Мимо «Сирени», «Вишенки» и «Литл Токио»…

«БИЗНЕС Online» продолжает рассказывать о том, как власти Татарстана и Казани планируют решать проблему пробок на въездах/выездах столицы РТ. На сегодня мы знаем о дублерах Горьковского шоссе, Сибирского, Мамадышского и Оренбургского трактов. Казалось бы, больше вылетных направлений и нет, но, как сообщили источники нашему изданию, в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ рассматривалось предложение о создании Царицынского тракта.

В миндортрансе РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» ответили: «Выезд через Царицыно до трассы М7 предусмотрен в рамках реализации генплана, строительство данной дороги определено расчетным сроком развития территории Восточной дуги». Похож по смыслу и ответ заместителя главного архитектора Казани Тимура Кадырова: «В генеральном плане Казани заложена новая транспортная связь от перекрестка проспекта Победы и улицы Губкина через Царицыно с прохождением севернее поселка Чебакса с выходом на трассу М7. На сегодня утвержденной проектной документации нет».

Вылететь на М12: Казани готовят прямой выезд на автобан до Москвы

Генпланом по данному маршруту предполагается магистральная улица II класса (общегородского значения и регулируемого движения). Но, судя по имеющимся в распоряжении «БИЗНЕС Online» графическим материалам (автор — институт «Татдорпроект»), в миндортрансе обсуждалась не улица, а именно трасса, равнозначная другим казанским «вылетам». И даже название соответствующее — «Дублер через Царицыно».

Дорога начинается на перекрестке ул. Академика Губкина — проспект Победы Дорога начинается на перекрестке улицы Академика Губкина и проспекта Победы Фото: Сергей Елагин

По своей идеологии дублер не такой, как другие перспективные (строящиеся и планируемые) казанские «вылеты». Во-первых, его можно считать дублером сразу двух выездов — Сибирского и Мамадышского трактов. Во-вторых, в отличие от других «двойников», его нельзя в полной мере назвать «спасательной» дорогой, разгружающей от пробок параллельно идущие трассы: это вполне самостоятельное направление, домашнее для обширной территории Казани. Сама территория ограничена Сибирским и Мамадышским трактами, проспектом Победы и трассой М7.

Новый коридор, судя по нашим данным, таков. Дорога начинается на перекрестке улицы Академика Губкина и проспекта Победы. Далее она в целом совпадает с улицей Каспийской. Обогнув Константиновский лес, трасса подходит к окраине Константиновки в районе Лесной улицы, следует справа от садоводческих товариществ «Юлдаш», «Сирень» и выходит к окончанию улицы Транспортной в месте ее пересечения с рекой Киндеркой. Оттуда, оставляя слева садовое товарищество «Вишенка», трасса выходит к окончанию улицы Ялан Нового Царицыно. Далее она сворачивает к поселку «Литл Токио» и параллельно его улица Процветания выходит на М7 неподалеку от мегамолла «ТрансТехСервиса».

Но в связи с чем магистральная улица может преобразиться в дорогу-вылет непрерывного движения I класса?


«Стоит очередь из застройщиков»

Эту часть Восточной дуги (городские земли между Оренбургским трактом и Дербышками за пределами Большого казанского кольца) называют одной из главных точек роста столицы РТ. В 2018 году, на заре публичного обсуждения генплана Казани, официально говорилось, что там предполагается «зона промышленности как точки приложения труда», ИЖС и рекреация. И вообще декларировался отказ от строительства крупных многоэтажных жилых районов в периферийных частях города по Восточной дуге. Но, видимо, без «человейников» обойтись не удастся. По нацпроекту «Жилье и комфортная среда» Татарстан должен ежегодно вводить 3,6 млн кв. м жилья. Главное препятствие — дефицит пригодных для строительства земель, а на Восточной дуге они есть.

Обогнув Константиновский лес, трасса подходит к окраине Константиновки в районе ее ул. Лесная, следует справа от садоводческих товариществ «Юлдаш», «Сирень» и выходит к окончанию ул. Транспортная в районе ее пересечения с рекой Киндерка Обогнув Константиновский лес, трасса подходит к окраине Константиновки в районе ее улицы Лесной, следует справа от садоводческих товариществ «Юлдаш», «Сирень» и выходит к окончанию улицы Транспортной в месте ее пересечения с рекой Киндеркой Фото: Сергей Елагин

Значительная часть интересующей нас территории входит в земельный банк ASG. Компания Алексея Семина давно видит эти участки местом формирования перспективных жилых районов, общественно-деловой и производственной застройки и готовит несколько проектов планировок с индивидуальной, блокированной и многоэтажной застройкой. Более того, ASG готова стать оператором проектов и для прилегающих к ее землям территорий, т. е. будет аккумулировать строительные намерения, вести разработку материалов градостроительного планирования, решать вопросы по обеспечению территорий инфраструктурой. По известной информации, в конце 2020 года ASG представила премьер-министру РТ Алексею Песошину проект развития (до 2040-го) своих земель в Казанской агломерации. Среди прочего был предложен механизм освоения земель — совместные предприятия с застройщиками, в капитал которых ASG войдет участками.

