«Не была удивительной смена двух руководителей за короткий период»

— Айнур Ахатович, как произошло ваше назначение?

— К моменту назначения исполняющим обязанности ректора я проработал в Болгарской исламской академии в качестве проректора более полутора лет. До этого я свыше 20 лет трудился в системе Академии наук РТ, вел активную преподавательскую деятельность в разных вузах. Решение работать в Болгарской исламской академии далось мне непросто, потому что я понимал, что религиозное образование довольно сложное, противоречивое, здесь много нюансов, в том числе политических. Работу в исламской академии мне предлагали на разных уровнях. В итоге я согласился: сначала занял должность первого проректора, потом проректора по научной деятельности. Я очень ответственный человек, поэтому, приняв решение, принялся за работу засучив рукава. В чем-то я учился новому, в чем-то использовал свой предыдущий опыт.

Что касается должности исполняющего обязанности ректора, то это логическое продолжение моей деятельности в данной структуре, потому что я уже набрался управленческого опыта, опыта общения с моими коллегами, с духовными лидерами РФ. Я успел познакомиться с руководителями исламских учебных заведений в регионах России. И предложение, которое поступило со стороны государственных структур, считаю логичным. Но, прежде чем я принял окончательное решение, много размышлял над предложением.

— Вас не смутило, что за короткое время уже два ректора «бежали с поля боя»?  

— Я не стал бы говорить, что они бежали с поля боя. Понимая сложность проекта «Болгарская исламская академия», поддержанного президентом РФ, осознавая многоаспектность задач, стоящих перед кураторами проекта и руководством академии, мне не была удивительной смена двух руководителей за короткий период.

Мнение
Мне говорят, что, вступая в эту должность, я изначально соглашаюсь на провальный вариант, что рано или поздно меня ожидает участь предшественников. Но если исходить из таких пессимистических позиций, то нужно вообще не работать на сложных объектах и не выходить из зоны комфорта.
Айнур Тимерханов   и. о. ректора Болгарской исламской академии
Айнур Тимерханов и. о. ректора Болгарской исламской академии

Но мне также говорили, что с моим опытом работы в вузовской и академической системах, с моим уровнем владения иностранными языками давно пора найти новое место приложения своих усилий. Я патриот своего народа и намерен служить во благо развития национальной культуры и языка, а значит, во благо страны. 

— «Какие задачи поставили перед вами учредители БИА? При каких условиях снимут приставку и. о.»? (Наиль Имамов)

— Миссия Болгарской исламской академии определена на уровне президента РФ, она остается неизменной — это возрождение отечественной исламской богословской школы и развитие на данной основе полноценной качественной системы исламского образования в Российской Федерации, способной конкурировать с ведущими исламскими вузами мира; это обеспечение максимально комфортных условий для получения высококачественного исламского образования на территории РФ, в стенах Болгарской исламской академии, чтобы у современной молодежи не возникала потребность выезжать за пределы страны для получения такого образования. Из опыта 90-х годов мы знаем, что вместе со знаниями молодые люди впитывали и зарубежную идеологию, противоречащую многовековым традициям ислама в РФ во многих своих аспектах, и привносили ее в современную российскую исламскую умму, что порождало ряд серьезных проблем и конфликтов. 

«Мы понимаем, что  нужно усилить научно-исследовательскую составляющую подготовки специалистов» «Мы понимаем, что нужно усилить научно-исследовательскую составляющую подготовки специалистов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Выходим на более высокий уровень работы с диссертациями»

— Какие практические задачи ставили перед вами, учитывая опыт работы предыдущих ректоров БИА?

— Исходя из основной задачи академии — выпуск высококвалифицированных религиозных деятелей и исламских ученых-богословов, мы понимаем, что нужно усилить научно-исследовательскую составляющую обучения специалистов, обеспечить высокий уровень апробации результатов диссертационных исследований, подготовки диссертаций в магистратуре и докторантуре. И мы уже ввели требование написания более пяти научных статей по теме диссертационного исследования, в том числе в журналах из перечня ВАК. В настоящее время немалое внимание уделяем корректировке и совершенствованию учебного плана с бо́льшим акцентом на научно-исследовательский компонент.

В ближайшее время мы предложим на утверждение ученому совету обновленное положение о докторантуре. Исходя из опыта, понимаем, что двухлетний курс обучения в докторантуре недостаточен для качественного написания научно-богословского исследования, оформления его на арабском языке и выхода на защиту после предварительного обсуждения и экспертизы. Мы продлеваем программу докторантуры до трех лет, но в положении оставляем возможность досрочной защиты по истечении двух лет, если человек завершает свое исследование и сдает квалификационный экзамен. Мы также вводим этап предварительного обсуждения и экспертизы. Если раньше две кафедры работали больше на бумаге, то сегодня они более-менее полноценно функционируют, хотя все еще остается потенциал для организации более стабильной деятельности. На кафедрах теологии и религиозно-гуманитарных дисциплин мы организовали полноценное обсуждение диссертаций. Две диссертации уже прошли такое обсуждение, и мы понимаем, что пока они не готовы к защите на диссертационном совете. Этапов обсуждений может быть и два, и три. Это нормальная практика в светских вузах и академических учреждениях. 

Мы вводим дополнительный этап экспертизы в диссертационном совете. На этапе приема к рассмотрению создаем экспертную комиссию из трех членов совета, которые по тематике исследований наиболее близки к теме диссертации. Эта комиссия готовит заключение на предмет соответствия диссертационного исследования заявленной специальности и уровню наших требований к качеству работы. И, конечно, выполнение требований по апробации. Если экспертное заключение будет положительным, то диссертация получит рекомендацию к защите. Ничего нового в подобном нет, это общепринятая практика в светских вузах. Я прекрасно знаю все данные этапы, поскольку я член двух диссертационных советов — в КФУ и АН РТ, более 8 лет являлся ученым секретарем диссертационного совета АН РТ, за это время через меня прошло порядка 100 диссертаций, в том числе свыше 10 докторских, и не было ни одного провала, все диссертации прошли через экспертизу и утверждение ВАК. Создавая всю эту систему в Болгарской исламской академии, я применяю и свой опыт, и опыт коллег из других вузов страны. Сегодня мы выходим на более высокий уровень работы с диссертациями, чего до сих пор не было в БИА. Основной принцип в этой работе — репутационная ответственность участников всех этапов экспертизы и защиты диссертаций — от научного руководителя до ректора. 

