В Казани завершился четвертый по счету фестиваль современного балета #StagePlatforma, художественным руководителем которого является Олег Ивенко. Премьер театра им. Джалиля, нашедший поддержку в министерстве культуры РТ, продолжает трудиться на ниве популяризации современной хореографии, которая теперь благодаря #StagePlatforma может громко прозвучать и на сцене ТАГТОиБ, оплоте консерватизма. О гала-концерте фестиваля в городе, где еще несколько лет назад недоумевали от знаменитых «Кактусов» Александра Экмана в исполнении гостей Нуриевского фестиваля из Дортмунд-балета, — в нашем материале.
-
В минувшее воскресенье театральная публика в столице РТ получила, выражаясь ныне актуальным языком, новую «прививку» современной хореографии. На сцене театра им. Джалиля прошел гала-концерт фестиваля #StagePlatforma, худруком и вдохновителем которого является премьер казанского балета Олег Ивенко. Впрочем, уже четвертая по счету #StagePlatforma — это не только два концерта в здании на площади Свободы (6 и 7 ноября), но и мастер-классы, и онлайн-лекции, посвященные современному балету.
-
Многое указывало на то, что это необычный день в стенах ТАГТОиБ им. Джалиля. Вот так у зрителей сканировали, нет, не QR-коды о вакцинации «Спутником V», а электронные билеты. В дни, когда на сцене идут репертуарные спектакли, на входе твой распечатанный билет обычно просто надрывают. Напомним, что в этом театре все еще предпочитают советскую систему уполномоченных по билетам продажам в интернете.
-
Вот и в фойе вместо привычного скрипача, заигрывающего с дамами под «Очи черные», струнный квартет Amelie исполнял подобающие случаю танго Астора Пьяццоллы и Карлоса Гарделя.
-
В программке — солисты балетных трупп ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Перми, Казани. Впервые #StagePlatforma буквально «проникла» в казанскую оперу два года назад, и выглядело это почти чудом — целый вечер современной хореографии в стенах учреждения культуры, являющегося бастионом консерватизма в музыкальном театре. Раньше такое позволялось только приезжим труппам, обычно в рамках Нуриевского фестиваля, ну а своим солистам лишь на гала-концерте все того же Нуриев-феста. Не секрет, что, помимо Ивенко, изменению ситуации способствовала и лично министр культуры РТ Ирада Аюпова. Так что отныне финансируемый государством проект живет там, где и должен, — на главной площадке республики.
-
Статус мероприятия подчеркивал и ведущий — столичная медиаперсона Вадим Верник. Известный журналист и театровед перед началом рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что знаком с художественным руководителем #StagePlatforma со времен фильма «Белый ворон» и получил приглашение в Казань еще полгода назад.
-
Одним из первых запомнившихся номеров гала было выступление Анны Тихомировой (Большой театр), исполнившей отрывок из балета Cinque на музыку Вивальди.
-
Но в целом в первом отделении солировали казанские танцовщики, в который раз доказывая, что в труппе ТАГТОиБ им. Джалиля есть кому танцевать современную хореографию, а также сочинять ее. Вот Алессандро Каггеджи ломает «четвертую стену» в номере, навеянном комедией дель арте. Его автором стал сам английский итальянец из столицы РТ.
-
Помогала ему на сцене обладательница обезоруживающей улыбки Мана Кувабара и Илья Белов.
-
А вот и Антон Полодюк. Во время его выступления можно было услышать знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты» в авторском исполнении.
-
«Комнату» для Полодюка поставил казанский хореограф Марсель Нуриев, который затем вышел на сцену со своей супругой Марией. Их философский номер был поставлен на музыку известного кинокомпозитора Жоселин Пук. Супруги Нуриевы — это редкий пример художников, которых верность избранному пути в конце концов приводит к успеху. Они много лет работали с современной хореографией в разных коллективах, а теперь выходят на сцену театра им. Джалиля и даже сочиняют номера для гала-концерта Нуриевского фестиваля.
-
«Все ветер» от главной звезды женской части балетной труппы ТАГТОиБ Аманды Гомес и Вагнера Карвальо зрителям уже знаком. Танцовщики исполняли его на телепроекте «Большой балет». А на #StagePlatforma в 2019-м Гомес танцевала этот номер с Михаилом Тимаевым.