Спаситель нацпроекта: Алексей Семин вводит в бой свой грандиозный земельный банк

Директор по развитию территорий ASG Ринат Аисов сообщил «БИЗНЕС Online»: «Стоит очередь из застройщиков, которым нужны площадки, где можно строить уже сегодня». Наш собеседник вновь напомнил о проблеме, которую уже назвали «адовым кольцом» вокруг Казани.

Мнение
В отсутствие готовых земель в городе и с учетом длительной процедуры их подготовки застройка перешагнула в пригородные районы, породив проблему маятниковой миграции и абсурдную ситуацию, когда огромная территория в городе (Восточная дуга — 10 тысяч гектаров) не может быть освоена, а пригород застраивается многоэтажными домами. Отсюда и недоступные цены на жилье в Казани.
Ринат Аисов директор по развитию территорий ASG
Ринат Аисов директор по развитию территорий ASG

Как говорит Аисов, при планомерном освоении упомянутых земель в ближайшие два года появится возможность создать в Казани дополнительный объем предложения не менее 150 тыс. кв. м в год. В целом в ASG говорят о «микрорайонах многоквартирной застройки и индустриальных парках». Характерный эпизод: ранее город согласовал ASG в данном районе проект планировки «Вертелевка» с индивидуальной застройкой, но затем компания захотела построить там многоэтажки. Недавно стало известно, что крупнейший девелопер России — группа «ПИК» — приобрела у Семина в том районе 8,3 га земли для многоэтажной застройки.

Решение о типе застройки должно быть принято до конца текущего года. «Основа для проектирования новых жилых и рабочих кварталов, а также дорог — анализ градостроительного потенциала указанных территорий, — рассказывает Аисов. — По заданию исполкома Казани ASG профинансировала подготовку данных исследований Институтом генерального плана Москвы — работу планируется завершить к декабрю. Результаты мы передадим управлению архитектуры и градостроительства для учета при разработке и согласовании проектов на этих территориях и на их основе завершим в 2022 году разработку наших проектов планировок, где очередность застройки будет привязана к строительству новых дорог».

Крупнейший девелопер России — группа ПИК — купила у Семина в том районе 8,3 га земли для многоэтажной застройки Крупнейший девелопер России — группа «ПИК» — приобрела у Семина в том районе 8,3 га земли для многоэтажной застройки Фото: «БИЗНЕС Online»

Присоединенные территории

Важно понимать, что интересующая нас территория — весьма специфический район Казани. Это земли, присоединенные к городу по генплану-2007. Когда стало известно о грядущем изменении границ столицы РТ, участки в данном районе стали активно распродаваться соседними муниципальными образованиями, поэтому сегодня почти вся Восточная дуга — частная, муниципальной собственности там почти нет. Отсюда и столь затянувшееся решение судьбы района: у города свои интересы, у частников — свои.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании Семина, ASG и другие землевладельцы разрабатывают проекты планировок территорий, исходя из концепции «полицентричного города». Помимо «Вертелевки», компания миллиардера в разное время предлагала планировки «Аки», «Изумрудная долина», «Северный парк», «Чебаксинское озеро», «Новое Белянкино». Не отстают и другие компании: на слуху комплексы «Лето» («Унистрой»), Green (ЮИТ), «Светлая долина» («Ак Барс Дом»), «Северная Чебакса» («Татэм»), «Мое Царицыно» и «Новое Царицыно» («Новые земли»), «Лесная поляна» («СтройИнвестКонсалт»). Шевелятся девелоперы и в районе стыковки дороги с М7. Строит поселок «Литл Токио» японская «Ида Сангё Рус». Там же — коттеджный комплекс «Абу Даби» семейства Миннахметовых, и в партнерстве с ними же «Унистрой» возводит у вышеупомянутого мегамолла ТТС жилой комплекс «Атмосфера». И как здесь обойтись без мощной дороги?

Царицынский вылет примет на себя часть трафика Мамадышского тракта, по которому движется поток из Пестречинского района, казанских поселков Константиновка (на фото), Самосырово, Малые и Большие Клыки Царицынский вылет примет на себя часть трафика Мамадышского тракта, по которому движется поток из Пестречинского района, казанских поселков Константиновка (на фото), Самосырово, Малые и Большие Клыки Фото: Сергей Елагин

Она поможет и существующим поселкам — Нагорному, Белянкино, Чебаксе и др., — жители которых сегодня в часы пик встают в пробках. Перекресток Губкина и проспекта Победы в этом смысле — одно из самых проблемных мест Казани. В какой-то мере проблему решило создание сквозного проезда между улицами Каспийской и Академика Арбузова, но надолго его явно не хватит, как и планируемых по генплану-2040 нескольких проездов до Мамадышского тракта.

