Илдар Баязитов: «Важно поощрять зрительским (нашим с вами) вниманием социально позитивный контент, хотя бы тот, где волонтер спас кошку с дерева»Фото предоставлено Илдаром Баязитовым

Продвижение позитивного контента — это шаг к общественной безопасности

Еще вчера надо было, но даже сегодня не поздно! Самое время поднять вопрос о солидарной ответственности всех тружеников журналистского цеха в каждом резонансном, а зачастую трагическом событии в нашем обществе. Примером тому является казанская трагедия, где СМИ, немного переигрывая с новостной повесткой, волей-неволей «раскручивают» культ убийцы. Разумеется, это «топовый», «хайповый» материал. Кто он, кто его родители, где он учился, во что играл, что делает в камере, что ест на обед и т. д. и т. п. Такой материал влечет за собой просмотры, рейтинги, рекламу. Но СМИ не существуют в отрыве от остального общества. Впрочем, что толку бить почтальона, принесшего дурные вести, — ведь в данном случае почтальон приносит лишь то, что мы сами хотим видеть.

«Возможно, стоит задуматься над введением нового предмета в школьную программу — культуры обращения с информацией»Фото: pixabay.com

Мы сами не спешим пересылать другу новость о том, что некий Иван/Равшан/Эмиль спас из пожара/ДТП/драки старушку/ребенка/женщину. Не зрелищно, не интересно это, хотя и благородно. Просмотр, лайк и комментарий сегодня приобретают весьма ощутимую значимость. Безобидный на первый взгляд палец одобрения может существенно «раскрутить» информационный материал. Потому важно поощрять зрительским (нашим с вами) вниманием социально позитивный контент, хотя бы тот, где волонтер спас кошку с дерева. Пусть это будет наш мини-протест против глобальной порочности общества. Сегодня можно говорить о том, что продвижение позитивного контента — это шаг к общественной безопасности.

Официальный запуск Whatsapp датируется ноябрем 2009 года, Telegram — августом 2013-го. Полагаю, что с 2010-х годов неформально можно отсчитывать новую реальностьФото: «БИЗНЕС Online»

Кому новость, а кому — пример для подражания

Благодаря раскручиванию образа негодяя раскручивается сама идея преступления. Кто может ответить на вопрос — сколько из детей переходного возраста на сегодня, сейчас находится в пограничном, стрессовом, психологически неустойчивом состоянии? Скольких травят сверстники или, того хуже, родители/опекуны? Не может ли статься так, что прецедент казанского нелюдя покажется единственным выходом из безвыходного положения по причине всеобщей популярности? Кого мы будем винить после? Родителей, учителей или школьного психолога?

Мы никогда до конца не постигнем всех тайн нашего сознания и подсознания: человек может десятилетиями вынашивать план мести, не подавая виду. События и обстоятельства могут «загнать» человека в такой угол, что он с радостью бросит всю свою жизнь ради одного короткого мига славы, когда именно о нем (нынче презираемом и угнетаемом) будут говорить все вокруг, в каждом гаджете. Боюсь что здесь разговоры о смертной казни лишены смысла. 

Какой бы потенциальная угроза ни казалась далекой и мифической — в данном случае в «зоне риска» плюс-минус все мы. Кроме того, общественная солидарность и сопереживание жертвам и близким родственникам потерпевших не должна приобретать стихийный, митинговый характер. К нам, в благотворительный фонд «Ярдэм», часто обращаются люди, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях. Опираясь на свой опыт, можем сказать, что поддержка и сочувствие заключается и в том, что иногда лучше промолчать, не выносить чужую боль на всеобщее обозрение. Нужно уметь вовремя остановиться и не бередить раны.

Кто может ответить на вопрос — сколько из детей переходного возраста на сегодня, сейчас находятся в пограничном, стрессовом, психологически неустойчивом состоянии? Скольких травят сверстники или, того хуже, родители/опекуны? Кто может ответить на вопрос — сколько из детей переходного возраста на сегодня, сейчас находится в пограничном, стрессовом, психологически неустойчивом состоянии? Скольких травят сверстники или, того хуже, родители/опекуны? Фото: pixabay.com

Побочные эффекты информационной «иглы»

Одно из расхожих, общих объяснений трагедии — несформированная культура обращения с информационными потоками. Когда же ей успеть сформироваться? Представьте — каких-то 10–15 лет назад мы не знали, что такое Whatsapp и Telegram. Сегодня без них не угнаться за современным темпом жизни. Официальный запуск Whatsapp датируется ноябрем 2009 года, Telegram — августом 2013-го. Полагаю, что с 2010-х годов неформально можно отсчитывать новую реальность. Все мы достаточно быстро сели на эту «иглу» и сейчас диагностируем побочные эффекты. 

Неумение работать с информацией выражается хотя бы в том же «сливе» предварительного допроса нелюдя, съемка и распространение страшных кадров из кабинетов школы. Сегодня нам пора осознать, что сделанная на телефон одна фотография своего кота, испеченного печенья или даже случайно снятого потолка в ванной уже нам не принадлежит! Есть весьма небольшая вероятность что мы успеем ее удалить из телефона, пока она не ушла в сеть — но это не точно. Возможно, стоит задуматься над введением нового предмета в школьную программу — культуры обращения с информацией.

Научить ребенка «дружить» с интернетом, разбавлять «быстрые эмоции» подлинным интересом к какому-то реальному занятию (хобби, профессии), сформировать здоровое критическое мышление — это вызовы родителю ХХI векаФото: «БИЗНЕС Online»

О культуре…

По данным Internet World Status от 31 марта 2019 года, в России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет, в будние дни 37% из них проводят в сети от 3 до 8 часов. Это к вопросу о воспитании: давайте согласимся с тем фактом, что от интернета нам не уйти. Родительские запреты зачастую работают контрпродуктивно. Научить ребенка «дружить» с интернетом, разбавлять «быстрые эмоции» подлинным интересом к какому-то реальному занятию (хобби, профессии), сформировать здоровое критическое мышление — это вызовы родителю ХХI века. Чтобы передать культуру обращения с информацией, неплохо было бы нам самим ее заиметь. Одномоментно этого, конечно, не достичь. Не секрет, всем нам всегда интересны всяческие «инсайды», «сливы», разоблачения. В этом плане СМИ играют на наших низменных страстях. Начать здесь можно хотя бы с разделения того, что мы читаем и что мы репостим (равно как публично или индивидуально): одно дело, что мы ознакомились с материалом сами и проинформированы о событии, совершенно другое — что мы передаем информацию другим людям. Возможно, это разделение станет неким первым шажком в «оцивилизовывании» нас как потребителей информации.

P.S.

Вопрос о роли и ответственности СМИ в ракурсе резонансных, зачастую трагических событий требует широкой общественной рефлексии, экспертной оценки, а возможно, даже политической, законотворческой воли. Но это не слагает ответственности с каждого из нас. Ненаписанный комментарий и непоставленный лайк, а что самое важное сегодня — ненаписанная статья или видео — это наша с вами безопасность. Давайте вместе подумаем над этим.

Илдар Баязитов