pokazania.jpg
Из показаний старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова: «7 или 8 июля 2011 г. на вечерней прогулке по маршруту Зеленодольск – Козловка – Казань также отказал левый главный двигатель. Починен он так и не был. 10 июля 2011 г. мы вышли в рейс с неработающим левым главным двигателем…»

«У КОГО-ТО БЫЛА ПЕРЕВЯЗАНА ГОЛОВА, У КОГО-ТО КРОВОТОЧИЛА РУКА»

Илья Шушков работал на теплоходе «Булгария» мотористом. Опираясь на его показания, можно узнать о том, каковы были последние действия капитана затонувшего теплохода Александра Островского, который ушел под воду вместе со своим судном:

«Примерно через 15 - 20 минут <….> из-за ветра и волн корабль накренился на левый борт и вода начала поступать в помещение корабля. Корабль начал погружаться в воду, находясь на левом борту, и затем переворачиваться вверх днищем. Я видел, как капитан корабля пытался связаться по радиостанции и сообщить, что мы терпим бедствие. Получилось ли у него, я не знаю».

Пассажир «Булгарии» Владимир Дмитриев путешествовал на теплоходе вместе со своим отцом и братом – им всем посчастливилось выжить. Вот какие показания предоставил следствию Дмитрий:

«Когда я оказался в воде, я стал оглядываться по сторонам, чтобы посмотреть, удалось ли выплыть моему брату и отцу. Увидев, что они живы, я поплыл к ним, мы сели втроем в один плотик и поплыли на нем к остальным. Было много раненых – у кого-то была перевязана голова, у кого-то кровоточила рука. Мы поняли, что нам нечем было грести, но я увидел, что неподалеку плавают весла, кинулся в воду и поплыл за ними – одно весло мы отдали механику с «Булгарии», а другое оставили себе. Мы стали работать ногами, пытаясь сдвинуться с места, начали плыть к берегу. Была гроза, дождь и молнии».

«БЫЛО ОБИДНО, КОГДА НАШИ РАНЫ МЕРИЛИ ЛИНЕЙКОЙ НА ЭКСПЕРТИЗЕ»

Показания Руфины Алиевой, озвученные на прошлой неделе в ходе судебного разбирательства по делу капитана буксира «Дунайский-66» Александра Егорова, вызвали большой резонанс. Алиева, которая работала на «Булгарии» кухаркой, на вопрос следователя о причинах кораблекрушения ответила дословно: «Теплоход затонул из-за неисправности двигателя, и все работники машинного отделения были пьяны, так как отмечали День рыбака». Мы приводим другие свидетельские показания пострадавшей, в которых она вспоминает о первых минутах после катастрофы:

«Я уже почти утонула, но мне помог старпом «Булгарии» Хаметов. Может быть, по своей части он не сработал, но тем, что я сейчас живу, я обязана ему. Людей было много, и мы с большим трудом оказались на спасательном плоту. Все были в шоке - казалось, пока мы очухались и пришли в себя, прошло много времени. Плакали, орали, ревели. Я себя вела спокойнее, только из-за того, наверное, что я тот счастливый человек, который не потерял из семьи никого. Я осталась жива и была одна. Большой помощи я оказывать там никому не могла, но старалась разговорами успокоить людей, которые были рядом со мной. Я ничего не видела, потому что мне уже было все равно, – я просто сидела и ждала или наихудшего, или наилучшего.

У людей были многочисленные царапины и ушибы, текла кровь. Когда нас выталкивало из тонущего корабля, мы все цеплялись за какие-то предметы. Но перебинтовать раны было невозможно, потому что во всех спасательных шлюпках была вода. Аптечку мы, конечно, нашли, но попозже – она была прикреплена к краю этого плота. Знаете, как нам было обидно, когда нам линейкой измеряли раны на экспертизе?».

НА СУДНЕ БЫЛА ДАВКА И ПАНИКА

Старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов подробно сообщает о том, какие спасательные средства были на теплоходе. В настоящее время адвокат капитана «Дунайский-66» Аида Камалова настаивает на том, чтобы Хаметов предстал перед судом в качестве важного свидетеля. Но пока старпом в суд не явился, мы приводим часть показаний, которые он дал во время следствия:

«Теплоход «Булгария» отошел от причала в направлении Казани. На борту находились туристы. Перед отплытием механиками проверялись механизмы, была проверка рулевого привода судна, проверка УКВ радиосвязи, проверка дистанционного управления, рулевой рубки. Также мною перед отплытием был запрошен у предыдущего вахтенного начальника Назарова В.И. прогноз погоды и путевая информация.

В момент отплытия на вахте дежурил я. Перед отплытием не работал левый главный двигатель, о чем было доложено капитану. Капитан Островский А.Б. дал команду на отплытие. В 12 часов 10 июля я сдал вахту. Во время хода был небольшой крен на правый борт. После 12 часов вахту принял капитан. Около 12:20 судно начало тонуть (крениться), после чего выключился свет. Я начал раздавать людям спасательные средства, которые были в достаточном количестве в каждой каюте на каждого человека. Всего на судне было 200 спасательных средств, из них были спасательные жилеты, нагрудники, спасательные круги. На судне также был 1 мотобот и 1 спасательная шлюпка. Таким образом, я выбросил из своей кладовой примерно 25 жилетов. Я командовал, чтобы люди успокоились. Людям я сказал подняться наверх, так как вода прибывала стремительно. На судне была давка и паника.

Судно быстро заполнилось водой. Меня кто-то вытащил наружу через разбитое окно...

…Поломки на судне были часто. 10 июля 2011 г. была внештатная ситуация – движение на одном двигателе. 7 или 8 июля 2011 г. на вечерней прогулке по маршруту Зеленодольск – Козловка – Казань также отказал левый главный двигатель. Починен он так и не был. 10 июля 2011 г. мы вышли в рейс с неработающим левым главным двигателем…».

«КОМАНДА «БУЛГАРИИ» НЕ ОБЪЯСНЯЛА, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ШЛЮПКАМИ»

К слову, многие выжившие пассажиры затонувшего судна считают, что в трагедии виноват его экипаж. На допросе многие из них сообщили, что даже после крушения команда «Булгарии» не оказывала им необходимой помощи. Вот какие показания предоставила пострадавшая Фарида Шагеева.

Вопрос: Вспомните первые минуты после катастрофы? Что происходило на воде?

Ответ: На нашем плоту я была более-менее организованным человеком, хотя меня тошнило и рвало. Я черпала воду, потому что плот заполнялся водой и спускал воздух.

Вопрос: Люди могли самостоятельно добраться до берега?

Ответ: Я думаю, что нет. Большими крупными каплями шел дождь, была высокая волна. До берега было около трех километров.

Вопрос: «Булгария» подавала сигнал бедствия?

Ответ: Понятия не имею.

Вопрос: Команда «Булгарии» находилась в воде вместе с вами? Они объясняли вам, как пользоваться спасательными шлюпками, учили вас?

Ответ: Нет, не учили.

…В ближайшее время газета «БИЗНЕС Online» продолжит публикацию свидетельских показаний пострадавших пассажиров «Булгарии» и членов ее экипажа.