«Голосовать за то, что завтра мы можем лишиться «президента», я, конечно, не могла. Избиратели меня просто не поймут. Наши люди гордятся тем, что республику возглавляет президент. Наш президент!» — эмоционально комментирует депутат Татьяна Ларионова вчерашнее голосование по законопроекту о публичной власти. Шестеро татарстанских депутатов «Единой России» накануне нашли в себе силы проголосовать против закона, несмотря на рекомендации руководства партии хотя бы воздержаться. Олег Морозов объяснил свою поддержку «важнейшего», с его точки зрения, законопроекта, а «парашютисты» от Татарстана и вовсе не нашли, что сказать. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили скандальный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» депутата Госдумы Павла Крашенинникова и сенатора Андрея Клишаса
Кто и как голосовал?
Накануне депутаты Госдумы в первом чтении одобрили скандальный законопроект №1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» депутата Госдумы Павла Крашенинникова и сенатора Андрея Клишаса. Обсуждение инициативы получилось довольно бурным и заняло около полутора часов, но результат был ожидаемым. 317 парламентариев (или 70,4%) проголосовали за принятие, 66 — против (14,7%), а еще 12 воздержались (2,7%).
Информация о том, кто и как голосовал, в открытом доступе — в электронной базе Госдумы. Во фракции «Единая Россия» против законопроекта проголосовали 6 депутатов, и все «смельчаки» из Татарстана — это Айрат Фаррахов, Татьяна Ларионова, Илья Вольфсон, Айдар Метшин, Марат Нуриев и Рустам Калимуллин. За законопроект из татарстанских депутатов свои голоса отдали Олег Морозов и трое «парашютистов» — Максим Топилин, Елена Ямпольская и Руслан Гаджиев. Не присутствовали на пленарном заседании или отказались голосовать трое единороссов от республики — Альфия Когогина, Азат Ягафаров и Ирек Богуславский. Депутат Ильдар Гильмутдинов присутствовал на пленарной сессии, но не голосовал.
Против закона также выступил депутат КПРФ от Татарстана Артем Прокофьев и еще 53 коммуниста. «Справедливая Россия» воздержалась от голосования, несмотря на заявления лидера партии Сергея Миронова про дисбаланс федеральной и региональной властей и призывы прислушаться к позиции Татарстана. Фракция ЛДПР в полном составе проголосовала за, а в партии «Новые люди» мнения разделились. Пять депутатов выступили против, в том числе лидер Алексей Нечаев, столько же выступили за, а еще пятеро воздержались. Против выступила и Оксана Дмитриева — единственный депутат ГД, не вошедший ни в одну из фракций.
Информация о том, кто и как голосовал, в открытом доступе — в электронной базе Госдумы. Во фракции «Единая Россия» против законопроекта проголосовали 6 депутатов, и все «смельчаки» из Татарстана
«Единая Россия» не станет исключать из партии депутатов от Татарстана, голосовавших против принятия законопроекта, заявил накануне изданию Ura.ru заместитель секретаря генерального совета партии Евгений Ревенко. «В случае с законопроектом о публичной власти решений о консолидированном голосовании не принималось. Однако, принимая во внимание важность данного законопроекта, фракция обеспечила его принятие в первом чтении абсолютным большинством голосов», — пояснил депутат. Впрочем, заявление Ревенко не исключает, что какие-то меры в отношении «непрогнувшихся» все-таки будут.
Накануне после завершения голосования и сегодня утром «БИЗНЕС Online» попросил депутатов прокомментировать свое решение. Ямпольская на сообщения и звонки корреспондента «БИЗНЕС Online» так и не ответила. Ее коллега Топилин накануне проигнорировал сообщения, а сегодня во время разговора по телефону заявил: «Вы же мне вчера написали, я вам вчера не ответил. Значит, я вам не ответил». Гильмутдинов также отказался от комментариев: «У меня нет времени».
«Я голосовал против, потому что в этом законопроекте есть вопрос, который нас не устраивает, и мы должны его доработать. Пожалуйста, не пишите от моего лица ничего», — попросил еще один из депутатов от Татарстана. Парламентарии защищают своих коллег, не голосовавших или поддержавших закон. «Не судите строго, поверьте, у них такая же позиция, — поделился анонимно один из депутатов. — Внешне их позиция кажется нелогичной, но есть регламенты, которые не позволяют им поступить иначе. У их поступков есть объяснение».
