В ГБКЗ им. Сайдашева состоялся музыкально-литературный вечер, который провел ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского совместно с известным российским артистом Вениамином Смеховым. На концерте звучали Свиридов, Пушкин и Чайковский. О том, когда появился замысел совместного концерта и что связывает Смехова с «Метелью», — в материале «БИЗНЕС Online».
В ГБКЗ им. Сайдашева состоялся музыкально-литературный вечер, который провел ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского совместно с известным российским артистом Вениамином Смеховым
«Год назад наше знакомство превратилось в дружбу»
Поистине русский вечер получился 9 марта у Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, который представил совместный концерт со знаменитым российским актером, режиссером, сценаристом и литератором Вениамином Смеховым. В программе значилась литературно-музыкальная композиция по повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель» на музыку Георгия Свиридова и Симфония №5 Петра Чайковского. За дирижерским пультом был сам маэстро Сладковский, который стал большим другом Смехова.
«Последние лет 20 литературно-музыкальные вечера являются нормой в больших концертных залах, — напомнил нашему корреспонденту некогда актер того самого Театра на Таганке. — Произведение Георгия Свиридова — грандиозное, а о повести Пушкина даже не надо говорить. Год назад наше знакомство превратилось в дружбу. У меня был большой вечер здесь (творческий вечер в Татгосфилармонии — прим. ред.), а потом состоялся Рахлинский фестиваль, и мы были в числе почетных гостей у блестящего оркестра Татарстана. Это чудесно, что идея совместного выступления родилась у Сладковского». Напомним, год назад худрук ГАСО РТ посетил творческий вечер Смехова в филармонии и поделился впечатлениями об этом в своем «Фейсбуке», на что актер ответил в комментарии к посту: «Сладко признаться, что мы с Галиной Аксеновой специально задержались в Казани, чтобы завтра быть осчастливленными вашим концертом!» Тогда же жена Смехова писала в своем «Инстаграме»: «Когда Борис Моисеевич Смехов — отец Вениамина Борисовича Смехова — в 1941-м ушел на фронт, мама, Мария Львовна, студентка медицинского института, оказалась с годовалым сыном в эвакуации под Казанью. Так что приезд сюда для Вениамина Борисовича в каком-то смысле возвращение в детство».
Музыка в исполнении ГАСО РТ погружала в историю, создавая атмосферу дворянской усадьбы, мечтательных и сентиментальных девушек, отважных офицеров и таинственных поворотов судьбы
«Бесы» во время «Метели»
Первоначально «Метель» Свиридова родилась как музыка к одноименному фильму Владимира Басова, у которого в картине «Семь криков в океане» снимался и Смехов. «Фильм получился не самым лучшим у Басова, но музыка в виде сюиты осталась на все времена и известна во всем мире. Романс из данной сюиты напоминает старую русскую песню, которую композитор Николай Зубов посвятил Анастасии Вяльцевой, знаменитой русской певице. Моя дочь Алика чудесно поет эту песню на нашем совместном вечере „Старомодное признание“», — добавляет Вениамин Борисович.
«Счастье мое — сегодняшний вечер с вами! Счастье у нас с вами, что сегодня мы увидим Александра Сладковского!» — начал Смехов свое выступление в ГБКЗ им. Сайдашева. Следом он прочитал знаменитое стихотворение «Бесы» Пушкина, которое стало органичным дополнительным эпиграфом к «Метели» того же. Правда, в начале декламации Смехову пришлось прерваться. «Садитесь, пожалуйста, дорогие музыканты», — обратился он к оркестру, который поднялся, чтобы поприветствовать артиста.
Далее зазвучали строки из пушкинской «Метели». Из уст Смехова они звучали во всей эмоциональной и колористической полноте — все герои оживали, приобретали свой голос и неповторимые черты. Казалось, что смотришь тот самый фильм, к которому Свиридов писал музыку. А музыка в исполнении ГАСО РТ погружала в историю, создавая атмосферу дворянской усадьбы, мечтательных и сентиментальных девушек, отважных офицеров и таинственных поворотов судьбы. Свиридов лишил свою сюиту пушкинской иронии — вместо нее он изобразил поэзию маленьких городков и усадеб, используя простые и ретроспективные интонации, романсовые и вальсовые мотивы.
«Музыка и литература — это главный утешительный инструмент во всем мире, и более всего в России»
«Когда-то это было во Франции, в Тироле, а сейчас у нас»
Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Чайковского. Она была создана в 1888 году и продолжает тему борьбы человека и рока, начатую в Четвертой симфонии. Тема рока, символизирующая высшие враждебные силы, преследующие человека, проходит через все части произведения. При этом финал открыт для различных трактовок — победило ли добро или судьба все же одержит верх над людской природой? Оркестр изобразил тончайшие нюансы симфонии. Блеск и лиричность, чувственность и драматичность, красота мелодий, выразительность и проникновенность, философская глубина содержания — все эти грани симфонии находят воплощение в исполнении ГАСО РТ. Стоит добавить, что Пятая симфония выпущена в сборнике «Чайковский-2020» и доступна для прослушивания на стриминговых музыкальных площадках.
Именно такие концерты необходимы в наше нестабильное время, потому что позволяют «заземлиться» и в полной мере ощутить великую целительную силу музыки и слова. «Музыка и литература — это главный утешительный инструмент во всем мире, и более всего в России. Когда-то это было во Франции, в Тироле, а сейчас у нас», — отметил Смехов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.