«Не хотелось бы наблюдать хождение покупателей в ТЦ, как по музеям», — говорят эксперты коммерческой недвижимости об опустевших казанских моллах. После введения санкций в торговых центрах так и не удалось заменить ушедшие бренды на российские. При этом ТЦ повысили арендные ставки на 5–10%. О том, кого заменил ребрендинговый «Ёж», когда в «Южный» придет игропарк «Остров сокровищ», а также как «Парк Хаус» попрощался с французским Kiabi и платками «Гузелем», — в традиционном обзоре «БИЗНЕС Online».
Свой шоп-тур по торговым центрам мы начали с «МЕГИ». На фоне остальных ТЦ Казани она выглядит самой опустевшей после ухода иностранных брендов
Два десятка закрытых магазинов в «МЕГЕ» и новая покешная на фуд-корте
Свой шоп-тур по торговым центрам Казани мы начали с «МЕГИ». Она выглядит самой опустевшей среди ТЦ после ухода иностранных брендов. Встречают нас закрытые витрины уже с порога. Не подают признаков жизни спортивные Puma и Adidas, швейцарский часовой Swatch, джинсовый Levi’s. Сразу 6 точек, которые арендовала испанская Inditex, — Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, Zara Home, Massimo Dutti — тоже закрыты, предварительно приостановка работы в России намечена до 31 августа. Но никаких надежд на возобновление после этой даты нет и в помине.
Одни из самых больших площадей с одеждой раньше занимал шведский H&M, который опять же закрыт. Расположенный напротив него и тоже не работающий испанский бренд одежды Mango недавно заявил, что окончательно уйдет из России.
Санкции коснулись и рынка красоты — закрыта Sephora от «Иль де Ботэ», не работает The Body Shop. Закрытыми также стоят магазин Lego, партнер Apple re:Store, британский ретейлер детских товаров Mothercare, японский Uniqlo…
Одни из самых больших площадей с одеждой занимал шведский H&M, он также пока не возобновил деятельность
Зато в фешен-галерее, где размещаются иностранные бренды одежды премиального сегмента, все магазины по-прежнему работают. Вероятно, это связано с тем, что эти торговые точки работают по франшизе и постепенно распродают заранее купленные у производителей запасы очень недешевых товаров. Не закрывали (пока) свои витрины Max Mara Weekend, Marella, Max&Co, Tommy Hilfiger, Liu Jo, Lady & Gentleman City, Armani и Boggi Milano.
И об открытиях, которые, как ни странно, имели место посреди кризиса. Возле закрытой IKEA поселился мультибрендовый магазин детской обуви и одежды Royal Rabbit. Вместо магазина Gant открылся европейский женский бренд Perspective. Впрочем, Gant не ушел насовсем из «МЕГИ», а переехал в соседнюю точку и обновил дизайн интерьера и примерочные. Появился в ТЦ и новый магазин экотоваров Low Waste. На фуд-корте также ожидаются новинки — Not Only Poke с гавайской кухней от известного в казанских ресторанах шеф-повара Автандила Бигвавы. А на место закрытой кофейни Starbucks, ушедшей из России, пока никого не нашли — в помещении мебель закрыта пакетами.
Что будет вместо закрытой IKEA, на запрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «МЕГИ» не ответили. Вывески, оборудование кафе и образцы витринной мебели по-прежнему на своих местах, а товары IKEA теперь на Wildberries. Когда приступят к строительству кинотеатра на месте переехавшего OBI, также неизвестно. Пока освободившиеся 13 тыс. «квадратов» обтянули тентом, здесь теперь размещены арт-объекты татарстанских художников.
