Кризис ударил по автосалонам Казани – участники рынка говорят о снижении продаж на 40 и более процентов. Многие работают с минимальной прибылью или не получают ее вообще. Ситуация усугубляется традиционно неактивными зимними месяцами продаж. Сегодня участники рынка не берутся делать дальнейшие прогнозы, но признают, что скоро некоторым автосалонам придется уйти с рынка. В этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», объехав автосалоны Казани.

 

HONDA НА КОСМОНАВТОВ

В автосалоне "Honda на Космонавтов" немноголюдно – лишь пару посетителей. Зато один из них - потенциальный покупатель – внимательно слушает консультанта.

Ситуация осенью стала гораздо хуже, говорят сотрудники автосалона. Кредитные ставки заметно возросли, поэтому число клиентов, желающих приобрести авто в кредит, значительно снизилось. Хотя есть факт повышенного интереса покупки автомобиль за наличные деньги.

Продажи снизились минимум на 30%. Проводятся сезонные акции – зимняя резина, четыре ТО в подарок на 60 тысяч километров. На крупные машины, такие как Honda Pilot, предоставляются подарки на 150 тысяч. Акции должны положительно повлиять на продажи автомобилей, надеются в автосалоне.

Машины в наличии есть практически всех комплектаций и цветов. На складе более 200 автомобилей. Немало их стоит на складах в Москве из-за переполненного склада в Казани.

САПСАН ЛИДЕР (SKODA НА КОСМОНАВТОВ)

Подтвердили падение продаж и в автосалоне по соседству. Здесь посетителей не было и консультанты не спеша обсуждали рабочие вопросы.

- Продажи уменьшились на 50%, - рассказывает руководитель отдела продаж "Сапсан Лидер" Олег Кореев. - Хотя в нашем автосалоне другая ситуация – мы открылись в сентябре и с каждым месяцем у нас продажи только увеличивались, но это потому что мы стартовали с низшей точки. Сейчас о планах на следующий год говорить сложно.  Единственноt, у нас очень много машин на остатке 2008 года. Надо как можно быстрее их продать до Нового года.

- Так осталось меньше месяца…

Кореев невесело кивает

- Тут уже не от нас зависит. Акции, конечно, хорошо – у нас, например, клиент оплачивает одну резину и три получает в подарок, предоставляем аксессуары на 15-20 тысяч рублей. Но сейчас люди задумываются: вкладывать деньги во что-то или повременить.

- Кроме всего, еще и подорожание с нового года будет.

- Я не думаю, что это серьезно повлияет на желание покупать или не покупать.

Замечаю, что Олега ждет покупатель за консультацией. Руководитель отдела продаж переключается на него – теперь каждый клиент на вес золота.

 

HYUNDAI, ТТС

В автосалоне одной из самых популярных в Казани иномарок было довольно много посетителей. Кроме любопытных, зашедших присмотреть авто на будущее, были и те, кто более внимательно изучал цены, листал буклеты и внимательно слушал консультантов. Эдакий островок благополучия. Интересно, насколько впечатление обманчиво?

- Общие тенденции рынка нас также задели. Количество автомобилей, приобретаемых в кредит, уменьшилось. Существенно. За наличный расчет увеличилось, - говорит руководитель автосалона Рустем Исхаков. - Подробнее по цифрам, по снижению продаж не могу сказать – надо делать анализ. Если навскидку - в августе было все хорошо, в октябре и ноябре – спад. На таком же уровне ожидаем декабрь.

- Летом на популярные модели выстраивались очереди…

- Три-четыре месяца.

- А сейчас?

- Очередь уменьшилась до месяца. В течение двух-трех недель любую модель привезем. Но раньше мы делали вывоз с 10-процентной предоплате. Сейчас – с 50-процентной.

Скидки пока традиционные. К концу года будут специальные новогодние предложения.

- Ваш прогноз на следующий год?

- Ну, тяжело сказать. Я считаю, что довольно большой процент людей об этом кризисе подробностей не знают. Больше слов, которыми запугивают. В принципе мы сильно не отступили от намеченного графика. ТТС – стабильная компания, у которой достаточно финансов, чтобы содержать большой штат, вовремя выкупать автомобили.

- Какие модели в лидерах продаж?

- Конечно, это Hyundai Getz, Tucson. Всех комплектаций.

