В течение года в одной из старейшей в России кузнице религиозных кадров — медресе «Мухаммадия» — проходили ремонтно-реставрационные работы, которые позволили не только вернуть учебному зданию исторический облик, но и модернизировать объект изнутри. Первым, кому показали результат, был президент Татарстана Рустам Минниханов, который в день Ураза-байрама посетил «Мухаммадию». Теперь ДУМ РТ пригласил и журналистов, в числе которых присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online».
В течение года в одной из старейшей в России кузнице религиозных кадров — медресе «Мухаммадия» — проходили ремонтно-реставрационные работы, которые позволили не только вернуть учебному зданию исторический облик, но и модернизировать объект изнутри
Здание вернулось к своему прямому назначению
Перед тем как начать экскурсию по медресе «Мухаммадия», ее директор, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, не без гордости прогулялся с журналистами по отреставрированному корпусу религиозного учебного заведения. «Сколько лет здесь размещался магазин, потом студенческое общежитие. Это несправедливо по отношению к историческому объекту и памяти основателей одного из старейших и самых прогрессивных медресе. Поэтому после ремонта оно вернулось к своему прямому назначению — мы расположили здесь основной учебный корпус „Мухаммадии“», — сказал Камиль хазрат. Кстати, попутно специалисты отреставрировали и Сагитовского медресе, которое в 1909 году присоединилось к «Мухаммадие». Теперь эти два исторических объекта стали единым зданием.
Вообще, добавляет замдиректора медресе Зульфат Габдуллин до революции на улице Тукая, бывшей Тихвинской, в Казани располагалось 11 медресе! «Мухаммадия» среди них выделялось как первое в России джадидитское образовательное учреждение, выпускниками которого были выдающиеся татарские деятели: Хусаин Ямашев, Камил Якуб, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Фатих Амирхан, Наки Исанбет, Мажит Гафури, Фатхи Бурнаш, Баки Урманче… Всех и не перечислишь.
Камиль хазрат Самигуллин: «Сколько лет здесь размещался магазин, потом студенческое общежитие. Это несправедливо по отношению к историческому объекту и памяти основателей одного из старейших и самых прогрессивных медресе»
Возглавлял медресе Галимджан Баруди — первый среди татар избранный муфтий, который занял свою должность в 1917 году в результате общего голосования на всероссийском съезде мусульман в Москве. До него высшее духовное лицо просто назначалось царским режимом. Он был даже удостоен, как сказали бы сегодня, «почетной грамоты». В отличие от наших дней, этот документ тогда не воспроизводился на бумаге, а его выбивали на камне. Так вот, после реставрации почетный камень с надписью на фарси можно увидеть на фасаде, при советской власти его просто-напросто заштукатурили.
К слову, здание «Мухаммадии» много раз меняло свой облик. Построенное отцом Баруди Мухаммеджаном в 1882 году, оно поначалу представляло собой одноэтажное здание — 16 м в длину и 8 м в ширину. В 1885-м меценат Ахметзян Сайдашев надстроил к нему второй этаж, а в 1886-м купец Габдулла Утямышев возвел третий. В 1901 году был сооружен трехэтажный пристрой. Что-то менять, улучшать — это принято не только у татар, но и в целом общемусульманская традиция. Муфтий Камиль хазрат привел в пример знаменитую святыню — мечеть пророка Мухаммада: «Она была поначалу крошечной мечетью, ее все время расширяли, улучшали». «Мухаммадия» же сегодня, сохранив исторический облик, при этом модернизировалась изнутри.
На сегодняшний день учебный корпус полностью оснащен новой мебелью, компьютерной и специальной учебной техникой и кондиционированием помещений
«Кто-то говорит, что уничтожили «Мухаммадию», наоборот, ее возродили!»
О произошедших изменениях муфтий рассказал лично. Его, кроме Габдуллина, также сопровождали заместитель председатель ДУМ Татарстана, генеральный директор ИД «Хузур» Ришат Хамидуллин, еще один заместитель и ректор Российского исламского института Рафик Мухамметшин, недавно назначенный генеральный директор фонда «Вакф РТ» Фирдус Галиуллин, руководитель хадж-оператора «ДУМ РТ Хадж» Ранис Вахитов. Камиль хазрат с гордостью показывает металлические лестницы: оказалось, они аутентичны, установлены более века назад, да и стены с кирпичами напоминают о столетней давности.
«Кто-то говорит, что уничтожили „Мухаммадию“, наоборот, ее возродили! — говорит муфтий-директор медресе. — Даже стены оригинальные, они еще 200 лет, по крайней мере, простоят, Алла бирса. Теперь нам нужно другое здание увеличить, потому что необходимо общежитие, и развиваться дальше».