— Должен ли ректор религиозного учебного заведения быть верующим?

— Наверное, человек, который сам искренне не верит и не исповедует ценности ислама, не сможет эффективно работать в этой сфере, ведь кроме управленческих навыков еще есть вопросы уважения и доверия со стороны коллег, которые готовы идти за тобой во имя выполнения поставленных задач. Я очень трепетно отношусь к своей вере, для меня религия является высшей ценностью. Я, как мусульманин, прилагаю максимальные усилия к тому, чтобы выполнять все требования ислама, нахожусь на пути духовного роста и укрепления своего имана. 

Что касается основ, то я родился и вырос в традиционной татарской семье, где ценились наша культура и язык, всегда уважительно относились к религии. Моя бабушка Зухра, со стороны мамы, была очень набожной, всегда делала намаз, читала дуа. Кстати, она родом из деревни Сатышево Сабинского района, которая была известна своим медресе ХVIII века джадидистского толка. Живя с бабушкой, я видел, как она читала Коран, бережно хранила книги, написанные на старотатарском языке. Судьба всегда меня подводила к той сфере, где я имею счастье служить исламу, мусульманской умме. В вузе я изучал английский и арабский языки, читал и переводил Коран, затем повышал квалификацию на курсах при Университете аль-Азхар (Каир, Египет — прим. ред.), где выполнял все требования ислама.

Библиотека в Болгарской исламской академии Библиотека в Болгарской исламской академии Фото: «БИЗНЕС Online»

«Наше наследие должно обязательно присутствовать в научных исследованиях»

 Вы сказали, что в деревне вашей бабушки медресе было джадидистского толка. А вот ваш предшественник Рафик Мухаметшин многократно заявлял, что БИА будет придерживаться консервативного курса в мусульманском богословии. Вы продолжите эту линию или в БИА найдется место и реформаторским взглядам?

— Каюм Насыри ратовал за то, чтобы татары наряду с изучением религиозных дисциплин обязательно осваивали и светские предметы, чтобы иметь широкий кругозор и быть в состоянии укреплять культуру своего народа.

Что касается Болгарской исламской академии, то основная наша задача — это возрождение и развитие отечественного исламского богословского наследия. Мы понимаем, что это наследие на разных этапах своего развития оправдывало себя в том плане, что данные традиции обеспечивали сохранение, с одной стороны,национальной идентичности, с другой — мусульманской уммы, способствовали развитию ислама, и появлялись богословы, которые своими трудами прославились на весь мир. Вместе с тем мы не можем не учитывать современные мировые и российские реалии, научный прогресс. Современный мусульманин, наряду с глубоким знанием исламских дисциплин, на мой взгляд, должен обладать широкими компетенциями в сфере светских наук, хорошо разбираться во внутренней повестке дня и понимать международные тенденции, чтобы на профессиональном уровне быть в состоянии отстаивать интересы мусульман в РФ и интересы России на мировой арене, в исламском мире.

— Как вы относитесь к богословской концепции Мусы Бигиева о всеохватности Божьей милости, имеющей большой потенциал для укрепления межрелигиозного согласия в РФ, но консервативными мусульманскими теологами (в том числе муфтием Татарстана) признанной еретической?

— Группами ученых одни работы оцениваются положительно, другие — отрицательно. Но все работы должны изучаться в обязательном порядке, чтобы понимать, в каком направлении двигаться, какие акценты делать в подготовке современных ученых-богословов. У нас изучаются и труды Шигабутдина Марджани, за последние два года защищено несколько магистерских диссертаций по этой тематике, например по книге «Ал-хикма ал-балага». Защищаются диссертации и по наследию Мусы Бигиева, к примеру «Китабу ас-сунна».

Наше наследие должно обязательно присутствовать в научных исследованиях. Студенты, глубоко не владея концепциями, изложенными в трудах богословов, начиная с Курсави и заканчивая богословами ХХ столетия, а также в трудах ученых исламского мира, не смогут развивать современное богословие на должном уровне.

— «Где гарантия, что БИА не взращивает исламских радикалов? Преподаватели-то иностранные…» (Юрий)

— В настоящее время в штате БИА четыре иностранных преподавателя, которые представляют Университет аль-Азхар, Дамасский университет, Исламский университет им. Шейха Заеда в ОАЭ и другие.  При отборе иностранных педагогов мы исходим из того, что они должны представлять ханафитскую и шафиитскую школы богословия, по которым у нас и идет подготовка специалистов. Эти преподаватели проходят несколько этапов проверки, мы узнаем мнение ученых-богословов тех стран, которые они представляют. Нам известна и позиция госструктур в отношении приглашенных ученых.

— ФСБ их проверяет на экстремизм?

— Безусловно, и по линии безопасности они проходят проверку, как и все сотрудники системы исламского образования. И подобное не стоит воспринимать как нечто отрицательное. На мой взгляд, это необходимая составляющая работы в нашей сфере.

 Многие положения традиционного ханафитского мазхаба входят в прямое противоречие с современными социальными нормами. Чему в таком случае должны следовать ваши студенты?

