«Рубин» впервые за 20 лет опустился в первый дивизион российского футбола, т. е., по сути, будет знакомиться с ним заново. ФНЛ — лига с отличными от РПЛ правилами, установками и требованиями. С непривычки некоторые из них могут показаться дикостью. О новых реалиях искусственных полей, особенностях трансляций и ужасающих «тройниках» рассказывает спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
На удивление многих, в ФНЛ действуют финансовые ограничения, о которых в премьер-лиге и подумать страшно
Скромная зарплата — не более 300 тыс. в месяц
На удивление многих, в ФНЛ действуют финансовые ограничения, о которых в премьер-лиге и подумать страшно. Правила лиги ограничивают месячный оклад футболиста 300 тыс. рублей, а совокупный доход игрока вместе с премиальными не может превышать 10 млн рублей в год. Для молодых футболистов (до 21 года) действуют еще более строгие ограничения: 200 тыс. рублей месячного оклада.
Есть оговорки. Например, если футболист вылетел вместе с клубом из РПЛ, то он может сохранить свой текущий контракт и зарплату. В таких реалиях «Рубину» крайне важно сохранить своих игроков на действующих соглашениях, потому что подтянуть новых звезд в команду под зарплату в 300 тыс. нереально. Именно поэтому гендиректор «Рубина» Рустем Сайманов заявил о желании по максимуму сохранить команду, а не распродавать ликвидные активы. В этом большое преимущество для клубов ФНЛ, которые только-только вылетели из РПЛ. Ведь представители ФНЛ не могут платить футболистам большие деньги, а тот же «Рубин», если сохранит лидеров, сможет обеспечить колоссальные по меркам лиги зарплаты. Во многом поэтому бюджет «Оренбурга», вылетевшего из РПЛ всего два сезона назад, был более чем в 2 раза крупнее, чем у «Факела», который в премьер-лиге не играл: клуб с Южного Урала распоряжался суммой в 1 млрд рублей, а воронежцы обладали всего 300 миллионами. Те же «Крылья Советов», триумфально победившие в ФНЛ-2020/21, также имели бюджет в 1 млрд рублей.
Из-за правила с потолком зарплат вылетевшим из РПЛ клубам важно как можно быстрее вернуться в элиту, ведь от сезона к сезону в составе будет оставаться все меньше игроков на контрактах уровня премьер-лиги, а заменять их придется футболистами, которые согласны играть за 300 тысяч. От этого начнет падать и бюджет клуба: если зарплатная ведомость не станет превышать 250 млн рублей, не придется тратить миллиарды. А еще ФНЛ дает возможность ежегодно иметь в составе до трех футболистов, которые выводятся за пределы потолка зарплат. Но и их оклад ограничен — не более 20 млн рублей в год. Также за потолок можно выводить одного молодого игрока с годовым окладом до 13 миллионов.
Неизбежный «лимитчик»
Есть в правилах ФНЛ пункт, совершенно незнакомый клубам РПЛ. В составе команды должен играть как минимум один молодой игрок-«лимитчик». В сезоне 2022/23 таковыми являются футболисты 2001 года рождения и моложе.
В КАМАЗе таким был Егор Тесленко, который этой зимой перешел в «Рубин». Наличие сильного молодого игрока — очень важный аспект, за который борются многие клубы ФНЛ. В противном случае можно рисковать выходить на поле с заведомо слабой позицией, где молодой футболист просто отбывает регламент. В «Рубине» на роль «лимитчика» подходит все тот же Тесленко, есть воспитанники своей академии Степан Суриков (2002 год рождения) и Ленар Фаттахов (2003), а также вратари Никита Янович (2003) и Артем Исмагилов (2004). Казанцы вряд ли будут задействовать своих молодых голкиперов даже на уровне ФНЛ, поэтому в первую очередь в расчет стоит брать полевых футболистов.
В составе команды должен играть как минимум один молодой игрок-«лимитчик». В КАМАЗе таким был Егор Тесленко, который этой зимой перешел в «Рубин».
