«Первое — развитие сервисного направления как необходимое условие создания комфортного и самодостаточного города. Второе — привлечение в Альметьевск новых бизнес-резидентов с уровнем НДФЛ выше среднего и низкой стоимостью рабочих мест», — презентовал сегодня Тимур Нагуманов новую концепцию развития Альметьевска, над которой работал два года. Главной болью города при этом остается общественный транспорт. О том, для чего городу создавать событийный туристический трафик, почему из-за господдержки в районе просело сельское хозяйство и на чем Мухаметшин советовал главе сосредоточить свой потенциал, — в материале «БИЗНЕС Online».
Тимур Нагуманов охарактеризовал Альметьевск как компактный благоустроенный город с развитыми общественными пространствами: «Сегодня это один из самых комфортных городов России, и это было бы невозможно без участия компании «Татнефть» и поддержки республики»
Нагуманов превратит Альметьевск в «15-минутный город»?
Итоговая отчетная сессия Альметьевского района собрала сегодня в новом общественном центре «Альмет» серьезный пул гостей. За докладом главы района Тимура Нагуманова внимательно следили председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, гендиректор АО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Сабиров, советник председателя ассоциации «Совет муниципальных образований РТ» Владимир Козонков, а также представители министерств и ведомств республики, руководители правоохранительных органов, актив города и района и другие.
«Доклад, который я сегодня представлю, будет включать в себя не только отчет по итогам года. В основной части я постараюсь раскрыть наше видение долгосрочной стратегии развития города, — сразу же заинтриговал собравшихся Нагуманов. — Это результат объемной работы, которую мы проводили в течение последних двух лет».
Глава охарактеризовал Альметьевск как компактный благоустроенный город с развитыми общественными пространствами. «Сегодня это один из самых комфортных городов России, и это было бы невозможно без участия компании „Татнефть“ и поддержки республики. Говоря прямо, компания „Татнефть“ — это фундамент благополучия города, — не скупился он на лестные слова в адрес нефтегиганта. — Однако вместе с тем мы понимаем, что, являясь ярко выраженным моногородом, Альметьевск не застрахован от рисков, с которыми рано или поздно сталкиваются все моногорода».
Он обратил внимание, что нефтяная отрасль обеспечивает сейчас 60% рабочих мест города, при этом российский и зарубежный опыт говорит о том, что моногорода начинают приобретать устойчивость, когда одной промышленной отраслью связано не более трети работоспособного населения. В то же время остальная часть, как правило, занята в сфере услуг. «Это позволяет городам полностью перекрывать свои потребности, приобретая не только устойчивость, но и самодостаточность», — рассуждал мэр, уверяя присутствующих, что Альметьевску для этого необходимо кратно нарастить сервисный сектор и сферу услуг.
«Городу нужны новые предприятия. Но сегодня район пока не может предложить промышленным предприятиям более выгодные условия, чем особые экономические зоны и ТОСЭРы, которые уже рационально распределены по всей республике. Соответственно, Альметьевск вынужден искать свои уникальные преимущества. И здесь мы делаем ставку на привлечение компаний, основная капитализация которых не в производственных мощностях, а в интеллектуальном ресурсе. Компании, которые отличаются относительно низкой стоимостью организации рабочих мест и, как следствие, высокой мобильностью. Это управляющие офисы крупных компаний, предприятия из IT-сферы, сервисы и услуги, креативная индустрия», — предполагал спикер.
Для того чтобы город и район наполнились новыми предприятиями, Альметьевск должен стать городом, куда хочется переехать жить, уверен Нагуманов. «Концепция, которую мы положили в основание стратегии, можно кратко обозначить как „15-минутный город“. Это самодостаточный город компактного проживания, лишенный транспортных проблем, позволяющий не тратить время на ежедневные долгие маршруты. Вместе с тем обеспечивая всем необходимым сервисом, досугом и возможностью самореализации», — поделился планами глава.