- На эти модели спрос падает?

- Hyundai стоит своих денег, и клиенты об этом знают. В среднем автосалон продает от 100 до 200 автомобилей в месяц. Это массовый брэнд и один из самых популярных в Казани. У нас, по отношению к 2007 году, процент наличности увеличился. Знаете почему? Потому люди перед Новым годом люди пытаются деньги вложить во что-то. Не держать их в чулке, а ездить на этих деньгах

 

ДИЛЯРА

В автосалоне "Диляра", торгующим отечественными машинами, девушка у стойки с информацией, несмотря на отсутствие клиентов, переадресовала меня к заместителю генерального директора Станиславу Андрееву.

- Продажи упали процентов на 40%. Практически все в наличку. Кредиты не дают. У банков, где ответ дают в течение часа-двух, проценты выросли до 25-27. То есть за четыре года человек еще одну машину покупает. И отдает ее банку. Тут задумаешься – зачем покупать…

- Какие модели сейчас пользуются популярностью?

- Я бы не сказал, что какие-то модели больше, а какие-то меньше пользуются спросом. Те же "Лада Самара" – 14, 15 модели. Это лидеры продаж, они также и занимают первое место. "Лада Приора" пользуется спросом. "Калина" популярна - сейчас идет акция, они практически по заводской цене идут.

- Сорок процентов - это большой показатель. Насколько это критично для вашего автосалона?

- Достаточно ощутимо. Но не для того мы открывались, чтобы так быстро сдаться. Сейчас все автосалоны практически в убытках сидят.

- Планируете сокращения?

- Может быть, не сокращение, но административные отпуска… Загрузки у менеджеров большой нет. Если раньше двух менеджеров не всегда хватало, то сейчас и один справляется.

- Банки предлагают сумасшедшие проценты, покупателей нет. Как продавать?

- Естественно, заманиваем покупателей. Сигнализация в подарок, антикоррозийная обработка, это во всех автосалонах, кто-то зимнюю резину дарит, кого-то автомагнитолу. Дело не в скидках. Ведь  клиент не говорит, что дорого. Их просто мало стало. Люди не знают, будут ли они завтра работать, и на что они завтра будут кормить семью.

Плюс еще слухи о снижении цен. Посмотрите, что с иномарками творится - скидки по 500 тысяч рублей! От АвтоВАЗа тоже ждут больших уступок.  Но АвтоВАЗ и так в достаточно дешевом ценовом сегменте. Люди склонны ожидать фантастических скидок по 40-50 тысяч. Но этого точно не будет. Все, дошли до края. Скидывать нечего.

- На иномарки с нового года повышаются таможенные пошлины. В свете этого отечественные машины будут находиться в более выигрышной положении?

- В целом, да. Но январь-февраль всегда были месяцами минимального спроса. Я сомневаюсь, что подорожание иномарок существенно повлияет на увеличение спроса на отечественные автомобили. Кроме того, люди, которые покупают российские машины, не так быстро собирают первоначальный взнос. С учетом повышенных кредитных ставок, нельзя сказать, что продажи в отечественном сегменте увеличатся из-за более низкой стоимости машин.

Сейчас делать прогнозы дело неблагодарное. Еще три месяца назад мы все себя достаточно вольготно чувствовали. А сейчас говорим про кризис и не знаем, что будет завтра.

 

ФОБОС

В "Фобосе" на пр.Ямашева в залах с отечественными авто и KIA ходили немногочисленные посетители. Некоторые из них – с продуктовыми сумками – сказалось близость торговых центров. Сотрудники "Фобоса" по инстанциям проводили меня до директора автосалона Григория Караблинова.

- Я смотрел цифры по одному из брэндов, так вот в ноябре у него снижение продаж по отношению к сентябрю-октябрю, в 2 раза, - рассказывает Григорий Дмитриевич.

- А у вас?

- Покупателей как минимум на 30 процентов стало меньше. Если бы банки вели себя адекватно, а именно: не вкладывали деньги, выданные государством, в валюту, а кредитовали бы граждан, а те в свою очередь покупали бы у нас товар – то деньги крутились бы в абсолютно замкнутом пространстве. Не было бы больших передряг. Но банки у нас любили играть в азартные игры.

- Вы продаете KIA и ВАЗ. Что больше пользуется спросом?

