«Нам очень часто говорят, что университет не готовит тех специалистов, которые нужны для производства. Вот, пожалуйста, давайте вместе будем готовить», — рекламировал накануне и. о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский проект совместной с КАМАЗом передовой инженерной школы в Набережных Челнах. Ее профинансируют к 2030 году на 8,7 млрд рублей, к этому сроку она должна обучить 9 тыс. студентов и решить ряд технических задач для автогиганта. Причем на новую масштабную стройку КФУ пока не замахивается — мол, все равно к 1 сентября не успеть. О том, кого, где, как и кто будут учить по новомодной федеральной программе, — в материале «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Таюрский: «Вот Tesla сделала беспилотный автомобиль. Но сделать электронику, которая поворачивает колеса Tesla, и сделать электронику, которая поворачивает колеса «КАМАЗа», заставляет его тормозить, — это две абсолютно разные задачи»
Как КФУ с КАМАЗом в Челнах будут создавать водородные двигатели
«Вот Tesla сделала беспилотный автомобиль. Но сделать электронику, которая поворачивает колеса Tesla, и сделать электронику, которая поворачивает колеса „КАМАЗа“, заставляет его тормозить, — это две абсолютно разные задачи», — объяснял и. о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский актуальность создания передовой инженерной школы (ПИШ) в Набережных Челнах. Накануне он впервые за время работы на своей временной должности выступил перед журналистами, чтобы развеять «различные слухи» и объяснить суть проекта.
Строго говоря, школа уже есть — ее торжественно запустили еще до официального одобрения проекта ПИШ на правительственном уровне и презентовали членам совета директоров КАМАЗа во главе с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым 24 июня. Тогда стало известно, что ключевым технологическим партнером выступит КАМАЗ, также примут участие АО «Камский индустриальный парк „Мастер“», «Соллерс», ICL.
ПИШ КФУ получила название «Кибер Авто Тех», ее возглавил советник Сергея Когогина Равиль Хисамутдинов. У инженерной школы в Челнах будет несколько приоритетных направлений: интеллектуальный автомобиль, авто с низким/нулевым углеродным следом и технологии интеллектуального производства. Осваивая бюджетные гранты и инвестиции технологических партнеров, КФУ, кроме подготовки кадров, подписывается под рядом реальных отраслевых задач.
- К 2025 году ПИШ совместно с КАМАЗом планирует запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами и представить тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств.
- К 2026 году планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам.
- К 2030 году ПИШ должна предложить оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.
Школа уже есть — ее торжественно запустили еще до официального одобрения проекта ПИШ на правительственном уровне и презентовали членам совета директоров КАМАЗа во главе с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым 24 июня
«На рубль поддержки федеральных органов удалось мобилизовать 2 рубля в республике»
Как ПИШ поможет все это реализовать, и пытались накануне объяснить журналистам Таюрский и проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин. Получилась следующая картина:
Кого будут учить? «Нам очень часто говорят, что университет не готовит тех специалистов, которые [нужны] для производства. Вот, пожалуйста, давайте вместе будем готовить», — призывал Таюрский. Он рассказал, что на первом этапе — до 2024 года — акцент будет делаться на переподготовке уже действующих инженеров КАМАЗа — первых переобучат уже к концу этого года. Затем одновременно запустятся программы бакалавриата и магистратуры. Не зря ведь и. о. ректора так осторожно высказывался на днях по поводу отмены Болонской системы — мол, нельзя же от сложившейся годами практики отказываться. В магистратуру ПИШ позовут бакалавров, окончивших классические программы КФУ и других вузов.
Всего к 2030 году ПИШ планирует обучить 9 тыс. человек. На выходе, по формулировке Таюрского, республика должна получить представителей профессий будущего, способных «организовать собственный бизнес, инженеров-исследователей, которые будут работать в условиях „Индустрии 4.0“».
Кто будет учить? Казалось бы, если новая структура создается в рамках уже существующего челнинского филиала с достойным профессорско-преподавательским составом, ответ очевиден. Но выяснилось, что не так все просто. «Как раз из набережночелнинского филиала будет задействован минимум преподавателей», — неожиданно заявил Таюрский. И рассказал, что обучать станут практики со стороны КАМАЗа, специалисты из Казани, а также профессора из нескольких других университетов, например Бауманки и петербургского политеха. «Это такая сетевая вещь», — заключил спикер.
Где будут учить? Возможно, это большой девелоперский проект и под него что-то масштабное построят? На прямой вопрос «БИЗНЕС Online» Таюрский сообщил, что в рамках ПИШ предусматривается создание только новых лабораторий и, «может быть, технологического кампуса». «По общежитиям — есть ряд других государственных программ, в которых мы станем обязательно участвовать. Сейчас по всей стране нехватка общежитий — мы эту проблему знаем, понимаем и будем решать», — абстрактно обозначил он. Но этот ответ журналистов не удовлетворил, и под занавес пресс-конференции на голову и. о. ректора посыпались новые уточняющие вопросы.
Всего к 2030 году ПИШ планирует обучить 9 тыс. человек. На выходе, по формулировке Таюрского, республика должна получить представителей профессий будущего, способных «организовать собственный бизнес, инженеров-исследователей, которые будут работать в условиях «Индустрии 4.0»
«Если мы сегодня начнем стройку, мы к 1 сентября не построим, — довольно раздраженно заявил Таюрский. — А если мы сегодня начнем формировать лаборатории, мы уже к 1 сентября сможем их открыть». А Сафиуллин добавил, что возможно задействовать под ПИШ и объекты самого КАМАЗа. «У нас есть ряд предложений по новым корпусам, по общежитиям. Как только проектно-сметная документация будет утверждена, когда мы получим дополнительное финансирование, мы обязательно вас проинформируем», — заключил и. о. ректора.
