«Если нефтяники держат высокие цены, а другой альтернативы нет, то приходится покупать», — вздыхают владельцы татарстанских автозаправочных станций. Повышения розничных цен они не хотят, но надеются на установление паритета опта и розницы, чтобы можно было работать хотя бы без убытка. В конце прошлой недели российский топливный союз выслал вице-премьеру РФ Александру Новаку очередное письмо, в котором просит целый комплекс мер — от увеличения объемов производства бензина до ограничения его экспорта. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«На всем протяжении 2021 года операторы розничного рынка работают в условиях диспаритета оптовых и розничных цен»
Угроза дефицита и появления суррогатов
Российский топливный союз (РТС) вновь обратился к правительству РФ с просьбой принять меры по снижению оптовых цен на бензин. Письмо в адрес вице-премьера РФ Александра Новака есть в распоряжении «БИЗНЕС Online». В нем говорится, что с 14 декабря 2020 года по 20 мая 2021-го национальные биржевые индексы выросли по бензину АИ-92 на 20,8% (с 43 885 до 53 025 рублей за тонну), по бензину АИ-95 — на 27,5% (с 45 121 до 57 564 рублей за тонну). Розничные цены за этот же период выросли в среднем на 3,6% и 3,7% соответственно.
«На всем протяжении 2021 года операторы розничного рынка работают в условиях диспаритета оптовых и розничных цен. Данная ситуация сложилась, несмотря на то что производство и отгрузки бензинов (по данным ЦДУ ТЭК) за последнее время выросли по сравнению с 2019 годом. Также выросли и объемы продаж бензинов на биржевых торгах», — утверждается в письме.
РТС обращает внимание на опережающий рост потребления бензинов на внутреннем рынке. А летом на фоне отпусков и ограничения отдыха за рубежом спрос может вырасти еще на 10–20%. Но где взять денег и, главное, поставщиков на такие объемы? «Особенно рост потребления проявляется по бензину АИ-95. Непринятие срочных мер по насыщению бензинами внутреннего рынка может привести к дефициту и дальнейшему росту оптовых цен или к появлению суррогатов для замещения недостающих объемов», — предупреждают в союзе.
Чтобы не допустить рост розничных цен выше уровня инфляции, РТС предлагает принять следующие меры:
- увеличить общий объем производства бензинов класса 5 с изменением пропорций производства марок АИ-92 и АИ-95 в соответствии с меняющимся спросом;
- ввести временное ограничение экспорта бензина и продукции, используемой для его производства, до 1 октября;
- увеличить норматив продаж бензинов на внутренний рынок в совместном приказе ФАС и минэнерго с 11% до 15%;
- распространить норматив в отдельности на каждую марку бензина, продаваемого в ходе биржевых торгов;
- не учитывать объемы, приобретенные третьими лицами в безадресном режиме в интересах нефтяных компаний или аффилированных с ними лиц;
- при необходимости подписать соглашение, аналогичное подписанному в 2018 году, регулирующее максимально допустимые значения региональных оптовых цен.
Ирек Сулейманов: «Мы с трудом покрываем или даже не покрываем расходы. А нам нужно налоги платить, зарплаты выплачивать»
«Получается, что мы никому не нужны»
В Татарстане темпы роста цен на заправках чуть поменьше. С 14 декабря на АИ-92 цены выросли на 3,1%, на АИ-95 — на 2,4%. Так складывается конъюнктура в республике, где есть рабочая группа, созданная постановлением кабмина РТ, которая мониторит цены, напомнил «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов.
Рост цен в оптовом сегменте он объяснил простой экономикой: если товара недостаточно, его дороже продают. Он солидарен с мнением, что на бирже сейчас недостаточно бензина. «Если спрос 100 тонн, а предлагают 80, то, конечно, его быстрее раскупят по более высокой цене. Так же, как с ценами на билеты на самолет. Если вы раньше купите, пока места есть, они подешевле. Ближе к полету их становится меньше и они дорожают. Экономику не обманешь», — пояснил он. Глобально бензина, конечно, хватает, но не того количества, которое бы сыграло на снижение национального индекса нефтепродуктов.
