Накануне президент России Владимир Путин принял участие в церемонии открытия мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной» в Псковской области на Чудском озере, а сегодня РПЦ отмечает день памяти благоверного князя Александра Невского. Между тем споры о данной исторической личности не утихают. Так кем же был Александр Ярославич — жестоким убийцей своих подданных, собирателем дани для Золотой Орды или великим историческим деятелем? И почему образ князя использовали как Иван Грозный, так и Иосиф Сталин? «БИЗНЕС Online» поговорил об этом с заместителем начальника центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии, историком Тэймуром Галимовым.
Тэймур Галимов: «Конечно, в основу жития Александра Невского лег его летописный образ, который мы можем увидеть в Ипатьевской, Новгородской летописях, первой Софийской, Никоновской, Лаврентьевской летописях»
«Как обычно у нас в России, кого ни поскреби — найдешь татарина»
— Тэймур Рустэмович, сегодня День памяти благоверного князя Александра Невского. Именно 12 сентября во времена Петра I мощи Александра Ярославича были перенесены в Петербург. В этом году отмечается и 800 лет со дня рождения князя. А что мы знаем о дне его рождения?
— Здесь действительно могут иметься серьезные расхождения между официальной датой, которая принята, и той, которая была в реальности. Дело в том, что мы основываемся на исторических источниках — это археологические памятники, исторические источники литературного характера, разнообразные письменные памятники, а именно — летописи и жития. Но в летописях есть одна небольшая проблема. Существует несколько стилей определения датировок и летоисчисления в целом. Есть мартовские (исторический календарный стиль (применялся вместе сентябрьским и современным январским). Начало года приходилось на 1 марта в России и Венецианской республике, 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы) в Северной Италии и Англии, откуда и произошло название. Стиль применялся в прошлом как с летосчислением «от сотворения мира» (Константинопольская эра), так и «от Рождества Христова». В России год начинался на полгода позже сентябрьского, однако существовал также ультрамартовский стиль, когда год начинался на полгода раньше сентябрьского стиля. На Руси существовал до 1492 года, использовался также другими славянскими народами, городами Северной Италии, а также до 1752 года в Англии — прим. ред.), ультрамартовские стили, и это действительно имеет очень большой вес, создавая разницу, иногда доходящую до полугода, а то и до года. Соответственно, у нас есть то, что мы имеем, — это разнообразные даты 13 и 30 мая, 12 июня, 15 июля и 28 июля. Однако Русской православной церковью в большей степени признается дата 13 мая 1221-го как день рождения Александра Ярославича, а 12 сентября празднуется и чтится уже несколько веков день перенесения мощей в Санкт-Петербург, состоявшийся в 1724 году.
— Так что же представлял собой князь Александр Невский, почему так много полярных оценок данной исторической личности?
— Сам по себе Александр Ярославич удивительный человек. Это касается и его судьбы, описанной в житии, а также тех традиций, которые за этим последовали. Конечно, в основу жития Александра Невского лег его летописный образ, который мы можем увидеть в Ипатьевской, Новгородской летописях, первой Софийской, Никоновской, Лаврентьевской летописях.
Дело в том, что в этот период он играет ключевую роль, он является сыном Ярослава Всеволодовича, который после нашествия орд хана Бату был признан им старшим из русских князей.
Я намеренно опускаю вопрос национальности, когда говорю о войске Батыя. Не говорю «монголы» — какие же они монголы, если бо́льшая половина из них не монголы, а татары, а также еще целая сборная попутных племен и народов, примкнувших к великой цели? Скорее всего, сама национальность «монголы» — это калька с Мэнге Эль, то есть Великий Эль — государство. Поэтому говорить о национальной привязке не стоит. Тем более это все же Средние века.
Поэтому, когда мы говорим «русский благоверный князь», ну да, русский — он жил на русской земле. Но если учитывать его семейное древо, то там вполне есть и кыпчакская/половецкая кровь (половецкий хан Котян приходился Александру прадедушкой по маминой линии). Так что, как обычно у нас в России, кого ни поскреби — найдешь татарина, как говорится.