Правило молодого игрока ФНЛ можно обойти, правда, не самым простым способом. Если в составе у команды нет подходящего футболиста, то клуб может выставить в стартовом составе на матч 10 игроков. Еще один вариант — провести первый тайм с двумя молодыми игроками, а во втором не выпускать никого из них.
Не принято полагаться на легионеров
Сейчас в ФНЛ действует лимит на иностранных футболистов — не более четырех в заявке. При этом в лиге не принято полагаться на иностранных игроков — лишь богатые клубы, борющиеся за выход в РПЛ, имеют в своем составе максимум иностранцев. «Крыльям Советов», например, два года назад и вовсе приходилось выносить за пределы заявки одного из своих легионеров, как это недавно делал «Рубин» с Мицуки Сайто. А еще в ФНЛ под лимит на легионеров не попадают футболисты из Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии — стран, входящих в Евразийский экономический союз. Т. е. белорус Виталий Лисакович, как и в РПЛ, не будет считаться иностранцем.
В минувшем сезоне легионеров в лиге было не так много — 45 человек на 20 команд. Больше всего иностранных игроков прошло через заявку «Оренбурга» — 7. «Алания», «Спартак-2», «Текстильщик» и липецкий «Металлург» вообще не задействовали футболистов с иностранным гражданством. Самым дорогим легионером в сезоне был Джоэль Фамейе из «Оренбурга», который, по версии Transfermarkt, оценивается в 1,2 млн евро. Он, кстати, был пятым бомбардиром в сезоне с 15 голами.
Устоялось мнение, что ФНЛ — лига тяжелых перелетов
Неженкам из РПЛ предстоят «тройники»
Устоялось мнение, что ФНЛ — лига тяжелых перелетов. Да, когда выступали по 3–4 клуба из Сибири и с Дальнего Востока, это было так, но нынешние реалии иные. Самые сложные сейчас два выезда в Хабаровск и Красноярск с разницей во времени с московским в 7 и 4 часа соответственно. 3 тыс. км — таким будет самый длинный перелет для казанцев. Сахалина и Владивостока в ФНЛ нет, а две долгие дороги за календарный сезон — не так уж плохо. Сейчас большинство команд представляют европейскую часть России.
Большей трудностью для «Рубина» в новом сезоне будет переход на искусственные поля. В Казани клуб тренируется и играет на натуральных газонах, как и почти вся премьер-лига, но в ФНЛ больше в ходу именно искусственные покрытия. Большинство из них в достаточно неплохом состоянии, но травматичность на таких покрытиях по-прежнему выше натуральной травы. В Казани клуб мог бы иногда тренироваться на поле манежа Центрального стадиона — так можно будет готовить футболистов к непривычным условиям. Натуральные поля в ФНЛ тоже есть. Например, содержат естественное покрытие газона в Набережных Челнах. Но это исключение.
Сезон начнется в районе 10 июля (в РПЛ — после 15-го). В ФНЛ по возможности избегают большого количества игр в холодное время. Например, «Нефтехимик» в прошлом году играл 27 ноября в Томске, а «Рубин» ушел в отпуск только после матча 11 декабря. Возобновление розыгрыша весной в ФНЛ происходит позже — в прошлом сезоне это было 6 марта против 28 февраля у РПЛ. Но как это возможно, если клубы ФНЛ проводят 38 матчей, а в РПЛ играется всего 30? Дело в так называемых тройниках. В первом дивизионе, в отличие от премьер-лиги, много матчей ставится на середину недели. Так, одна игра в выходные, матч в будни и снова встреча в выходные образуют собой этот самый «тройник» из трех матчей за 8 дней. Это настоящая боль футболистов лиги. Изнеженным одним матчем в неделю игрокам РПЛ бывает непросто перестроиться.
