Со вчерашнего дня QR-коды потеряли власть над жителями Татарстана. Три месяца под цифровым гнетом не прошли незамеченными — часть бизнесов закрылась, другие все еще не могут оправиться от удара. Восстановление отрасли зависит не столько от отмены ограничений, сколько от общего экономического положения, указывают предприниматели. Другие настроены оптимистично: «Недельки две — и люди начнут возвращаться». О том, появились ли очереди в рестораны и фитнес-центры, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне в Татарстане официально перестала действовать система QR-кодов в общественных местах и транспорте
Рустам Минниханов об отмене цифрового рабства: «Мы практически сформировали коллективный иммунитет»
Накануне в Татарстане официально перестала действовать система QR-кодов в общественных местах и транспорте. Постановлением правительства РТ был снят запрет на ночную работу объектов розничной торговли, бань и саун. Несовершеннолетних снова начали пускать в ТРК без родителей, а театрам, кинотеатрам, циркам и концертным залам разрешили заполнять зал не на на 50%, а на 70% при равномерной рассадке. Исчезло из нового постановления и требование о том, что гостиницы могут на 100% заполнить номерной фонд, если привит весь персонал.
Ряд ограничений продолжает действовать:
- работа ночных клубов и кальянных;
- вход и нахождение граждан в объектах торговли, культовых помещениях, общественном транспорте без масок или респираторов;
- оказание услуг общепита с 23:00 до 06:00, за исключением работы навынос; запрет не касается объектов в аэропортах и вокзалах, на дорогах;
- проведение зрелищно-развлекательных мероприятий с 23:00 до 06:00.
Неизменным остается и правило привить обслуживающий персонал, исключение касается тех, у кого есть справка о медицинских противопоказаниях к прививке. Граждан старше 60 все также принуждают из соображений безопасности сидеть дома, за исключением отдельных случаев (обращение за экстренной помощью, следование к месту вакцинации, прогулка на расстоянии 100 м от дома и др.). Маски и социальная дистанция сохраняются.
Логику решения республиканских властей на субботнем совещании объяснил президент РТ Рустам Минниханов. «В течение нескольких недель мы наблюдали рост заболеваемости ковидом более чем в 2 раза. В последние дни мы видим тенденцию к стабилизации. С учетом всех факторов в том числе мы практически сформировали коллективный иммунитет, будем вводить определенные послабления», — пояснил президент.
Постановлением правительства РТ был снят запрет на ночную работу объектов розничной торговли, бань и саун
«Недельки две — и люди начнут возвращаться»
Наибольший приток трафика после отмены QR-кодов зафиксировали на рынке пассажирских перевозок. Уровень пассажиропотока в общественном транспорте увеличился примерно на 10%, рассказал первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. Несмотря на это, перевозчик настроен пессимистично — восстановление трафика, по его словам, не говорит о восстановлении отрасли. Перевозчики в любом случае терпят убытки. «Если нам дотации не дадут, никто не восстановится. Мы посчитали себестоимость проезда сейчас. Себестоимость одного пассажира на данный момент — 40 рублей 90 копеек», — рассказал Юсупов. При этом стоимость проезда при оплате транспортной и банковской картами в общественном транспорте Казани — 27 и 30 рублей, наличными — 35 рублей. «Сейчас в данный момент мы только зарабатываем долги, — продолжил он. — С учетом того, что увеличился пассажиропоток, мы зарабатываем их медленнее, чем до этого, вот и все».
«Ожидаем постепенного нарастания [трафика], а вчера мы заметили, что у нас было меньше людей, чем обычно, потому что любые новости, как правило, воспринимаются с опаской», — рассказал «БИЗНЕС Online» директор фитнес-клуба «Физ-Ра» Булат Исхаков. Собеседник нашего издания ожидает, что фитнес оправится от введения QR-кодов в марте – апреле. «Мы в сфере услуг работаем — первыми страдаем и первыми восстанавливаемся. Примерно недельки две — и люди начнут возвращаться», — надеется собеседник нашей газеты.
Уровень пассажиропотока в общественном транспорте увеличился примерно на 10%, рассказал первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов
Потери от введения QR-кодов фитнес-клуб оценивает в 15%. Настолько уменьшилась прибыль по сравнению с прошлым годом. В основном нововведение ударило по продажам абонементов, упала и посещаемость, хотя и не так значительно. Холодное время года — традиционный горячий сезон для фитнес-индустрии, добавил Исхаков, но QR-коды помешали владельцам клуба заработать по максимуму.