— И как повлиял поход Батыя на положение семьи Александра Ярославича?
— С вмешательством орд Батыя в непрекращающийся междоусобный гибельный круговорот древнерусской истории события стали развиваться так же стремительно, как и карьерная судьба Александра, соответственно. Ярослав Всеволодович получил старейшинство среди всех князей в Каракоруме — столице Монгольской империи в 1246 году, куда был отправлен Батыем на окончательное утверждение. Ярослав участвовал в курултае, в воцарении хана Гуюка, правда, как потом описывают эту процедуру путешественники, например Плано Карпини, древнерусские князья стояли за шатром, но внутри огороженной территории.
То есть князья и иные улусники вхожи в административную систему империи, но не до конца. Непосредственно в золотую юрту, как и в сам совет, они не имеют права входить, они находятся за его пределами и ждут, но и первыми получают соответствующие указания. К столу золотого рода их не приглашают, но в принципе это и неважно, и даже хорошо, учитывая возможную гибель вследствие намеренного или даже возможно сугубо непредумышленного острого пищевого отравления. Главное, что Ярослав Всеволодович через некоторое время по пути обратно на Русь умирает.
— Понятно, что начинается борьба за власть…
— Соответственно, были вызваны его сыновья — Андрей и Александр. Александр, как старший сын Ярослава Всеволодовича, получает в Каракоруме старейшинство, Киев и всю землю русскую, а Андрей (он младше) — непосредственно Владимирское княжение. Учитывая окончательный упадок Киева и отсутствие какой-либо реальной власти над всей Русской землей, Александр оспаривает решение через два года, в 1251 году, в Орде, благодаря удачной смене правителей и победе партии Батыя (вероятно, весьма симпатизировавшей князю), он наконец-то получает не только старейшинство над всеми князьями, но и долгожданную Владимирскую землю. А Андрей, учитывая его антиордынскую настроенность, получает на свою голову карательный поход Неврюевой рати, терпит поражение и бежит в Швецию.
— Внутрисемейные разборки — это норма для той эпохи.
— Конечно. В этот период мы можем видеть несколько противоборствующих кланов Рюриковичей, например Романовичи, а также ветвь Черниговского князя Михаила Ярославича. Соответственно, мы можем видеть даже их территориальное разграничение: центральная часть Руси — за Михаилом Черниговским и его партией, южная Русь — за Даниилом Романовичем, и северо-восточная, Владимирская Русь, — это Ярославичи. Ярослав Всеволодович, еще даже не получив официально прав на Владимир и сопутствующие территории, само собой, занимается их восстановлением с момента нашествия.
Хотя удивительным образом восстановление идет очень быстро, по крайней мере тело великого князя Юрия Всеволодовича буквально сразу после разгромного сражения на реке Сити находят и вносят в Ростов и проводят богослужение. А откуда нашлись люди? То есть, если смотреть по летописям, не всех уничтожают: были спасшиеся в лесах, некоторые бежали в сопредельные и более дальние города, а некоторые города полностью сдавались на милость орд хана Бату. Вот относительно последнего… в этом нет ничего зазорного и страшного. Дело в том, что это Средние века.
«Для своего времени битва на Чудском озере была действительно значимой»
«Не было такого, чтобы с криком «Поднимемся за Русь великую!» вставали серьезные антиордынские коалиции»
— И вот среди этого хаоса возникает наш герой.