— Я не стал бы говорить, что есть какие-то резкие противоречия ханафитского мазхаба или в целом ислама с нормами жизнедеятельности современного человека, которые не позволяют мусульманину получать все радости в этой жизни и готовиться к вечной. На мой взгляд, разговоры такого рода возникают из-за нехватки глубоких знаний в области ислама, исламского права, вероучения. По своему образованию я не являюсь богословом, поэтому не считаю возможным углубляться чисто в богословскую проблематику, но что касается системы обучения, то учебные планы БИА разрабатываются с прицелом на то, что, с одной стороны, богословское исламское образование, с другой —  расширение кругозора за счет современных светских наук. Светский блок составляет важную часть учебного процесса — это прежде всего арабский, русский и английский языки, а также ораторское искусство, информационная безопасность, факультативно — старотатарский язык, потому что значительная часть нашего богословского наследия, написанная на нем, до сих пор плохо изучена.  

«Мы предпринимаем важные шаги и в плане подготовки специалистов, которые способны работать с рукописями на хорошем уровне» «Мы предпринимаем важные шаги и в плане подготовки специалистов, которые способны работать с рукописями на хорошем уровне» Фото: Сергей Елагин

«Обучение идет по направлению «подготовка служителей для религиозных организаций»

«Кого все-таки готовят в Болгарской академии: священнослужителей или ученых-исламоведов (Эльза)

— Согласно документам БИА, обучение идет на уровне магистратуры и докторантуры по направлению «подготовка служителей и религиозного персонала для религиозных организаций». Плюс — в этом году мы произвели второй набор в магистратуру по направлению подготовки «теология». Это уже федеральный государственный образовательный стандарт. В идеале выпускник Болгарской исламской академии — это религиозный деятель, ученый-богослов, который наряду с глубокими знаниями в области ислама и исламских наук, владением в совершенстве арабским языком, неплохим уровнем русского и английского хорошо разбирается во внутренней и внешней повестке дня. Это человек, который разделяет исламские и общечеловеческие ценности, ощущает себя сопричастным истории своего народа и страны и готов разделить ответственность за их будущее.

А вообще БИА готовит прежде всего религиозных деятелей, но в широком понимании данного слова — это и теолог, который, владея фундаментальными знаниями в области исламских наук, может работать и в академической научной среде. Мы знаем, что во многих архивах нашей страны хранится неисследованная богословская литература, в том числе рукописные источники на арабском и персидском. До сих пор эти архивы ожидают квалифицированных специалистов, владеющих языками и богословской методологией, чтобы войти в указанные источники, изучить их и ввести в научный оборот.   

Мы предпринимаем важные шаги и в плане подготовки специалистов, которые способны работать с рукописями на хорошем уровне. Недавно на базе центра изучения исламского наследия мы запустили лабораторию по реставрации и оцифровке рукописей. У нас в академии накоплено более тысячи рукописных и древних источников исламской тематики, написанных на арабском, латинском, старотатарском языках. Например, есть произведение Авиценны 1490 года издания. С запуском этой лаборатории мы обеспечили полный цикл работы с рукописями, начиная с поиска, локализации, приобретения, первичной санобработки, обеспыливания, введения в рабочий оборот. Проводим реставрацию вплоть до применения древних способов брошюровки, для чего закупили оборудование, которого не было в Татарстане. Следующий этап — введение этих источников в научный оборот. 

— Где вы находите и приобретаете рукописи?

— Наш центр изучения исламского наследия принимает, собирает рукописи у населения, на сайте академии указаны контакты.

Мнение
Ценную коллекцию печатных трудов исламской тематики в 2020 году в дар академии преподнес Алишер Усманов, который внес огромный вклад в строительство и Болгарской исламской академии, и Белой мечети. Эта коллекция исламской тематики насчитывает более 750 книг на разных европейских языках. 
Айнур Тимерханов   И. о. ректора Болгарской исламской академии
Айнур Тимерханов И. о. ректора Болгарской исламской академии

Сегодня мы работаем над тем, чтобы привлечь московских и питерских специалистов для проведения первичной каталогизации этих трудов. Мы планируем их систематизировать и оцифровать, чтобы они стали доступными для всех желающих. Академии продолжают преподносить старинные книги из частных коллекций, в основном на безвозмездной основе. Наши сотрудники по приглашению выезжают в районы РТ и соседние республики, чтобы на месте оценить ценность предлагаемых нам трудов. Часть источников мы приобретаем и на платной основе.

— В бюджете академии предусмотрена статья расходов на приобретение ценных источников?

— Мы предусматриваем и согласовываем эти вопросы с советом попечителей БИА.

— О каком объеме финансирования идет речь?

— Речь не идет о миллионах рублей. На этапе открытия академии моими предшественниками были приобретены очень ценные рукописи, стоимость которых до 10 тысяч долларов. А в подаренной академии коллекции есть труды, цена которых превышает сотни тысяч евро. Сегодня я не могу утверждать, что БИА готова приобретать рукописи за такие суммы. Но работа в этом направлении продолжается.

— В последнее время много говорят о центре татарского рукописного наследия, который должен открыться под эгидой президента РТ. Специалисты и преподаватели Болгарской исламской академии привлекались к разработке концепции данного центра? Или это не ваша компетенция?

— Я, как член федерального оргкомитета по подготовке к празднованию 1100-летия принятия ислама в 2022 году, знаком с таким предложением и в самых общих чертах знаю о планах, но к обсуждению деталей создания центра мы не привлекались. Я поддерживаю создание этого центра. Как я уже сказал, в БИА мы уже создали подобный центр, чтобы осуществлять полный цикл работы с рукописями и печатными источниками. 

— Планируется перевод рукописей на современный татарский или русский язык?

— Мы работаем в тесном сотрудничестве с коллегами из Академии наук РТ и уфимского научного центра РАН и знаем, что Академия наук разработала компьютерные программы автоматической транслитерации текстов со старотатарского языка на современный татарский. Что касается источников на иностранных языках, то у нас есть в планах такая работа, но пока не хватает научного потенциала. Как известно, магистерские и докторские диссертации у нас выполняются и защищаются на арабском языке на международном диссертационном совете, и мы сегодня готовим к изданию докторские диссертации, защищенные в 2019 году. В будущем планируем издать часть этих работ на русском языке, чтобы ввести их в широкий научный оборот для отечественной аудитории.   

