Выпускница Казанской консерватории Екатерина Воронцова недавно выиграла «Золотую маску – 2022» за лучшую женскую роль в опере. Эту престижную премию нынешняя солистка ГАБТа получила за партию Ариоданта в одноименной опере Генделя. Сама Воронцова любит вызовы и перевоплощения, она мечтает быть примером для подражания, от режиссера ждет погружения в музыкальный текст оперы, а актерскую интерпретацию считает движущей силой спектакля. Обо всем этом певица рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Екатерина Воронцова: «Я мечтаю совершенствоваться и расти, добиваться новых и все более серьезных успехов, делать свою работу каждый раз лучше, чем в предыдущий и, возможно, стать примером для молодых певцов и артистов»
«Я полностью нашла себя в барочном репертуаре»
— Екатерина, поздравляю вас с заслуженной наградой на «Золотой маске». В этом году вы обошли солидных конкурентов. В чем ваш секрет?
— Дело в том, что «Маску» я получила за очень знаковый проект в моей карьере, совпало многое — музыкальная и драматическая сложность партии, потрясающая постановка оперы «Ариодант» и желание полностью отдаться процессу, создать что-то действительно серьезное и достойное признания. Я мечтаю совершенствоваться и расти, добиваться новых и все более серьезных успехов, делать свою работу каждый раз лучше, чем в предыдущий и, возможно, стать примером для молодых певцов и артистов, вселять в них веру в собственные силы и надежду на успех. В этом мое профессиональное и личное счастье.
— Ариодант не единственная ваша партия-травести. Чтобы сыграть мужчину на сцене, нужно обладать мужским характером?
— Партии травести довольно сложны с актерской точки зрения. Они требуют полного перевоплощения, мужской пластики, поэтому для меня это всегда своеобразный вызов как для артистки. Я не думаю, что исполнение мужских ролей на сцене требует наличия мужских черт характера, достаточно всего лишь профессионального подхода к перевоплощению. Но в моем характере присутствует необходимый стержень и умение добиваться нужного результата — это помогает.
Екатерина Воронцова (меццо-сопрано) окончила вокальный факультет Казанской консерватории в 2017 году. С 2015-го участвовала в спектаклях Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля, в 2017-м вошла в состав оперной труппы. В том же году состоялся дебют певицы в Большом театре в партии Дорабеллы («Так поступают все женщины» Моцарта). С 2018-го Воронцова — солистка ГАБТа.
В ее репертуаре — партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), «Лаура» («Иоланта» Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Мерседес («Кармен» Бизе) и др.
Участница Шаляпинского фестиваля (Казань) и фестиваля «Казанская осень». Лауреат VI международного конкурса Viva Music (2014) и IV международного конкурса камерных певцов и концертмейстеров им. Яхина (2015).
— В Большом театре вы активно осваиваете барочный репертуар. Чем он вас привлекает?
— Барочный репертуар — наиболее сложный для исполнения. Для его освоения требуется очень серьезная подготовка, владение стилем, свободная колоратурная техника, умение импровизировать, полнейший контакт с дирижером и наличие собственной уникальной интерпретации музыки. Чем ближе музыка к нашему времени, тем она более детализирована и тем меньше свободы для ее интерпретации. Но если брать музыку эпохи барокко, детализация в партитуре практически отсутствует, и все зависит от видения дирижера и исполнителей. Это безумно сложно, так как главная задача — донести до слушателя музыку в первозданном виде, так, как ее задумывал композитор. И в этом случае интерпретация — основная движущая сила. Я полностью нашла себя в барочном репертуаре, планирую осваивать его и дальше.
«Маску» я получила за очень знаковый проект в моей карьере, совпало многое — музыкальная и драматическая сложность партии, потрясающая постановка оперы «Ариодант»
— В этом году «Маска» за лучшую работу режиссера в оперном театре не досталась никому. В чем проблема современных постановщиков опер?