Когда приступят к строительству кинотеатра на месте переехавшего OBI, также неизвестно. Пока освободившиеся 13 тыс. «квадратов» обтянули тентом, здесь теперь размещены арт-объекты татарстанских художников
На крыше KazanMall откроется татарское кафе
Новый KazanMall после посещения «МЕГИ» не вызывает чувства запустения. Закрытыми стоят только Reebok, Adidas, Lego, re:Store и норвежский бренд одежды Helly Hansen. Загрузка ТЦ на сегодня составляет более 95%. Из новеньких в этом году — супермаркет ювелирных украшений Poison Drop, магазин нижнего белья Deseo, торговые точки сетевых «Адамас», «Носкофф», Zolla, а также обувной Two Feet — мультибрендовая торговая сеть с товарами из России, Китая, стран Восточной Европы. KazanMall стал первым ТЦ в столице Татарстана, где после закрытия в конце мая магазинов одежды польского ретейлера LPP с брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay открылись торговые точки от китайских производителей. Причем после ребрендинга еще не все поменяли свои вывески.
Новый KazanMall после посещения «МЕГИ» не вызывает чувства запустения. Закрытыми стоят только Reebok и Adidas, Lego, re:Store, норвежский бренд одежды Helly Hansen и Lego. Загрузка объекта ТЦ на сегодня составляет более 95%
Из ближайших открытий — магазин цифровой и бытовой техники DNS, он будет 26-м по счету в Казани. Разместится точка около ресторана «Тануки». На крыше KazanMall ожидается запуск семейного кафе AZU — это сеть татарской кухни с двумя филиалами в столице РТ. На самом фуд-корте национальной кухни сегодня в ТЦ пока не представлено. Заведение можно будет посетить, пройдя через эксплуатируемую кровлю или с парковки на лифте. Цены, судя по сайту, весьма демократичны. Так, говядину по-татарски появится возможность отведать за 155 рублей, а плов — за 200.
Целая аллея закрытых магазинов на первом этаже в «Парк Хаусе». Прикрыты витрины у шведского ретейлера H&M, а также популярных брендов компании Inditex — Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius
«Парк Хаус» попрощался с французским Kiabi и платками «Гузелем», а вместо Swarovski открылся альметьевский «Носкофф»
Французская сеть магазинов одежды, обуви и аксессуаров Kiabi окончательно уходит из России в конце сентября этого года. Одна из точек работала в казанском ТЦ «Парк Хаус» почти пять лет, открывшись на месте «Планеты Боулинг». Сообщалось, что Kiabi, владельцам которой принадлежат такие гиганты ретейла, как «Ашан», «Декатлон» и «Леруа Мерлен», рассматривала разные варианты развития, но «не смогла найти свою уникальную бизнес-модель» на российском рынке. На месте бренда пока ничего не появилось. А заявлявший о своем уходе европейский обувной ретейлер Deichmann еще работает.
Целая аллея закрытых магазинов — на первом этаже. Прикрыты витрины H&M и все тех же ранее мегапопулярных у россиян брендов Inditex — Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius. Пока не нашлось новых арендаторов на место немецкой Puma и японского Uniqlo. Опустел «островок» татарстанской сети по продаже платков «Гузелем», а на фуд-корте закрылась пиццерия Pizza Hut.
Но есть и открытия. На первом этаже вместо австрийского ювелирного бренда Swarovski появился «Носкофф» от чулочно-носочной фабрики из Альметьевска «Алсу», входящей в орбиту интересов Фоата Комарова. Это уже четвертый ТЦ Казани, где сеть открыла свой магазин. Рядом с «М.Видео» появился конкурент — DNS. На втором этаже должен вскоре открыться магазин немецкой сети посуды и товаров для дома Küchenland Home.
На втором этаже скоро откроется магазин немецкой сети посуды и товаров для дома Küchenland Home
В «Южный» придет игропарк «Остров сокровищ»
В «Южном» также возобновили работу магазины одежды на месте проданных поляками китайцам Reserved, House, Cropp и Sinsay.
Интересно наблюдать, как некоторые точки продаж переживают ребрендинг. К примеру, магазин классической мужской одежды, работавший под брендом Tuan Fam, теперь называется «Ёж» — он также представлен в KazanMall. Все ТЦ стали теперь делать ставку на российские бренды. Выбор последних велик: Gloria Jeans, Zolla, «Твое», «Детский мир», Sela, Charuel, Savage, Incity, Familia, Kari, Zenden, «Монро», «Пеплос», Crockid, Acoola, Oldos Kids, Pelican Kids.
