Взрывной рост показывает в этом году татарстанский малый и средний бизнес на российских и зарубежных маркетплейсах. За пять месяцев количество селлеров из нашей республики увеличилось более чем в 2 раза. Их выручка, по данным ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» — некоммерческой структуры, созданной в Татарстане в марте для помощи в продвижении МСБ через e-commerce*, — на конец мая достигла 8,4 млрд рублей против 3,6 млрд за весь 2020-й. Но даже сейчас многих предпринимателей приходится убеждать в необходимости быстрее осваивать электронную торговлю.
По данным исполнительного директора ЦЭТ Инессы Яруллиной, количество предпринимателей из РТ, продающих свои товары на маркетплейсах, за первые пять месяцев этого года увеличилось более чем вдвое — с 3,2 тыс. до 6,6 тысячи
Продать можно всё
Июньская встреча президента РТ Рустама Минниханова с предпринимателями из сферы электронной торговли стала не просто еще одним эпизодом в истории диалога власти и бизнеса: игроки рынка получили однозначный сигнал — тем, кто хочет торговать на маркетплейсах, оказывают поддержку на высшем уровне. И это уже не первая встреча предпринимателей с первыми лицами республики, посвященная вопросам e-commerce: после предыдущей, которая прошла в ноябре 2020 года, в республике приняли концепцию развития электронной торговли, создали рабочую группу по содействию продвижения региональной продукции по интернет-каналам, а в марте начала работу дочерняя структура ТПП РТ — АНО «Центр электронной торговли» (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко», которая пошагово и безвозмездно выводит предпринимателя на онлайн-площадки. Результаты налицо. По данным исполнительного директора ЦЭТ Инессы Яруллиной, количество предпринимателей из РТ, продающих свои товары на маркетплейсах, за первые пять месяцев этого года увеличилось более чем вдвое — с 3,2 тыс. до 6,6 тысячи. Их выручка на конец мая-2021 достигла 8,4 млрд рублей (за весь 2020-й — 3,58 млрд).
Что же продают участники из Татарстана через маркетплейсы? Наиболее популярный сегмент — одежда, ее доля достигает 40%. Остальные предложения настолько разнообразны, что сложно поддаются группировке. Это инструменты для маникюра и оборудование для занятий спортом, косметика и украшения, глубинные заземлители и сетка-рабица, бассейны и полотенца, лунные чаши и травяные чаи… «Продать можно все! И если вы хотите расширить рынки сбыта, этого можно добиться через сеть», — говорят эксперты ЦЭТ бизнесменам, которые все еще раздумывают над выходом в онлайн.
«Продать можно все! И если вы хотите расширить рынки сбыта, этого можно добиться через сеть»
«Помимо того что работаем точечно с предпринимателями и буквально „за ручку“ проводим через все требования и подводные камни маркетплейсов, мы ездим по муниципальным районам с обучающей программой, — рассказывает председатель экспертного совета при ЦЭТ Юлиана Гордон. — Рассказываем о смысле и тенденциях e-commerce, закладываем идею о том, что быть представленным в онлайн-каналах современному бизнесу надо обязательно. Образно, мы делаем местному предпринимательскому сообществу инъекцию eCom**». После семинаров потоком идут уточнения, как прямо сейчас начать торговлю в интернете. Выездные обучающие программы уже охватили запад и юго-восток Татарстана, в планах — до конца года побывать во всех муниципальных образованиях, так что в ЦЭТ ждут заявок от районных властей.
«Деньги и развитие идут параллельно, — отмечает предприниматель Элина Нуриева из Бавлов. — К нам в город приехала замечательная команда ЦЭТ, провела крутой семинар. Это был такой толчок! Я сразу прошла бесплатное обучение. Кураторы всегда на связи, никто не оставит без внимания никакое сомнение или вопрос. Предприниматели Татарстана, не упустите такую классную возможность, развивайтесь, „Маркетплейс.Легко“ будет держать за руку, и у вас все получится».