— Сложно судить, почему не присудили премию режиссерской работе. Я бы не стала говорить о недостатках, об этом и так слишком часто говорят мои коллеги. Скажу, что меня очень привлекает, когда режиссер знаком с партитурой, музыкальным материалом и отталкивается от него. Потому что певцам сложно, даже невозможно абстрагироваться от текста и тем более от музыки. Наиболее органичной постановка получается, когда драматическое действие неразрывно связано с музыкальным.
— ГАБТ регулярно пополняет репертуар спектаклями с новой музыкой. Но происходит это исключительно в балете. Уже сложился творческий тандем Демуцкий – Посохов, сравнительно недавно по нынешним меркам была премьера «Утраченных иллюзий» Десятникова – Ратманского. Почему подобного не происходит в опере?
— Все верно, в репертуаре нашего балета есть замечательные работы современных композиторов. Однако нет особой причины в том, что их почти нет в опере. Если появится оперное произведение, действительно достойное сцены Большого театра, то я уверена, что оно обязательно будет реализовано. Должно совпасть все — сюжет, состав солистов, интересная и удобная для исполнения музыка, которая найдет отклик и понимание у публики, дирижер, способный правильно преподнести и интерпретировать эту музыку. И, конечно же, хорошая постановочная команда.
«Всегда буду помнить людей, которые поверили в меня и поддержали»
— Благодаря «Золотой маске» наверняка о вас еще больше узнают людей в родном Татарстане. Во время учебы в Казанской консерватории вы были так же заметны?
— Я думаю, да. Меня заметили довольно рано. Еще будучи студенткой начальных курсов, я давала сольные концерты каждый год, участвовала в значимых мероприятиях как консерваторского, так и правительственного масштаба, и, конечно, важен тот факт, что меня очень рано взяли в театр. Действительно, в моей жизни многое складывается невероятно удачно. Но за этим всегда стояла постоянная усердная работа, стремление к профессиональному росту. Именно не к славе, не к тому, чтобы обо мне говорили, а к тому, чтобы сделать что-то действительно серьезное в своей профессии, оставить след в истории музыкального театра.
— Кто в этот период повлиял на ваше творческое и личностное становление?
— У меня были замечательные педагоги, я получила серьезное образование, которое мне очень помогает сейчас. Но я всегда буду помнить людей, поверивших в меня и поддержавших, когда я только делала первые шаги в своей оперной карьере. Это ректор моей консерватории Рубин Кабирович Абдуллин и директор ТАГТОиБ им. Джалиля Рауфаль Сабирович Мухаметзянов. Я им бесконечно благодарна за поддержку, профессионализм и умение увидеть перспективы молодого исполнителя.
Мне более других казанских коллективов дорог студенческий оркестр консерватории, с ним связаны мои первые серьезные шаги в исполнении духовной и оперной музыки, и я всегда вспоминаю эти выступления с огромной душевной теплотой.
— А сами задумывались о педагогике?
— Конечно. Именно по этой причине я и окончила ассистентуру-стажировку в Казанской консерватории, уже будучи ведущей солисткой Большого театра. Я хотела бы со временем передать свой опыт и профессиональные навыки молодым певцам.
— Ваши студенческие ожидания и амбиции совпали с реальностью?
— Студенткой я стремилась взять от консерватории все, что она была способна мне дать, стать настоящим профессионалом своего дела. Я счастлива, что подобное привело к столь значимым успехам, конечно же, это превыше всех ожиданий и амбиций. Хотя я всегда стремилась добиваться максимального результата от всего, что делаю в профессии. Молодым композиторам и исполнителям хочу посоветовать вкладываться без остатка в учебу и творчество, много работать, расширять кругозор и не бояться трудностей. А успех найдет их сам. Можно всю жизнь ходить по прослушиваниям и конкурсам и не сделать ничего действительно ценного и достойного внимания. Это вполне реально — добиться серьезных успехов в карьере только благодаря своему таланту и усердию.
«Я всегда стремилась добиваться максимального результата от всего, что делаю в профессии»
«В татарском театре у меня были прекрасные перспективы»
— Вы решили стать оперной певицей, после того как побывали на «Аиде» Верди в театре имени Джалиля. Вспомните это ощущение.