— Да, во всем этом жутком месиве появляется замечательная фигура Александра Невского. Он, скорее всего, наученный уже в своей семье, получил какой-то худо-бедно административный опыт в управлении Новгородской землей. В этом отношении стоит учесть, что все же его «приглашали», это известный факт, он был приглашенным князем. Итак, он имел опыт управления, военный опыт битвы на Неве, то есть это все равно важный момент в его становлении. И как раз к битве на Чудском озере в 1245 году он приходит уже состоявшимся, с определенным багажом знаний и опыта. Побеждает в этом сражении. Но дело в том, что, нужно отметить, мы берем эти летописные величавые художественные образы, которые нам рисуются, — огромное количество немецких рыцарей…
— Мы ведь знаем, что тот образ князя, который мы знаем, создан по заданию Сталина великим советским режиссером Эйзенштейном в фильме «Александр Невский». И некоторые авторитетные историки считают, что этот образ гениального полководца и патриота преувеличен, а может, битвы на Чудском озере и вовсе не было. По крайней мере, о ней никак не упоминается в шведских источниках…
— Битва, безусловно, была. Я совершенно согласен с историком Игорем Николаевичем Данилевским, его замечательными работами, но, понимаете, этот образ современникам требовалось красиво подать. И Эйзенштейн это сделал — как средневековые летописцы, которые в свое время писали сюжеты и жития. Если бы Эйзенштейн делал все с исторической точностью, то у него получились бы примерно 20 рыцарей с одной стороны и 20 с другой и человек 100 еще, кто что-то там в руках держит. Это было, скорее всего, такое пограничное столкновение.
— Потом сыграл свою роль пиар?
— Здесь не пиар, а, скорее всего, желание показать потомкам величие Невского, а для своего времени битва была действительно значимой. Здесь дело не в том, сколько участников, а в том, что в этих битвах определялась дальнейшая судьба территорий, которые оспаривались, — соответственно, Псков, Новгород. И, грубо говоря, эти территории, которые были закреплены за Новгородом, Невский их отстоял. Мало того, он и до этого старался их расширить, это были соответствующие походы, они страшные. Если смотреть по сказкам и легендам, то Александром Ярославичем якобы пугали даже детей.
С другой стороны, с Западом Невский общается не только мечом, но и в письменной дипломатической форме. Было как минимум два письма, ответы на них, к сожалению, не сохранились. Существуют только адресаты от папы римского, в которых Иннокентий IV предлагал принять Римскую церковь и веру и повторял неоднократно в качестве наставления: «Отец твой, страстно вожделев… отдал себя послушанию Римской церкви».
— Католической?
— Да. С удивительной настойчивостью папа римский написал целых два письма. То есть были какие-то более ранние переговоры, и уже после второго письма, после прихода двух кардиналов с буллой от Папы, Александр Ярославич отвечает категоричным ответом «нет». И затем вся эта переписка прекращается. Получив долгожданную легитимность и поддержку на Востоке, само собой, Александр отказывается от такого запасного для себя варианта, предусмотренного еще его отцом. Это если смотреть на отношения князя с Западом.
Если же обратить внимание на отношение к Востоку, к Орде, то это вынужденная мера с одной стороны, но и в то же время, само собой, логичная, учитывая, что это время, когда все должны договариваться со всеми. Не случалось такого, чтобы с криком «Поднимемся за Русь великую!» вставали серьезные антиордынские коалиции. Ну и какая Русь великая в это время, когда это в целом Владимирское княжество и Новгород и им надо думать за своих подчиненных, за свою землю, за себя переживать? У многих из князей, видя эту ужасную силу, жесткую, большую, просто огромную, дисциплинированную армию хана Бату, силу Монгольской империи, а в последующем — и Золотой Орды, даже мысли не возникало, что с ними можно бороться, а главное, победить.
Учитывая все разрушения, все эти осады (наиболее жесткая резня была в Рязани), взятие Киева, все это вкупе показало, что с ордынцами лучше иметь мирные отношения, по крайней мере не нужно не убивать их послов. В итоге Александр Ярославич, как и его отец, был одним из тех, кто впервые, наверное, за долгое время понял, что можно пойти дипломатическим путем. Он налаживает связи, умело использует инструменты, которые ему предоставляет Монгольская империя, а потом уже — Золотая Орда для того, чтобы побеждать своих врагов, внутренних и внешних. В то же время стоит отметить несколько совместных походов на Польшу, на Венгрию. Александр Невский был очень умелым дипломатом, который использовал все эти инструменты на благо своему собственному княжеству, а в конце концов себе самому.
