«Процент обеспечения физической охраны — 32 процента! К сожалению, это вызывает самые большие опасения. Это только одна треть наших школ, которые должны быть защищены!» — рассказывал накануне замглавы минобрнауки РТ Рамиль Хайруллин на заседании комитета ГС РТ по законности и правопорядку. После трагедии в 175-й гимназии в РТ проверили, как обеспечена безопасность школ разных категорий, и обнаружили нарушения, которые упираются в нехватку финансирования. Как оказалось, Москва еще в феврале 2021 года оставила без ответа просьбу выделить 5 млрд рублей на обеспечение безопасности школ в Татарстане, теперь республика ждет ответа от минпросвещения. О том, что предлагали депутаты, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Почти час накануне обсуждали депутаты комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку тему безопасности в образовательных учреждениях республики
Минобрнауки РТ: В школах Татарстана не хватает охраны…
Почти час накануне обсуждали депутаты комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку тему безопасности в образовательных учреждениях республики. «Вопрос возник не случайно, — объяснил председатель комитета Шакир Ягудин. — Он актуальный по следам трагических событий, которые произошли в Казани и Перми в прошлом году». Ягудин отметил, что на вопрос обратил особое внимание президент РТ Рустам Минниханов, который поручил выработать общие стандарты антитеррористической защищенности объектов, продумать пути финансирования, а также работать с коллективами — учениками и учителями, в том числе в психологическом плане.
О том, как сейчас организована безопасность образовательных учреждений — школ, детсадов, колледжей, техникумов, — рассказал замминистра науки и образования РТ Рамиль Хайруллин. Из его доклада следовало: в школах не хватает охраны, и все упирается в финансирование.
По словам Хайруллина, вопросы антитеррористической защищенности школ и СПО регулирует Постановление правительства РФ №1006 от 2019 года. «Вопрос его полноценной актуализации остается спорным. В то же время документ есть, и он должен охватывать целый комплекс вопросов, которые нужно соблюсти», — аккуратно выразил Хайруллин свое отношение к документу. По этому постановлению все школы (техникумы, колледжи и т. д.) делятся на четыре категории. Первая категория — те, в которых одномоментно присутствуют более 1,1 тыс. человек (учеников, учителей, персонала и т. д., то есть самые крупные школы): таких объектов в Татарстане 79. Ко второй категории относится 208 объектов, к третьей — 1 820, к четвертой — 1 486.
«Сразу скажу: цифра, которая нас удручает, над которой нужно работать, — по последним данным, всего 674 объекта из категорий с первой по третью на сегодняшний день охраняется частными охранными предприятиями. 674 из 2 107! Это 32 процента всего, к сожалению», — констатировал Хайруллин. По его словам, о данной проблеме начали говорить в прошлом году, были изданы два постановления кабмина РТ, которые сейчас дорабатываются. Но вопрос пока не решен. «На финише мы должны получить объекты, охраняемые теми организациями, которые на это уполномочены», — подчеркнул замминистра. К слову, напомнил он, военизированную охрану может использовать только ряд министерств и ведомств РФ, минобрнауки в них не входит, а значит, не может создать свою вневедомственную охрану. По этому вопросу, по словам Хайруллина, они подготовили проект письма на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина.
В школах не хватает охраны, и все это упирается в финансирование
В материалах, которые получили на руки члены комитета, было расписано, какие нарушения есть в каждой категории школ. На примере объектов первой категории (то есть самых многолюдных):
- в 4 учреждениях нет тревожной кнопки, сигнал которой передается в Росгвардию или в систему «112»;
- в 19 учреждениях нет систем экстренного оповещения о возникновении ЧС;
- в 2 объектах нет наглядных пособий, как действовать в случае ЧП, а также нет плана эвакуации, номеров телефонов спасательных служб;
- в 2 объектах нет системы наружного освещения;
- в 3 объектах нет системы видеонаблюдения, еще в 12 объектах нет помещения для охраны с установленными в них системами видеонаблюдения, сигнализации и тревожной кнопки;
- в 17 учреждениях нет системы охранной сигнализации;
- также в некоторых учреждениях нет контрольно-пропускных пунктов с охраной, металлоискателей, турникетов и т. д.