Рентабельность заправок на сегодняшний день очень маленькая. Им, по словам Сулейманова, для нормальной работы нужно 10–12% доходности, а на деле она существенно меньше. «Мы с трудом покрываем или даже не покрываем расходы. А нам нужно налоги платить, зарплаты выплачивать. Хотелось бы еще и развиваться, открывать магазины, пункты дорожного сервиса. Но о развитии никакой речи и не идет. Сегодня это тяжело сделать», — жалуется наш собеседник.
Предлагаемый РТС комплекс мер нужно было внедрять «еще вчера», уверен Сулейманов. Даже если речь идет об ограничении экспорта. «Товара если не хватает, извините, давайте, может, экспортировать его не будем? Пока не насытили в достаточном количестве рынок внутренний», — возмутился он.
Отрасль никогда не выступала за увеличение розничных цен, напомнил Сулейманов. АЗС просят лишь о паритете цен, чтобы опт позволял зарабатывать на рознице. Есть договоренность, что АЗС не будут повышать цены больше, чем на инфляцию, «а по поводу опта никто никак не договорился».
«Уже сегодня отрасль глобально генерирует убытки. Это медицинский факт, с такими ценами работать невозможно. Какое-то время мы продержимся на запасах, которые мы накопили. Ситуация сложная и непростая. Хотя у нас есть своя нефть, заводы нефтеперерабатывающие. Насколько мы понимаем, они полностью не загружены. Наверное, и у переработчиков есть свои проблемы и вопросы. Их надо решать на государственном уровне. Пусть тоже решают», — считает спикер.
При этом Сулейманов отверг идею о том, что потребители могут реально столкнуться с дефицитом бензина, ведь АЗС есть у большинства ВИНКов. «Даже если частные заправки закроются. Но если частные заправки государству не нужны, тогда громко об этом объявите, скажите: „Это ваши проблемы, а не наши“. Но так, наверное, не должно быть. Бизнес должен развиваться», — подытожил наш собеседник.
Цены в рознице выглядят более-менее стабильно, по крайней мере, по данным, которые публикует татарстанское управление рационального использования ТЭР при кабмине
«Как долго сможем терпеть убытки? Пару месяцев, не более»
Что же происходит с ценами на бензин в Татарстане? Цены в рознице выглядят более-менее стабильно, по крайней мере, по данным, которые публикует татарстанское управление рационального использования ТЭР при кабмине. Так, максимальные розничные цены на АИ−92 выросли с 12 января по 20 апреля в среднем на рубль (с 41,8–42,6 рубля до 42,5–43,9 рубля за литр), на столько же «подросли» и 95-й бензин (с 45,5–46 рублей до 46,1–47,1 рубля за литр) и зимнее дизтопливо (с 46,5–47,7 рубля до 47,5–48 рубля за литр). В пересчете цена выросла на 3–3,5%.
Больше всех в весе, кстати, прибавил сжиженный газ, порядка 3 рублей, или 12–13% от январской цены: если в январе максимальные розничные цены колебались на уровне 23–25 рублей за литр, то в апреле — уже на уровне 26,8–28 рублей.
Что же касается оптовых цен, то, по словам источников в сфере топливно-энергетического комплекса республики, цены подскочили в январе почти на 20%, но после этого существенно не менялись, разве что в последние пару недель сохраняется небольшая тенденция к росту.
«В мае Новак обещал оплатить нефтеперерабатывающим компаниям разницу между внешней и внутренней ценой, но цена не падает, как стояла, так и стоит. Что творится на НПЗ, понятия не имею. Может, эту разницу в ценах заводы берут у населения через АЗС, как-то должны же нефтяникам деньги поступать. Если государство не оплачивает эту разницу, значит, государство разрешает держать высокие цены», — комментирует ситуацию директор ООО «Волга-Ойл» Харис Галимуллин. По его словам, наблюдается и некоторое уменьшение предложения на бирже со стороны нефтяных компаний, при этом спрос остается почти стабильным и даже по сезону немного растет.