В середине августа в «Южном» ожидается также появление первого бутика одежды и обуви в Казани Sbalo
Из новых открытий в «Южном» — российский бренд одежды Concept Club, а также кофейня Coffee Teen. В середине августа ожидается появление первого в Казани бутика одежды и обуви Sbalo.
Но самое громкое открытие еще впереди. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в «Южном», ТЦ готовится к запуску детского игропарка «Остров сокровищ», который появится в конце лета на втором этаже в новой галерее. Здесь уже сформирован пул продавцов детских товаров Kari Kids, Sinsay, «Леонардо», «Веселая расческа», и детская развлекательная площадка его только усилит.
Почти без особых перемен в «Тандеме». На место обанкротившегося детского магазина «Дочки-Сыночки» пока никто не пришел. Закрытыми стоят re:Store и «Иль де Ботэ», зато детский Lego по-прежнему работает
В «Тандеме» будет Ralf, «Кольцо» без кино, а в ЦУМе появился филиал «Дома занимательной науки и техники»
Почти без особых перемен в «Тандеме». На место обанкротившегося детского магазина «Дочки-Сыночки» пока никто не пришел. Закрытыми стоят re:Store и «Иль де Ботэ», зато Lego по-прежнему работает. С фуд-корта ушла пиццерия Pizza Hut. Обувной пул арендаторов усилили новым магазином Respect, а женскую одежду — бутиком Bellone.
В ожидающем реконструкции «Кольце» пустым остается третий этаж. Из закрытых магазинов после введения санкций — отдел с часами Swatch. На место же закрытого в феврале кинотеатра «Каро» владельцы ТЦ больше не ищут желающих занять его площади для кинопоказов. «Квадраты» временно перепрофилируют под коммерцию и массовые культурные события города — выставки, открытые лекции, музейные экспозиции и т. д. В марте – мае здесь уже проводилась выставка роботов. За последнее время здесь также открылась винотека «Встретимся в Кольце», Sand Accessories, кофейня Cofix и аптека сети «Планета здоровья».
В ожидающем своей реконструкции «Кольце» традиционно пустым остается третий этаж
В казанском ЦУМе прекратил работу дисконт-центр Adidas & Reebok. Что касается других небольших арендаторов, в основном закрылись те, кто не успел оправиться после пандемии. Как рассказали нашему изданию в ТЦ, с ними остаются на связи, ищут способы для возобновления работы. Это магазины верхней одежды и нижнего белья. Из новеньких арендаторов — филиал «Дома занимательной науки и техники» для детей и взрослых, а также обновленное кафе, магазин велосипедов, в ближайшие дни планируется открытие магазина натуральной косметики.
«Открытие одного или нескольких брендов не способно вернуть посещаемость ТЦ к прежнему уровню»
Что с трафиком покупателей в ТЦ Казани? Отмена масочного режима в Татарстане не помогла нарастить посещаемость. За первые три недели июня она оказалась ниже на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, когда действовали «ковидные» ограничения. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. При этом посещаемость моллов в начале июня упала на 24% по сравнению с тем же периодом допандемийного 2019 года. Показатель Mall Index отражает изменение количества посетителей на единицу площади профессиональных торговых центров.
Отмена масочного режима в Татарстане не помогла нарастить посещаемость. За первые три недели июня она оказалась ниже на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, когда действовали «ковидные» ограничения
На снижение посещаемости влияет несколько факторов, отмечают опрошенные нами эксперты.
- Уход международных брендов. Именно эти магазины генерировали большой поток посетителей. Всего на начало года в казанских ТЦ располагалось 125 иностранных брендов. К концу марта свою деятельность приостановило 45 из них.
- Снижение доходов населения. Шопинг в ТЦ в условиях острейшего экономического кризиса страдает одним из первых.
- Переход части покупателей в онлайн-магазины. Купить одежду той же Zara, Massimo Dutti или Mango пока еще можно на Wildberries, пусть и по заметно более высоким ценам.
«Открытие одного или нескольких брендов, если мы говорим о категории фешен-ретейл, конечно, не способно вернуть посещаемость к прежнему уровню, — говорит Васильев. — Но в перспективе при условии возобновления работы существенного числа приостановивших свою деятельность магазинов это способно сократить отставание от показателей прошлого года».
