного предписания никак не контролируется. ГИБДД предлагает решение проблемы — обязать пользователей приложения авторизовываться через портал госуслуг, который будет подтверждать возраст. Немаловажно, по мнению ГИБДД, и запретить передавать самокат третьим лицам — сейчас сервис позволяет одному человеку взять сразу три самоката. Воображение легко рисует картину: отец арендует три самоката, два из которых отдает детям.
Еще одна претензия ГИБДД и прокуратуры касается скоростного режима. Сейчас максимальная скорость для прокатных электросамокатов в Казани — 25 км/ч. Есть исключения — четыре зоны, включая улицу Баумана и Кремлевскую набережную, где скорость из-за обилия трафика ограничена 15 км/ч. По мнению ГИБДД, данное ограничение надо распространить на все жилые зоны и тротуары.
Ленар Габдурахманов: «Сколько самокатов сегодня в городе припарковано, столько и должно быть протоколов по ст. 3.6. КоАП РТ»
Наконец, последний вопрос, обсуждавшийся на встрече людей в погонах с представителями прокатных контор, — электросамокаты, брошенные на тротуарах. Это головная боль не только для ГИБДД, но и для пешеходов. Замруководителя исполкома Казани Шакиров подчеркнул, что пока ни одна из 1,1 тыс. самокатных парковок в городе не узаконена. Пока мэрия готова согласовать только около 200 парковочных мест для самокатов, что сократит их число более чем в 5 раз.
На совещании представители прокатных сервисов обещали учесть требования прокуратуры и ГИБДД. Выяснилось, что изменить скоростной режим в городе можно за пять минут, столько же времени занимает деактивация пунктов парковки. Но Габдурахманова декларация добрых намерений не устроила.
Почему вы разложили самокаты и начали работать, на каком основании? У вас нет соглашения с исполкомом. Вы сами для себя придумали виртуальные парковки, ничего не контролируете. Вы же видите, что ездят на самокатах далеко не 18-летние!
Под конец совещания Циома предупредил, что представители кикшеринга в Казани получат предписание от прокуратуры с указанием устранить все нарушения в четырехдневный срок . Он также предложил ввести санкции за передачу самоката третьим лицам и агрессивную езду. Габдурахманов же призвал представителей сервисов проката изучить опыт каршеринга, где работает система жесткого контроля за клиентом.
Что грозит прокатчикам?
Высказанные требования по форме не более чем пожелания, ведь ГИБДД не имеет рычагов воздействия на пешеходов. Однако инспекторы нашли управу на самокатчиков по линии другого ведомства. Пункт 121.6 правил благоустройства Казани запрещает складировать и хранить движимое имущество за пределами границ предоставленных властями земельных участков, а ст. 3.6 КоАП РТ за нарушение муниципальных правил благоустройства предусматривает штраф от 15 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 тыс. — для юридических.
«С точки зрения этих норм, все операторы самокатов находятся на грани правового поля, — объяснил Габдурахманов. — Следовательно, сколько самокатов сегодня в городе припарковано, столько и должно быть протоколов по статье 3.6 КоАП РТ».
К сервисам проката электросамокатов также можно применить и российский КоАП. Ст. 12.33 предусматривает штрафы для граждан от 5 тыс., для должностных лиц — от 25 тыс., а на юридических лиц — от 300 тыс. рублей за «умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия». По версии ГИБДД, брошенные на тротуарах самокаты именно эти проблемы и создают.
В довершение всего за невыполнение в срок предписания ГИБДД об устранении нарушений юрлицам грозит штраф до 200 тыс. рублей по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Начальник ГИБДД РТ предупредил: если в отмеренный четырехдневный срок операторы не решат обозначенных проблем, каждый оставленный в неположенном месте самокат может войти в состав административного правонарушения со штрафом для владельца кикшеринга.
Накануне инспекторы республиканского ГИБДД продолжили серию рейдов по нарушителям на самокатах. Сотрудники ведомства обнаружили места размещения электросамокатов на тротуарах, нарушающих положения 1.5 правил дорожного движения
Первый протокол за «грязный» тротуар
Четырехдневный срок на устранение нарушений истек 28 апреля. Число парковок сократилось, но брошенные самокаты все так же в изобилии валяются на тротуарах, не замечено и строгого подхода прокатчиков к возрасту клиентов. Прежней осталась и максимальная скорость транспортных средств.
