«Доехали до Баймака и дальше, но истинного башкира не встретили, даже сфотографироваться не смогли», — рассказал вчера на пресс-конференции, посвященной поездке по 30 районам Башкортостана, писатель Лябиб Лерон. Делегация хотела выяснить, насколько татары РБ поддались башкиризации. Новости хорошие: татары пока крепки, а «перебежчиков» накажет сама жизнь. Но и башкирская администрация не дремлет, метит территорию стелами и исправно поставляет в татарские районы учителей башкирского языка. Здесь Татарстан проигрывает: учителей татарского не хватает даже в РТ, а татарские книги в сельские библиотеки РБ не завозились с 70-х. Пламенные речи Вахита Имамова и его коллег по цеху — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня о результатах своей поездки по Башкортостану рассказали главные редакторы самых интеллектуальных татарских изданий республики: Вахит Имамов («Мәдәни җомга»), Лемон Леронов («Безнең мирас») и Рустам Галиуллин («Казан утлары») (на фото)
«Такое трусливое руководство, как в Чекмагуше, мы не встретили ни в одном районе»
За две недели до окончания переписи Татарстан продолжает усиленно бомбардировать территорию соседнего Башкортостана делегациями татарских интеллектуалов и культуртрегеров. На прошлой неделе о захватывающем рейде по «башкирским тылам» рассказали сотрудники радио «Китап», по местам компактного проживания татар в РБ недавно проехали историки во главе с Альбертом Бурхановым, проводит круглые столы в Уфе еще одно детище государственного «Татмедиа» — издание «Миллиард татар». Накануне о результатах своей поездки к соседям рассказали главные редакторы самых интеллектуальных татарских изданий республики и известные писатели Вахит Имамов («Мәдәни җомга»), Лябиб Лерон («Безнең мирас») и Рустам Галиуллин («Казан утлары»).
В отличие от радийщиков, литераторы смогли проехать по 30 районам Башкортостана без кортежей Росгвардии. Но в одном районе без конфликта все же не обошлось: делегация оказалась не ко двору в Чекмагушском районе. «Такое трусливое и малодушное руководство, как в Чекмагуше, мы не встретили ни в одном районе», — заявил Имамов.
А подробности истории рассказал Лерон: «Мы только вошли в библиотеку с книгами, как ее директор испугалась и начала звонить властям по телефону. Вахит-эфенде сказал: „Так не пойдет, поехали!“ Так что нам пришлось взять свои книги и уехать». Резкость Имамова можно понять: прежний директор этой библиотеки лично поздравлял писателя со сцены с 60-летием, а новый даже не захотел принять книги. Уже когда писатели выезжали из Чекмагушского района, его глава по телефону звал Имамова вернуться и заехать к нему на чай, но было уже поздно.
Если сотрудники радио «Китап» отрицали связь своей поездки с переписью населения, то писатели были более откровенны: цель — узнать, осознают ли местные татары свою «татарскость» (татарлык) или «под давлением властей Башкортостана склонились к башкиризации», как без обиняков заявил главред «Мәдәни җомга». Вообще, на протяжении всей пресс-конференции лауреат Тукаевской премии Имамов оставался верен себе и раздавал оплеухи и Башкортостану, и Татарстану, и Москве, и даже самими татарам как народу.
Татары северо-западного Башкортостана порадовали писателей тем, что «крепко держатся своей национальности». К башкирскому народу у литераторов тоже вопросов нет. Козни строят власти башкирской республики, подчеркнул все тот же Имамов. Один из примеров их зловредства — известная история с установленными в татарских районах РБ стелами с названия башкирских родов. Их писатель сравнил с крестами, которые якобы раньше ставили возле татарских деревень, чьи жители не по своей воле перешли в христианство. «Вот и тут так же, с четырех сторон, — негодовал Имамов. — Я удивляюсь, почему жители этих районов позволили поставить такие стелы».
Досталось и автору книги «Аулы мензелинских башкир» Анвару Асфандиярову, дело которого живо и ныне: чисто татарские районы в РБ «принудительно записаны башкирскими». «И некому дать им по рукам, Москва только аплодирует, деньги дает на это. Наши ученые ничего не говорят: якобы культурным и научным путем идут, а в то же время число предателей растет!» — негодовал Имамов. И даже перечислил предателей татарского народа, начиная от участников взятия Казани до музыканта Альберта Исмаила (пару лет назад внезапно открывшего в себе башкира). «Таких предателей достаточно, татары всегда такими были, но не могли извлечь урок, потому и остались под сапогом!» — пояснил Имамов.
Татары северо-западного Башктортостана порадовали писателей тем, что «крепко держатся своей национальности». К башкирскому народу у литераторов тоже вопросов нет. Козни строят власти башкирской республики
«И от башкира, и от татарина рождается русский — вот в чем беда»
«Доехали до Баймака и дальше, но в истинном смысле башкира не встретили, даже сфотографироваться не смогли», — в свою очередь, посетовал Лерон. Это, конечно, не значит, что башкир нет, они есть, добавил детский писатель, но за ними надо ехать дальше — в Белорецкий и Бурзянский районы. «Самим башкирам эти политические игры не нужны, — подчеркнул спикер. — Это наши татары участвуют в такой политической игре, морочат головы обоим народам. Я думаю, до конца жизни они почувствуют на себе народные проклятия, потому что предателям татарского народа жизнь сама даст оценку и наказание!» Татар в Башкортостане пугают административными методами, но для них пришло время понять, кто кукловоды, «и дать себе правильную оценку в национальном вопросе», призвал писатель.
Закончил Лерон цитатой известного стихотворения уроженца Башкортостана Ангама Атнабаева: «И от башкира, и от татарина рождается русский — вот в чем беда». В своем стихотворении Атнабаев ясно призывает прекратить татаро-башкирскую ругань и вместо этого обратить внимание на русификацию обоих народов.
Галиуллин, в свою очередь, рассказал, что во время поездки они везде заходили в библиотеки и приметили печальный факт: последние татарские книги завозились в них в 70-е годы. Между тем спрос на них есть, даже среди молодежи, сообщили библиотекари. «Зачем они лежат тут нечитанные, в Татарстане, надо их отправлять! — добавил Имамов. — Не нужно радоваться, что мы выпускаем много книг, а они, дескать, не хотят брать. Они хотят. Кому служат в таком случае наши издательства?» Иными словами, татарским издательствам нужно не только «гнать вал», но и подумать над дистрибуцией в соседней республике.
Удивительно, но более зависимый от Москвы Башкортостан гораздо лучше справляется с подготовкой педагогических кадров. На подобное обратил внимание сам Имамов и по этому поводу отвесил словесную затрещину КФУ. «Зачем наше правительство закрыло все педагогические институты? Сделали федеральный университет под тем предлогом, что он будет получать деньги из Москвы. В результате остались без родного языка: повелись, продались за деньги и остались без родного языка!» — негодовал писатель. В то же время все татарские районы РБ исправно пополняются молодыми учителями башкирского языка.
«У нас татарских учителей вообще перестали готовить, закрыв пединституты, педагогические училища, — продолжал Имамов. — Как мы идем и как они! Вот в этой области нам надо брать пример с башкир: они в татарские деревни приезжают и обучают башкирскому языку. Это новый способ башкиризации наших детей!» На слабость «миссионерской» деятельности татар посетовал и Лерон.
На этой ноте пресс-конференция завершилась, исчерпав время, но не боевой запал спикеров. До конца переписи остается две недели, и наверняка «Татмедиа» еще расскажет о новых приключениях своих сотрудников в соседней республике.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 769
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.