Если рубль будет укрепляться еще несколько месяцев, экспортеры задумаются о сворачивании производств, а об инвестпроектах не будет и речи. Об этом предупредил сегодня Максим Решетников на съезде РСПП в Москве. Укрепление национальной валюты, которое поначалу воспринимали как признак преодоления санкций, теперь приобрело неуправляемый характер и наносит ущерб экономике страны, считают в правительстве. Идея минфина — урезать бюджетные расходы и на полученные деньги закупаться валютой, но минэкономразвития категорически против и намекает на ручное управление курсом. О том, что об этом думает Эльвира Набиуллина, — в материале «БИЗНЕС Online».
Максим Решетников: «Коллеги ждут какой-то определенности от правительства, от ЦБ, каких-то явных сигналов. Если такая ситуация продлится, многие предприятия могут прийти к мысли не только о сворачивании инвестиционных процессов, но и о необходимости корректировки текущих планов»
Решетников: «Бизнес ждет какой-то определенности от правительства, от ЦБ»
Во вторник доллар впервые за последние 7 лет подошел к отметке в 50 рублей, а евро на Мосбирже опускался ниже 53 рублей. Чересчур крепкая национальная валюта — это новый вызов, он создаст проблемы для экономики, говорил в середине июня министр экономического развития РФ Максим Решетников. С тех пор переломить тренд на укрепление не удалось, и теперь проблемы, вероятно, уже на самом пороге. На заседании российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), прошедшем сегодня в Москве, глава минэкономразвития уже буквально бил тревогу. По его словам, многие российские экспортеры при нынешнем курсе работают в убыток. А если ничего не делать, бизнес просто начнет сворачиваться — со всеми вытекающими. «Коллеги ждут какой-то определенности от правительства, от ЦБ, каких-то явных сигналов. Потому что в ином случае, если такая ситуация продлится еще несколько месяцев, я думаю, многие предприятия могут прийти к мысли не только о сворачивании инвестиционных процессов, но и о необходимости корректировки текущих планов и сокращения объемов производства», — обрисовал Решетников положение дел.
Власти по максимуму сняли валютные ограничения, которые были после начала спецоперации, и даже стимулируют импорт товаров через субсидии — не помогает, признал, в свою очередь, Антон Силуанов. По словам министра финансов РФ, каждые 10 рублей, на которые рубль укрепляется по отношению к доллару, обходятся бюджету более чем в триллион рублей. Что делать? Минфин предлагает вводить модицифированное бюджетное правило: сократить часть бюджетных расходов, а на освободившиеся деньги и сверхдоходы от нефти и газа закупаться валютой. По словам Силуанова, из «тяжелой артиллерии» для ослабления рубля осталась только эта мера. «Мы готовы с Максимом Геннадьевичем [Решетниковым] пожертвовать, может быть, частью расходов. Хотя мы уже, честно сказать, приняли больше расходных решений, чем у нас будет доходов. Но тем не менее часть расходов можно будет не проводить, сверхгазовые доходы направлять на то, чтобы осуществлять интервенции на валютном рынке», — отметил Силуанов. Какими конкретно расходами готов пожертвовать минфин, он не уточнил.
Оказалось, что Решетников категорически против урезания расходов бюджета. В то, что рубль получится стабилизировать за счет валютных интервенций, минэкономразвития РФ вообще не верит. «Мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации. Потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, с тем чтобы стабилизировать курс», — отреагировал глава минэкономразвития. Он предупредил, что на фоне недостатка спроса сокращение расходов государства может раскрутить дефляционную спираль. Снижение цен в июне точно будет, указал министр.
Еще одна идея минфина: использовать валюту дружественных стран, чтобы через кросс-курсы к доллару и евро влиять на курс рубля. Пока окончательное решение не принято, предложения будут обсуждаться на специальном совещании в кабине РФ, запланированном на следующую неделю.
Власти по максимуму сняли валютные ограничения, которые были после начала спецоперации, и даже стимулируют импорт товаров через субсидии — не помогает, признал Антон Силуанов
«Дайте нам возможность самим решать проблему валюты!»
«Максим Геннадьевич справедливо сказал, что курс сейчас важнейший показатель работы предприятий, в первую очередь экспортеров, — снова вступил Силуанов. — Так вот я и говорю: давайте пожертвуем частью расходов, с тем чтобы предприятиям дать уверенность в стабильности и прогнозируемости этого показателя. Расходы не стоят тех доходов, которые сегодня предприятия могут получить, если курс будет, что называется, предсказуемым. В этой связи инвестиционная активность не связана с бюджетными тратами. Инвестиционная активность здесь, в зале».
На съезде министр также объявил, что российские власти готовы фактически отменить репатриацию валютной выручки, приравняв ее к обнуленной обязательной продаже этой выручки. Напомним, в ответ на санкции Россия ввела ряд ограничений на движение капитала, включая обязательную продажу 80% валютной выручки. Позже планку опустили до 50%. С 6 июня экспортерам разрешили получать валютную выручку на свои зарубежные счета, но требование о возврате валюты сохранялось. «Не исключены варианты того, что эти деньги (валютную выручку на зарубежных счетах — прим. ред.) конфискуют на Западе, то есть в итоге сырье Россия поставит бесплатно. И минфин этому будет рад — только чтобы не укреплялся рубль», — уже поразился идее автор телеграм-канала «Толкователь» Павел Пряников.