Впрочем, судя по презентации, до 2024 года планируется создание трех новых центров превосходства и 14 лабораторий: центр прототипирования, центр компетенций PLM/PDM/MES-систем, а также испытательный полигон VeHIL. Кроме того, и КАМАЗ занимается поиском помещения рядом со своим научно-техническим центром, «чтобы они друг друга взаимодополняли».
Наконец, самое интересное — цена вопроса. Общая сумма финансирования до 2030 года составит 8,7 млрд рублей. Из них 1 млрд выделяют из федерального бюджета, 1,8 млрд — средства региона, 1,8 млрд — собственные средства КФУ, 1,73 млрд придет от КАМАЗа и других источников. «Наша финансовая модель интересна тем, что на рубль поддержки федеральных органов нам удалось заинтересовать и мобилизовать 2 рубля со стороны партнеров, республики», — похвалился Сафиуллин.
«А планируется ли как-то окупить проект?» — невинно поинтересовался один из журналистов. Сафиуллин заявил, что, по оптимистическим расчетам, уже на пятый год деятельности ПИШ сама сможет покрывать текущие операционные расходы. «А через 8 лет сможет сама изыскивать средства для обновления материальной базы», — анонсировал он. «Но надо понимать, что образование и научно-техническая работа — достаточно финансово емкий и долгоиграющий процесс, потому о быстрых результатах говорить не приходится. Это постепенно все накапливается», — приземлил коллегу Таюрский.
Таюрский сообщил, что в рамках ПИШ предусматривается создание только новых лабораторий и, «может быть, технологического кампуса»
Защита диплома после внедрения прототипа в производство
Что же будет отличать эту ПИШ от других, уже существующих программ КФУ или других вузов? Как заверили спикеры, современные стандарты обучения недостаточно гибкие и практико-ориентированные. За это высшее образование и критикуют, мол, «некоторые условности присутствуют, а вот навыков не хватает», отметил Сафиуллин. Но здесь же КФУ и КАМАЗ берут на себя обязательство к обозначенным датам предложить и внедрить технические решения.
«То есть КАМАЗ не просто направляет людей, а перед каждым стоит задача. Маленький узел, маленькая деталь, которую он должен не просто проработать схематически, но и разработать прототип. Защита [диплома] пройдет после того, как это новое инженерное решение на стендах КАМАЗа докажет свою пригодность и эффективность. И фактически будет в каком-то цикле запущено в производство», — отметил проректор.
Тут журналисты поинтересовались, будут ли в ПИШ заново придумываться новые автомобили и двигатели или речь идет скорее о внедрении старых разработок. «Автомобиль — очень сложная конструкция. Если двигатель новый, то все узлы тоже должны быть новыми, — объяснял Таюрский. — К 2025 году мы сделаем собственные аккумуляторные батареи — над ними уже работает не только КАМАЗ, но и институты физики и химии КФУ, у нас есть свои наработки. Это все будет создаваться новое. Ну как новое — законы природы нельзя изменить. Вот есть самолеты Boeing и Airbus — чем они принципиально отличаются? Те же самые крылья и двигатели, ничего нового нет. Но каждый из них занимает свою нишу. Вот и здесь точно так же будет все сделано».
Спикер показал, что на первом этапе будет создано три новых «центра превосходства»: центр специальной робототехники и искусственного интеллекта, центр цифровых двойников и центр промышленного интернета вещей. Нагловатое название центров — калька с английского center of excellence, так в науке называют организацию, которая ведет научные исследования и разработки в прорывных областях знаний.
«К 2025 году мы сделаем собственные аккумуляторные батареи — над ними уже работает не только КАМАЗ, но и институты физики и химии КФУ, у нас есть свои наработки. Это все будет создаваться новое»
Зачем придумали ПИШ и какие проекты у Татарстана?
Напомним, 30 июня премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил об итогах конкурса по созданию ПИШ. На то, чтобы запустить у себя учебные заведения нового формата, претендовали 45 регионов и 89 университетов, но в итоге была одобрена только треть: 30 проектов в 15 субъектах. Татарстану досталось сразу четыре из них:
- школа в набережночелнинском институте КФУ в партнерстве с КАМАЗом будет специализироваться на машиностроении;
- школа при КНИТУ-КХТИ в партнерстве с СИБУРом, «Газпромом» и «Аммонием» займется химической промышленностью;
- школа при Университете Иннополис для подготовки IT-специалистов с поддержкой минцифры России создаст передовую школу с «Газпромом», «Ростелекомом», «Газпромнефтью», «ВКонтакте», «Ак Барсом» и МТС;
- школу на базе Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) создает «Татнефть» с участием Петербургского ИТМО.
О возможном появлении инженерной школы в Набережных Челнах говорили еще в начале года. Проект на правительственном уровне лоббировала местный депутат Госдумы Альфия Когогина. Несмотря на то что список из 30 вузов опубликовали только 30 июня, по сути, торжественное открытие ПИШ в Челнах прошло 24-го числа. Тогда же состоялась и первая символическая подача документов от абитуриента. На презентации Когогина заявила, что если даже челнинский проект не пройдет отбор, то республика и КАМАЗ все равно откроют школу. Заменит ли одобренная и профинансированная на миллиарды ПИШ технический университет, который автогигант намеревался создать к 50-летию города, но который так и не появился? Закроет ли все вопросы с кадрами, чтобы не пришлось к станкам звать «зэков и узбеков»? Облегчит ли жизнь под санкциями? Станет понятно уже в ближайшие несколько лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.