«Недавно Михаил Мишустин сказал, что коммерческим структурам надо продавать [топливо] по рыночным ценам. Видимо, это предложение рассматривалось в виде облегчения ситуации для коммерческих структур, которые торгуют на этом рынке. Но рыночные цены же определяет рынок. И если нефтяники держат высокие цены, а другой альтернативы нет, то приходится покупать по высоким ценам. Возможно, ситуация была бы иной, если бы на бирже не покупали топливо несколько дней, но такое невозможно: АЗС, производства встанут, людям же нужны бензин, дизтопливо, газ», — продолжает Галимуллин. В такой ситуации коммерческие АЗС терпят значительные убытки, которые не с чего восстановить: нет наценки.
По словам Галимуллина, терпеть такие убытки заправки смогут еще пару месяцев. «Есть какая-то наценка у нас на газу, благодаря этому мы еще как-то выживаем, но если на газу не будет наценки, то… Но опять же, не все АЗС имеют газ, они в основном торгуют дизельным топливом и бензином, на которых наценки нет. Если ничего не предпринять, через пару месяцев возможно закрытие ряда АЗС, это касается коммерческих заправок прежде всего. По тем АЗС, которые принадлежат нефтяникам, сказать что-либо сложно, так как их маржу мы не знаем: может, 5 рублей, может, 3. У нас ее вообще нет, у нас она около рубля. Нефтяные компании же сами качают нефть, сами перерабатывают и через свои АЗС продают. Они в любом случае зарабатывают, если не на рознице, то на опте. Даже наблюдалась недавно ситуация, когда был подъем розничной цены, по-моему, на рубль, так „Лукойл“ еще с месяц по старым ценам торговал, как и Shell, например. И понятно, что население выбирало тех, у кого бензин дешевле. Это нельзя назвать монополией рынка, но это совершенно разные позиции, когда ты не имеешь возможности как-то манипулировать наценкой, уменьшая или увеличивая стоимость [топлива], потому что у тебя этой наценки нет. А у них она есть, эта возможность», — подытожил Галимуллин.
В феврале появлялась информация о том, что в некоторых городах РТ частные заправщики были готовы выйти на акции протеста. Они хотели пригнать к крупным АЗС свои бензовозы и наполнить цистерны по розничной цене
Прошлых мер оказалось недостаточно
Отметим, что такая ситуация не меняется уже несколько лет. В феврале появлялась информация о том, что в некоторых городах РТ частные заправщики были готовы выйти на акции протеста. Они хотели пригнать к крупным АЗС свои бензовозы и наполнить цистерны по розничной цене.
Тогда были предприняты меры правительством РФ и регуляторами по стабилизации ситуации на рынке. Были увеличены нормативы продаж на бирже, скорректирована базовая цена при расчете демпфера, ввели понятия равномерности и регулярности биржевых продаж. Они хоть и сыграли положительную роль, но их оказалось недостаточно, приходят к выводу в РТС.
В прошлом году оптовые цены на бензин за два месяца подскочили на 50%. Причина также была в снижении предложения. В период самоизоляции НПЗ столкнулись с падением спроса и снизили производство, некоторые и вовсе воспользовались ситуацией, чтобы встать на ремонт. В результате после резкого снятия ограничений образовался дефицит.
Другим фактором называли механизм демпфера, который в теории призван стабилизировать стоимость топлива. При высоких ценах на нефть правительство РФ компенсирует переработчикам выпадающие доходы, а при низких, наоборот, они платят в бюджет дополнительные налоги. Однако в итоге власти не смогли правильно отрегулировать этот механизм, так что нефтепереработчики получают с каждой тонны продукции убытки.
Словом, ситуация накаляется и требует серьезных решений.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.