Казанское «стояние»: топ-15 «пробочных» мест столицы Татарстана

Царицынский вылет примет на себя часть трафика Мамадышского тракта, по которому движется поток из Пестречинского района, казанских поселков Константиновка, Самосырово, Малые и Большие Клыки. На новую дорогу поедет и часть тех, кто сегодня пользуется выездом через Дербышки. Поэтому, возможно, для жителей данного района царицынский путь — надежда на то, что идея проложить вдоль железнодорожной ветки на улице Липатова дублер улицы Мира заглохнет или, во всяком случае, отодвинется не на 2035 год, а еще дальше. Впрочем, вряд ли, ведь на подходе высокогорские ЖК «Озерный», «Тау», «Белые Росы», «Белая Аллея», «Солнечный».

Как полагает председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников, возможное создание Царицынского тракта не повод отказываться от дублера на дербышкинском направлении. «У нас серьезных вылетов мало. По факту — четыре, а напрашивается больше, например прямой выход на М7 из Ново-Савиновского района», — отметил Сотников в беседе с «БИЗНЕС Online». Но наш собеседник уверен, что никаких вылетов не хватит, если не остановить бесконтрольную застройку на границах Казани. Для этого должна быть концепция развития города, увязанная с будущим соседних районов. Пока ее не наблюдается. И в целом Сотников уверен, что погоня за квадратными метрами несет колоссальный вред: среди прочего это обескровливание сельских районов, люмпенизация, обезличивание города. «Почему выгодно вкладывать в строительство домов? — переходит к более широким обобщениям эксперт. — Потому что созданы такие экономические условия. Вот заводы строить почему-то невыгодно. У нас что ни новость, то открытие складов, маркетплейсов. А где производства?»

Как полагает председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников, возможное создание Царицынского тракта — не повод отказываться от дублера на дербышкинском направлении Как полагает председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников, возможное создание Царицынского тракта не повод отказываться от дублера на дербышкинском направлении Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не смогли предотвратить самозахват земли»

Вероятно, царицынский дублер по основным параметрам видится схожим с Вознесенским трактом (и протяженность у них сопоставимая: первый — 11 км, второй — 10 км), на котором, собственно, и обкатают технологию создания и работы новых вылетных трасс. Прежде всего, это бессветофорный проезд, 6-полосное полотно I класса. Есть общее и в достаточно сложном рельефе местности — холмы, глубокие овраги и так далее, — а это изрядное число инженерных сооружений. Плотная сеть местных дорог означает большое количество примыканий. Можно предположить, что и стоимость строительства будет схожей: у Вознесенской дороги это 19 млрд рублей. Известно, что в вопросах создания вылетных магистралей республика надеется на финансовую помощь федерального центра в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Пляски девелоперов» у Вознесенского тракта: кто поживится на новой «точке роста» Казани

Изначально говорилось, что дороги, которые проектируются по новому генплану, только незначительно попадают на застроенные территории, и, судя по коридору царицынского вылета, это действительно так. Но, учитывая чрезвычайно сложный характер местной застройки, скорее всего, без изъятия земли не обойдется. На этом моменте внимание «БИЗНЕС Online» акцентировал советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. Он напомнил, что когда-то царицынское направление виделось несколько иначе. 

Мнение
Первая волна индивидуальной застройки была в перестроечную пору, и предполагалось, что мощные предприятия станут обеспечивать развитие инфраструктуры, контроль застройки в данной зоне. Увы, вскоре все рухнуло, предприятия перестали существовать, и никакие красные линии не удалось выдержать, поскольку прилегающие к Казани районы не смогли предотвратить самозахват земли. Начался хаос. Некоторые районы типа Салмачей вообще не допускали к себе городское управление архитектуры. Многие вопросы, которые мы именуем градостроительными проблемами, созданы как раз комитетом по земельным ресурсам и другими структурами, руководившими делом, не имея на то ровным счетом никаких оснований. 
Николай Васильев советник министра строительства и ЖКХ РТ
Николай Васильев советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ

Как бы то ни было, на (условно) «Царицынском бугре», по оценке Васильева, сформировался определенный уклад, который надо бы учесть.

Васильев посоветовал не демонизировать многоэтажную застройку — дескать, и блокированная может дать значительный рост по населению. Также он отметил, что, хотя при разработке генплана была подготовлена хорошая транспортная модель, все равно предпринимаются попытки решать проблемы, в том числе транспортные, локально, без оценки общей модели развития агломерации. «Сильно развивается весь агломерационный пояс, и при этом ином качестве взаимодействия старые подходы могут дать весьма нехороший эффект, — оценивает ситуацию эксперт. — Если мы думаем только о населении в границах Казани, это очень плохо, поскольку, если маятниковая составляющая продолжит увеличиваться, никакие магистрали ее не компенсируют».