В ответ ГИБДД, как и обещало, приступило к рейдам. Накануне сотрудники ведомства обнаружили места размещения электросамокатов на тротуарах, нарушающих положения части 1.5 правил дорожного движения. В этой части ПДД запрещает участникам дорожного движения оставлять на тротуаре предметы, создающие помехи для движения пешеходов. Инспекторы составили акт и вынесли определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Вуш» по ст. 12.33 КоАП РФ в связи с умышленным созданием помех в дорожном движении. Эта статья предусматривает наложение штрафа на юрлиц в размере 300 тыс. рублей.
Два дня подряд инспекторы фиксируют брошенные самокаты на улицах Подлужной, Жуковского, Профсоюзной, Большая Красная и других. По данным нашего издания, ГИБДД направило в адрес Whoosh повестку о вызове их представителя 14 мая для составления протокола.
Доступ к управлению электросамокатом можно получить за пять минут. Для этого надо скачать приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту или подключить Apple Pay / Google Pay
«Для чего брать самокат, если он будет уступать другому транспорту?»
Доступ к управлению электросамокатом можно получить за пять минут. Для этого надо скачать приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту или подключить Apple Pay / Google Pay. На период проката сервис заблокирует на карте некую сумму, чаще всего это около 500 рублей. На сайте Whoosh указано, что число пользователей превысило 1 млн человек. Сервис представлен в 17 городах страны — от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Urent зарегистрирован в 21 городе, а Green Wheel присутствует только в Москве и Волгограде.
Представитель компании Whoosh Юлия Камойлик подтвердила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сервис получил предписание от надзорного органа. «Выполним все, что можем, мы заинтересованы в порядке в городе», — заверила Камойлик.
По данным представителя Whoosh, как минимум 65% поездок в Казани происходит по следующему сценарию: поездки на 5–6 км из пункт А в пункт Б, по прямой, часто маршруты повторяются.
Прокат электросамокатов полезен городу — разгружает общественный транспорт, сокращает число автомобилей, сокращает влияние транспорта на экологию города. Наконец, при эксплуатации средства индивидуальной мобильности нет контакта с другими людьми, этому научил нас 2020 год».
Сможет ли Whoosh сократить число парковок в 5 раз? Ясного ответа представитель оператора не дает, но указывает, что предварительно список парковочных мест с исполкомом Казани был согласован, как и требования к ним. «Работать как транспорт кикшеринг может только при достаточном покрытии города парковками, — говорит Камойлик. — У нас не free-float, когда самокат можно бросить где удобно. Автомобилям самокаты не мешают — парковки, как правило, занимают место около остановки общественного транспорта, где есть своего рода „карман“. Если где-то парковка самокатов категорически неуместна, мы готовы рассмотреть эти места и переместить или совсем удалить точку — не разрешать там парковаться. Будем проводить ревизию парковочных мест, услышали пожелание от города».
По данным представителя Whoosh, как минимум 65% поездок в Казани происходит по следующему сценарию: поездки на 5–6 км из пункт А в пункт Б, по прямой, часто маршруты повторяются
В кикшеринге согласны с тем, что необходимо работать над культурой поездок, а также обучать самокатчиков правилам дорожного движения. «Мы, насколько возможно, делаем это через наше приложение», — заявила Камойли. Пользователей, которые неаккуратно паркуют самокаты, оператор штрафует. «Если перегородить самокатом тротуар после поездки, можно получить штраф в 1 тысячу рублей, — предупредила наша собеседница. — Такой же штраф и блокировка аккаунта грозят за передачу самоката ребенку. О всех этих правилах в приложении рассказывается при регистрации, в процессе поездки и парковки, они дублируются на самом самокате».
К идее снизить максимальную скорость в жилых зонах до 15 км/ч в кикшеринге отнеслись без энтузиазма. «Сокращение средней скорости снижает интерес клиентов к нашей услуге. Для чего брать самокат, если он будет значительно уступать в скорости другим видам транспорта?» — задается вопросом Камойлик.