-
Закрывал первое отделение сам худрук #StagePlatforma. Ивенко не без вдохновения и полетов исполнил амбициозный номер на музыку Игоря Крутого с вокалом Анны Нетребко. La Fantasia казанец танцевал и на недавнем юбилее оперной звезды в Кремле.
-
В антракте пользовалась популярностью для фото Регина Ивенко (слева), супруга главного человека на фестивале, также балерина в труппе театра им. Джалиля.
-
Сразу по окончании антракта Каггеджи (которого кто-то в театре даже называет «наш неоклассик») и Кувабара блестяще исполнили номер на музыку Рахманинова с точным названием «Без комментариев».
-
Вообще, после перерыва в ход пошла «тяжелая артиллерия». Но, честно говоря, два сольных выступления Дину Тамазлакару (Государственный балет Берлина) с номерами от европейских постановщиков не поразили хореографией. Хотя танец под Жака Бреля в образе великого бельгийского шансонье — это как минимум оригинально.
-
А это фото «Иллюзии воды» от еще одной казанской солистки Александры Елагиной.
-
Выступление же известного российского танцовщика и хореографа Александра Могилева (кстати, автора «Все ветер») было более всего похоже на цельный, пусть и короткий по времени, балет. Здесь и серьезная работа со светом, и взаимодействие артиста с видеоинсталляцией… Главная тема — муки творчества, это была «Авторская исповедь. Гоголь» на музыку Сен-Санса.
-
Елена Соломянко и Иннокентий Юлдашев из столичного «Стасика» порадовали и выучкой, и выбором музыкального сопровождения — это были Radiohead.
-
Выступил и ныне статусный хореограф из Мариинского театра Илья Живой, к примеру, там уже несколько лет с успехом идет его балет «Времена года» на музыку Макса Рихтера.
-
Но фаворитом у зрителей стал другой посланец Мариинки — Владимир Варнава. Не выходя из небольшого круга на авансцене, освещенного прожектором, и танцуя буквально каждым мускулом, он показал трагедию героя песни Александра Вертинского Piccolo bambino, того самого, кто «был другом Магдалины, только другом, не мужчиной».
-
Хореографию звездного Уэйна МакГрегора на музыку вышеупомянутого композитора Рихтера продемонстрировали Анастасия Матвиенко и Александр Сергеев все из того же Мариинского театра. Они исполнили отрывок из балета «Инфра», на создание которого МакГрегора натолкнули теракты в Лондоне.
-
Удивил ведущий солист балета Эйфмана Олег Габышев, который под занавес гала-концерта выплеснул на уже настроившуюся на лирический лад публику целую лаву энергии в суровом номере под названием «Жертвоприношение». Габышев в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, что сейчас работает над спектаклем для Ивенко и охарактеризовал его как «психологический триллер». После увиденного «Жертвоприношения» все это интригует еще больше.
-
Впрочем, закрывала #StagePlatforma трогательная история о любви пермяков Елизаветы Черновой и Александра Таранова, танцевавших под Эдит Пиаф.
-
Дальше был финал, где участники гала-концерта удивляли своими умениями публику и друг друга.
-
И нынешний праздник танца — хороший повод задуматься руководству театра им. Джалиля о появлении в постоянном репертуаре вечеров современной хореографии, которую, и это не секрет, с удовольствием танцуют сами солисты. У одного Каггеджи номеров, кажется, хватит на целый авторский концерт, а ведь он как хореограф — лауреат уже немалого числа конкурсов.
-
А вот и реакция публики. Она очевидна.
-
Во всяком случае участники концерта — Ивенко и Ко — точно уверены, что современный балет в Казани востребован. И не нужно бояться, что он как-то угрожает «Баядерке» или «Лебединому озеру». The Beatles не отменили оперы Чайковского, а электронная музыка не заменила русский фольклор. На огромном горизонте музыкального театра найдется место всем жанрам, кроме скучного. А разнообразие репертуара только привлекает новую аудиторию и приносит директорам славу продвинутых и современных интендантов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.