Госдума в конце июня приняла закон о помощи владельцам ТЦ. Теперь они вправе требовать с магазинов и ресторанов прежние суммы арендной платы или расторгнуть с ними договор аренды в одностороннем порядке без штрафов. О том, чтобы можно было передавать помещения иностранных брендов, приостановивших работу в РФ, другим арендаторам, просили и казанские торговые центры. Гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров считает, что законопроект о досрочном расторжении арендных договоров — мера вынужденная.
Эксплуатационные и коммунальные расходы на объектах недвижимости никто не снимал, поэтому закрытие и съезд арендаторов, «полупустота» ассортимента тяжело отражаются на экономике ТЦ. Штрафные отступные по досрочному расторжению договоров аренды необходимо все-таки применять осмотрительно, не всегда арендатор на 100 процентов виноват в остановке своей деятельности.
«Тяжело принимать тот факт, что сейчас происходит жесточайшая чистка всех брендов из недружественных стран, а их большинство, — добавляет директор казанского офиса компании „Регион. Бизнес. Недвижимость“ Олег Кабиров. — Что касается судебных исков, то этого не избежать, так как каждый отстаивает свои интересы и не хочет из-за политических дрязг терять свои деньги».
Изменились ли ставки аренды в ТЦ после начала спецоперации? Как говорят источники нашего издания, в большинстве моллов арендные ставки повысили на 5–10% по условиям договора. Но это мелочь по сравнению с уровнем инфляции. В то же время управляющие ТЦ сейчас ведут себя осмотрительно и уже не стригут всех под одну гребенку, как было раньше. Собственники торговой недвижимости понимают, что плывут в одной лодке с собственниками торговых сетей. «Перспективы ТЦ сильно коррелируются с покупательной способностью, и мне очень не хотелось бы наблюдать хождение покупателей в ТЦ, как по музеям», — говорит Чикиров.
В KazanMall посещаемость в июне растет относительно мая, а по отношению к прошлому году в ТЦ фиксируют прирост порядка 40%
ТЦ возлагают надежды на турсезон и начало учебного года
Что говорят сами ТЦ о посещаемости и своих арендаторах? «МЕГА» в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» о договорных отношениях с закрытыми брендами лишь отметила, что не может говорить от лица магазинов и разглашать условия соглашений. «Мы находимся в постоянном диалоге с нашими партнерами, чтобы совместно находить решения в чрезвычайно непростой ситуации, — говорят здесь. — В настоящее время наша основная задача — это обеспечение функционирования торговых центров».
В ТРЦ «Южный» посещаемость в июне показывала рост и возвращение к допандемийным показателям, говорит директор Лилия Ибатуллина. На это повлияло как открытие магазинов на месте польских брендов, так и высокий спрос на сезонные товары. Перспектива провести выходные на природе сказывается на перераспределении посещаемости в пользу будних дней, говорят в ТЦ.
В KazanMall посещаемость в июне растет относительно мая, а по отношению к прошлому году в ТЦ фиксируют прирост порядка 40%, рассказали изданию в UD Group (управляет KazanMall и «ГоркиПарк»). «С международными операторами, приостановившими работу в России, были проведены переговоры, в ходе которых мы определили особые условия на период неведения коммерческой деятельности», — отмечают здесь.
В ТЦ «ГоркиПарк» трафик первых трех недель июня превысил уровень докризисного 2019 года на 20%, в отношении 2021-го также наблюдается прирост. К слову, в данном ТЦ отсутствуют магазины иностранных брендов, заявивших о приостановке деятельности.
В «Кольце» и ЦУМе возлагают надежды на туристический сезон. Как рассказала директор по организации управления компании Lynks Property Management в ЦУМе Оксана Мысова, трафик здесь на уровне прошлого года. В ТЦ ожидают открытия приостановивших свою деятельность арендаторов до конца июля, а также ведут переговоры с брендами из Турции и Средней Азии. «Прогнозы делать трудно, так как мы находимся в беспрецедентных условиях. Надеемся на поддержку отрасли со стороны регионального и федерального правительств», — добавляет Мысова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.