Завтра в галерее «Хазинэ» открывается выставка «Мелодии курая» известного фотографа Рифхата Якупова. Якупов — один из наиболее активных организаторов легендарного казанского фотоклуба «Тасма» (1975), известного в свое время не только в Советском Союзе, но и за рубежом, который был даже приглашен как фотограф и по заказу миссии ООН. Он работал фотокорреспондентом в нескольких популярных республиканских изданиях — «Яшь ленинчы», «Комсомолец Татарии», «Азат хатын» — и неоднократно участвовал и продолжает участвовать в научных экспедициях этнографов, охватывающих по географии не только Татарстан, но и многие регионы России. Национальная тема, быт, этнические типы татар разных регионов России — основная и самая важная его тема.
Кроме того, Якупов — автор многих фотографий в альбомах, вышедших в Татарстане и за рубежом: «Другая Россия» (Оксфорд), «Инаковидящие» (Хельсинки), «Меняющаяся реальность» (город Рочестер, США), «Театр им. Камала», «Тысячеликая Казань», «Татарстан — наш общий дом», «100 лет Татарскому театру». В 1989 году он был приглашен союзом фотографов Швеции для чтения лекций о фотоискусстве.
В этом году союз фотографов республики выдвигает Якупова на соискание государственной премии им. Тукая — за значительный многолетний вклад в сохранение через фотографическое искусство культурного наследия татарского народа и фотолетопись современного национального театра. Лауреаты Тукаевской премии этого года станут известны 26 апреля.
Вот что говорит о Якупове, много лет снимающем спектакли театра им. Камала, Милеуша Хабутдинова — кандидат филологических наук, доцент КФУ. «Театральная фотография — это искусство… Фотограф должен „вжиться“ в происходящее, чтобы его фотография несла сгусток энергии, рожденной на сцене… В то же время он не должен мешать „действу“, должен быть незаметным… — считает она. — В последние годы избегаю ходить на пресс-показы, так как мне мешают молодые фотографы, ломающие своими действиями атмосферу спектакля… Они „отрабатывают“ репортаж: громко щелкают, „стреляя“ объективом, обрушивая на зрителя волну автоматных очередей; стремятся самовыразиться в яркой одежде, принимая невероятные позы в охоте за мгновением… А ведь настоящий фотограф должен быть медиумом, растворяющимся в зале… Этот дар — удел не многих… Татарскому театру несказанно повезло: окно в вечность ему открывает дервиш Рифхат Якупов. Листая театральные альбомы, журнальные публикации, я научилась безошибочно узнавать его фотографии, так как они на фоне других выделяются тонким чувством мгновения, отсутствием статики, философской глубиной запечатленного образа. Это свидетельство богатства духовного мира творца, наблюдателя».
Говорит она и о других сторонах творчества фотохудожника. «Мы привыкли рассуждать о многообразии татарского мира… Недавно, рецензируя в очередной раз статью о крымских татарах, я поймала себя на мысли, что „вижу“ Крым и коренных жителей „глазами“ Рифхата Якупова. Сколько удивительных черно-белых фотографий разместил художник в последние годы в соцсетях… Низкий поклон ему за столь щедрый подарок, — указывает Хабутдинова. — Каждый, кому посчастливилось взять в руки альбом „Сабантуй“, испытывает огромное чувство наслаждения от соприкосновения с вселенной татарского духа. Рифхату Якупову удалось точно передать жизненные ценности татарского народа, особенности нашего национального характера. Каждая фотография добавляет новый штрих к коллективному портрету нашего народа. В этих мгновениях замершей в кадре жизни расплескалась душа татарская, благоговеющая перед моң, тонко чувствующая узор природы, живущая в унисон с ее ритмами. Очень жаль, что до сих пор не реализован проект создания музея Сабантуя. Каждая фотография Рифхата Якупова — это акт медитации с миром прекрасного. Для меня этот художник — служитель вечности».
Откроется выставка «Мелодии курая» 14 апреля в 16:00 в национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.