«С удивительной настойчивостью папа римский написал целых два письма. То есть были какие-то более ранние переговоры, и уже после второго письма, после прихода двух кардиналов с буллой от Папы, Александр Ярославич отвечает категоричным ответом «нет»
«Два больших вкусных хлеба в год с одного двора — по-моему, вполне адекватное налоговое бремя»
— Известный журналист и публицист Александр Невзоров дает такую ироничную характеристику нашему герою: «Вот был этот несчастный сборщик дани, вообще, баскак некий Александр Невский, который, когда новгородцы отказались платить дань татарам, тут же пришел, Новгород сжег, уши всем поотрывал, глаза повыкалывал, сказал, что „это вам за пацанов“, имея в виду обиженных ордынских сборщиков дани». Насколько она правдива?
— Удивительные формулировки, очень такие красочные, насколько Невзорову позволяет его талант художественный. Но, если мы посмотрим на историческую реальность того времени, — это была норма. Надо понимать, что это было жестокое время, и важно было умелое использование падающей к тебе в руки власти со стороны Орды. Было бы большой глупостью этим не воспользоваться. Что касается новгородцев, то проходили переписи. Это для того, чтобы, как говорится современным языком, установить налоговую базу, исчислить фискальную единицу, утвердить сумму, которую будут собирать, и она была и в первой, и второй переписи зафиксирована и собиралась исправно. На счет последующего увеличения этой базы, тут нет точного понимания.
Однако некоторый момент у нас весьма сильно преувеличивают — это размер дани. Дескать, она такая была неподъемная, что Русь отстала на триста лет и уже не ждите ничего хорошего. А по факту, по серьезным подсчетам получается, что с одного двора общий государственный налог составлял примерно два хлеба в год.
— Две буханки?
— Да, два больших вкусных хлеба в год с одного двора, по-моему, вполне адекватное налоговое бремя. Что в этом такого? Взамен получаете абсолютно полную защиту и все остальное. Да, были перегибы на местах, так время было такое, кто-то читает законы, кто-то соблюдает их, а кто-то не очень. Если посмотреть на ту политику, которую проводил Александр Невский по отношению к Орде, я бы не сказал, что он был такой марионеткой, «простым баскаком». Нет, он вел и свою политику, умело использовал имевшиеся инструменты и спокойно укреплял свою власть.
Кроме того, я тут опять-таки ухожу в предположение, скорее всего Александр был именно тем, кто способствовал росту власти митрополита Кирилла, святителя, который пришел на смену Иосифу, исчезнувшему в 1240 году, пропавшему или даже сбежавшему, но скорее убитому. Скорее всего именно Александр был тем, кто рассказал митрополиту Кириллу о том, что несет в себе Орда, какие дополнительные льготы и удачные инструменты может получить митрополия и вообще Русская православная церковь, умело воспользовавшись этими благами. С этого периода и начинается та церковь, которую мы знаем.
Домонгольская Церковь, которая состояла в основном из предстоятелей и подвижников, при всей их неоднозначной духовной силе усмирения вражды и духовного усердия, была больше инструментарием княжеского рода, которых князья могли как жаловать, так и судить, причем не только своих, но и чужих. И все меняется с приходом Орды. С той поры и до конца XV века они получали ярлыки, как и князья. Во-первых, это их уравнивало, во-вторых, это давало им защиту и удивительный инструмент — льготы. Церковь получает льготы, то есть она не платит налоги в Орду. Церковь имеет право в принципе вести себя как захочет, ее нельзя трогать, нельзя просто так отнять что-то, то есть ярлык — это также и очень важный защитный механизм в отношениях с властью на местах.