«Когда ввели QR-коды, наш зал это не смог вывезти, я вам честно признаюсь», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Александр Хайкин. Его тренажерный зал «Наш Фитнес» после введения проверок цифровых пропусков закрылся. «Арендодатель не был готов существенно снизить [арендную ставку], и мы вынуждены были закрыться. А сейчас отменили эти QR-коды, а зал закрыт и больше не откроется. Хороша ложка к обеду», — посетовал Хайкин. Восстановление отрасли, по его словам, зависит не столько от отмены ограничений, сколько от общего экономического положения жителей.
Александр Хайкин: «Когда ввели QR-коды, наш зал это не смог вывезти, я вам честно признаюсь»
У рестораторов трафик зависит не от QR-кодов, а от ночной работы
«QR-коды не являются решающим фактором для посещения кафе и ресторанов», — подчеркнула в разговоре с «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова. Поэтому значительного увеличения потока посетителей кафе и рестораны в первый день отмены QR-кодов не заметили.
«Говорить, что в понедельник к нам стояли очереди, конечно, нельзя. Тем не менее я вчера разговаривала с гостями, им стало гораздо комфортнее. Они заходят, не задумываясь о том, что нужно достать телефон, открывать страницу с QR-кодом. Я сама вчера была в нескольких общественных местах и настолько свободнее себя почувствовала, потому что захожу как раньше и меня никто не останавливает и ничего не проверяет», — поделилась Шарафутдинова.
Возвращение трафика в общепите к «докуарным» показателям в отрасли ожидают к концу апреля: «Февраль – март традиционно низкий сезон. В апреле интерес людей просыпается». «Сейчас мы не ожидаем масштабного притока. Он будет в районе от 5 до 10 процентов. Важным шагом для нас должны стать послабления по времени работы, иначе барная индустрия окажется под ударом», — добавила исполнительный директор ассоциации.
В KazanMall и «ГоркиПарк» считают, что пока говорить о влиянии отмены QR-кодов на увеличение трафика нет смысла, так как прошло мало времени
ТЦ Казани фиксируют рост посетителей, впереди — акции к гендерным праздникам
Почувствовали ли ТЦ приток посетителей в первый день отмены QR-кодов? По словам директора ТРЦ «Южный» Лилии Ибатуллиной, положительную динамику здесь зафиксировали уже в первые часы работы 21 февраля: рост посещаемости — на 20% по сравнению с прошлыми неделями. «Мы уверены, что рост будет продолжаться на протяжении недели. Это связанно как со снятием ограничений, так и подготовкой к предстоящим праздникам, а также прогнозируемым изменением погодных условий, — отмечает она. — Что особенно для нас важно, мы видим, что значительно улучшилось общее настроение как посетителей, так и арендаторов. Все очень ждали улучшения эпидемиологической ситуации и отмены QR-кодов».
В KazanMall и «ГоркиПарк» считают, что пока говорить о влиянии отмены QR-кодов на увеличение трафика нет смысла, поскольку прошло мало времени. Да и усиленную обработку помещений и маски еще не отменяли. «Отмена QR-кодов была неожиданным действием, но, судя по всему, вакцинация и другие противоэпидемические меры дали результат. В любом случае мы рады, что барьеров между нами и клиентами становится меньше. Что касается нового порядка работы, то по постановлению мы отказались от проверки кодов, но по-прежнему исполняем предписание в отношении обязательной термометрии и стараемся не допускать вход и нахождение в ТРЦ без средств индивидуальной защиты органов дыхания», — рассказали «БИЗНЕС Online» в UD Group (управляет данными ТЦ).
Оценить увеличение трафика именно в связи с отменой «куаризации» сложно, потому как впереди гендерные праздники — 23 февраля и 8 Марта. Распродажи в эти даты традиционно дают приток покупателей и рост выручки. Так, в «Южном» на предстоящих праздниках ждут роста посещаемости в среднем на 30%. Хотя основной сезон распродаж закончился, ряд магазинов делает скидки. Например, в Zenden в честь 23 февраля — минус 40% на все, в Kari — минус 30%, в Zolla — минус 30%, в Gloria Jeans — 50% на каждую вторую вещь из мужского ассортимента, минус 15% на все в Crickid и др. В «ГоркиПарке» стартует акция «Будь в ресурсе», включающая в себя розыгрыши, мастер-классы и другие активности. Также вернулся прежний 24-часовой режим работы гипермаркета «Лента».