Заградительные меры или квотирование для внутренних потребителей на металлургическом рынке не всеми рассматриваются в качестве инструментов его стабилизации. Есть ли другие возможности для бизнеса защититься от последствий меняющейся конъюнктуры? И почему в условиях волатильного рынка крупный производитель «Северсталь» предложил компаниям сегмента малого и среднего бизнеса в Татарстане особо лояльные условия сотрудничества? Подробности — в нашем материале.
Ситуация на рынке металлопроката в текущем году заставила поволноваться всех его участников
Ситуация на рынке заставила волноваться
Металлообработка в Татарстане — развитая сфера предпринимательской деятельности как для крупных компаний, где она является составной частью технологической цепочки, так и для МСБ, где металлопрокат — главный компонент для конечных изделий, выпускаемых для стройиндустрии, энергетики, машиностроения, сельского хозяйства и других отраслей. По данным справочника «2ГИС», в области металлообработки в РТ работает более 200 компаний. Бизнес в данную отрасль привлекает прежде всего востребованность металлоизделий практически во всех сферах, которая только увеличивается, и в целом неплохая рентабельность. Но есть и проблемы.
Ситуация на рынке металлопроката в текущем году заставила поволноваться всех его участников. Следуя глобальной тенденции, цены на сталь на мировом рынке с конца 2020 года пошли в рост и, по оценке экспертов, достигли максимума за 12 лет.
Введение экспортной пошлины на металлопрокат в третьем квартале, как уже понятно, не урегулировало ситуацию, даже наоборот. Поначалу цены на сталь в России пошли вниз, что сделало металлопрокат более доступным для потребителей. Но вместо роста потребления последовала практически полная остановка деятельности по всей цепочке. Конечные потребители остановили закупки, ожидая дальнейшего снижения цен, металлотрейдеры и переработчики лишились спроса и остановили пополнение складов, боясь остаться с дорогими запасами. В свою очередь, металлурги увеличили поставки на экспорт, чтобы не остановить производство.
Рыночные колебания наносят удар по всем участникам, но все же легче его переносят средние и крупные компании — как поставщики металлопроката, так и потребители. У них больше возможностей диверсификации, и они лучше обеспечены оборотным капиталом. Гораздо меньше возможностей для маневра у предприятий среднего и малого бизнеса. Их расходы практически по всем статьям увеличиваются, а быстро переложить рост себестоимости на конечных потребителей не получается. Запаса прочности и резервов для внутренней оптимизации может попросту не хватить, чтобы выстоять.
«Малые предприятия — наиболее уязвимые участники рынка. У них меньше резервов и возможностей выживания по сравнению с крупными, меньший доступ к кредитам и госзаказам»
Купить здесь и сейчас с отсрочкой платежа
Казанское предприятие «ЗМТ-Групп» выпускает в том числе металлическую тару и еврокубы с обрешеткой из оцинкованного профиля. По словам коммерческого директора Даниила Андреева, ежемесячная потребность — несколько сотен тонн сырья. Проблема в том, что с покупателями в основном были заключены долгосрочные контракты, однако отгружать им изделия, изготовленные на существенно подорожавшем сырье, — значило работать уже в минус. На этот раз, признался Андреев, с партнерами удалось урегулировать вопрос о поставках по новому прайсу. Но такие непрогнозируемые скачки заставляют поволноваться. Еще одним вариантом страховки стабильной работы для компаний МСБ Андреев называет возможность быстро пополнить оборотные средства: так, испытывая потребность в финансовой подпитке, «ЗМТ-Групп» смогла договориться о повышении кредитного лимита с поставщиком металлопроката — компанией «Северсталь» — на приемлемых условиях.
Как пояснили в «Северстали», которая представлена в Татарстане дистрибуционной сетью, компания предложила новые условия сотрудничества потребителям металлопроката из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) в ряде крупных городов России, в том числе в Казани и Набережных Челнах.
«Малые предприятия — наиболее уязвимые участники рынка. У них меньше резервов и возможностей выживания по сравнению с крупными, меньший доступ к кредитам и госзаказам. Мы стремимся к выстраиванию долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, поэтому готовы в определенной части взять ответственность на себя. В партнерстве с банками мы расширяем спектр финансовых сервисов, которые позволяют нашим клиентам увеличить объем оборотных средств. Финансовые продукты — всем знакомые и неновые. Разница в том, что условия банков для клиентов „Северстали“ от малого и среднего бизнеса более лояльны: ниже процентные ставки, проще процедура рассмотрения, — прокомментировал руководитель дистрибуционной сети ПАО „Северсталь“ Тимур Юдичев. — Развивается и интернет-магазин — становится удобнее. Расширяется программа лояльности Plus*. На рынке все потребители видят, кто что может предложить, и выбирают самого удобного и, что в периодах нестабильности особо важно, самого надежного».
Предложение крупного производителя повышает возможности малых предприятий закупать металл напрямую, минуя посредников, на комфортных условиях. От представителей компаний, работающих в сфере производства металлопродукции, не раз звучало пожелание к поставщикам о сокращении сроков между заявкой и получением сырья. «Строить график выпуска продукции исходя из статистики, а не из фактических заказов, чревато для металлургов потерями и нестабильной отгрузкой продукции партнерам, — отметил Даниил Андреев. — Понимая, что производственные циклы в металлургии растянуты во времени, мы, как получатели проката, все же заинтересованы, чтобы люфт от заявки до поступления сырья был минимальным».
В соответствии с новой моделью работы в сегменте МСБ, «Северсталь» обеспечивает постоянное наличие на складах металлопроката и возможность его приобрести в минимальном объеме от одной товарной единицы — пачки или рулона. Для потребителей из различных ниш сформированы подборки наиболее востребованных видов металлопродукции для производства профнастила и кровель, забора и дверей, металлической мебели и других изделий. МСБ это дает сокращение временных и финансовых затрат — закупка происходит без длительных ожиданий и по потребности, у предпринимателей нет необходимости хранить излишние запасы.
С учетом волатильности рынка комплексные предложения от поставщиков сырья можно рассматривать как один из способов поддержки его участников.
*Плюс