Сегодня отмечается Всемирный день телевидения, с 1997 года его празднуют по решению ООН. Примерно к этому времени относятся и самые поздние из тех историй, которые описаны в нашем материале. Советское и далее российское ТВ в XX веке — это особая история, тогда и ведущие на региональных телеканалах были настоящими звездами и даже небожителями для рядовых зрителей в городах и сельской местности. Немного ностальгии от «БИЗНЕС Online» для наших читателей.
Сегодня отмечается Всемирный день телевидения, с 1997 года его празднуют по решению ООН
Романтика телевидения прошлого века
По случаю Всемирного дня телевидения мы собрали несколько совершенно реальных историй из жизни татарстанских телевизионщиков. Они относятся как к советскому периоду, так и к «славным» 1990-м, когда любой человек, вещающий с голубого экрана, был практически национальным героем, а телевизионную группу из Казани в районе встречали с почестями космонавтов.
Сегодня описанные ниже случаи практически невозможны. Теперь руководство телеканалов может отслеживать местоположение редакционных машин, сами телевизионные журналисты уступают по популярности блогерам из YouTube и «Инстаграма», да и сами сегодняшние россияне не так наивны и простодушны, как, скажем, 30 лет назад. Сейчас за некоторые из выходок, которые тогда позволяли себе звезды ТВ, их не просто выгнали бы с работы, а еще бы и возбудили уголовное дело. Но это теперь, а тогда, в романтичные для телевидения времена, могло быть всякое. Редакция «БИЗНЕС Online» намеренно опустила все фамилии в нижеописанных ситуациях, хотя возможно, что кто-то из зрителей со стажем и узнает среди героев своих прежних любимцев.
Ассистент режиссера опаздывала, пришлось мэтру самому сесть к пульту. Диктора затолкали в студию, но он не силах был ничего прочесть и сообщил в прямом эфире нечто наподобие: «Товарищи телезрители, я что-то болею»
История №1: «Товарищи телезрители, я что-то болею»
Маститый телевизионный режиссер, про которого говорили, что он может выпить ведро водки и быть как огурчик, к сожалению, приобщал молодежь к пагубной привычке. В воскресный день он отмечал какой-то праздник с известным, но еще не таким опытным диктором ТВ. Ассистент режиссера в тот день приболела и пришла на работу впритык к выпуску новостей. Ведущий программы не хотел покидать старшего коллегу и просил продолжения банкета, хотя собутыльник предупреждал: «Дружище, тебе хватит!»
Ассистент режиссера опаздывала, пришлось мэтру самому сесть к пульту. Диктора затолкали в студию, но он не силах был ничего прочесть и сообщил в прямом эфире нечто наподобие: «Товарищи телезрители, я что-то болею». После чего рухнул на стул. Новости смотрел первый секретарь обкома ТАССР и сразу же позвонил председателю республиканского госкомитета по телевидению и радиовещанию и сделал втык, мол, вы доводите людей до того, что они падают во время эфира. Последний тут же звонит ведущему, тот в свое оправдание смог лишь произнести: «У меня давление». Телевизионный босс, несмотря на выходной день, поехал разбираться на телевидение. Чтобы спасти своего коллегу от гнева начальства, его срочно погрузили в такси и отправили домой, а шеф вскоре остыл и не стал увольнять своего подчиненного.
В 1966 году в СССР с официальным визитом прибыл президент Франции Шарль де Голль
История №2: фейковый визит Де Голля в Казань
В 1966 году в СССР с официальным визитом прибыл президент Франции Шарль де Голль. Кроме Москвы он посетил тогда Ленинград, Новосибирск, Киев, Волгоград, а также космодром Байконур, став первым главой зарубежного государства, которому разрешили понаблюдать за пуском ракет. Так вот съемочная группа татарстанского ТВ, выезжая в аэропорт, как бы между делом сообщила коллегам, что едет встречать президента Третьей республики, якобы Де Голль вылетел из Москвы в один из советских городов, а по пути решил остановиться в Казани, чтобы познакомиться со столицей ТАССР. Информация дошла до босса местного телевидения, а тот перезвонил в обком партии, там, в свою очередь, об этом неожиданном визите тоже никто не знал. Но республиканское партийное руководство решило, что телевизионщики узнали информацию по своим каналам, и перестраховалось. Съемочная группа, возвращаясь на студию, была поражена тому, что по пути в аэропорт стояли милицейские кордоны, а также простые граждане, встречающие дорогого гостя.
Эрих Хонеккер на фото слева
История №3: с кем целовался Хонеккер на казанском вокзале
Реальный же приезд главы зарубежного государства в ТАССР состоялся в 1975 году. В Казань прибыла с официальным визитом партийно-государственная делегация Германской Демократической Республики во главе с первым секретарем центрального комитета Социалистической единой партии Германии Эрихом Хонеккером. Гостей ждали в татарском обкоме КПСС для переговоров с советскими руководителями во главе с Леонидом Брежневым.
