В ГБКЗ им. Сайдашева открылся XI международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia, который основал художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский. О том, чему был посвящен концерт-открытие и какое произведение великого композитора впервые исполнили в России, — в материале «БИЗНЕС Online».
Концерт-открытие фестиваля был посвящен яркому событию, которое сейчас отмечает музыкальная общественность всего мира, — 90-летнему юбилею Софии Губайдулиной, одного из величайших композиторов ХХ века
«Я являюсь большим поклонником ГСО РТ»
В этом году случилось сразу два фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia, основанных художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, народным артистом России и Татарстана, профессором Александром Сладковским. Из-за пандемии юбилейный фестиваль, который традиционно проходит осенью, пришлось перенести на весну. А вот следующему фестивалю, уже 11-му, эпидемиологическая ситуация все-таки позволила состояться осенью. Учитывая, что 24 октября мировой музыкальный мир праздновал 90-летие Губайдулиной и открытие фестиваля посвятили этому событию, а первая Concordia была приурочена к 80-летнему юбилею великого композитора, такая удача была весьма кстати. Тем не менее концерт прошел в соответствии со всеми требованиями Роспотребнадзора, и даже журналисты не смогли на него попасть — чтобы написать, в частности, этот репортаж, пришлось смотреть концерт в записи.
В программе концерта значились произведения Софии Асгатовны — «Всадник на белом коне» для симфонического оркестра и органа, «Диалог: Я и Ты», Концерт №3 для скрипки с оркестром, «Гнев Божий» для симфонического оркестра, а также Симфония №8 («Неоконченная») Франца Шуберта. Солировать Сладковский пригласил лауреата многочисленных международных премий, кавалера Ордена искусств и литературы Вадима Репина. Уже в 11 лет Вадим получил первую премию на международном конкурсе скрипачей им. Генрика Венявского, а в 18 победил на самом престижном скрипичном соревновании в мире — брюссельском конкурсе им. Королевы Елизаветы. Репин выступает с сольными и камерными концертами в самых престижных залах планеты, а сопровождающие его оркестры являются лучшими оркестрами мира. Поэтому неудивительно, что знаменитый скрипач вновь работает c ГСО РТ. «Я являюсь большим поклонником ГСО РТ. Не раз мы исполняли разные программы вместе. Всегда для меня большое удовольствие работать с оркестром, которому все под силу», — говорит Репин.
В первом отделении прозвучали «Всадник на белом коне» и Концерт №3 для скрипки с оркестром. Партию органа исполнила лауреат международных конкурсов Вероника Лобарева, а за дирижерский пульт встал создатель и руководитель ансамбля Hortus Musicus, дирижер оркестра Таллинской филармонии и Эстонского национального симфонического оркестра Андрес Мустонен.
Вот что пишет сама Губайдулина в аннотации к своему произведению: «Это сочинение как бы оркестровый экстракт большой дилогии („Страсти по Иоанну“ и „Пасха по Иоанну“), написанной в 2000–2001 годах. Как и там, здесь сохранен постоянный внутренний диалог между двумя текстами из Нового Завета: „Евангелие от Иоанна“ (линия Страстей) и „Откровение св. Иоанна Богослова“ (линия Апокалипсиса); этот респонсорий придает мистическому действию Апокалипсиса психологическую наполненность, а земным страданиям Воплощенного Слова — высший смысл». Композитор признавалась, что сакральные тексты ей наиболее близки. Сладковский переносит этот диалог на космический уровень — апокалиптические краски получают новое измерение, а философские размышления достигают нечеловеческих высот. Фатумная партия органа объединяется с сакральной партией оркестра, позволяя ощутить эмоции, подобные катарсическим.
Солировать Александр Сладковский пригласил лауреата многочисленных международных премий, кавалера Ордена искусств и литературы Вадима Репина
«Всеобщая проблема противостояния любви и ненависти в современном мире нарастает с такой силой…»
Концерт №3 для скрипки с оркестром имеет название «Диалог: Я и Ты». Он был написал Губайдулиной специально для Репина и Мустонена, а в Казани исполнен впервые. Оркестр Сладковского необыкновенно точно раскрывает основную идею произведения — борьбу временного и вечного, человека и судьбы, души и бога. В то время как скрипка Репина наполняет своды зала эмоциональной мольбой, партия оркестра настойчиво указывает на невозможность ее удовлетворения, показывает свою силу и могущество не для того, чтобы покрасоваться, но для подтверждения своих аргументов в философском споре. И высочайшее мастерство оркестра Сладковского удивительно рифмуется с этой идеей и позволяет выразить ее максимально объемно. «Возвращаться к оркестру Александра Сладковского — это как вернуться к друзьям. Мы не первый раз выступаем сегодня вместе. Это очень дисциплинированный оркестр, у которого особое звучание. С ГСО РТ можно играть музыку разных эпох, и она всегда будет звучать великолепно», — поделился впечатлениями дирижер Мустонен.
Во втором отделении концерта впервые в России было исполнена пьеса Губайдулиной «Гнев Божий» для симфонического оркестра, а также прозвучала Симфония №8 («Неоконченная») Франца Шуберта. Двухчастная симфония — невероятно поэтичное и лиричное произведение, исследующее внутренний мир человека и гамму его чувств и переживаний. Оркестр Сладковского бережно и невероятно тонко рисует выразительные, чувственные образы симфонии, которые достигают эмоционального пика в самых трагических моментах. Говоря об этом произведении, где особенно красиво звучит партия валторн, стоит добавить, что группу духовых оркестра пополнила валторна немецкого изготовителя Engelbert Schmid. Корпус инструмента выполнен из подлинного серебра. Валторны Энгельберта Шмида выполнены настолько мастерски, что их по праву можно назвать произведениями искусства.
«Гнев Божий» посвящен Бетховену — в честь юбилея композитора София Асгатовна ведет с ним диалог о любви и ненависти. «Всеобщая проблема противостояния любви и ненависти в современном мире нарастает с такой силой и таким большим ускорением, что не может не коснуться художников, людей искусства», — говорила композитор.
За дирижерский пульт встал создатель и руководитель ансамбля Hortus Musicus, дирижер оркестра Таллинской филармонии и Эстонского национального симфонического оркестра Андрес Мустонен
Пьесу открывает необыкновенно мощная партия духовых, заставляющая трепетать одновременно в ужасе от заложенных в ней эмоций и восторге от мастерства музыкантов. Тем не менее оркестр Сладковского не позволяет себе соблазна красоваться своим высочайшим уровнем — прежде всего этот уровень работает на глубокое философское раскрытие смысла музыки Губайдулиной, за которым стоит подробнейший разбор партитуры. Диалог о любви и ненависти полон чувств и эмоций, споров и противоречий, но заканчивается он победой любви и торжеством света надежды, которая побеждает даже в такие неопределенные и тягостные времена, как наши.
Следующий концерт фестиваля состоится 10 ноября. Солистами выступят знаменитый альтист и дирижер, народный артист России Юрий Башмет, а также выдающийся исполнитель на балалайке-контрабас Михаил Дзюдзе. В программе концерта — произведения Губайдулиной, Г. Берлиоза, А. Танонова, Е. Петрова, А. Шнитке, А. Чайковского. За дирижерским пультом — маэстро Сладковский.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.