Резонансные события, связанные с подростками и вчерашними школьниками, заставляют задуматься о морально-нравственном состоянии новых поколений. Сегодня, когда школа порой дистанцируется от функции воспитания в пользу образования, все стрелки переводят на семью. Есть ли в тандеме «школа – дом» место еще каким-то фигурам, которые могли бы взять на себя функцию воспитания ребенка? Данную тему обсудили с председателем гильдии психологов и педагогов Саратовской области, кандидатом педагогических наук, председателем общественного совета при министерстве образования Саратовской области Сергеем Саратовским.
Сергей Саратовский: «Нам нужны люди из числа нас самих, которые смогли, взяли на себя ответственность и своим примером показали, что это реально»
В таких условиях дети растут манипуляторами и потребителями
— Сергей Владимирович, вы согласны с мнением, что институт семьи сегодня переживает кризис?
— За истекшее столетие институт семьи часто претерпевал различные, в том числе кризисные, трансформации. В относительно недавнем прошлом наши деды и прадеды были свидетелями двух мировых войн, голода, репрессий и многого другого. Постепенно рушились основы родства, в результате чего круг воспитателей сузился зачастую до бабушек и дедушек (чаще только бабушек). А в последние десятилетия повальная индивидуализация, замешанная на гедонизме и потребительском разгуле, запустила процесс уменьшения семьи до одного родителя и одного-двух старших представителей его рода. Сейчас нередко можно увидеть семьи, где братья и сестры не общаются между собой, родители находятся в разводе и постоянных взаимных претензиях. В итоге зачастую единственное чадо постоянно ублажают, балуют, покупают подарками, настраивают против мамы или папы, забывая при этом, что итог подобного подхода будет плачевен, а родительская семья не станет опорой в его дальнейшей жизни. Неудивительно, что дети, выросшие в таких условиях, плохо разбираются в эмоциях окружающих, растут манипуляторами и потребителями, не умеют создавать союзы, а родителей воспринимают в качестве раздражителей и относятся к ним как к обслуживающему персоналу.
Как в этих условиях выжить семье? Итог мы видим: нежелание молодежи вступать в брак, рожать детей, крепить родственные связи.
«Нам нужны люди из числа нас самих, которые смогли, взяли на себя ответственность и своим примером показали, что это реально»
Относительно «новых» участников воспитательного процесса, лично я вижу такую перспективу: несколько лет назад, встречаясь с огромным числом людей в своей профессиональной практике, я начал замечать, что люди стали активно объединяться по интересам. Это стремление нужно использовать как ресурс, который непременно должен быть реализован в легальном русле, в рамках открытых общественных фондов, акций и прочей активности. Роль НКО здесь стратегически важна как застрельщиков этого ресурса. Примером тому благотворительный фонд «Ярдэм», который предоставляет как площадки для волонтеров, так и прямую помощь людям без каких бы то ни было условий. Мне посчастливилось побывать в нем лично — я был просто восхищен многогранной работой фонда: от реабилитации практически всех групп инвалидов до духовной работы в исправительных учреждениях. Разумеется, вопрос воспитания молодежи в фонде «Ярдэм» не оставлен без должного внимания.
К предыдущему вопросу о «новых» участниках воспитательного процесса: важен пример. Нам нужны люди из числа нас самих, которые смогли, взяли на себя ответственность и своим примером показали, что это реально. Вот, например, лично знаю вице-президента фонда «Ярдэм», депутата Казанской городской Думы Малику Рафкатовну Гельмутдинову. Ее, безусловно, знаковый проект работы с детьми «Семейный очаг» для многих из нас показателен. Помимо детей, для которых она стала настоящей матерью, проект является примером подражания для всех нас в том, что привнести свою лепту в воспитание подрастающего поколения может каждый.
Отрадно подчеркнуть, что Малика Рафкатовна является кавалером «Ордена ладошки». «Орден ладошки» — это проект, направленный на популяризацию благотворительности и милосердного отношения к детям. Это общественная награда, которую подрастающее поколение вручает взрослым за их самоотверженную работу в деле спасения детей и защиты детства. В разные годы кавалерами «Ордена ладошки» становились Эдита Пьеха, Владислав Третьяк, Лео Бокерия, Валентина Терешкова, Ангелина Вовк и многие другие выдающиеся современники. Это еще раз подчеркивает значимость работы с детьми во всех ее проявлениях — как в формате НКО, так и личным примером.
«Стоит уповать на то, что успешный опыт организации детских сообществ, реализуемых рядом НКО и общественных объединений, можно — и нужно! — перенимать в регионах»
Без любви и искренности результат стремится к нулю
— Прошлое, как известно, с течением времени имеет свойство идеализироваться. В контексте нашей темы часто всплывает институт пионерии как эталон морально-нравственной, идеологической, политической, физической и иной подготовки ребенка. На ваш взгляд, пионерия сегодня — с TikTok и «Инстаграмом» — это реально?