Съемочную группу телевидения отправили на вокзал встречать гостей, те разложили оборудование и приготовились к съемкам. Прибыл поезд, из которого вышел лидер Восточной Германии. И Хонеккер, подумав, что перед ним руководитель региона, подошел к одному телевизионному оператору и начал с ним обниматься. Одарил ли немец того принятым среди коммунистических лидеров «братским поцелуем» — история умалчивает. Но на следующий день бедолагу затаскали в компетентные органы, допрашивали и даже немного подпортили жизнь.
История №4: как себя правильно вести с районным начальством
В 1990-е годы один из корифеев взял шефство над молодым корреспондентом. Брал его в командировки, на съемки сельскохозяйственных ярмарок, после чего съемочная группа возвращалась с полным багажником продовольствия. При этом опытный телевизионщик никогда не просил напрямую, чтобы что-то положили.
Однажды осенью 1995 года коллеги поехали в один из районов. На въезде в районный центр около сахарного завода увидели большое количество грузовых машин и массу разгневанных людей. Как настоящие журналисты остановились и выяснили, в чем дело. Оказалось, сахарный завод «умышленно» тянет с приемкой сладкого корнеплода, поскольку через какое-то время тот теряет свои качества и принять его могут по дешевке. Сняв несколько кадров, журналисты отправились на саму съемку. А осветить нужно было несколько открывающихся социальных объектов. Когда работа была сделана, никого из первых лиц района с группой не оказалось, да и «чай попить» пригласили скромно и даже где-то нехотя. За чашкой чая старший из сотрудников ТВ обмолвился об увиденном утром у приемного пункта сахарного завода, после чего сопровождавший прессу товарищ перепугался и попросил это не показывать. «Это мы решаем, что показывать, а что не показывать, у нас телевидение свободное», — ответил журналист. Через какое-то время приехали руководители районного уровня, тут же корреспондентов переместили в гостевую комнату какого-то ресторана за прекрасно накрытый стол, где хозяева дипломатично начали просить о том же самом. Ответ был примерно тем же: «Это же критика. Критические материалы нам тоже нужны». Отведав чай и не только чай, выходя на улицу, чтобы уехать, гости из Казани увидели, что багажник их «УАЗа» полон свежих овощей, коробок с мясом и другой провизии. На это телевизионный корифей ответил: «Ну что уж вы, не надо было». Тогда молодой коллега понял, какие уловки использовал его старший товарищ, постоянно возвращаясь «полным» из районов.
Некоторые из сотрудников ТВ даже искренне считали, что выезд в район без угощения и гостинцев априори невозможен
История №5: кирпичи вместо күчтәнәч
Действительно, в прежние времена съемочные группы из Казани встречали, особенно в районах, как сейчас, наверное, какого-нибудь министра. Организовывали трапезу, как правило, с шашлыками и баней, а на дорожку давали «пакеты» или «күчтәнәч», как правило, в виде продуктов питания, но это могли быть и товары народного потребления, скажем, электрические самовары. Некоторые из сотрудников ТВ даже искренне считали, что выезд в район без угощения и гостинцев априори невозможен. Это и понятно, за каждым сюжетом следило обкомовское начальство, а какие-то отрицательные стороны жизни, показанные по телевидению, могли привести к увольнению местных ответственных лиц. Один сотрудник рассказывал: ему дарили столько мяса, что он не знал, куда его девать, пришлось купить диковинную вещь — морозильник.
Но были особенные любители халявы, одним из которых являлся известный оператор. У него даже имелся свой чемодан, куда тот складывал трофеи. Все хорошо, но этот человек никогда не делился своей добычей с остальной съемочной группой, дескать, он сам договаривается насчет күчтәнәч, потому имеет право его присвоить. Наш герой действительно втихаря договаривался, брал дополнительные чемоданчики и потом отвозил домой.
Съемочной группе такое жлобство не понравилось, и они решили проучить коллегу. Когда машина, чтобы начать обратный путь, выехала из очередного района в Казань, то решили остановиться на перекур (это тоже традиция, продолжать банкет, что называется, «на капоте»), незаметно все вещи оператора вывалили из багажа, а туда запихали заранее приготовленные кирпичи. По приезде оператор радостно отправился домой в предвкушении долгожданной добычи, о его реакции на произошедшее можно лишь догадываться. Но, кстати, урок не прошел впрок, наш герой даже после такого сюрприза не «делился с ближними».
История №6: «телевизионщики-грабители»
Еще про одно проявление чувства юмора у телевизионной братии. Съемочная группа должна была выехать в один из казанских банков для того, чтобы снять рекламный сюжет о работе финансового учреждения. Но один из сотрудников ТВ ради смеха позвонил банкирам и сообщил, что к ним под видом съемок с оборудованием должны приехать грабители. Ничего не подозревающую группу тепло встретили и попросили посидеть в комнате, которую снаружи закрыли, и вызвали наряд милиции. Естественно, дальше во всем разобрались и извинились.
