Более 6 часов международное жюри накануне обсуждало проекты, предлагающие разные концепции развития территории на правом берегу Казанки. Конкурс, на который прислали 188 заявок и полсотни проектов из всех уголков мира, завершился неожиданно: первая премия не присуждена. Тем не менее жюри отметило богатство идей. Здесь и отсылки к «фостеровским» лондонским небоскребам, «пламенным башням» Баку и высоткам «Москва-Сити», и парящее швейцарское «Кольцо Сатурна», и испанские террасы. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Одно из самых представительных за всю истории архитектурных конкурсов в Казани жюри накануне 6 часов обсуждало конкурсные проекты. В итоге выбрано 6 призеров
«Чего-то простого и нелепого на этом участке точно не будет»
Одно из самых представительных за всю истории архитектурных конкурсов в Казани жюри накануне 6 часов обсуждало конкурсные проекты. Договориться о безоговорочном лидере в итоге так и не удалось, а потому было принято решение присудить три вторых места, а первого не давать. В итоге выбрано 6 призеров (еще три проекта поделили третье место). И теперь идеи, лежащие в основе проектов-победителей, предстоит развить, взять из них лучшее и создать окончательную концепцию.
В компетентности профессионалов, осуществлявших выбор, сомневаться не приходится. Среди них был главный архитектор компании «Брусника» Голдхоорн Барт, исполнительный директор легендарной компании Zaha Hadid Architects Кристос Пассас, не менее именитый в мире архитектуры Сергей Скуратов, Эдуард Моро, чье бюро Orchestra Design занимается стратегией развития Казанки, и президент союза архитекторов России Николай Шумаков.
Территория проектирования имеет площадь 8,9 га на улице Сибгата Хакима. 3,1 га принадлежат инвестору — группа компаний KRAVT GROUP, которую представляет гендиректор Валерий Кравцун, выкупила киноцентр «Ривьера» (его предстоит снести). 5,8 га — республиканская и муниципальная собственность, по постановлению кабмина здесь должен появиться концертный зал — все это является проектом республиканского значения. Аквапарк в этот участок не входит.
Учитывая важность этой территории для всего города, городские и республиканские власти убедили инвестора озаботиться не только собственным участком, а разработать комплексную концепцию развития всей этой территории. Участок входит в ландшафтный «Парк горизонтов» от Кремлевской дамбы до моста «Миллениум» — ранее его концепцию презентовал знаменитый ландшафтный архитектор Мишель Пена, предложивший инвесторам максимально отступить со своим объектом вглубь территории, чтобы сохранить непрерывность набережной.
«Объем работы, который сделан участниками, и глубина проработки поражают — например, один из проектов составлял более 160 листов. Это не просто энтузиазм, а желание проявить себя, решив те проблемы, которые стоят в этом месте — в родном городе, как мы потом выяснили. Я видел работы, за которыми стояли профессиональные мастера», — отмечает Скуратов.
Основной задачей, которую поставили перед участниками, было создание узнаваемого силуэта застройки, который будет заметен с видовых точек моста «Миллениум», улицы Сибгата Хакима, «Чаши» и Кремля. При этом надо было увязать застройку с проектируемым «Парком горизонтов» французского ландшафтного архитектора Пена и концепцией набережной, разработанной бюро Orchestra. Максимальная высота зданий — 85 м (уровень ЖК «Берег» и отеля «Ривьера»), хотя навершия вроде шпилей допустимы до отметки 97 метров.
До 1 июня участникам необходимо было подать заявки, а к 24 июня представить свои проекты.
Выбирать было из чего: на конкурс было подано 188 заявок, проекты прислали 50 участников. Невероятная география: Европа — от Средиземноморья до Скандинавии, обе Америки, Средняя Азия, Китай… Участок на берегу Казанки заинтересовал консорциумы и архитекторов из 24 стран мира.