«Мы предлагаем студентам полный соцпакет, который включает стипендию до 10 тысяч рублей, бесплатное трехразовое питание, проживание в одноместных номерах со всеми удобствами — интернет, телевидение, уборка помещений и т. д.» «Мы предлагаем студентам полный соцпакет, который включает стипендию до 10 тысяч рублей, бесплатное трехразовое питание, проживание в одноместных номерах со всеми удобствами — интернет, телевидение, уборка помещений и так далее» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Создаем свою базу антиплагиата, в том числе на арабском языке»

 Не так давно сравнительно небольшим тиражом было издано пособие «Гражданская идентичность мусульман России». Кто авторы пособия? Каким будет его тираж после доработки?

— Это пособие выполнено по заказу Болгарской исламской академии нашими преподавателями, в частности это доктор философских наук, профессор кафедры теологии БИА Вячеслав-Али Сергеевич Полосин, доктор политических наук, профессор Рафик Мухаметшович Мухаметшин и доцент Пятигорского госуниверситета Ибрагим Джавпарович Ибрагимов. Данная дисциплина в формате «Этнокультурная и гражданская идентичность мусульман России» в БИА преподается уже второй год. Начиная с этого учебного года мы его вводим и на 1-м курсе в объеме 36 часов, и указанное учебное пособие будет опорным. Учебник пройдет апробацию на базе БИА и других вузов, в том числе светских, где преподается теология на уровне бакалавриата и магистратуры. Действительно, пособие издано презентационным тиражом. Сначала будет этап апробации, чтобы авторы доработали учебник с учетом предложений и критических замечаний, которые начали поступать после первой же презентации. Но, несомненно, этот труд очень значимый и необходимый. Обязательно пособие пройдет дополнительное рецензирование со стороны научно-образовательной теологической ассоциации, с которой мы активно сотрудничаем. После всего этого издадим пособие большим тиражом.  

 Вам известно, что ресурс «Антиплагиат» показывает, что данное учебное пособие на 50 процентов представляет собой плагиат? Настоящие авторы текста еще не направляли претензии в БИА в связи с этим?

— Я в курсе таких критических замечаний, и авторы, думаю, тоже о подобном знают. Но ведь другие авторы, у которых якобы наши преподаватели что-то заимствовали, тоже использовали разные источники. Первоначальная мысль может быть универсальной, не принадлежащей кому-то конкретно, а ход мысли может совпадать. Это естественный процесс. Но мы ни в коем случае не отвергаем возможность плагиата. Его ни в каких трудах не должно быть. Более того, мы в Болгарской исламской академии на основе защищенных докторских и магистерских диссертаций, изданных учебных пособий и монографий создаем свою базу антиплагиата, в том числе на арабском языке. Используем и существующую базу антиплагиата. Планируем в ближайшем будущем подписать договор с американской системой проверки на предмет плагиата арабоязычных источников. Как выясняется, данная система наиболее эффективна. Это для нас принципиальный вопрос.

— В изданном в БИА учебном пособии подчеркивается, что студенты исламского вуза должны иметь государственнические взгляды. Вы согласны, что будущий исламский деятель обязан всегда поддерживать взгляды государства, не может создавать оппозиционные партии?   

— Я не стал бы ставить вопрос именно в том разрезе, что современный мусульманин должен строго придерживаться таких рамок. Думаю, в том, чтобы быть истинным мусульманином и оставаться патриотом своей родины, нет никакого противоречия. Основной посыл авторов данного учебного пособия заключается в том, что они как раз попытались обосновать любовь к родине, уважительное и ответственное отношение к стране, ее прошлому, настоящему и будущему сквозь призму исламских ценностей. Они приводят большое количество примеров, когда мусульмане на разных этапах своего исторического развития и истории Российского государства верно служили своей стране. С учетом исламского маркера они сделали попытку донести идею, что сохранять свою религиозную, этническую и гражданскую идентичность, не нарушая исламских ценностей, вполне возможно, это в духе современного общества и государства. Более того, авторы делают акцент на таком понятии, как «альватаныя», которое распространено в арабском мире и означает уважительное отношение к той стране, где ты проживаешь.   

«8 февраля 2020 года заседание попечительского совета под председательством Сергея Владиленовича Кириенко (в центре) состоялось впервые» «8 февраля 2020 года заседание попечительского совета под председательством Сергея Владиленовича Кириенко (в центре) состоялось впервые» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Бюджет формируется исключительно за счет пожертвований со стороны крупного бизнеса»

— В прошлом году состоялось заседание попечительского совета БИА, в работе которого приняли участие Сергей Кириенко и другие высокопоставленные чиновники. Планируются ли в дальнейшем заседания на таком высоком уровне?

— 8 февраля 2020 года заседание попечительского совета под председательством Сергея Владиленовича Кириенко состоялось впервые. В состав совета входят представители крупного бизнеса и академической науки, руководители регионов РФ, в которых проживают мусульмане. Заседания органа проводятся для решения принципиальных, ключевых вопросов. В частности, на первом заседании была рассмотрена и утверждена стратегия развития Болгарской исламской академии, а также финансовые вопросы. Следующее заседание предварительно планируется в конце текущего года. 

 «Кто финансирует деятельность БИА, какой годовой бюджет? Есть ли у студентов стипендия, какого размера?» (В. Миронов)

— Бюджет академии и все финансовые вопросы утверждаются попечительским советом. Бюджет формируется исключительно за счет пожертвований со стороны крупного бизнеса. Мы ежегодно отчитываемся перед советом учредителей, представляем годовой отчет. По итогам года перед нами поставили условие — проведение аудита хозяйственной деятельности, что, в принципе, мы делаем ежегодно. Пока оставили неутвержденным этот единственный вопрос. Мы с согласия совета учредителей привлекли независимую аудиторскую компанию, ее отчет представили учредителям. Что касается конкретных цифр бюджета, то они известны учредителям.  