Депутат от «Справедливой России» Анатолий Вассерман пояснил, что фракция воздержалась от голосования, «поскольку с некоторыми положениями этого законопроекта мы вполне согласны, некоторые вызывают серьезные сомнения и, вероятно, при подготовке ко второму чтению будут доработаны». «Сейчас голосовать за законопроект как единое целое со всеми его достоинствами и недостатками мы сочли нецелесообразным», — отметил собеседник газеты.
Приводим комментарии тех, кто голосовал за и против.
Анатолий Вассерман пояснил, что фракция воздержалась от голосования, «поскольку с некоторыми положениями этого законопроекта мы вполне согласны, некоторые вызывают серьезные сомнения и, вероятно, при подготовке ко второму чтению будут доработаны»
«Я обязан подчиняться фракционной дисциплине»
Олег Морозов «Единая Россия»:— Это наиважнейший, огромный закон, раскрывающий положение Конституции о единстве системы публичной власти в России. Это государствообразующий закон, возможно, важнейший после принятия Конституции. Посчитал для себя политически неправильным голосовать против. В законопроекте действительно есть нормы, которые следует пересмотреть. Это можно сделать во втором чтении.
В то же время норма о наименовании высшего должностного лица субъекта Федерации, с которой не согласен Госсовет Татарстана, является ныне действующей, причем уже далеко не первый год. Ничего нового в этом вопросе данный закон не привнес! Так же, как и в части назначения региональных чиновников по согласованию с Москвой. Что касается наименования «правительство» или «кабинет министров», то во втором чтении возможна поправка, которая учтет мнение республики.
Поскольку я член президиума фракции «Единая Россия», на меня распространяется особый порядок голосования. Если другие депутаты с согласия фракции могут занимать отличную от фракционной позицию, то я, как председатель комитета (по контролю — прим. ред.), обязан подчиняться фракционной дисциплине. Фракция приняла решение закон поддержать. Во втором чтении в профильный комитет будут представлены соответствующие поправки, сформированные на основании позиции Госсовета РТ. Будем их отстаивать. На это дан месяц.
«Какие изменения нужны в первую очередь? Надо отразить полномочия, право субъекта (которое дано и Конституцией РФ) определять, кто должен возглавлять регион, какое должно быть наименование руководителя»
«Если заявлено, что источник власти — народ, дайте народу эту власть!»
Татьяна Ларионова «Единая Россия»:— Проголосовала против, потому что по-другому просто не могла. Я была помощником и первого президента Татарстана, и действующего и знаю, насколько сильна президентская власть в нашей республике. И она сильна прежде всего уважением народа. Во время праймериз и в ходе предвыборной кампании я провела много встреч с избирателями. Все в Татарстане солидарны во мнении, что успехи республики во многом зависят от нашего президента, от его умения контактировать с федеральными органами власти, от эффективной команды единомышленников, которую он создал. И республика развивается как не один другой регион, в том числе если брать соседние субъекты. И голосовать за то, что завтра мы можем лишиться «президента», я, конечно, не могла. Избиратели меня просто не поймут. Наши люди гордятся тем, что республику возглавляет президент. Наш президент!
Голосование показало, что мы не прогнулись, не пошли вслед за решением фракции. Да, были рекомендации, обращение хотя бы воздержаться от голосования, но я сразу сказала, что это не для меня. Достаточно принципиально, обоснованно, где-то резко я высказала свою позицию. Какого-то дальше жима уже не было.
Мне понравились фраза [спикера Госдумы Вячеслава] Володина о том, что источник власти — народ. Ну если это заявлено, пусть тогда народ сам определяет, как будет называться высшее должностное лицо в республике, на сколько сроков мы избираем. Дайте народу эту власть, а не просто констатируйте! Мне кажется, отдельные формулировки в проекте, который мы сегодня рассматривали, просто ущемляют интересы регионов, фактически устраняют их от федерального законодательного процесса. Не знаю, в какой степени может измениться этот закон. Но то, что будут существенные поправки, не сомневаюсь.