Ильсур Метшин: «Честно говоря, мы тоже были приятно удивлены — количество, качество, география участников оказались выше наших ожиданий. Наверное, это накопительный эффект — мы к этому шли, начиная с тысячелетия Казани»
«Честно говоря, мы тоже были приятно удивлены — количество, качество, география участников оказались выше наших ожиданий. Наверное, это накопительный эффект — мы к этому шли, начиная с тысячелетия Казани, — оценил результаты конкурса мэр Казани Ильсур Метшин в ответ на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Мы шли к этому, системно работая. И сегодня Казань ставят в тройку лидеров по инвестиционной привлекательности в России — это открытая информация. Ну и, наверное, отчасти это эффект пандемии, поскольку все просто соскучились — не так много бывает сложных проектов, над которыми интересно работать».
Международное жюри, заседавшее в Казанской ратуше очно и дистанционно, дискутировало более 6 часов. Дискуссия получилась очень жаркой — с этой оценкой согласились члены жюри. Метшин отметил, что идейными вдохновителями конкурса стали власти города и республики, и поблагодарил компанию Kravt, которая поддержала идею конкурса и профинансировала его. Такой видовой площадки в Казани, пожалуй, уже нет, будущий проект должен стать украшением города на века. Поэтому важность места диктует необходимость серьезного подхода. В шорт-лист в итоге вошел 21 проект. Голосование за них проходило «слепым» методом: эскизы были пронумерованы, но какая именно мастерская разрабатывала тот или иной проект, члены жюри не знали.
«Очень было непросто выбирать! Сначала был визуальный осмотр — профессионально вникая во все решения, от паркинга до общественных пространств. Как эти идеи соединяются с концепцией набережной бюро Orchestra, Мишеля Пена… Очень серьезно все рассматривали», — говорил градоначальник. Он отметил роль профессионалов и, в частности, известного российского архитектора Скуратова, благодаря которому один из проектов из аутсайдеров превратился в лидеров: разглядеть заложенные в нем идеи оказалось непросто.
Мы не знали, кого, чьи именно проекты мы обсуждали — и для меня очень приятно было, что наряду с московскими, питерскими, голландскими, французскими, российскими консорциумами, в топе с испанскими, швейцарскими проектами оказались и наши, казанские.
Шесть часов, которые билась эта международная архитектурная мысль, позволили выявить самое главное: какой должна быть эта территория. Какими качествами, какими удобствами, новым видением, архитектурными решениями должен обладать этот проект.
«Мы это все услышали — и, конечно, планку снизить не позволим», — подчеркнул градоначальник. Условия конкурса позволяют инвестору использовать идеи из разных проектов.
«Именно такой подход к открытости позволит найти самое лучшее направление, создать самый лучший проект на этом месте, — согласился гендиректор группы компаний KRAVT GROUP Кравцун. — Вчера действительно было очень жарко, мы обсуждали огромное количество идей, и я уверен, что итогом работы будет великолепный проект, символ Казани и удивительное место для всех жителей города».
Пока нет понимания, сколько именно будет вложено в строительство. Это будет сильно зависеть от сложности самого проекта, сказал Кравцун. «Чего-то простого и нелепого на этом участке точно не будет», — заявил он в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» по поводу денег и сроков.
«Мы не увидели проекта, который можно было бы предъявить городу, миру и сказать: «Будет так!»
Почему жюри отказалось от присуждения первой премии? Все дело в том, что это был конкурс идей, концепций, а не конкретных проектов, пояснил один из членов жюри, академик международной академии архитектуры (IAA) Скуратов. А это очень сложная история, которая не подразумевает ответов на все вопросы — в отличие от проекта конкретного объекта с конкретными параметрами техзадания. Но по-другому и не могло быть: это сверхважнейшее место для Казани.
Международный архитектурный конкурс на лучшую концепцию развития территории правого берега Казанки был объявлен 14 апреля. Его идейными вдохновителями стали власти Казани и республики (идею проведения конкурса поддержал президент РТ Рустам Минниханов), а финансовое бремя взяла на себя компания Kravt как инвестор будущей стройки. Организатором выступило конкурсное бюро TEHNE.
Членами жюри стали:
— Метшин Ильсур, мэр города Казани (председатель жюри).