Чем выше категория учреждений (то есть чем меньше учеников), тем все больше выявляется нарушений, следует из документов. А ужесточение пропускного режима уже заметили и некоторые родители, отметил Хайруллин. «Пишут обращения — и я в какой-то части соглашусь с ними, — что слишком сильно ужесточили проход родителей [в учреждения]. Бабушкам, дедушкам приходится мерзнуть на улице из-за такого достаточно жесткого выполнения предписаний», — добавил спикер.
После окончания учебного дня ЧОПы сдают полномочия обычным школьным сторожам, которые относятся не к Росгвардии, а к самим школам
… и денег на ЧОПы
В документах, на которые ссылается минобрнауки РТ, указывается, что в прошлом году в 1,3 тыс. образовательных учреждений провели дооснащение почти на 260 млн рублей. Однако мониторинг состояния защищенности школ, техникумов и колледжей РТ показал, что на это необходимо 3,5 млрд рублей. Минобрнауки РТ уже направило запрос в минпросвещения РФ на выделение данной суммы.
«Основная проблема антитеррористической защищенности — это все-таки недостаточная часть финансирования, чтобы приблизиться к требованиям приказа 45 Росгвардии», — продолжил раскрывать проблему Хайруллин. Он объяснил: в этом приказе есть конкретная методика расчета стоимости охраны за один пост в час. Согласно ему, цена охраны одного объекта — от 220 до 250 рублей в час. А республика, согласно постановлениям кабмина РТ (от ноября и декабря 2021 года), выделяет 150 рублей в час на охрану. «Минфином разрешено использовать средства местных бюджетов. У нас 45 муниципальных образований, но, к сожалению, не все могут себе позволить дополнить из своих источников финансирования до этой цифры», — констатировал Хайруллин. Некоторые школы пошли на хитрости: исключили из оплаты время каникул, выходные — это, по словам докладчика, нарушение. «В этом кроется основной не распутанный до сих пор узел 32 процентов охраны школ на сегодня в Республике Татарстан», — заключил замминистра.
Рамиль Хайруллин: «Минфином разрешено использовать средства местных бюджетов. У нас 45 муниципальных образований, но, к сожалению, не все могут себе позволить дополнить из своих источников финансирования до этой цифры»
В справочных документах, которые не озвучил докладчик, указывается, что в минобрнауки РТ приходят уведомления от школ, где говорится, что закупки на услуги ЧОПов срываются из-за того, что на конкурс попросту никто не заявляется. Этот вопрос обсуждался с профильными министерствами и ведомствами РТ. Там были озвучены предложения: например, дать школам возможность заключать контракты с ЧОПами без учета норматива в 150 рублей за час охраны, а также дополнительно направлять на охрану деньги «из иных источников финансирования». В целом же, говорится в материалах, на 2022 год из средств бюджета РТ предусмотрено 1,2 млрд рублей на охрану ЧОПами учреждений первой, второй и третьей категорий (более 2 тыс. организаций).
Подтвердил проблему и замначальника управления Росгвардии по РТ Марат Салахиев. По его словам, основное внимание надо уделить трем вопросам. Первый — установка тревожной сигнализации, которой по-прежнему нет во всех школах. Второй — установка системы контроля управления доступом (СКУД), которая должна быть в школах первой и второй категорий. Ее тоже нет в некоторых учреждениях. И третий момент — охрана ЧОПами школ первой, второй и третьей категорий. Здесь главный вопрос именно в ночной охране школ: после окончания учебного дня ЧОПы сдают полномочия обычным школьным сторожам, которые относятся не к Росгвардии, а к самим школам. По словам Салахиева, после трагических событий 11 мая 2021 года раз в неделю сотрудники Росгвардии проверяют, как сторожи умеют пользоваться кнопками тревожной сигнализации.
Кроме того, подчеркнул Салахиев, в школах первой, второй и третьей категорий должна быть система видеонаблюдения, записи с которой необходимо хранить как минимум месяц. «Как бы тяжело ни было с финансами, данная мера позволит обеспечить безопасность учреждения, — отметил спикер. — Один школьный сторож не сможет контролировать всю территорию».