Илья Вольфсон «Единая Россия»:— В нашей стране есть общенациональный лидер — президент России Владимир Владимирович Путин. Свою позицию по поводу должности президента Татарстана он уже озвучил на итоговой большой пресс-конференции в 2015 году. Он тогда сказал: «Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа РТ. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»
На тему проекта Клишаса – Крашенинникова Владимир Владимирович пока никак не высказывался. Скажет он, что нужно что-то менять, значит, будем. Как известно, Госсовет РТ не поддержал этот законопроект. Возможно, еще и потому, что данный документ предусматривает право федерального центра назначать региональных министров, которые контролируют серьезные финансовые потоки. Как депутат, избравшийся от Татарстана, я представляю интересы республики. Поэтому проголосовал против этого документа.
Айрат Фаррахов «Единая Россия»:— Я не поддержал в первом чтении данный проект федерального закона. Безусловно, это большой и серьезный законопроект, над которым нужно работать дальше. Планировал выступить, но фракция приняла решение, что будет от нее пять подготовленных вопросов. Обсуждали законопроект внутри фракции, высказали пожелание, чтобы после первого чтения прошло более широкое обсуждение инициативы. На самом деле и авторы закона говорят, что он еще будет дорабатываться. Будем работать над внесением поправок. Второе чтение всегда ключевое, и самое главное сейчас — сосредоточиться на поправках для того, чтобы сделать этот закон эффективным, работающим. Какие изменения нужны в первую очередь? Надо отразить полномочия, право субъекта (которое дано и Конституцией РФ) определять, кто должен возглавлять регион, какое должно быть наименование руководителя. Мои избиратели во время региональной недели очень и очень много раз задавали именно этот вопрос. Мы слышим наших граждан и отражаем их интересы. И поправки будут готовиться исходя из этих соображений.
Артем Прокофьев КПРФ:— Конечно, в теории еще возможны какие-то изменения в законопроект, но, как это будет на практике, посмотрим. В любом случае поправки подготовлю и я, и другие депутаты. Что-то изменить, конечно, получится. Но проблема в том, что сама концепция этого законопроекта идет вразрез с духом Конституции, федеративным устройством нашего государства. Все равно это движение в сторону унитарного государства. Я посмотрел результаты, у Новых людей были не поддержавшие законопроект, в том числе лидер Алексей Нечаев. Но единственная фракция, которая полностью проголосовала против, — КПРФ. «Справедливая Россия», которая до этого говорила, что будет против, в итоге просто не участвовала в голосовании.
Проблема не только в наименовании должности главы региона, она все-таки сложнее. Идет последовательное наступление на права регионов, они урезаются. Посмотрите, у нас фактически губернатор становится таким госслужащим, которому можно теперь и предупреждение вынести, и выговор, и просто уволить его. Но ведь человека избрали в регионе, за него проголосовали граждане. Разве не проблема, что прописаны полномочия по формированию исполнительных органов власти в субъектах? Сама по себе унификация — единое наименование, единые сроки полномочий и так далее — это прямое движение к унитарному государству, где все однообразно. Да, федерация — это гораздо более сложная система, но она и ценна тем, что позволяет проявить гибкость, необходимую в таком сложносоставном государстве.
Айдар Метшин «Единая Россия»:— Я проголосовал против, мое решение основано на позиции наших избирателей — на выборах в президенты Рустам Нургалиевич Минниханов набрал более 80 процентов голосов. Мое решение основано на позиции, которую транслирует и Госсовет республики. Я в команде президента, я в команде Республики Татарстан, поэтому проголосовал именно так. Перспективы этого законопроекта связны с тем, как он будет рассмотрен во втором и третьем чтениях.
Марат Нуриев «Единая Россия»:— Не поддержал данный законопроект, потому что с текущей редакцией не согласен. Закон большой, вызывает много вопросов, их нужно прорабатывать. Обязательно будут предложения ко второму чтению, сейчас многие депутаты думают о том, чтобы внести свои поправки, есть и в других регионах те, кто с предложенными изменениями не согласен. Не знаю, почему другие представители от Татарстана не выступали на обсуждении законопроекта. В данном случае фракция сама определяет, кто может выступить, а кто нет. Вот Прокофьеву дали задать вопрос. Пока сложно сказать, что именно нужно корректировать в законопроекте, не хотелось бы сейчас конкретизировать. Одна из претензий, что нет переходного периода, когда закон вступает в силу. В целом я не удивился тому, что 66 депутатов проголосовали против принятия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 793
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.