— Бакулин Герман, заслуженный архитектор РФ и РТ, лауреат государственной премии ТАССР им. Тукая (1981), член правления союза архитекторов РТ.
— Бос Каролина (Caroline Bos), соучредитель UNStudio (Амстердам, Нидерланды).
— Голдхоорн Барт, архитектор, архитектурный критик, главный архитектор компании «Брусника», основатель и издатель журнала «ПРОЕКТ Россия».
— Кудряшев Владимир, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
— Кравцун Валерий, генеральный директор группы компаний KRAVT GROUP.
— Моро Эдуард, сооснователь архитектурного бюро Orchestra Design (Париж – Санкт-Петербург).
— Пассас Кристос, исполнительный директор Zaha Hadid Architects (Великобритания).
— Пена Мишель (Michel Péna), ландшафтный архитектор, экс-президент французской федерации ландшафтных архитекторов (Франция).
— Прокофьева Татьяна, эксперт Казанской городской Думы.
— Самадова Ангелина, представитель заказчика, руководитель проектов, Hotels & Hospitality Group JLL, Russia & CIS.
— Саттарова Дина, директор ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительного планирования города Москвы».
— Сафарова Элина, руководитель архитектурного бюро Bespoke (Казань).
— Скуратов Сергей, архитектор, президент компании «Сергей Скуратов Architects», член правления союза московских архитекторов, академик (действительный член) международной академии архитектуры (IAA), член архитектурного совета Москвы.
— Тухватуллина Ильсияр, главный архитектор города Казани.
— Шумаков Николай, президент союза архитекторов России, главный архитектор АО «Метрогипротранс», член архитектурного совета Москвы, академик Российской академии художеств, народный архитектор РФ.
На конкурс было зарегистрировано 188 заявок. В основной конкурсной программе приняло участие 50 концепций от участников из 24 стран мира.
27 конкурсных проектов подготовили российские команды из 11 регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Пензенская область, Самарская область, Удмуртская Республика, Нижегородская область, Ростовская область.
23 проекта получено от архитекторов из Аргентины, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Индии, Индонезии, Ирана, Испании, Италии, Канады, Китая, Колумбии, Мексики, Нидерландов, ОАЭ, США, Таиланда, Узбекистана, Франции, Швейцарии, Эквадора.
Призовой фонд — 8,1 млн рублей.
«Мы не увидели проекта, который можно было бы предъявить городу, миру и сказать: „Будет так!“ Мне кажется, что ни заказчик, ни город, ни мы еще не дозрели до этого. Хотя направления, по которым надо двигаться, теперь более понятны», — отметил Скуратов.
По мнению одного из членов жюри, заслуженного архитектора РФ и РТ Германа Бакулина, авторы представили разное видение, но ни один из проектов нельзя назвать плохим. Конечно, часть архитекторов вышли за рамки техзадания — были и более высотные проекты, некоторые эскизы не учитывали непрерывность набережной, которую необходимо обеспечить в итоге, но и они ценны своими архитектурными предложениями. Ведь условия конкурса позволяют использовать идеи участников — инвестор вправе брать лучшие практики для итогового варианта. Но вместе с тем, что получится в итоге, сейчас сказать сложно. Потому что инвестору, как обычно, нравится одно, а архитекторы предлагают что-то иное.
Архитектурная мастерская «Старая Казань» Павла Тиняева предложила свой взгляд на участок, положив в основу композиции ось в виде двухуровневого бульвара, переходящего в набережную через уличный амфитеатр
«Трое вторых»: что нравится архитекторам, но не очень нравится инвестору?
Итак, лучшими — хоть и на втором месте, но все же — стали предложения архитекторов из Цюриха, Казани и Барселоны.
Архитектурная мастерская «Старая Казань» Павла Тиняева предложила свой взгляд на участок, положив в основу композиции ось в виде двухуровневого бульвара, переходящего в набережную через уличный амфитеатр. Ориентир этого пространства выводит наблюдателя прямо на Кремль. Тиняев, известный своим отношением к архитектуре старой Казани, остался тут верен своим принципам. Участок застраивается зданиями переменной этажности с террасами высотой от 4 до 25 этажей с понижением в сторону акватории реки. На берегу — конгресс-центр и яхт-клуб на 50 мест.
