В Набережных Челнах сегодня появились электросамокаты сервиса Whoosh — на 100 стоянках размещено несколько сотен устройств. Любопытно, что заключения соглашения с мэрией на работу на муниципальной земле дерзкий кикшеринг дожидаться не стал. Его конкурент из Самары Banch Ride сетует на «катастрофическую нехватку инфраструктуры», но также готов побороться за кошельки склонных к микромобильности челнинцев. О том, сколько самокатов «переварят» Челны и почему даже снижение скорости до 15 км/ч не гарантирует безопасность для пешеходов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня утром жители Набережных Челнов заметили электросамокаты прокатного сервиса Whoosh, расставленные на улицах Нового города
Whoosh выкатился в Челны по казанским правилам: 500 самокатов, 100 стоянок
Сегодня утром жители Набережных Челнов заметили электросамокаты прокатного сервиса Whoosh, расставленные на улицах Нового города. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в автограде установил приложение и насчитал более сотни стоянок для устройств сервиса. По оценкам источников нашего издания, на улицах города в этом сезоне появится около 500 электросамокатов.
В Челнах, судя по карте приложения, пока можно ездить только в районе Нового города — в Автозаводском и Центральном районах. Двигаться верхом на «электроконе» по Комсомольскому району почему-то нельзя, вероятно, это просто непопулярный маршрут, либо там нет нужной инфраструктуры. Нельзя также проехать до ЗЯБ, ГЭС и Сидоровки. Исключены поездки и до набережной Тукая. Разрешенный маршрут включает в себя некоторые зоны поселка Орловка. Выезд на первую дорогу — трассу М7 — запрещен: там интенсивное движение автомобилей. Объезжать следует и промышленную зону КАМАЗа — вероятно, потому что там нет тротуаров и внутридворовых дорог. Зато нет ограничений по парку «Прибрежный» — можно ездить, не подъезжая близко к берегу, разрешен проезд и по набережной Табеева. Выезжая оттуда на улицы, можно доехать до Залесного проспекта, но не дальше.
Стоимость старта поездки — 40 рублей, каждая минута в движении стоит 5 рублей. Максимальная скорость для движения по городским улицам — 20 км/ч, на территории парков она снижена до 15 км/ч. На таких же условиях сезон проката электросамокатов в этом году стартовал в Казани. На улицах столицы РТ появилось 3,2 тыс. самокатов сервисов Whoosh и «Юрент». Для размещения электросамокатов оборудовано 500 стоянок.
Кикшеринг в автограде работает без соглашения с исполкомом
Исполком автограда анонсировал появление прокатных электросамокатов позавчера в своем телеграм-канале. В мэрии предупредили, что для этого компаниям необходимо оформить документы, и с этой целью Whoosh обратился в исполком. «Сейчас идет процесс оформления документов, предварительные переговоры проведены», — добавили в мэрии.
Сегодня на запрос нашего корреспондента в администрации повторили, что для появления автоматизированных станций проката сервисам нужно получить разрешение на использование земельного участка. «Для этого необходимо предоставить документы в соответствии с административным регламентом», — заметили в исполкоме и подчеркнули, что процесс оформления документов, позволяющих Whoosh выйти на улицы города, еще не завершен.
Следовательно, станции проката Whoosh вместе с находящимися на них самокатами на улицах автограда сейчас размещены без разрешения исполкома. На вопрос нашего издания о том, на каких условиях Whoosh работает в Челнах, не ответили и в самом шеринге. Как долго продлится этот период нерегламентированной работы и выставит ли исполком дерзкому кикшерингу какие-то санкции, неизвестно.
Станции проката Whoosh вместе с находящимися на них самокатами на улицах автограда сейчас размещены без разрешения исполкома
«Для нас стоп-фактор — это позиция местных властей»
Whoosh не первый, но, пожалуй, самый массовый самокатный шеринг-сервис автограда. В прошлом году в Челнах открывался сервис BusyFly, но в этом наши корреспонденты его самокатов не заметили. В этом сезоне в город хочет зайти другой кикшеринг — Banch Ride (самарское ООО «Бэнч Райд» зарегистрировано в 2016 году и специализируется на прокате и аренде товаров для отдыха и спортивных товаров) от операционного партнера сервиса «Карусель». Однако без разрешения мэрии совладелец компании Дмитрий Окунь самокаты в город не завезет. «Для нас сейчас стоп-фактор — это позиция местных властей, — заметил Окунь в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Мы как раз в процессе переговоров по условиям работы сервиса. По итогам этих переговоров будем принимать окончательное решение о работе сервиса».