Основатель и бывший председатель совета директоров Evraz Group Александр Абрамов предложил вообще убрать валютный контроль, чтобы бизнес сам разобрался, где «парковать» деньги. «Потому что у нас сегодня валюта — это наказание. [Если] на счете валюта, значит, к тебе приходят, говорят: „Плати“. В общем, какие-то экзотические вещи начались. Дайте нам возможность самим решать проблему валюты! Вы говорили о том, что нужно максимально с помощью бюджетных денег снимать напряжение с валютного рынка и покупать валюту. Наверное, это правильно. Просто ее сейчас так много, а импорт такой слабый, что нужно вообще уйти от всех видов валютного контроля», — предложил он. Все валютные ограничения сейчас сняты, ответил Силуанов. Судя по всему, пока о валютной свободе знает не весь бизнес.
«Укрепление рубля в темпах по 25% в месяц сказывается даже более негативно, чем ослабление, — рассуждает в своем телеграм-канале финансовый аналитик, автор телеграм-канала Spydell_finance Павел Рябов. — Потому что в случае с укреплением бенефициаров практически нет, кроме как потребительский сектор». По его словам, в мире нет примеров успешного развития стран в условиях сверхкрепкой национальной валюты. Долгосрочный прогноз аналитика при сохраняющемся крепком курсе пугающий — закрытие производств, рост безработицы и падение зарплаты.
Цены действительно снижаются, но никакой «дефляционной спирали» нет, успокоила Эльвира Набиуллина. Именно плавающий курс позволяет экономике адаптироваться к новым условиям, подчеркнула она
Идем от дедолларизации к «юанизации»
Отчитавшись перед бизнесом, Решетников и Силуанов покинули зал и оставили отдуваться подоспевшую главу ЦБ Эльвиру Набиуллину. Председатель РСПП Александр Шохин пояснил, что представителей экономического блока «развели» специально, чтобы не сталкивать их лбами. В итоге Набиуллиной пришлось заочно отвечать на обвинения в свой адрес. Разумеется, одна из главных претензий минэкономразвития — якобы чересчур жесткая денежно-кредитная политика. ЦБ будет снижать ключевую ставку постепенно, по мере уменьшения инфляции, пояснила Набиуллина. «Мы не стремимся снизить инфляцию как можно быстрее любыми способами. Считаем, что это (вероятно, речь о возвращении инфляции к цели в 4% — прим. ред.) может занять от двух до двух с половиной лет», — обозначила глава ЦБ.
Отказываться от плавающего курса рубля ЦБ не собирается, во всяком случае пока. Ранее, напомним, таргетировать курс, а не инфляцию предложил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. По его словам, дискуссия на эту тему идет и на экспертном уровне, и «во властных структурах». Сегодня плавающий курс вызвал вопросы у Решетникова. «Я боюсь, что при действующей модели у нас реального решения вопроса не будет. У нас будет плавающий курс, мы станем пытаться как-то из бюджета сократить расходы, „откупить“ доллары. В результате это все приведет к еще большему сжатию экономики, и та самая дефляционная спираль, признаки которой мы уже видим, раскрутится еще дальше», — отметил министр.
Да, цены действительно снижаются, но никакой «дефляционной спирали» нет, успокоила Набиуллина. Именно плавающий курс позволяет экономике адаптироваться к новым условиям, подчеркнула она. «Попытки иметь тот курс, который был при старых условиях… Это [будет] искусственный курс. Ну а потом произойдет резкая девальвация, как у нас уже бывало», — сказала Набиуллина. Управляемый курс рубля будет привязан к валютам других стран, и действовать самостоятельно уже не получится, предупредила она. Вывод такой: работающих инструментов для управления курсом нацвалюты у властей нет.
«Вот у нас идет явный процесс дедолларизации и деевроизации. А не наступит ситуация юанизации?» — переживал Шохин за будущее рубля. Доля юаня, безусловно, вырастет, указала Набиуллина и заметила, что спрос на депозиты в китайской валюте уже увеличивается. «Да, этот процесс происходит», — подтвердила председатель ЦБ.
Минстрой «разгулялся» настолько, что даже упразднил согласование архитектурно-градостроительного облика объектов с муниципалитетами. В этом вопросе, возможно, потребуются доработки, осторожно оговорился Ирек Файзуллин
К слову, на заседании также выступил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин. Он поблагодарил РСПП за совместные кардинальные изменения в стройке, которые некоторым крупным руководителям «даже неизвестны». «Вот вчера только у меня было руководство холдинга „СИБУР“. Задают вопросы, а они уже решены на сегодня, причем нормативно», — радовался глава минстроя РФ. Некоторые сложности в «нормативке» пока остаются, признал министр. Но напомнил, что с 1 сентября начнет действовать новое градостроительное законодательство, где сильно урезали требования к застройщикам. Минстрой «разгулялся» настолько, что даже упразднил согласование архитектурно-градостроительного облика объектов с муниципалитетами. В этом вопросе, возможно, потребуются доработки, осторожно оговорился Файзуллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.