По словам Салахиева, после трагических событий 11 мая 2021 года раз в неделю сотрудники Росгвардии проверяют, как сторожи умеют пользоваться кнопками тревожной сигнализации
«Возможно, это конфиденциальная информация, но, если мы о ней не будем говорить во всеуслышание…»
«Чем дальше от нас уходит время, когда произошли эти трагические события, тем более расхоложенно относятся люди к данному вопросу, — дал свою оценку зампредседателя комитета Александр Чубаров. — При проверках непосредственно на месте усматривается, что ряд постановлений выполняется, но качество выполнения, на мой взгляд, должно подвергнуться критике». По словам Чубарова, если в школах первой и второй категорий требования как-то выполняются, то в остальных «еще работать и работать». «Дело в том, что качественный состав даже нанятых охранников не позволяет [иметь] какую-то уверенность в качественном выполнении этих услуг, — сказал Чубаров. — У меня [в округе] сельские районы, там все чисто формально, чисто для галочки. И контроль выхода таких охранников даже очень слаб».
«К сожалению, еще существует благодушие: „У нас сельская местность, у нас ничего особенного, никогда ничего не было и не будет“. Боже упаси, алла сакласын», — поддержал Ягудин Чубарова.
Депутат Госсовета Алсу Тарханова рассказала, что тоже ездила по школам своего округа и все проблемы с их защищенностью сводятся к нехватке финансирования. «Почему не хватает этих средств — не дают столько, сколько надо, или вы не просите столько, сколько надо?» — задалась она вопросом.
По словам замминистра науки и образования РТ Хайруллина, пока все запросы на федеральный уровень остались без ответов. «Из федерального бюджета в 2021 году перед ЧП, в феврале, было запрошено более 5 миллиардов рублей, — рассказал он. — К сожалению, это письмо осталось без ответа. Мы показывали и в следственном комитете данное письмо». Несмотря на это, из бюджета РТ в прошлом году выделили 300 млн рублей на охрану школ первой и второй категорий, на 2022-й предусмотрено 1,2 млрд рублей. «Но помимо пункта о физической охране есть же еще и невыполненные требования по материальному оснащению — видеокамеры, освещение, СКУДы — это тянет на 3,6 миллиарда рублей», — продолжил Хайруллин. Минобрнауки РТ написало письмо в минпросвещения, однако ответа пока нет. «Процент обеспечения физической охраны — 32 процента! К сожалению, это вызывает самые большие опасения. [Это только] одна треть школ наших, которые должны быть защищены! Возможно, это конфиденциальная информация, но, если мы о ней не будем говорить во всеуслышание…» — не закончил фразу Хайруллин.
«Процент обеспечения физической охраны — 32 процента! К сожалению, это вызывает самые большие опасения. [Это только] одна треть школ наших, которые должны быть защищены!»
«Обстановка сегодня толкает некоторых психически неустойчивых людей к нестандартным шагам»
Ягудин предложил подключить к вопросу депутатов Госдумы от Татарстана и решать его уже на федеральном уровне. «При обсуждении бюджета РФ эти вопросы можно было бы поднять, и вся Россия бы поддержала», — предположил он. По словам Ягудина, в его округах (Буинский, Дрожжановский районы) тоже есть проблемы в школах и детсадах. «С одной стороны, тут благодушие. С другой — сидят бабульки, дедульки, люди пожилого возраста, сменяют друг друга. Обратил внимание на дырку на входных дверях. Спрашиваю: „Это что такое?“ А это, говорит, замок был, его унесли на ремонт. Как долго замка нет — никто не знает, они сами даже не помнят. Это же безответственность какая-то, так нельзя!» — возмутился депутат.
Между тем, по его мнению, наступление весны, а вслед за ней и обострение психологических проблем у людей может привести к последствиям. «Неустроенность сегодня достаточно значительно в этой части [влияет], и расстройства людей, и обстановка вся эта толкает некоторые неустойчивые психически и психологически [категории] людей к каким-то нестандартным шагам», — описал спикер суть видимой ему проблемы.
Тарханова подчеркнула, что есть мероприятия, на которые не нужны миллиарды, — например, обучить школьников и студентов, как правильно вести себя в случае ЧП. Или на обустройство освещения. Кроме того, сделала она вывод, обязательно необходима коллегия минобрнауки, посвященная этой отдельной проблеме. «Еще раз, может, повторюсь — это [вопросы] безопасности жизни. Я была на опознании этих детей. Я видела родителей и их состояние. И нельзя забывать это никогда — хоть год пройдет, хоть 10 лет пройдет, — что мы потеряли столько людей», — сказала Тарханова.
Члены комитета решили, что с учетом бурного обсуждения заранее подготовленное постановление принимать не будут. До 16 марта, когда запланировано заседание Госсовета РТ, его доработают с учетом всех замечаний.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.