— А нашим читателям вы о них не расскажете?

— Бюджет академии — это не заоблачные суммы. Но надо понимать, что у нас работают иностранные преподаватели и уровень зарплаты у них конкурентный. Что касается студентов, то мы предлагаем им полный соцпакет, который включает стипендию до 10 тысяч рублей, бесплатное трехразовое питание, проживание в одноместных номерах со всеми удобствами — интернет, телевидение, уборка помещений и так далее.

«Недавно в БИА проходила конференция, и представитель Талгата хазрата Таджуддина (верховный муфтий России —  прим. ред.) тоже принял в ней участие» «Недавно в БИА проходила конференция, и представитель Талгата хазрата Таджуддина (верховный муфтий России — прим. ред.) тоже принял в ней участие» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Были разговоры, что один из учредителей академии должен быть выведен из их состава»

 «Как учредители БИА, среди которых нет согласия, влияют на учебный процесс? Если конфликтуют главы мусульман России и Татарстана, о каком качестве образования можно говорить?» (Данияр)  

— Учредители представлены в ученом и диссертационном советах академии, и все ключевые вопросы обсуждаются, утверждаются при их непосредственном участии. Так было с первых дней и есть по настоящее время. Имеющиеся разногласия, которые больше раздуваются СМИ и телеграм-каналами, существенно не влияют на деятельность Болгарской исламской академии, на эффективность учебно-образовательной и научно-исследовательской работы. Мы по-прежнему проводим много мероприятий, в которых принимают участие и учредители. Камиль хазрат Самигуллин (муфтий Татарстана — прим. ред.) окончил магистратуру БИА, является нашим докторантом, и, возможно, он досрочно выйдет на защиту диссертации. Рушан хазрат Аббясов (первый зампред духовного управления мусульман России — прим. ред.) был в нашей магистратуре председателем итоговой аттестационной комиссии. Защиты прошли на арабском языке, очень ровно, спокойно, с вопросами. Каких-то постановочных защит мы не делаем, я категорически против этого. Более того, записи защиты мы выставили на общее обозрение на своем сайте. Недавно в БИА проходила конференция, и представитель Талгата хазрата Таджуддина (верховный муфтий России — прим. ред.) тоже принял в ней участие. Больших разногласий нет.

После моего назначения и. о. ректора я со всеми учредителями встретился, представил им свои видение и план работы, они поделились собственным опытом — положительным и отрицательным, высказались и в критическом ключе относительно Болгарской исламской академии на тот период. Я не вижу никаких проблем. Да, шли разговоры, что один из учредителей должен быть выведен из их состава. Но я прямо говорю: вопрос об этом в повестке БИА и курирующих органов не стоит. Он муссировался в СМИ.

— СМИ — отражение того, что происходит на самом деле, но почему-то всегда во всем обвиняют журналистов. Дыма-то без огня не бывает…

— Возможно, если бы не было этих разногласий, мы взаимодействовали бы на более эффективном уровне. Но еще раз повторю: на решение текущих и ключевых задач данная ситуация никак не влияет.

— Одно время транслировалось предложение создать всероссийский совет исламских ученых. На какой стадии этот вопрос?

— В стратегию развития БИА заложен такой сложный, но очень значимый проект, как создание всероссийского совета улемов на базе Болгарской исламской академии. Проект обсуждается на разных уровнях с участием представителей всех заинтересованных сторон, всех крупнейших муфтиятов РФ. И есть полное понимание, что такой объединяющий орган необходим. В этом вопросе Болгарская исламская академия готова быть площадкой для создания такого органа, обеспечить организационно-техническое сопровождение работы. Но речь не идет о том, чтобы создать совет обязательно на базе БИА, председателем данного органа назначить представителя академии, и мы будем диктовать свои условия. Нет, конечно же! Все эти принципиальные вопросы: нужен ли вообще председатель, по какому принципу будет формироваться этот совет, будут решаться со всеми заинтересованными лицами, органами, крупнейшими муфтиятами. Что касается предварительной работы, то уже изучен большой объем опыта деятельности аналогичных советом во всех ведущих мусульманских государствах мира, причем по разным критериям. Сделали даже таблицу по странам — есть председатель или нет, каков принцип принятия решений, как оформляются эти решения и так далее.

— Ожидается, что совет улемов будет принимать решения для обязательного выполнения на всей территории страны? Например, как хоронить умерших от коронавируса…

— Нельзя ожидать, что какой-то орган создали, и все пойдет по задуманному. Это примерно так же, как с проектом БИА: открыли академию, и через два года ожидали, что из ее стен выйдет второй Шигабутдин Марджани или Муса Бигиев. А когда не увидели этого, сразу пошел поток критики: ожидания не оправдали, руководитель не так работает… Но так не бывает! Что касается конкретно БИА, то она должна пройти свой исторический этап развития. Мы же знаем, что прославленные вузы проходили этап становления десятки, а то и сотни лет, прежде чем стать Кембриджским университетом или Поволжским федеральным.

Возвращаясь к совету улемов: главное — он необходим, поэтому надо сделать шаг, чтобы собраться, обсудить и договориться. Да, можно на базе БИА, если нет — давайте обсуждать, на какой. Следующий вопрос — за каким столом будут обсуждения: за круглым или квадратным. Если за круглым, образно говоря, то у совета не должно быть председателя, и это тоже возможно, такая практика есть. Еще вопрос: должны ли члены совета владеть арабским языком? И таких вопросов много, нужно начать их рассматривать.