Отчетная сессия Альметьевского района собрала серьезный пул гостей, а также представителей министерств и ведомств республики, руководителей правоохранительных органов, актив города и района
«Растущий уровень автомобилизации — это главная угроза концепции»
Далее Нагуманов подвел итоги года по ключевым показателям, параллельно обозначая задачи, продиктованные новой стратегией. По его оценке, 2021 год для Альметьевска оказался «значительно позитивнее предыдущего», хотя район еще не достиг «допандемийного» уровня благополучия. Так что это не повод расслабиться: глава подчеркивал, что именно сейчас необходимо работать в 2–3 раза активнее, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития бизнеса и наглядно доказать инвестиционную привлекательность Альметьевска.
«Исходя из предлагаемой стратегии развития города, фокус деятельности управления экономики сосредотачивается на двух направлениях. Первое — развитие сервисного направления как необходимое условие создания комфортного, привлекательного самодостаточного города. Второе — привлечение в Альметьевск новых бизнес-резидентов с уровнем НДФЛ выше среднего и низкой стоимостью организации рабочих мест», — рисовал спикер новые перспективы. А в качестве позитивных примеров привел переезд в нефтеград управляющего офиса группы компаний «Римера» и головного офис банка «Зенит» (опустив при этом, что «Римера» занимается нефтесервисом, а «Зенит» входит в орбиту «Татнефти»). «Теперь наша задача — масштабировать полученный опыт. Выйти на связь с максимальным количеством компаний. Пригласить их в Альметьевск. Заинтересовать», — вдохновляюще рассказывал Нагуманов.
Привлечь новые компании и новых жителей, по мнению мэра, позволят условия жилья: Альметьевск уверенно занимает лидерские позиции по общей площади застройки. Теперь вопрос не только в количественных, но и качественных ее характеристиках. «В концепции „города комфортного проживания“ качество личного жилого пространства занимает важнейшее место. С определенного момента комфортность жилья становится критерием более весомым, чем сами квадратные метры», — отметил Нагуманов. И перешел к больному месту — транспорту. «Если мы декларируем компактность и комфортность нашим основным преимуществом, то растущий уровень автомобилизации — это главная угроза концепции. Если наши дворы превратятся в поля сражений за парковочные места, если наши улицы встанут в пробках, а в наши окна вместо свежего воздуха будут проникать выхлопные газы, говорить о комфорте проживания окажется невозможно», — рисовал он традиционные урбанистические проблемы.
По словам Нагуманова, сегодня есть три инструмента противостояния растущей автомобилизации: обеспечение пешеходной доступности, развитие велосипедного и индивидуального электротранспорта и общественный транспорт. Если в развитии пешеходной и велоинфраструктуры Альметьевску есть чем гордиться, то общественный транспорт — извечная городская проблема. «Если мы хотим, чтобы максимальное количество горожан воздерживалось от использования личного автомобиля, мы должны обеспечить город максимально комфортным общественным транспортом. Однако тут мы попадаем в ловушку конфликта интересов, — обрисовал ситуацию глава района. — Не секрет, что общественный транспорт — заведомо убыточное предприятие. И без надлежащей компенсации затрат перевозчики вынуждены экономить буквально всем: выжимать из подвижного состава все соки. Стремиться к максимальной заполненности салонов, минимальному количеству рейсов и максимальной стоимости проезда».
Таким образом, по его словам, интересы перевозчиков и жителей диаметрально противоположны. А на удовлетворение потребностей альметьевцев в районе в последние два года не хватало ресурсов. Глава поблагодарил Рустама Минниханова за выделенные средства на закупку 10 новых автобусов, но в то же время добавил, что решение проблемы с городским транспортом требует комплексных мер.
«Уважаемый Фарид Хайруллович, пользуясь данной трибуной, хочу перед вами заострить именно эту проблему и высказать надежду, что без преувеличения все муниципалитеты республики надеются на ее комплексное решение, причем в кратчайшие сроки», — обратился к высокопоставленному гостю Нагуманов. Впрочем, он не в первый раз поднимает этот вопрос — данную проблему он озвучивал, к примеру, на съезде совета муниципальных образований республики в декабре 2021 года с участием президента РТ.
Чтобы Альметьевск не оставался городом, в котором «попросту скучно», в планах Нагуманова — создать событийный туристический трафик, что должно повысить привлекательность города для жителей и гостей, особенно задумывающихся о переезде. «Не менее важная стратегическая цель управления культуры — создание плодородной почвы для развития в Альметьевске предприятий из сферы креативных индустрий. Сегодня это самая быстрорастущая сфера мировой экономики. Учитывая, что нередко креатив называют новой нефтью, будет очень символично, если в Альметьевске откроется новое крупное месторождение», — не скупился на метафоры глава нефтеграда.