- Все, что в пределах 300 тысяч. А вообще, сейчас покупатели заходят и первый вопрос, который они задают - что я получу в подарок. И только потом начинают внимательно смотреть машину. Покупатель разбалован. Может быть, и есть резон устраивать распродажи по Черным Пятницам, как в Америке.

- Следующий год будет для вас ключевым?

- Трудно сказать, что будет завтра. Тут дыры надо закрывать… Вот АвтоВАЗ быстро перестроился – сейчас мы машину оплачиваем по факту поступления. Раньше платили, и порой три месяца приходилось машину ждать.

 

КАН - АВТО

В автосалоне КАН-Авто были самые разные посетители – и солидные деловые мужчины, и молодые парни, и семейные пары. И здесь представители автосалона не стали раскрывать информацию, проводив корреспондента «БИЗНЕС Online» к заместителю генерального директора Сергею Чернову.

- Лукавить не буду, продажи падают только из-за кредитов. Банки вынуждены поднять проценты и ужесточить условия выдачи. Раньше была соотношение продаж 40% в розницу на 60% в кредит, сейчас 80% розницы и 20% в кредит. Сами автосалоны сегодня стимулируют продажи, пытаются найти какие-то финансовые схемы.

- А что могут сделать сами автосалоны?

- Работаем практически без прибыли. Мы снизили цены. Привлекаем клиента различными акциями, подарками, скидками, индивидуальным подходом. Но те люди, которые имели наличность, большей частью машины купили. А для тех, кто планировал покупать авто, для них сейчас раздолье: и цены божеские, и целый ворох подарков к Новому году.
Не знаю, сколько это продлится. По крайней мере АвтоВАЗ получил большие деньги от государства для того, чтобы выжить и поддержать сбыт.

Конвейер не останавливается, более того, с Нового года ожидается повышение цен. При этом, продукция АвтоВАЗа пользуется спросом и - вы были у нас в автосалоне - клиенты есть.  Правда, не в том объеме, который был в августе. Пик продаж пришелся на июль-август.

- Насколько сокращаются планы по продажам на следующий год?

- Несущественно. Плюс ко всему 17 декабря состоится открытие автосалона GM. Мы будем предоставлять людям больше выбора – Opel, Chevrolet, Жигули.

- Когда повсеместно падают продажи, вы открываете автосалон…

- Так или иначе, Chevrolet - это очень популярная марка. Опель покупается без вопросов. Saab и Cadillac – это премиум-брэнд, они направлены на тех людей, у которых в независимости от кризиса есть деньги.

- Кризис сократит количество участников рынка?

- Боюсь, что да. Многие автомобильные салоны на сегодняшний день попали в кредитную зависимость. Они сидят на кредитных банковских схемах, покупают на эти деньги автомобили, затем они должны быстро их продать, чтобы возобновить цикл закупки. В связи с падением объема продаж возвратить банку деньги в прежнем объеме они не могут.

Перекредитование в другом банке? Но это снежный ком. Фирма все равно встанет. Выживут те, у кого есть либо учредитель с собственным оборотом, либо накопленный финансовый запас.

- Будете сокращать персонал?

- Мы от этого никуда не денемся. Но лучшие останутся.

Владимир Казанцев
Фото Марии Зверевой

Для справки

В ноябре в Испании продажи легковых машин сократились на 49,6% по сравнению с ноябрем 2007 годом, в Великобритании — на 37%, в Швеции — на 36%: такого спада родина Volvo и Saab не видела с 1993 года. Во Франции продажи упали на 14%. В США продажи новых машин в ноябре упали на 37%, впервые за многие годы они опустились ниже 800 000 машин в месяц, пишут "Ведомости". По мнению аналитиков в следующем году авторынок пострадает больше всего: продажи упадут на 17%.

Opel объявил о свертывании производства на 20-30% самой массовой модели — Opel Astra. Ее продажи в ноябре упали на 35,9%. Toyota объявила, что ее японское подразделение, выпускающее двигатели и трансмиссию, остановится на 25 и 26 декабря. Это будет первая остановка конвейеров завода за последние 15 лет. Ранее Toyota сообщала, что в это же время не будут работать еще два ее завода. Honda начинает сокращать временных сотрудников: на японских заводах будет уволено 18% штата (760 человек). Mitsubishi Motor также объявила о сокращении около 1000 рабочих в Японии.