— Это было как любовь с первого взгляда, в данном случае — с первого звука. Меня до глубины души потрясло звучание живого оркестра и голосов, и эта любовь к оперной музыке, сцене с тех пор навсегда со мной. Я люблю присутствовать на спектаклях в качестве зрителя, хотя мне это нечасто удается… Это помогает не терять профессиональную сноровку и оценивать нашу работу со стороны, что очень важно для каждого профессионала. Походы же в драматические театры обогащают актерский арсенал и делают возможным рост певца как драматического артиста. Так что я стараюсь вести активную культурную жизнь, посещать театры, музеи, выставки и постоянно развиваться духовно.
— Вы начали петь в театре имени Джалиля, еще являясь студенткой консерватории. Была ли у вас возможность проявить себя?
— Да, я безумно благодарна судьбе, что она привела меня довольно рано в театр. С татарским театром имени Джалиля связаны мои первые шаги как солистки оперы, освоение сцены, работа с серьезными дирижерами, режиссерами. Все это — бесценный опыт, который помог мне уверенно стартовать в Большом театре. Театральный опыт очень важен для молодых начинающих оперных певцов, он делает из тебя не просто студента, а настоящего артиста, который знает законы и правила театральной жизни.
— Многие оперные партии вы впервые спели именно в Казани. Что из приобретенного там используете на сцене и сегодня?
— Я очень многое почерпнула на первых этапах. В частности, насколько важен контакт с дирижером, понимание его видения твоей партии, интерпретации. А также насколько непросто бывает совместить драматическую сторону роли с музыкальной. Этому всему я научилась в ТАГТОиБ имени Джалиля.
— В Казани часто говорят о том, что театр имени Джалиля редко дает проявить себя местным певцам. Здесь неудачно прослушивались Аида Гарифуллина, Рузиль Гатин, Альбина Латипова, а теперь это заметные солисты, многие с солидной зарубежной карьерой. Как вы это объясняете?
— Не могу с подобным согласиться. В труппе театра довольно много молодых певцов – выходцев из Казанской консерватории, и с каждым годом их становится все больше. Что касается вышеназванных фамилий, то, как вы правильно заметили, они сделали замечательную карьеру и в итоге нашли свое место под солнцем. Так что я объясняю это очень просто — всему свое время.
— Видели ли вы перспективы для себя в казанском театре и пытались ли вас удержать после решения попробовать себя в ГАБТе?
— В татарском театре у меня имелись прекрасные перспективы, много планов, предложений, и я всегда буду благодарна театру за это. Но все познается в сравнении, я не жалею о сделанном выборе, хоть мне и горько было прощаться с родным для меня театром. У меня до сих пор прекрасные отношения с казанской труппой. Мы следим за успехами друг друга.
— С момента отъезда в Москву вы пели в Казани? Поступают ли приглашения из родного театра?
— Я приезжала на Шаляпинский фестиваль, уже будучи солисткой ГАБТа. Мне регулярно поступают предложения от театра, к сожалению, не всегда у меня получается совместить казанские гастроли с занятостью в Большом. Но я с удовольствием выступлю в ТАГТОиБ имени Джалиля, как только у меня будет такая возможность. Есть много партий, которые я бы с радостью исполнила на сцене театра, я бы не стала выделять что-то одно. Есть партии, которые я мечтаю и планирую исполнить на сцене Большого, но не хотела бы заранее об этом говорить. Надеюсь, что в скором времени все реализуется и станет известно.
«Для меня поступление в Большой театр стало событием всей жизни, поэтому первые месяцы были наполнены бесконечным счастьем от прикосновения к великому и прекрасному, осознанием того, кто выходил на сцену, на которой сейчас стою я»
«Поступление в Большой театр стало событием всей жизни»
— Вспомните свои первые месяцы в ГАБТе. Трудно ли было адаптироваться к новым условиям?
— Для меня поступление в Большой театр стало событием всей жизни, поэтому первые месяцы были наполнены бесконечным счастьем от прикосновения к великому и прекрасному, осознанием того, кто выходил на сцену, на которой сейчас стою я. Появлялось ощущение безумной ответственности за каждый шаг, что я делаю на этой великой сцене. Такую ответственность я ощущаю до сих пор. В труппе меня приняли очень тепло, я всегда чувствовала поддержку и отдачу от своих коллег, которые со временем стали моими близкими друзьями.