С нового сезона игры ФНЛ будет транслировать «Матч ТВ»
Трансляции на «Матче»
С нового сезона игры ФНЛ будет транслировать «Матч ТВ». Холдинг выиграл тендер на показ матчей этой лиги у «Яндекса», который показывал первый дивизион бесплатно с 2018 года. Сейчас игры планируется показывать на каналах «Матч ТВ» и «Матч! Премьер», все матчи будут доступны на официальном сайте телеканала и SportBox.ru, который входит в холдинг «Матча». В ближайшее время планируется создание еженедельной обзорной программы в эфире «Матч! Премьер».
«Яндекс» показывал все игры в свободном доступе, но к этим матчам были вопросы по качеству трансляций, уровню комментаторов и многим другим нюансам. «Матч» — более опытная структура с точки зрения трансляции спортивных соревнований, поэтому стоит ожидать более качественной картинки.
Кстати, судя по регламенту ФНЛ, на матчах лиги можно вести съемку всего с четырех камер: основной трансляционной, одной для крупных планов и двух так называемых офсайдных. Но вещатель на свое усмотрение может использовать в играх большее их количество. «Матч ТВ», вполне вероятно, будет задействовать большее количество операторов.
Есть убеждение, что в ФНЛ работают молодые судьи, которые вот-вот подрастут и заменят собой ненадежных арбитров РПЛ
А судьи кто?
В отличие от премьер-лиги, где клубы за сезон выплачивают взнос в 12,5 млн рублей, в ФНЛ эти требования мягче. Клубы тут обязаны заплатить только 4,8 млн организаторам турнира. Эти деньги идут на организацию матчей и оплату работы арбитров. Учитывая, что взносы клубов кратно меньше, то разнится и оплата работы судей. РПЛ платит за один матч главному арбитру 115 тыс. рублей, а в ФНЛ — 42 тысячи. Боковые арбитры за игру в первой лиге получают 21 тыс., а в РПЛ — 55 тысяч. И если в РПЛ предусмотрено дополнительное финансовое вознаграждение за хорошую работу, то в ФНЛ имеется другой пункт: РФС вправе снизить матчевую оплату в случае грубого нарушения — 10–50% оклада.
Есть убеждение, что в ФНЛ работают молодые судьи, которые вот-вот подрастут и заменят собой ненадежных арбитров РПЛ, но и в первой лиге они не самые молодые. В прошедшем сезоне в статусе главного судьи работали без исключения люди 30 лет и старше. В топе по количеству игр Артур Федоров (31 год), Константин Аверьянов (35), Роман Галимов (39) и Роман Сафьян (30), каждый из которых имеет опыт работы на матчах РПЛ, по крайней мере, резервным арбитром.
Есть ли надежда на быстрое возвращение в РПЛ?
Клубы премьер-лиги, выпадающие в ФНЛ, долго привыкают к особенностям турнира, поэтому их редко ожидает легкая прогулка. За последние 10 лет всего десяток из них смогли в первый же сезон вернуться в РПЛ. Ярче всего себя за последние годы проявили «Крылья Советов», триумфально выиграв ФНЛ в сезоне 2020/21. Они поставили огромное число рекордов, в том числе по набору очков (101). Ярким было и возвращение в премьер-лигу «Динамо», которое катком прошлось по первому дивизиону.
Но еще больше примеров клубов, которые на годы завязают в первом дивизионе. Кто-то и вовсе не справляется со скоростью своего падения. Например, в минувшем сезоне «Ротор», который покинул РПЛ годом ранее, вылетел уже и из ФНЛ.
Еще одна странная история с участием клубов ФНЛ — стыковые матчи за право играть в РПЛ. 3-я и 4-я команды первого дивизиона, напомним, встречаются с 13-й и 14-й из премьер-лиги и борются за право играть в высшей лиге. До нынешнего сезона эти майские матчи не проводились аж с сезона 2018/19, а интересы клубов ФНЛ периодически просто ущемлялись командами из лиги выше. Поэтому, если команда хочет попасть в премьер-лигу, рассчитывать на успех именно в стыках лучше не стоит, ведь клубы ФНЛ имеют очень посредственные шансы пройти наверх через это сито: из 16 попыток клубы ФНЛ побеждали в стыковых матчах только 4 раза.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.