— Можно ли сказать, что Золотая Орда спасла православную церковь?
— Во всяком случае руками Александра Ярославича, который умело всех познакомил, с течением времени РПЦ, понимая свое льготное положение, прирастает территориями. В XIII веке открывается более 200 монастырей. Церковь проводит внутреннюю и внешнюю колонизацию земель, появляются офшорные монастыри, в которых возрастает производство и торговля. И по итогам мы можем видеть, что к концу XVI века русская православная церковь — это второй по величине держатель земель. Это следствие той самой проордынской политики.
С другой стороны, это защита от западных наших соседей, и здесь есть один отличный, просто замечательный пример — Даниил Романович Галицкий, можно сказать, антагонист проордынской политики, который пытался использовать вообще весь инструментарий, который ему дают и Римская курия, и Орда. По жизнеописанию эти два таких мощных воина — Александр и Даниил — легко сравнимы. Если посмотреть Галицко-Волынскую летопись, она еще больше приукрашивает Даниила Романовича Галицкого, в которой князь буквально неубиваемый. В него летят стрелы, и они отскакивают, раны заживают сами собой, даже любая самая страшная болезнь отступает. Даниил, судя по летописи, такой невероятно мощный воин, супермен своего времени, как и Невский, который, подняв великое воинство небесное, летал по воздуху и сносил своим мечом головы. Я не преувеличиваю, все это написано в летописи, в житийной традиции еще краше, на основе которых можно спокойно любое фантастическое кино снимать.
И у Даниила Галицкого почти то же самое — неустрашимость и победоносность. Однако близость к восточно-европейским государствам, конечно, предопределила дальнейшую судьбу Даниила, как и нежелание воспользоваться в полной мере ордынским господством. Конечно, Романович получил корону от папы римского, саму корону мы не видели никогда. Возможно, это было даже просто право носить корону; может быть, он заказал ее, где-то изготовил, но в целом за этой красивой и драгоценной железякой ничего не стояло. Не было никакого войска, единственное, что предоставляла эта корона, — статус и право владеть определенными территориями. А попробуй их захвати и удержи, когда каждый сосед мечтает об этой территории, когда Орда бесконечно вторгается, потому что ты за собой эту территорию не закрепил, не ездишь к ним на утверждение! Впоследствии эта линия Романовичей прерывается на Владимире Львовиче, на правнуке Даниила Романовича, причем прерывается политически, в последующем его дети не вполне самостоятельны, больше уже ориентированы на запад.
Одновременно с этим постепенно идет формирование и становление Великого княжества Литовского. Это уже абсолютно прозападное государство, оно имеет свои интересы к этому моменту и является антагонистом Великому княжеству Московскому. Те решения, которые принимались в середине XIII века, повлияли в последующем на эти государствообразующие процессы. Появляются две митрополии, а затем и две Руси: одна западная, другая восточная.
«Александр — действительно интересная личность даже при том, что он, возможно, как сказали бы уже наши с вами современники, «заложил» своего брата Андрея Ярославича, а также, вероятно, был причастен к не совсем удачным карательным акциям, то есть не совсем хорошо, с нашей точки, зрения ходил в походы»
«Многие могут назвать его коллаборационистом, но это совсем не так»
— Значит, для вас Александр Невский — это положительный герой? Помните недавно резонансную историю, когда, кажется, один школьный учитель назвал князя коллаборационистом и чуть ли не «власовцем»…
— Если говорить откровенно, мне Александр Ярославич как правитель и как воин очень импонирует, потому что он в свое время, в самые тяжелейшие Средние века, умело управлял и умело договаривался, делал все возможное, чтобы контролировать свою собственную территорию. Он оставляет своим потомкам невероятные инструменты для развития. Александр — действительно интересная личность даже при том, что он, возможно, как сказали бы уже наши с вами современники, «заложил» своего брата Андрея Ярославича, а также, вероятно, был причастен к не совсем удачным карательным акциям, то есть не совсем хорошо, с нашей точки зрения, ходил в походы. Многие могут назвать его коллаборационистом, но это совсем не так. Для своего времени это был эталон настоящего правителя.