— Не секрет, что в основе пионерии лежало скаутское движение, которое, в свою очередь, делало упор на детское познание мира, некоторую конкуренцию между его членами и элементы взаимопомощи. Творцы пионерского движения изъяли излишнюю соревновательность, сделали акцент на личной ответственности пионера перед товарищами и непрерывном воспитательном процессе. Идеологическая (чаще политизированная) составляющая занимала важное место в среде пионеров и их вожаков.
На сегодняшний день в обществе отсутствуют общепринятые нормы (прежние традиции перемешаны с влиянием масскульта, религиозными или политическими взглядами той или иной семьи и т. д.), а универсальная для всех идеология отменена три десятка лет назад. Поэтому, на мой взгляд, возрождение пионерии маловероятно. Стоит уповать на то, что успешный опыт организации детских сообществ, реализуемых рядом НКО и общественных объединений, можно — и нужно! — перенимать в регионах. Возможно, впоследствии возникнет эффективная модель, некая «новая пионерия». То, что подчас приходится видеть при посещении различных городов и весей, напоминает цитату про изобретение велосипеда.
Что касается TikTok и «Инстаграма», думаю, нельзя быть ханжами, утверждать, что все беды от интернета. Нужно просто научиться разумно использовать подаренный нам научно-техническим прогрессом инструмент во благо. Вместе с тем убежден, что ничто не заменит простого человеческого участия в жизни ребенка, в его формировании и воспитании. Какой бы ни была форма детской или юношеской организации, без любви, искренности и заинтересованности в личности ребенка ее эффективность стремится к нулю.
«Наряду с основной деятельностью по реабилитации незрячих людей, немаловажным направлением деятельности фонда «Ярдэм» является «детский» вопрос»
Вопрос воспитания трудно отнести к какому-то одному субъекту
— Воспитание в школе, воспитание дома, в семье — но это при условии, что семья есть. А что до тех, кто ее лишен? Как обстоит дело с воспитанниками детских домов? Кто отвечает за формирование их внутреннего духовного наполнения?
— Выход мне видится в развитии сети детских приютов семейного типа, где есть приемные мама и папа, чьи морально-нравственные качества и любовь к детям проверены временем, а их труды не сводятся к формальному исполнению обязанностей семейного наставника, а по-настоящему согревают детские сердца.
Порой волею судьбы в семье остается один родитель, которому трудно в полной мере исполнять свое предназначение. И здесь на помощь могут прийти учреждения интернатного типа. Особенно если они имеют какое-либо из направлений (или все сразу) — научное, спортивное, творческое и так далее. В таком учреждении ребенок не оставлен без присмотра, формирует свой круг общения и, самое главное, имеет постоянный контакт с родными по крови людьми — родителями, бабушками и дедушками.
Хорошо, если воспитатель детского дома или интерната — человек неравнодушный, искренне любящий детей и обладающий педагогическим даром. Много хуже, когда в воспитателях оказался тот, кто лишен этих качеств. Увы, но сердце человека склонно каменеть, если боли и несправедливости становится чрезмерно много. Как каменеет сердце доктора, бесконечно взирающего на людские страдания. Воспитание, как и медицину, невозможно поставить на поток: профессиональное искусство и сострадание непременно превратятся в рутину и безразличие.
«Вопрос воспитания трудно отнести к какому-то одному субъекту. Это и семья, и окружение, и государство в той или иной степени»
Но при всем при этом наше общество не стоит на месте, появляется множество позитивных инициатив и уже существующих практик. Возьмем хотя бы тот же татарстанский благотворительный фонд «Ярдэм». Наряду с основной деятельностью по реабилитации незрячих людей, немаловажным направлением их деятельности является «детский» вопрос. Вот уже более пяти лет успешно функционирует проект «Семейный очаг», суть которого заключается в воспитании детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. В то же самое время параллельно работает пансионат для мальчиков из многодетных семей. Двери этих заведений открыты — достигаемые результаты наглядны: дети преображаются буквально на глазах. Это как раз тот случай, когда в одном месте аккумулируются специалисты не по принципу заработка, а на основе понимания некой высшей, благородной миссии.
«Необходима развитая инфраструктура некоммерческих организаций, которые способны на системной основе способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения»
Вопрос воспитания трудно отнести к какому-то одному субъекту. Это и семья, и окружение, и государство в той или иной степени. Бывает и такое, что многие субъекты выпадают — семьи может не быть, окружение может быть «токсичным», инструментов государственной поддержки в каких-то моментах может не хватать. Именно в таких случаях необходима развитая инфраструктура некоммерческих организаций, которые способны на системной основе способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.