Ильсур Метшин: «Казань, как цивилизованный город с молодежью, туристами, — в тренде. С другой стороны, отсутствуют федеральные нормативные акты. Нет законных оснований запретить использование самокатов, но запрет вообще не тот путь. Это и бизнес, и удобство, особенно для молодых людей»
«Нет законных оснований запретить использование самокатов, запрет вообще не тот путь»
Свой взгляд на кикшеринг накануне озвучил мэр Казани Ильсур Метшин. «С одной стороны, мода на самокаты и прочую мобильную технику не только у нас, а по всему миру, — заметил он. — Казань, как цивилизованный город с молодежью, туристами, — в тренде. С другой стороны, отсутствуют федеральные нормативные акты. Нет законных оснований запретить использование самокатов, запрет вообще не тот путь. Это и бизнес, и удобство, особенно для молодых людей».
Метшин поддержал идею сформировать нормативную базу, которая будет регулировать соответствующий вид транспорта и позволит навести порядок. «Максимально уважительно относитесь к пешеходам, берегите себя, выезжая на основные трассы», — призвал мэр Казани пользователей кикшеринга.
По статистике МВД, в 2020 году в целом по России погибли 6 самокатчиков, произошло 331 ДТП с последствиями для их здоровья; также лишились жизни два пешехода в результате столкновения с электросамокатом, в том числе маленькая девочка, напомнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. Поэтому инициативу татарстанского управления ГИБДД можно только приветствовать, считает он.
«Электросамокаты, без сомнения, являются транспортными средствами, которые требуют от управляющего ими знания ПДД. Если нет велодорожек, по которым они могли бы безопасно ездить, значит, надо с ними повременить. Нельзя допускать на дорогу человека, не знающего ПДД, а единственное доказательство этого — наличие прав любой категории, — говорит Соколов. — Минтранс предложил закрыть глаза, создать нового привилегированного участника дорожного движения, „а потом посмотрим“. Ну вот, вы видите, сколько погибших».
Что касается передвижения по обочине, то далеко не на каждую дорогу можно запустить электросамокат, ведь за счет малого диаметра колеса любая ямка может стать причиной аварии. Потому на тротуаре электросамокат, по мнению татарстанского ГИБДД, и должен передвигаться почти со скоростью пешехода. «Это интересная инициатива, ваше ГИБДД идет впереди», — похвалил Соколов. Но главная задача, по его мнению, заключается в том, чтобы построить велодорожки, по которым могли бы передвигаться электросамокаты, — средства на это есть в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги».
Леонид Ольшанский: «У нас критерий всегда один — часть 3 статьи 55 Конституции РФ: права человека и гражданина в исключительных случаях могут быть ограничены только федеральным законом»
Урегулировать вопрос с электросамокатами необходимо, но не такими методами, считает представитель федерации автомобилистов в РТ Рамиль Хайруллин. Самокатчики доставляют неудобства потому, что не определен их статус. Вот с этого и надо начинать, полагает Хайруллин. «Если уж надзирающие органы не знают, кто они, то откуда это будут знать прокатчики самокатов? Потому и ведут себя как хотят», — говорит представитель федерации.
«Надо определить сначала, к какой категории транспорта относятся электросамокаты. Хоть к чему-то отнесите сначала, а не так: парковки уменьшать, с 18 лет самокат выдавать… Если обозначат официальный статус мопеда, то и правила издадут соответствующие, и бороться с нарушителями можно будет с конкретной позиции.
«У нас критерий один — часть 3 статьи 55 Конституции РФ: права человека и гражданина в исключительных случаях могут быть ограничены только федеральным законом. И Конституционный суд разъяснил: не приказом министра, не распоряжением мэра или начальника ЖЭКа, а только федеральным законом», — напоминает адвокат и вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Предъявить претензии по техническим параметрам средств (для снижения их скорости) тоже можно только через федеральный закон, например внеся поправки к закону «О безопасности дорожного движения».
«Нигде так не нарушаются права граждан, как в области безопасности дорожного движения. Если вопрос с самокатами не урегулирован с точки зрения закона, значит, надо обращаться к депутатам, которые от республики находятся в Государственной Думе, и просить их внести законопроект. Надо делать по Конституции, а не заниматься самоуправством», — заявил Ольшанский.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 454
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.