Этот проект, вероятно, вошел в число победителей именно за счет своей понятности, какой-то отсылки к уже существующей застройке. Возможно, за него голосовали не профессиональные архитекторы. Да, он качественный, хороший, проработанный, но все же это эволюционное развитие окружающей архитектуры, без вау-эффекта, отмечают некоторые эксперты. И голосовать за него было, что называется, «безопасно» — меньше споров. Ведь в общем сонме проектов корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел массу вариантов: тут и отсылки к яйцевидным лондонским небоскребам, и какой-то «цветок» вроде «пламенных башен» Баку, и высотки с окнами а-ля БКЗ им. Салиха Сайдашева, и круглые небоскребы Екатеринбурга, не обошлось и без Москва-Сити. Но все это — сложно, ярко, дорого и не всегда понятно, в отличие от работы мастерской «Старой Казани».
На третьем месте:
Консорциум GPC-PHOSPHORIS. Лидер консорциума — ООО «ГрандПроектСити» (Москва, Россия) saprichyan.ru. Член консорциума — АО упрощенного типа PHOSPHORIS (Париж, Франция) www.phosphoris.fr/ru. Руководитель авторского коллектива консорциума — Сапричян Карен Вачикович.
«LAMPA community RU (Kate Kuznechikova, Anastasia Nudina, Alexander Sokolov, Artem Solovev, Anna Demidova), p.m. (personal message) RU / ECU, OBSERVATORIUM NL» (Нидерланды — Эквадор — Россия). Лидер консорциума: ИП Кузнечикова Екатерина Олеговна (Санкт-Петербург). Авторский коллектив в составе: Lieven Poutsma, Кузнечикова Екатерина Олеговна, Павел Джонаттан Пухно Бермео, Соловьев Артем Юрьевич, Нудина Анастасия Анатольевна, Соколов Александр Дмитриевич, Ruud Reutelingsperger, Тарнопольский Даниил Юрьевич, Ивановская Мария Алексеевна, Деминова Анна Владимировна. observatorium.org cityregeneration.tilda.ws pm.community
Авторский коллектив в составе: Зайцев Евгений Сергеевич, Кузнецова Анна Владиславовна, Логачев Марк Феликсович, Чепиков Тарас Евгеньевич (Москва – Санкт-Петербург, Россия).
На втором месте:
Архитектурное бюро DUERIG AG (Цюрих, Швейцария). Авторский коллектив бюро возглавлял ее президент — Жан-Пьер Дюриг (Jean-Pierre Duerig). duerig.org
Архитектурная и дизайнерская студия Borgos Pieper (Испания – Англия). Авторский коллектив в составе: Этьен Боргос (Etienne Borgos) и Надин Пипер (Nadine Pieper). borgospieper.com
ООО «Архитектурная Мастерская „Старая Казань“» (Казань, Россия). Авторский коллектив в составе: Тиняев Павел Иванович, Корнилова Елена Евгеньевна, Закиева Лиля Рустемовна, Фаттахова Миляуша Алмазовна, Сафиуллин Рафаэль Ильшатович.
Что интересно — этот проект «глянулся» и Кравцуну. «Мы были очень удивлены — на одном уровне Швейцария и Казань, — отметил он. — Мне нравится этот проект не по плотности застройки, а из-за того, что основные видовые характеристики направлены на Кремль, — пояснил он журналистам. — Видно всю эту красоту!». Будущий комплекс должен включать несколько гостиниц, набережную, ретейл, офисы, а также главный акцент в виде концертного зала на 2 тыс. мест или более, пояснил Кравцун. Кроме того, экономика объекта — не только по части строительства, но и управления — здесь просматривается и просчитывается более понятно.