— Понятно, что он сыграл большую роль для истории Руси, а как его должны воспринимать татары?
— Для татар он был прежде всего союзником. Действительно, все становление Золотой Орды — это умелое управление территориями, которое они получили в ходе завоевательных походов, умелое управление торговыми трафиками, которые через них проходили… И, соответственно, если мы посмотрим торговые взаимоотношения Руси и Орды в то время, то Русь, конечно, не самый сильный игрок на тот период. Но по крайней мере один из тех партнеров, поддержкой которого Орда могла заручиться, то есть получить воинов в совместную военную компанию, провести совместные походы — это ведь долговременные и устойчивые отношения. Я не хочу говорить «даннические отношения», потому что это в принципе не дань, а больше налог, плата за взаимовыгодные отношения.
— Невский был, говоря современным языком, «представителем федеральной налоговой службы»?
— Нет, непосредственными «представителями ФНС» были специализированные даругачи и баскакчы, которые жили на территории Руси, были в стольных градах, располагались со своими группами, компактно селились и проживали. Если вы посмотрите на территориальные привязки, то всегда есть ордынка, татарский уезд, проезд и так далее, всегда по каким-то географическим наименованиям можно проследить, что здесь присутствовали татары, татарские численники, татарские администраторы.
Александр был владельцем земли русской, по крайней мере северо-восточной Руси, поэтому его нельзя называть его налоговиком. Более того, я думаю, он и не интересовался этим вопросом, поскольку обеспечивал беспрепятственный проезд, питание и проживание. Он сдерживал своими силами какие-то нарастающие конфликты, если они появлялись.
Здесь также можно отметить приписываемую ему роль в восстаниях. Вот непосредственно в его время, когда он княжил, восстания носили несколько иной характер. Они не выступали непосредственно против ордынской власти, это такой ответ нерадивой и неконтролируемой миграционной политике.
— То есть коренное население не было довольно мигрантами, как и сейчас?
— Когда в русских городах появлялись огромные агломерации мусульманского населения и это создавало нездоровую ситуацию, конфликтную, в том числе и в торговле, конечно, происходили восстания, но протестующие каким-то образом расходились и ордынскую власть при этом не привлекалась. Если бы ордынских администраторов попытались притеснять, то пришла бы рать, которая всех бы подавила, уничтожила и сожгла. Однако этого не происходило, а значит, восстаний, несших своей целью уничтожение зависимости, то есть непосредственно против Орды, не происходило.
Такие взаимовыгодные отношения длятся вплоть до самой смерти Александра Невского, причем описываются очень красиво похороны-проводы. Это говорит еще и о том, что сам образ князя, его влияние, его жизнь запомнилась летописцам, людям. Он был очень значимой фигурой для них, иначе никто бы не оставил такой памяти о нем. Не все князья удостаивались таких подробных летописных житий и текстов.
«Для каких целей именно в то время канонизация была необходима? Конечно же, это нарождение нового государства, применение военной силы для того, чтобы уже не дипломатическим путем, а именно военной силой к себе присоединить территории бывшей Золотой Орды, а это наши татарские ханства»
«Великое княжество Московское оказалось сильнее раздробленных татарских ханств»
— Александр Невский был канонизирован церковью в 1547 году и получил статус святого. Почему это произошло только через три века?
