Залатать яму во дворе, вывезти снег, проложить асфальт: писать жалобы в «Народный контроль» и городские службы в век цифровизации — весьма старомодный прием. Более пяти лет в столице РФ мониторят качество дорог с помощью «Большого Брата» — это 170 тыс. камер видеонаблюдения и платформа от отечественного разработчика. О том, как в режиме реального времени контролируется качество городской среды, можно ли перенести нейросеть в Казань и зависима ли программа от иностранной начинки, — в материале «БИЗНЕС Online».
В этом году на строительство и ремонт дорог в Татарстане потратят беспрецедентные 170 млрд рублей
Мониторинг дорог и передача данных в режиме 24/7. Кто и как это делает?
В этом году на строительство и ремонт дорог в Татарстане потратят беспрецедентные 170 млрд рублей. Почти половина из них уйдет на содержание, капитальный ремонт и прочие работы. Только одних ям на дорогах предстоит запломбировать на площади в 300 тыс. кв. метров. Традиционно приводить в нормативное состояние дорожное полотно начинают с начала весны — именно тогда как подснежники вскрываются все «прелести» проезжей части: ямы, ухабины да колея. Жалобы на качество дорог традиционно слетаются в «Народный контроль», после чего районные администрации составляют топ-лист улиц, ожидающих ремонта.
Как мониторят и контролируют состояние городских дорог в других регионах? В Москве уже пятый год это делают в режиме онлайн — создан Центр автоматической фиксации в рамках проекта системы контроля эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Москвы по содержанию объектов городского хозяйства (ЦАФАП). Специальный инструмент позволяет в реальном времени контролировать и оценивать работу коммунальных служб, а также подсвечивать и устранять различные проблемные точки. Данные с 170 тыс. камер видеонаблюдения обрабатывает специально обученная нейросеть, разработанная специалистами отечественного ИТ-интегратора — Группой компаний ОТР (Организационно-технологические решения).
Если раньше все повреждения дорог приходилось фиксировать вручную и на это уходила масса времени, сил и трудоресурсов, то теперь все процессы доведены до автоматизма
«Основная цель — повысить качество городской среды, — рассказал „БИЗНЕС Online“ технический директор ГК ОТР Сергей Сазонов. — Пользователи платформы — команда специалистов, каждый день контролирующая содержание городских объектов. Они фиксируют проблемы и отклонения от действующих в регионе стандартов, создают предписания на устранение проблем, а на эти предписания реагируют органы исполнительной власти, управляющие компании и другие ответственные организации. Результаты их работы хорошо видны всем жителям города, хоть напрямую системой они и не пользуются».
Как технически работает цифровая платформа, связывается с городскими службами и передает им данные? Нейросеть глубоко погружена в информационную инфраструктуру города, объясняют в компании. Так, чтобы построить интерактивную карту города и влиять на действия коммунальных служб «в пару кликов», в ГК ОТР используют полтора десятка различных интеграций с другими сервисами. Здесь вспоминают, что на момент старта работ в 2017 году в Москве многих каналов взаимодействия просто не было. Систему строили с нуля, прорабатывали процессы между командами, договаривались о составе передаваемой информации, порядке реагирования и технических средствах. Если раньше все повреждения дорог приходилось фиксировать вручную и на это уходила масса времени, сил и трудоресурсов, то теперь все процессы доведены до автоматизма. Как результат, по данным портала «Проекты мэра Москвы», сегодня на ежедневном цифровом мониторинге находится более 112 тыс. объектов городского хозяйства.
Проблемы в городах могут быть совершенно разные — где-то не вывозят мусор или снег зимой, где-то ямам больше 10 лет, а может, дорожники просто плохо положили асфальт
«Чем больше в городе камер, тем лучше будет контроль»
Проблемы в городах могут быть совершенно разные — где-то не вывозят мусор или снег зимой, где-то ямам больше 10 лет, а может, дорожники просто плохо положили асфальт. Платформа может помочь в решении этих и других вопросов. Так, по опыту Москвы оценка качества устранения выявленных проблем также является частью цикла обеспечения порядка в столичных дворах. Обнаружив нарушение, операторы ЦАФАП фиксируют недочет, отправляют предписание с зафиксированным нарушением управляющей компании или дорожным службам, и те в указанный срок обязаны решить проблему. К тем, кто не может оперативно устранить нарушения, — строгие меры в рамках закона.
Можно ли центр автоматизации проекта в сфере ЖКХ перенести в любой город России? Да, говорят в ГК ОТР. Для этого нужна минимальная техническая база. «Чем больше в городе камер, тем лучше будет контроль. Если в городе есть источники информации о городских объектах, их координатах и геометрии, а также каналы взаимодействия с ответственными за устранение выявленных проблем службами, это будет плюсом», — отмечает Сазонов. Причем мониторинг и контроль состояния можно применить не только для городских объектов, но и для целей правоохранительных органов, региональных и поселковых органов управления, а также для коммерческих организаций.
«Чем больше в городе камер, тем лучше будет контроль»
Сколько же нужно камер, чтобы, например, мониторить состояние дорог в Казани? Если оценивать по площади, то их, по грубой оценке, потребуется 30–35 тысяч. Для точной информации нужно детально проработать вопрос. Так, в Татарстане видеокамеры устанавливают как по программам «Безопасный город» и «Безопасный двор», так и через ГИБДД для фиксации нарушений водителями правил дорожного движения. Сейчас, например, в некоторых подъездах домофоны имеют встроенные камеры, которые также можно использовать в работе, и это влияет на общее число установленных камер. Необязательно устанавливать камеры с высоким разрешением или какое-то специальное дорогое оборудование. Для большинства решаемых в городе проблем подойдут даже не FullHD-камеры, добавляют в ОТР.
Казалось бы, при таком наличии видеокамер почему у городских служб нет своих нейросетей? Работа с видеопотоком и его анализ — это отдельный технически сложный компонент и, безусловно, дорогой, говорит Сазонов. Как правило, этим занимается отдельное подразделение. «Эта команда отвечает и за размещение камер, и за нейронные сети. Любой сервис города по согласованию может пользоваться результатами работы этой команды, наша платформа не исключение. Это и технически, и экономически хороший подход. Но нейросеть — это всего лишь инструмент, гораздо важнее перестроить процессы внутри организаций, осуществляющих контроль за чем-либо, таким образом, чтобы этот инструмент был полезен, часто это оказывается самой сложной частью».
«У нас гибкие инструменты, и мы готовы помочь с автоматизацией самых разных сценариев, способных принести пользу жителям, сделать их жизнь комфортнее»
Как санкции влияют на работу платформы? Система построена исключительно на opensource-решениях, российских технологиях и собственных разработках ГК ОТР, которые не только упрощают автоматизацию процессов для предприятий и города, но и позволяют экономить на привлекаемых к решению ресурсах. Как правило, при разработке такого класса систем часто прибегают к помощи технологий и консультантов из западных компаний, используют компоненты «промышленного уровня» за десятки и даже сотни миллионов рублей. В ГК ОТР по этому пути не пошли и продвигают отечественный продукт. «У нас гибкие инструменты, и мы готовы помочь с автоматизацией самых разных сценариев, способных принести пользу жителям, сделать их жизнь комфортнее», — добавляет Сазонов. Внедрение системы лишь дело времени и желания региональных властей ускорить процесс цифровизиции в сфере городского хозяйства на местах.
ОТР: otr.ru
Проект ЦАФАП: otr.ru/projects
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.