Огромную роль в выводе товаров на маркетплейс играет продакшен-центр, созданный при ЦЭТ. Он проводит предметные и модельные съемки товаров для карточек, которые потом будут выставлены в онлайн-магазинах
Бесконечная полка, минимальные цены и быстрая доставка
По словам Яруллиной, один из главных стереотипов, мешающих предпринимателям выходить на маркетплейсы, — зацикленность на том, что «мой товар не купят». Часто это связано с недостатком собственного опыта пользователя маркетплейсов. Когда эксперты ЦЭТ приводят подкрепленные сервисами аналитики примеры о том, сколько людей ищет похожий товар, слушатели изумляются. И если количество потенциальных покупателей, которые могут зайти в магазин «на соседней улице», исчисляется в лучшем случае тысячами, то аудитория маркетплейса — весь мир. «Только в России покупки в интернете регулярно совершают 57 миллионов человек, при этом мы не ограничиваемся федеральными каналами, но выводим и на Etsy, Bonanza, eBay, — поясняет наш собеседница. — Принимаем почти все делегации по линии e-commerce, которые приезжают в Татарстан. В мае нас посетили „Деловые линии“, „Сбермегамаркет“, ведем переговоры о совместных мероприятиях с Avito. Все, кто входит в экспертный совет ЦЭТ (в нем 8 представителей известных компаний – игроков сферы электронной коммерции России — прим. ред.), выражают желание активно взаимодействовать с ЦЭТ. Так, с OZON мы провели марафон „Маркетплейс за 30 дней“, в рамках которого за месяц более 200 предпринимателей зарегистрировали личные кабинеты, активировали аккаунты, настроили склад, создали карточки товаров, прошли этап модерации и начали продавать».
«Это точно такой же магазин, который нужно развивать, контролировать, рекламировать через красивые фото и видео, продающие тексты, конкурентную цену»
Огромную роль в выводе товаров на маркетплейс играет продакшен-центр, созданный при ЦЭТ. Он проводит предметные и модельные съемки товаров для карточек, которые потом будут выставлены в онлайн-магазинах — сами продавцы часто даже не присутствуют на съемках, присылая образцы курьером или почтой. Известная истина — в интернете покупают глазами. Снятые в профессиональной студии опытным фотографом, с использованием реквизита и моделей такие изображения делают товар более привлекательным и конкурентоспособным. 10 позиций предприниматели, обратившиеся в ЦЭТ, получают бесплатно, этого обычно достаточно для начала. При желании можно расширить номенклатуру, одно предметное фото обойдется всего в 100 рублей.
Но не складывается ли у предпринимателей впечатление, что онлайн-торговля действует по принципу «закинул и забыл»? В ЦЭТ предостерегают от такого заблуждения. «Это точно такой же магазин, который нужно развивать, контролировать, рекламировать через красивые фото и видео, продающие тексты, конкурентную цену, — рассказывает Яруллина. — Каждый маркетплейс хочет то, чего хочет покупатель. Потребитель ждет „бесконечную полку“, и площадки стараются привлекать все больше селлеров; ищет минимальные цены — и торговые роботы проверят все предложения интернет-магазинов, чтобы вовремя сообщить о необходимости коррекции ценника; хочет быстрой доставки — и интернет-магазин прописывает требование об отгрузке товара на склад в течение 24 часов».
Фарид Абдулганиев: «Всего за четыре месяца с начала работы ЦЭТ в марте 2021 года здесь прошли обучение более 2,5 тысячи предпринимателей из Татарстана и других регионов, сотни из них уже активно продают через маркетплейсы свои товары по всей России и за рубежом, получая существенную прибыль»
По мнению бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, уникальная для России концепция Центра электронной торговли «Маркетплейс.Легко» как инструмента помощи предпринимателям доказала свою состоятельность и эффективность. «Всего за четыре месяца с начала работы ЦЭТ в марте 2021 года здесь прошли обучение более 2,5 тысячи предпринимателей из Татарстана и других регионов, сотни из них уже активно продают через маркетплейсы свои товары по всей России и за рубежом, получая существенную прибыль, — рассказывает он. — При этом ЦЭТ смог получить признание и со стороны самих участников рынка eCom. Крупнейшие маркетплейсы и логистические компании не только предоставили ЦЭТ статус своего технологического партнера, но и вошли в его экспертный совет, чтобы совместными усилиями проводить анализ лучших практик и разрабатывать рекомендации по развитию всего российского рынка eCom, которые будут востребованы на федеральном уровне».
Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко»
Адрес: Казань, ул. Лево-Булачная, 24/20
Тел.: +7(843) 222-9-222
Сайт: ecom.tatar
* Е-коммерс (электронная коммерция)
** Е-ком