— Попробуем сравнить ГАБТ и театр имени Джалиля. Что их отличает и что объединяет?
— Все театры устроены примерно одинаково, если брать внутреннюю организацию. Если говорить о репертуарной политике, то ТАГТОиБ имени Джалиля часто представляет публике масштабные классические постановки и названия, одновременно успевая реализовывать произведения современных татарских композиторов. И это действительно прекрасно! В Большом также открыты к экспериментам (таким как, например, постановка мюзикла «Кандид» Бернстайна или оперы Вайнберга «Идиот»), хотя грандиозные полотна Мусоргского, Чайковского, Верди, Вагнера и других великих композиторов всегда были основой репертуара театра. Для меня наличие в репертуаре произведений Генделя, Моцарта и Россини также большая радость, возможность творить и проявлять себя. В обоих театрах есть стажерская труппа (в Большом еще и замечательная Молодежная программа), возможность вырастить своих молодых солистов и ввести их в текущий репертуар. Оба театра по-своему прекрасны и дороги моему сердцу.
— Как сегодня формируются репертуар и оперная труппа ГАБТа?
— На сегодняшний день репертуар Большого театра очень разнообразен, каждый год появляются новые интересные названия, и это не может не радовать. В труппе присутствуют исполнители, способные работать в любом стиле, на любом уровне сложности, настоящие профессионалы своего дела. Это позволяет осваивать грандиозные полотна, о которых другие театры могли бы только мечтать. Руководство Большого театра регулярно проводит прослушивания в труппу, на которые приглашает талантливых молодых исполнителей, проявивших себя по всей стране. Это постоянный поиск и часто попадание в цель, многие молодые ребята уже показали себя в ведущих партиях репертуара.
— В ГАБТе уже сформировалась своеобразная «татарская диаспора». На одной сцене с вами трудится Латипова, выступают Альбина Шагимуратова и Гарифуллина. Как складываются ваши взаимоотношения с ними?
— В московских оперных театрах, как и в Большом, довольно много выходцев из Татарстана, в их числе замечательная певица Латипова, с которой у нас прекрасные профессиональные и дружеские отношения. Что касается Альбины Шагимуратовой и Гарифуллиной, мы не так часто пересекаемся в общих проектах, но я с большим уважением отношусь к ним как к артисткам и профессионалам своего дела.
— Можно вспомнить об интересных культурных пересечениях. В 2020 году Владимир Васильев показал в театре имени Джалиля свой балет «И воссияет вечный свет», а позже представил его в ГАБТе.
— Это был прекрасный проект, который объединил два замечательных театра и поспособствовал их взаимному творческому обогащению. Если бы в будущем проходили похожие масштабные мероприятия и в опере, это было бы чудесно.
«В московских оперных театрах, как и в Большом, довольно много выходцев из Татарстана, в их числе замечательная певица Альбина Латипова, с которой у нас прекрасные профессиональные и дружеские отношения»
«В Казани я бываю каждый год»
— В Казани в последние годы много говорят о том, что городу нужен еще один музыкальный театр. Есть ли в нем необходимость и какой вы видите концепцию подобного театра?
— Насколько мне известно, театр предлагали создать для постановок Казанской консерватории и вообще для молодых исполнителей и соответствующего репертуара. Я считаю, это прекрасная идея и возможность воспитать с нуля целую плеяду талантливых артистов, которые смогут в дальнейшем реализовать себя на ведущих сценах страны и мира.
— Насколько часто вы посещаете сейчас столицу РТ?
— В Казани я бываю каждый год и часто не по причине выступлений. Я приезжаю, чтобы провести время со своей семьей, посетить родной и горячо любимый город, с которым связано столько замечательных воспоминаний. В 2022-м у меня очень плотный график выступлений, поэтому не смогу порадовать казанскую публику, но, надеюсь, что в будущем это обязательно произойдет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.