«Болгарская исламская академия  — это логический результат последовательного развития исламского образования в нашей стране» «Болгарская исламская академия — это логический результат последовательного развития исламского образования в нашей стране» Фото: Сергей Елагин

«С созданием БИА мы завершили этап строительства исламской системы образования»

— Наш читатель делится своим видением этапов создания академий: «Сначала создается соответствующий научный центр, который потом перерастает в институт, академию. Академия развивается, и для нее строится новое отдельное здание. По такой парадигме создаются любые академии. Не со здания начинается дело».

— С логикой постановки вопроса вашего читателя я в целом согласен. Конечно, при создании такого большого проекта, как академия, должна быть преемственность и последовательность действий. Но я считаю, что в проекте БИА преемственность и последовательность действий соблюдены. Ведь исламское образование в новейшей истории Российской Федерации мы начали не в 2017-м с создания академии, а с конца 80-х – начала 90-х годов, когда при мечетях стали проводиться курсы по основам ислама, открылись медресе. Следующим этапом было появление высших исламских учебных заведений — Российский исламский институт, Казанский исламский университет. Мы преодолели очень сложный этап становления исламского образования и пришли к пониманию, что необходимо достроить эту пирамиду отечественного исламского образования — создать высшую ее ступень. С созданием БИА мы завершили стадию строительства исламской системы образования, пусть пока, может быть, и на формальном уровне. И дальше нам предстоит заполнить этот уровень качественным содержанием, чем мы и занимаемся.

Опыт, который мы успели накопить в исламском образовании, применяется и в Болгарской исламской академии. Вектор развития, заложенный с самого начала, заключается в том, что БИА должна давать классическое богословское исламское образование в сочетании со светским, чтобы нашим выпускникам предоставлять дополнительный инструмент социализации в виде диплома теолога-филолога или педагога. В стратегию развития академии заложено и обучение в плане социальной работы. Не исключаем, что будут направления международной деятельности и IT-технологий. Почему бы и нет? 

Поэтому, считаю, БИА — это логический результат последовательного развития исламского образования в нашей стране. Да, на этом этапе мы привлекаем к работе известных ученых из ведущих исламских вузов мира, потому что перед нами в том числе стоит задача занять достойную нишу в международном исламском научно-образовательном пространстве и получить признание среди исламских ученых-богословов. И тем самым продвигать наше богословское наследие и достижения в данной области. Но в перспективе мы должны обеспечить полный суверенитет отечественного исламского образования.

— Сколько десятков лет вы отводите на становление Болгарской исламской академии?

— Да, это десятки лет. БИА должна пройти свой исторический путь, чтобы можно было сказать, что ее выпускник может достойно конкурировать на уровне современных ученых-богословов, которые сегодня работают в академии.

«Сегодня в Болгарской исламской академии обучаются 118 студентов, в том числе 28 докторантов» «Сегодня в Болгарской исламской академии обучаются 118 студентов, в том числе 28 докторантов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Абитуриенты были так хороши, что в докторантуру взяли 15 человек вместо 10

— «Сколько студентов учится в БИА? Из каких регионов РФ? Сколько и откуда учится иностранцев, за чей счет?» (А. Борисов)

— Сегодня в Болгарской исламской академии обучаются 118 студентов, в том числе 28 докторантов. Реальное число студентов меняется — кто-то уходит в академический отпуск, кого-то мы отчисляем. У нас учатся представители более 20 регионов РФ, 8 иностранных студентов — из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Казахстана, один — из дальнего зарубежья, он родом из Йемена, а получал исламское образование в ОАЭ.

 «Какие требования предъявляются к абитуриентам академии? Какие вступительные экзамены они сдают? Какой конкурс на одно место? Есть ли квота для татарстанцев?» (Нуруллин)

— Для поступления в магистратуру БИА у человека должен быть диплом бакалавриата исламского вуза — по лингвистике, филологии или педагогике. Абитуриенты сдают тесты по исламским наукам, пишут диктант на арабском языке и проходят собеседование с членами экзаменационной комиссии на предмет научной деятельности, знания исламских наук и так далее. Для поступления в докторантуру необходим диплом магистратуры как минимум. С поступающими проводится собеседование, в том числе в форме защиты реферата на тему предполагаемой научной работы в докторантуре.

Что касается так называемых контрольных цифр, то набор в магистратуру — 25 человек, в докторантуру — 10 плюс 10 человек на теологию. Отдельной квоты для Татарстана не было, нет и быть не может, поскольку академия — федеральный проект.

Для абитуриентов мы проводим летнюю школу в течение 10 дней. В этом году в качестве эксперимента для преподавания арабского языка пригласили носителя языка из Сирии и отечественного преподавателя — выпускника магистратуры БИА. И результат превзошел наши ожидания. Выходец из Сирии учил языку не только в аудитории, но и за ее пределами — играл с абитуриентами в футбол, посещал объекты культуры в Болгаре, и это имело очень большой эффект. В итоге мы решили пригласить его на год в качестве штатного преподавателя.

— Носитель языка эффективнее как преподаватель?

— Здесь нужно исходить из этапа изучения арабского языка. На начальном и среднем этапе гораздо эффективнее может оказаться отечественный преподаватель, который сам изучал арабский и знает нюансы, недоступные носителю языка. А к нам поступают люди с высоким уровнем владения арабским, и требуется еще повысить их уровень в научной сфере, чтобы они смогли хорошо написать диссертацию и защитить ее. 

— Какой конкурс в этом году был в магистратуру и докторантуру?

— В магистратуру — четыре человека на место, как и в прошлом, а в докторантуру — 6 человек на одно место, что превысило уровень 2020-го. И настолько квалифицированным был состав абитуриентов, что в докторантуру мы взяли 15 человек вместо 10. С арабским языком вообще не было проблем по сравнению с прошлыми годами. Надеемся, что этот набор через два-три года даст хорошие результаты. Я уверен, что, помимо защиты диссертации, данные люди привнесут благо своему сообществу, которое они представляют, где работают.  