— Я не представитель РПЦ, но, насколько понимаю, в деле канонизации есть определенные критерии, которым должен соответствовать тот или иной человек, чтобы его можно было канонизировать. Фактически по всем этим критериям он подходил. Другой вопрос: для каких целей именно в то время требовалась канонизация? Конечно же, это нарождение нового государства, применение военной силы для того, чтобы уже не дипломатическим путем, а именно военной силой к себе присоединить территории бывшей Золотой Орды, а это наши татарские ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское. Если посмотреть, они становятся слабее Московского государства. С другой стороны, Золотая Орда, расколовшись на ханства, потеряла именно свое единение, которое еще теплилось… Они еще называли друг друга братьями, но в своих действиях, к сожалению, это не учитывали и не всегда приходили друг к другу на помощь в полной мере, не всегда могли определить врагов своего государства. Получилось то, что получилось. Великое княжество Московское оказалось сильнее раздробленных татарских ханств и их постепенно одно за другим присоединяет к себе.
— Можно ли сказать, что Иван Грозный решил использовать образ Александра Невского в идеологических целях, в том числе и при взятии Казани в 1552 году?
— Шла идеологическая борьба в том числе. Требовалось под единой идеей соединить все территории. Легко прийти и всех поубивать, захватить, а попробуй удержать! У Золотой Орды, у Монгольской империи идея была очень проста: неважно, кто ты, какой ты религии, какого ты народа, но если ты с нами, то будь с нами до конца. Эта очень интересная интернациональная идея была настолько всепобеждающей, она собирала огромные массы народов.
У Ивана Грозного возникла необходимость в создании одной единой идеологии, и он ее находит, он ее применяет, причем очень умело. Если вы посмотрите на икону «Благословенно воинство Небесного Царя», то там непосредственно показывается сюжет захвата Казани, которая выступает в роли Нового Иерусалима. Воинство ведет, естественно, архангел Михаил, а за ним буквально самым первым из людей следует Иван Васильевич Грозный. Это очень мощная икона, она олицетворяет идеологический курс того времени, в котором, возможно, нашлось место также и Александру Невскому.
«Сам образ актера Николая Черкасова, который играет Александра Невского, настолько сильно полюбился, что никого другого народ уже бы и не воспринимал»
— Для чего это нужно было Ивану Грозному?
— Для Василия III, для Ивана III, для Василия II, Ивана Красного, Ивана Калиты и других князей Золотая Орда представляла собой мощную организацию, и для них это был «золотой стандарт», которому стоило следовать. Ивану Васильевичу приходилось ломать этот налаженный и устойчивый образ для того, чтобы построить свое исключительно деспотичное государство. Поэтому требовались новые образы, новые идеологические инструменты, для него важно было также сломать церковь, приобщить ее к своему делу, нажать на нее. Именно поэтому он пишет много увещевательных писем к иерархам церкви.
Если раньше власть и право владения подтверждались ярлыком и сопутствующей защитой, то после крушения Орды им пришлось бы каким-то образом вновь легитимизировать статусы перед своими европейскими соседями. Опять-таки эту проблему пытались решить с помощью Византии. Софья Палеолог дает возможность создать эту идеологическую машину Москва – Третий Рим, дает первичные инструменты для последующего создания утверждения единого Московского царства. Заметьте, именно царства, ведь до Ивана Грозного царский титул, согласно летописной традиции, присваивался только ханами.
И даже если посмотреть лицевой летописный свод Ивана Грозного (он есть в интернете в свободном доступе), там есть очень интересные картинки. Все великие князья изображены в простых шапках, на них нет короны. Единственная корона, которую вы можете там увидеть, — на головах ханов. То есть это и подтверждение своей зависимости, и почитание того образа, который был у великого государя, к которому стоило стремиться.
— Относительно недавно образ Александра Невского использовал и Сталин. Насколько он попал в точку, выбрав Невского?
— Учитывая великолепную художественную работу Эйзенштейна 1938 года и то, что с немцами таких удачных военных сюжетов в нашей замечательной истории, кроме как в средневековое время, почти нет, то это наиболее удачный образ, который Иосиф Виссарионович использовал. Причем сам образ актера Николая Черкасова, который играет Александра Невского, настолько сильно полюбился, что никого другого народ уже бы и не воспринимал. Именно поэтому на советском ордене Александра Невского был изображен именно Черкасов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 293
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.