Собеседник признал, что у новой сферы шеринга самокатов есть пробелы в законодательстве. «Мы видим, что в разных городах России работа сервиса трактуется по-разному, — говорит он. — Некоторые власти пытаются перевести это на возмездную основу через аренду муниципальной земли, другие понимают, что такой бизнес — стартап и любое возмездное использование земли для подобной деятельности губительно для экономики проекта. Мы это трактуем по аналогии с каршерингом и с другими шеринговыми сервисами, которые приравнивают технику к личному транспорту граждан и жителей. Соответственно, с каршерингов не взымается никакая плата за использование дорог общественного пользования. Велошеринг и кикшеринги должны руководствоваться теми же принципами и работать на тех же безвозмездных условиях. Очень часто в мегаполисах наличие такого сервиса позволяет жителям отказаться от коротких поездок на такси или на автомобиле».
Челны попали в список городов, которые хотят взымать у сервисов шерингов деньги за аренду земли, добавил Окунь. «Пока мы видим то, что власти не приняли принципиальное решение в отношении этих сервисов. Пока они видят только риски, в частности безопасности движения», — прокомментировал предприниматель.
У Banch Ride есть положительный опыт работы в Татарстане — в Нижнекамске сервис действует уже второй год. Там удалось найти понимание с администрацией и заключить соглашение. Но аналогичную модель не получается пока реализовать в Набережных Челнах. «У исполнительного комитета нет понимания о том, что это нужно и это полезно для города», — добавил Окунь.
По оценке собеседника издания, Набережные Челны способны «переварить» около 1 тыс. прокатных самокатов. «Может быть, два-три шеринга, конкуренция всегда только положительный фактор. У клиента всегда должно быть право выбора», — отметил он. Banch Ride рассчитывает установить на улицах города 300–500 электросамокатов. С 500 устройствами Whoosh как раз и выходит максимальный уровень для автограда в 1 тыс. самокатов.
Челны — город со своими особенностями, отметил Окунь. Он по-своему зонирован, но вполне годится для кикшеринга. «Катастрофически не хватает инфраструктуры, ее надо развивать, — признал собеседник. — Нам требуется то, что нужно и простым жителям, — велодорожки, велопарковки, пространство для маломобильных групп, пандусы, съезды с тротуаров. Это вещи, которые необходимы, и эти вещи, если мы говорим о Татарстане, просто образцово реализованы в Альметьевске. Там то, к чему должен стремиться каждый российский город».
Ограничения скорости в 15–20 км/ч недостаточно для безопасности пешеходов и пользователей кикшеринга, заявил председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов
«Тот, кто говорит, что можно со скоростью 15 километров в час проехать по тротуару, значит, скоро будет за это отвечать»
Ограничения скорости в 15–20 км/ч недостаточно для безопасности пешеходов и пользователей кикшеринга, заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. «Столкновение при 20 километрах в час приводит к ускорению пешехода до 7,9 g (скорость свободного падения), а от 8 g считается смертельным, — заметил он. — Был сделан краш-тест программой „Главная дорога“ с использованием манекена. Они выяснили, что при столкновении с водителем электросамоката удар приходится на грудь или на голову пешехода, и высока вероятность того, что он еще ударится головой об асфальт. У нас статистки жертв нет, потому что до сих пор электросамокат считается безобидным пешеходом. И, в сущности, то, что разрешают прокатные компании, никак не соответствует ПДД и законодательным актам».
Россия, в отличие от европейских стран, довольно поздно начала использование велосипедов, поэтому инфраструктура в сфере микромобильности в нашей стране не очень развита, предупреждает председатель союза пешеходов. «Сейчас Альметьевск считается столицей велодвижения, где велодорожки правильно сделаны и безопасны. В Сколково тоже предусмотрены велодорожки, а в 99 процентах городов мест для велосипедистов и электросамокатчиков нет. Тот, кто говорит, что можно со скоростью 15 километров в час проехать по тротуару, значит, скоро будет за это отвечать», — подчеркнул Соколов.
Собеседник издания согласен с тем, что можно организовать безопасное движение по тротуарам, но для этого электросамокат должен двигаться со скоростью пешехода. «Однако это не устраивает тех, кто берет в прокат электросамокат, — добавил он. — Но тротуары и электросамокаты несовместимы. В статье 3 ФЗ „О безопасности дорожного движения“ написано, что при каких-то решениях, связанных с транспортным передвижением, жизнь и здоровье должны иметь преимущество по сравнению с экономическими результатами хозяйственной деятельности. А у нас наоборот — если можно собрать деньги за аренду электросамокатов, все забывают об ответственности за жизнь и здоровье пешеходов и водителей электросамокатов».
Есть еще один вариант относительно безопасного передвижения электросамокатов — это создание участков спокойного движения на дорогах, то есть ограничение скорости до 30 км/ч, говорит Соколов. Но в таком случае необходимо забыть о ненаказуемом превышении в 20 км/ч. Однако для того, чтобы выпустить водителя электросамоката на дорогу даже с замедленным движением, он должен иметь водительское удостоверение и обладать знаниями ПДД. «В противном случае надо строить велодорожки, отделенные от автодороги и тротуаров», — полагает собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.