Что касается проведенных реставрационных работ, которые начались в прошлом году, то они действительно впечатляют. В результате теперь в здании разместилось 7 учебных классов, 2 — для маломобильных групп населения, 2 учительские, молитвенная комната, читальный зал, 2 лингофонных кабинета, 2 кабинета информатики, гардеробная, комнаты для омовения. Кроме того, на сегодняшний день учебный корпус полностью оснащен новой мебелью, компьютерной и специальной учебной техникой и кондиционированием помещений.
Один из выпускников медресе вспоминал, что на рубеже веков ученики с собой даже приносили кипятильники, чтобы на переменах выпить горячего чаю: «А теперь здесь даже кофе-машины стоят!»
Обучение ведется по 56 предметам (богословские и светские науки) на татарском и арабском языках
«В медресе будет и высшее образование, иншалла, на татарском языке»
По словам замдиректора Габдуллина, всего в медресе «Мухаммадия» обучаются 1,2 тыс. шакирдов: 200 «дневников», 600 заочников, 400 «вечерников». Обучение ведется по 56 предметам (богословские и светские науки) на татарском и арабском языках. Кстати, внутри здания все информационные таблички написаны именно по-татарски и по-арабски. Как заверил Самигуллин, язык великого Тукая здесь остается в приоритете: «В медресе будет и высшее образование, иншалла, на татарском языке». Оказалось, что в планах муфтията — сделать медресе татарским университетом «Мухаммадия»!
В то время как журналисты осматривали обновленное здание медресе, здесь проходила защита дипломов у вечернего отделения. Вообще, шакирды-«вечерники» занимаются после полудня, до обеда знания постигают ученики дневного отделения. С двумя из них немного пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online». 23-летний Искандер Шигапов учится на втором курсе, он приехал из Азнакаевского района, считает «Мухаммадию» самым лучшим учебным заведением: «Я думаю, что лучшие знания в Поволжье, а может, и в России дают именно здесь. После ремонта были созданы условия для еще большего освоения шариатских наук». Рамазан Гайнутдинов, несмотря на то что у него на родине, в Балтасях, есть свое медресе, выбрал казанское учебное заведение. Он хоть и перешел в выпускной класс, но пока не определился со своим будущим, хотя, как и Шигапов, говорит, что в любом случае «будет служить исламу».
До недавнего времени медресе считалось вузом, но в новом уставе такого пункта нет, хотя де-факто в «Мухаммадие» действует пятилетнее образование, а на выходе — глубокие знания
200 миллионов на весь комплекс
Пообщался с прессой и председатель госкомитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин, он рассказал, в каких условиях проходили ремонтно-реставрационные работы: «Очень уникальная историческая территория. И вы видите, как преображается не только отдельное здание, но и целый комплекс, связанный с Галеевской мечетью. Безусловно, мы сюда вложили не только денежные средства, но и душу, и сердце. И действительно, были соблюдены все каноны реставрации, все исторические аспекты». По словам Гущина, примерная сумма вложенных средств в ремонтно-реставрационные работы всего комплекса обошлись в порядка 200 млн рублей.
Глава госкомитета РТ обещал, что и в дальнейшем государство будет помогать медресе в возведении комплекса. А президент Татарстана Рустам Минниханов сразу же после праздничного гает-намаза на Ураза-байрам, посетив «Мухаммадию», велел ускорить темпы строительства. На кону — будущее медресе, ведь в результате учебное заведение должно приобрести статус вуза, о чем обмолвился муфтий Самигуллин. Подробнее об этом рассказал ректор РИИ, заммуфтия РТ по образованию Мухаметшин.
«Завершился первый этап реконструкции этого здания, было принято решение, что „Мухаммадие“ нужно вернуть статус высшего учебного заведения, — говорит Мухамметшин. — Мы хотим, чтобы это стало целым образовательным центром, чтобы была школа Коран-хафизов при „Мухаммадие“. Может быть, с университетом Аль-Азхар заключим договор».
Впрочем, до недавнего времени медресе считалось вузом, но в новом уставе такого пункта нет, хотя де-факто в «Мухаммадие» действует пятилетнее образование, а на выходе — глубокие знания. Но есть и юридический момент, сейчас как раз идет процесс согласования лицензий. Вряд ли все это успеют сделать к новому учебному году, но к сентябрю 2022-го — вполне возможно. И это будет очень символично, ведь в следующем году отмечается два больших юбилея: 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией и 140-летие медресе «Мухаммадия».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.