Валерий Кравцун: «Мне нравится этот проект не по плотности застройки, а из-за того, что основные видовые характеристики направлены на Кремль. Видно всю эту красоту!»
В то же время, по оценкам Скуратова, плотность застройки в этом проекте неоправданно велика. «Особенность территории в том, что она прибрежная. Здесь много воздуха, света, природы. Но в предложенном варианте ценностью становится не природа, а архитектура, — считает он. — Образ отсылает нас к 70-м годам прошлого века — застройка южного берега Франции, например… Кристос Пассас, в частности, говорил, что это, в общем, уже известные подходы. Что до бульвара, то, если посмотреть на него в другую сторону, он упирается фактически в гаражи. Но, конечно, отдельные идеи тут есть».
А вот профессиональные архитекторы больше «голосуют» за испано-британскую концепцию — ее предложила студия Borgos Pieper (Испания – Англия). Футуристические корпуса, плавно поднимающиеся от берега в сторону улицы Сибгата Хакима, наполнены озелененными террасами. Чем-то это напоминает то ли волну, то ли парус с полуэллиптическими вершинами, сбегающими в сторону Казанки. Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина отмечает, что идеи испанских проектировщиков для Казани смотрятся эффектно, это ни на что не похоже. «Проект очень сильный, и, если мы его реализуем, он задаст новую планку всей окружающей застройке, — считает она. — Есть и вопросы — как в наших климатических условиях реализовать эту форму кровли? Но в мире такие решения есть, надо только их изучить и адаптировать к нашей ситуации. Это сложно, но вполне возможно».
Профессиональные архитекторы больше «голосуют» за испано-британскую концепцию — ее предложила студия Borgos Pieper (Испания – Англия)
Скуратов также объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему простые призматические башни швейцарского проекта, опоясанные галереей по периметру, глянулись профессионалам архитектуры. Именно этот проект поначалу получил всего три голоса, но в итоге в ходе дискуссии он вышел в число победителей. Речь о работе цюрихского бюро Duerig AG, которая носит название «Кольцо Сатурна». Всем понятные башни, по мысли авторов, отсылают… к образу Кремля. Ведь это тоже кольцо стен, опирающихся на башни! Архитекторы полагают, что горизонтально парящее кольцо, связывающее башни комплекса, не просто свяжет их воедино, но даст Казани новый интересный объект. Внизу, под кольцом, можно сажать деревья — галерея находится на высоте примерно 12 этажей. Там остается много пространства для общественных территорий с прямым выходом на набережную Казанки. «Это демонстрирует аскетичную, современную, модернистскую архитектуру, которая очень скромная, — считает Скуратов. — А вот эта объединяющая лента связывает объект в единое целое. Это одновременно и туристический, и функциональный объект, сохраняющий, по сути, весь участок».
«Первая тройка лидеров представила очень контрастные проекты. Отсутствие победителя одновременно и усложняет задачу, и дает возможность взвешенно принимать решение, по какому пути двигаться: отдав предпочтение сильной идее или стараясь вписаться в контекст территории»
«От качественного проекта выиграют все — и мы, и жители, и город, потому что это классное место, где люди смогут жить, развлекаться, посещать мероприятия, — резюмировал Кравцун.— Еще одна сложная задача, которую предстоит решать, — это реализовать объект, не создав неудобства людям. Мы всегда считаемся с общественным мнением, нет каких-то кулуарных, закрытых решений, когда мы поступаем так, как нам хочется. Мы проходим все этапы общественных слушаний, учитываем мнения людей. С этим местом мы не имеем право на ошибку, не учитывать чьих-либо мнений здесь нельзя».
«Первая тройка лидеров представила очень контрастные проекты. Отсутствие победителя одновременно и усложняет задачу, и дает возможность взвешенно принимать решение, по какому пути двигаться: отдав предпочтение сильной идее или стараясь вписаться в контекст территории. У нас есть возможность миксовать лучшие находки, и это само по себе — новый мощный ресурс. В любом случае важно получить знаковый объект, отражающий ценности современной Казани», — подытожила Тухватуллина. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 284
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.