За спиной ведущего устанавливают большой плакат, который телевизионщики называют задником
История №7: «Девочка, тихо-тихо встала и очень быстро ушла»
На студии прошла передача, а снимали ее на той же площадке, где делают новости. Естественно, каждой программе соответствует определенное оформление, например, если это передача про село, то сельские пейзажи, о медицине — люди в белых халатах, и так далее. За спиной ведущего устанавливают большой плакат, который телевизионщики называют задником. Так вот, выпускающая группа новостей лишь за считаные минуты до эфира обнаружила, что задник с предыдущей программы не поменяли. Рабочих в студии не оказалось, потому сами новостники, а это были женщины, с трудом сдвинули тяжелую конструкцию, а на ее место поставили нужную. Но прикрепить ее не представлялось возможным, отсутствовали приспособления, так что тяжелый задник для новостей просто приперли к стулу. Вбежала ведущая, села на стул и начала выпуск новостей. Выпускающая группа на валидоле, и по окончании программы режиссер скомандовала: «Девочка, тихо-тихо встала и очень быстро ушла». Это «встала и ушла» режиссер потом вспоминала много лет, если бы мощная конструкция упала на диктора, то запросто могла не только покалечить, а даже убить телезвезду.
История №8: «стертая» реклама вышла в эфир
Раньше передачи выпускались не через компьютер, а их записывали на видеомагнитофон. Пленка была в дефиците, и после каждого выпуска ее затирали на специальном оборудовании. Бобин не хватало, после выхода в эфир их размагничивали. Во вторник должна была выйти в эфир рекламная передача, соответственно, после выпуска ее затирали. В четверг перед новостями бобину стерли, и туда пошли уже новостные сюжеты. Тут неожиданно забегает сотрудница сектора выпуска и спрашивает: «А где бобина с рекламной передачей?» «Мы ее затерли, ведь выпуск должен был выйти в эфир во вторник», — спокойно сообщила режиссер. Но оказалось, что рекламную программу перенесли на четверг и она выходит почти сразу после республиканских новостей. Побежали к редактору рекламной службы, который вместе с коллегами, запершись в кабинете, что-то праздновал. Режиссеру новостей пришлось чуть ли не взламывать дверь, настолько творцы не хотели показывать, что отвлеклись от работы. Благо остался исходный материал, частично на кассетах VHS, частично на кинопленке, пришлось в живом эфире давать их кусками без монтажа. После эфира один из сотрудников подколол коллегу: «Я впервые вижу человека, у которого лицо на заднице».
Ведущий продолжал передачу, которую нельзя было завершить, поэтому тушили студию параллельно с эфиром
История №9: пожар — это не повод заканчивать прямой эфир
Как вспоминал известный диктор татарстанского ТВ, в прямом эфире он вел передачу, в ходе которой приходилось озвучивать появляющиеся картинки, иногда с листа, иногда по памяти, поскольку тогда не было телесуфлеров. Неожиданно под ведущим сломался стул, и он упал на землю аккурат под стол. Из аппаратной кричат: где диктор, его нигде нет? Ведущий встал и принял сидячую позу, с трудом сдерживая смех, продолжил передачу, а кто-то успел подсунуть ему под пятую точку новый стульчик. А в другой раз во время эфира загорелась ширма, которая вспыхнула от осветительного оборудования. Но ведущий продолжал передачу, которую нельзя было завершить, поэтому тушили студию параллельно с эфиром.
История №10: «Горбачев» звонит казанцам
Дело было во времена перестройки. Известный диктор, заскучавший у себя в кабинете, начал набирать на телефоне первые попавшиеся номера и поставленным голосом, пародируя Михаила Горбачева, приветствовал людей на тот конце провода: «Это говорит Михаил Сергеевич Горбачев, я вам звоню из Кремля, хочу узнать настроение людей, как вы живете?» Жизнь была тяжелой — дефицит, продукты питания по талонам. Но, удивительно, советские люди, которые не верили в розыгрыш, отвечали «генеральному секретарю ЦК КПСС», что у них все хорошо и они с оптимизмом смотрят в завтрашний день.
Директор кондитерской фабрики «Заря» Зураб Хубулава справа на фото
История №11: торт от Хубулавы на поминки, которых не было
Совершенно сюрреалистичная история произошла во времена тотального дефицита. Одному из сотрудников телевидения срочно понадобился знаменитый торт «Татарстан», то ли на свадьбу, то ли другое торжество. Директор кондитерской фабрики «Заря» Зураб Хубулава дружил с местным ТВ, никогда не отказывал просьбам о сладкой продукции. Но нужен был повод, и один из телевизионщиков ничего другого не придумал и сообщил, что «Татарстан» необходим для поминок, якобы разбилась съемочная группа, возвращавшаяся из района. Хубулава, конечно, не отказал, но как интеллигентный человек позвонил председателю госкомитета по телевидению, чтобы выразить соболезнования. А там, естественно, не в курсе, в чем дело. Стали выяснять, оказалось, действительно, уже три дня как исчезла телевизионная группа. Они позвонили из местной администрации, сотовой связи тогда не было, и сообщили, что выезжают в Казань. Однако все оказалось прозаичнее, журналисты решили заехать к знакомому председателю колхоза, который их радушно встретил и в течение трех дней не хотел отпускать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.