— Как вы привлекаете абитуриентов?

— В этом году мы очень активно провели приемную кампанию. Сначала в онлайн-режиме прошел день открытых дверей, затем развернули работу в социальных сетях, а в мае большая делегация под моим руководством и при участии Рафика Мухаметшовича Мухаметшина совершила недельную рабочую поездку в регионы Северного Кавказа. Во время визита я имел честь лично познакомиться со всеми духовными лидерами, руководителями крупных муфтиятов и исламских учебных заведений. Я благодарен им за то, что задачи, стоящие перед БИА и мной как руководителем, нашли полное понимание и поддержку, в том числе со стороны уважаемых муфтиев Дагестана и Чечни. В результате нашей активной работы мы впервые имеем студентов, которые достойно поступили, из Чеченской Республики, Удмуртии, Кемеровской, Новосибирской и Ульяновской областей.   

— Во время встреч не возникает вопрос, почему исламскую академию создали в Татарстане, а, например, не на Северном Кавказе? 

— Дело тонкое… С первых дней создания академии остается заинтересованность во вхождении в состав учредителей представителей Северного Кавказа. Этот вопрос остается актуальным для обсуждения на более высоком уровне. Но мы и сегодня сотрудничаем с муфтиятами и исламскими вузами Северного Кавказа. Более того, выпускники нашей докторантуры работают в настоящее время в вузах Северного Кавказа преподавателями, и мы их с удовольствием привлекаем к деятельности в БИА в качестве педагогов и руководителей диссертационных работ магистерского уровня. 

— «Могут ли женщины получить образование в Болгарской исламской академии?» (Дания Хасаншина)

— Мы уже обсудили этот вопрос на одном из заседаний ученого совета. Наше предложение поддержали, и мы в своих нормативных актах закладываем возможность обучения женщин, в том числе в докторантуре. Как я уже сказал, мы работаем над совершенствованием положения о докторантуре, где в том числе будет предусматриваться возможность обучения и защиты докторской диссертации на основе соискательства. Естественно, мы не оговариваем какие-то отдельные условия для женщин, но они получают возможность прикрепления к академии, чтобы подготовить и защитить докторскую диссертацию. Это тот же опыт, который существует в подготовке специалистов высшей квалификации в светских вузах.

— Наверное, при обучении женщин и преподаватели должны быть женщины?

— Данный вопрос обсуждается с нашими учеными-богословами. Мы предварительно обсудили, что можно обеспечить и отдельное обучение, хотя знаем, что во многих исламских вузах РФ осуществляется объединенное обучение, и это не вызывает никаких проблем ни со стороны обучающихся, ни со стороны ученых-богословов, ни со стороны религиозных деятелей.    

«В докторантуру, как правило, поступают уже состоявшиеся люди, известные в исламских кругах, с большим опытом управленческой и преподавательской работы, поэтому они трудоустроены, более того — занимают высокие должности, например,  муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин» «В докторантуру, как правило, поступают уже состоявшиеся люди, известные в исламских кругах, с большим опытом управленческой и преподавательской работы, поэтому они трудоустроены, более того, занимают высокие должности, например муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нет проблем с трудоустройством выпускников академии»

— «Где и кем трудоустраиваются выпускники БИА? Есть те, кто работает где-то на значимых должностях? А если могут устроиться только простыми имамами, то зачем учиться в академии?» (Юнусов)

— Трудоустройство выпускников является одним из критериев эффективности работы любого вуза. Что касается нашей академии, то по совету учредителей с прошлого года мы ввели практику, что абитуриент при поступлении представляет рекомендательное письмо от муфтията или профильного госоргана, а после поступления подписывается трехсторонний договор — между академией, студентом и направившим его органом, который и гарантирует его трудоустройство. Поэтому проблем с трудоустройством выпускников у академии нет. По итогам 2020 года из 23 выпускников 22 трудоустроены, один проходит реабилитацию по состоянию здоровья. По итогам 2021-го из 24 выпускников 22 трудоустроены, двое отказались от предложенного места работы по личным соображениям. Абсолютное большинство магистрантов, наряду с получением диплома о религиозном образовании, еще до академии имели диплом светского вуза. И в этом плане нет проблем с их трудоустройством. Кроме того, в 2020 году мы произвели второй набор в магистратуру по направлению «теология» из числа наших же выпускников.

В 2021-м планируем завершить лицензирование образовательной деятельности, первый этап которого прошли в июне текущего года. Это была плановая проверка Рособрнадзора на предмет лицензионного контроля образовательной деятельности. Впервые с 2017 года мы выдержали такую серьезную проверку. Надеемся, пройдем аккредитацию по теологии, чтобы иметь полное право выпускать магистров теологии. На выходе наши выпускники получат и диплом БИА, и диплом государственного образца, что повысит их конкурентоспособность, в том числе в плане трудоустройства.

А в докторантуру, как правило, поступают уже состоявшиеся люди, известные в исламских кругах, с большим опытом управленческой и преподавательской работы, поэтому они трудоустроены, более того, занимают высокие должности, например муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. В этом году в докторантуру поступил заместитель муфтия Дагестана, хотя на 2-м курсе уже учится другой заместитель. Также поступили председатель муфтията и помощник муфтия Дагестана, заместитель муфтия Удмуртии, заместитель председателя ДУМ Кабардино-Балкарской Республики, преподаватель Курчалоевского исламского института Чеченской Республики. Это все люди, которые уже многие годы работают в данной сфере, обладают большими знаниями в области исламских наук, прекрасно владеют арабским языком.

Иногда раздается критика: какое вообще влияние имеют ваши выпускники? Вот я назвал должности, на которых работают обучающиеся и выпускники БИА. Это духовные лидеры большого количества мусульманского населения, и я считаю, что знания, полученные ими в стенах нашей академии, будут иметь мультипликативный эффект.