Фарид Мухаметшин: «Говоря о сельскохозяйственном секторе экономики, скажу так: неплохие показатели там, где они есть. Но в целом по сельскому хозяйству результаты весьма скромные. Надо серьезно поработать в этом году»
«Тимур Дмитриевич, сосредоточьте весь потенциал на интересах села!»
В заключение сессии слово взял Мухаметшин, который во время выступления коллег изучал документы с отчетами и о чем-то переговаривался с Магановым. «Я сейчас сижу и вспоминаю: у нас ведь чего только нет в Альметьевске! Это промышленный центр нашей республики. Посмотрите, где в России есть еще такие субъекты, где сконцентрирована такая промышленность: нефтедобыча, машиностроение, самолетостроение, вертолетостроение, кораблестроение. Не кто-нибудь, а Татарстан собирает автомобили Aurus, за которыми сейчас в очереди стоят руководители и президенты многих стран. Наши компании достойно пережили непростой 2021 год. Альметьевцы при всех сложностях, нам кажется, со своей задачей успешно справились», — оценил он. Но не обошлось и без критики.
«Говоря о сельскохозяйственном секторе экономики, скажу так: Тимур Дмитриевич привел неплохие показатели там, где они есть. Но в целом по сельскому хозяйству результаты весьма скромные! — не стеснялся в критике района Мухаметшин. — В рейтинге показателей АПК за 2021 год вы на 40-м месте в Республике Татарстан. Я обязан говорить о резервах, недостатках и задачах, над которыми надо серьезно поработать в этом году. В районе не самые плохие пашни и малые сельхозугодья».
Так, поголовье КРС в 2021 году снизилось почти на тысячу голов до 6,9 тыс. голов, или 87% к уровню 2020-го, проиллюстрировал спикер. Целый ряд хозяйств вообще перестал заниматься животноводством (например ООО «Чулпан», ООО «Васильевское», ООО «Ташкичу» и КФХ Загидуллин). «Коллеги, земляки! Вы на 25-м месте по развитию малых форм хозяйствования по Республике Татарстан. Не ваше это место. Альметьевские труженики во всей своей истории серьезно занимались сельскохозяйственной экономикой и пополняли продовольственную корзину Татарстана, — напоминал Мухаметшин. — Тимур Дмитриевич, обращаю ваше внимание: при всем вашем опыте работы главой других, кстати, сельскохозяйственных районов. Давайте, сосредоточьте весь потенциал на решении этих задач, на интересе жителей села».
Он подчеркнул, что из-за отсутствия занятости на селе люди перебираются в города. Чтобы избежать этого, исполком должен детально изучить программы грантовой поддержки, субсидии и получить финансирование для своей территории: «Только в сельской местности живет народ, который чтит и сохраняет традиции многонациональной Республики Татарстан. Мы боремся за каждого жителя села! В крупных городах все это усредняется и теряется, в этом плане мы беднеем. Прошу держать данную задачу перед глазами».
То, что с точки зрения сельского хозяйства 2021 год выдался тяжелым, признавал в своем докладе и Нагуманов. Он напомнил, что фермерам оказывалась поддержка со стороны государства, но регулярное дотирование отрасли снижает эффективность рыночных механизмов развития. «Уничтожается внутренняя конкуренция, неэффективные хозяйства продолжают существовать за счет поддержки, не уступая свою долю рынка более эффективным. Укоренившиеся иждивенческие настроения никак не стимулируют поиск путей оптимизации бизнеса, расширения рынка, привлечение инвестиций. Инвесторы, в свою очередь, не заинтересованы в участии в дотируемом и нерентабельном секторе рынка.
Мы получаем замкнутый круг. Регулярное дотирование тормозит рост эффективности вследствие естественной рыночной конкуренции, а низкоэффективные и малорентабельные хозяйства требуют регулярной поддержки», — обозначил еще одну болевую точку района глава, отметив, что эффективное сельское хозяйство — это необходимое условие для создание региона с устойчивым развитием и диверсифицированной экономикой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.