«Одна из задач академии заключается в том, чтобы обеспечить условия для такого образования не методом запрета, а, наоборот, созданием комфортных условий для качественного образования в России» «Одна из задач академии заключается в том, чтобы обеспечить условия для такого образования не методом запрета, а, наоборот, созданием комфортных условий для качественного образования в России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Между верой и наукой нет большого противоречия»

— Здание казанского представительства Болгарской исламской академии ремонтируется, а где вы сегодня находитесь?

— В офисном здании по адресу: улица Назарбаева, 27, недалеко от Российского исламского института. Действительно, в здании представительства полным ходом идет капитальный ремонт. Планировалось завершить его осенью, но, поскольку это объект культурного наследия, потребовалось многоэтапное согласование проектов в госструктурах, поэтому время затянулось. Думаю, ремонт завершится не позднее весны следующего года. 

— Когда человек подает документы в БИА, он должен в Болгар ехать или это можно сделать в казанском офисе? 

— Мы прилагаем усилия, чтобы использовать все современные технологии, поэтому нет нужды куда-то ехать. Принимали документы и в казанском офисе, и через интернет.

— А не ошибка ли, что так далеко от Казани построили исламскую академию?

— Не думаю, что это ошибка. Да, можно говорить, что это вызывает определенные трудности в плане привлечения работников, ученых для академии. Но, помимо учебного процесса, мы проводим большое количество мероприятий — и просветительского характера, и всевозможные курсы, и научные конференции. И к нам с удовольствием приезжают, погружаются в ту атмосферу и подчеркивают, что само расположение академии, аура этого места позволяют уйти от повседневной суеты и окунуться в исламскую тематику, чтобы овладевать знаниями. Мы и критику слышим, что такое местонахождение крайне неправильное. Но я так не думаю. Болгар — это исторический центр, где зародился наш ислам, наше наследие. Поэтому расположение академии в Болгаре — это большое благо, один из неотъемлемых компонентов системы подготовки современного ученого-богослова. Наши студенты имеют возможность заниматься спортом, ездить в Болгар, заниматься во всевозможных кружках. Кстати, студенты БИА принимают активное участие в районных соревнованиях, в Сабантуе и выигрывают на раз-два.  

— А если ректор не каждый рабочий день бывает в академии, как это влияет на ее деятельность?

— Одной из моих задач в должности проректора было обеспечение представленности руководства академией, и я четыре дня в неделю проводил там. Прекрасные условия проживания, непосредственное общение на арабском языке, замечательная природа — это благо. Я ежедневно гулял по несколько километров — до Волги и обратно. Проходя мимо Белой мечети, не мог не сфотографировать ее — настолько она была разной в дневном и ночном свете. Конечно, установка на то, чтобы руководству и преподавательскому составу в основном быть в академии.

 «В октябре вступают в силу поправки к ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях, обязывающие религиозных деятелей, получивших образование за рубежом, доучиться в России и получить дополнительную аттестацию. Будет ли БИА площадкой для этого?» (Ахметов)

— Академия уже является такой площадкой, хотя не только БИА проводит подобные курсы. Абсолютное большинство наших студентов — 70–80 процентов — имели законченное образование или незавершенный опыт обучения за рубежом. И одна из задач академии как раз заключается в том, чтобы обеспечить условия для такого образования не методом запрета, а, наоборот, созданием комфортных условий для качественного образования в России. 

— Завершу сегодняшний разговор комментарием и вопросом нашего читателя: «Сочетаемость науки и веры не совсем убедительная. Филолог-теолог или богослов, или лингвист-теолог вообще непонятно. В чем смысловое ядро академии?»

— Я уже сказал, что академия прежде всего готовит религиозных деятелей и ученых-богословов, обладающих широкими компетенциями в сфере светских наук, хорошо разбирающихся во внутренней и внешней политике. Размышление в формате, что вера и наука несовместимы, связано с советским прошлым, когда было запрещено заниматься религиозными изысканиями, поэтому религиозной тематикой попутно занимались филологи, историки и философы. И с началом национального религиозного возрождения в нашей стране в 90-х годах на первый план вышли труды филологов, историков, философов. После них вакуум стала заполнять иностранная литература, и мы оказались в сложной ситуации — необходимо было создавать свои учебники. Я думаю, между верой и наукой нет большого противоречия. За рубежом отсутствовал этап государственного атеизма и разрыва цепочки духовной преемственности, поэтому там развивались и религиозные направления учебных заведений, в стенах которых занимались наукой. Поэтому на современном этапе не вызывает никаких вопросов тот факт, что в одном и том же вузе защищают диссертации по физике и по богословию. Сегодня мы как раз выходим на этот этап.     

— Спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!

Тимерханов Айнур Ахатович родился в с. Старая Икшурма Сабинского района ТАССР. Окончил Казанский государственный педагогический институт по специальности «английский и арабский языки» (1996), аспирантуру Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ по специальности «филология» (1999), международную программу обмена для молодых преподавателей вузов (Junior Faculty Development Program; английский, арабский языки), Индианский университет (2003), Чикагский университет (2004).

1995–2005 — ассистент, старший преподаватель кафедры английского языка, кафедры контрастивной лингвистики Татарского государственного гуманитарного института.

2003–2006 — научный сотрудник, старший научный сотрудник отдела лексикографии Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ.

2005–2008 — доцент (по совмещению) кафедры теории и практики английского языка Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

2005–2019 — доцент, профессор (по совмещению) кафедры языковедения и иностранных языков казанского филиала Российского государственного университета правосудия.

2006–2007 — начальник управления аспирантурой Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ.

2008–2010 — профессор (по совмещению) кафедры сопоставительной филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

2007–2019 — заведующий отделом лексикографии Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ.

2019–2021 — проректор Болгарской исламской академии.

С 15 января 2021 года — и. о. ректора Болгарской исламской академии.