Сегодня президент Италии Серджо Маттарелла подтвердил со второй попытки отставку премьер-министра Марио Драги. Один из самых авторитетных европейских лидеров, которому скоро исполнится 75 лет, решил покинуть правительство на фоне противоречий кабмина с партиями, входящими в партийную коалицию. Типичное событие для итальянской политики, где правительственные кризисы случаются часто, на этот раз выглядит как часть общеевропейского тренда. О том, что ждет европейскую политику в ближайшем будущем, размышляют собеседники «БИЗНЕС Online».
Марио Драги официально подал в отставку. Он возглавил правительство Италии в феврале 2021 года после развала предыдущей правящей коалиции
«Медведев радовался, потому что Путину на серебряном блюде подали голову Драги»
Чем-то похожим на итальянскую мелодраму получилось расставание с премьерским постом Марио Драги. Главе правительства Италии пришлось в течение одной недели дважды подавать заявление об отставке. В первый раз президент Серджо Маттарелла своему премьер-министру отказал, но сегодня стало известно, что со второй попытки опытнейший европейский политик, которому осенью исполнится 75 лет, все же покинул кабинет министров.
Напомним, в середине мая в Италии началась эскалация правительственного кризиса из-за конфликта между партиями правящей коалиции и самим кабмином страны. В частности, 14 июля партия «Движение 5 звезд», один из участников коалиции, даже воздержалась от участия в голосовании о поддержке правительства в республиканском парламенте. Ранее данная политическая сила отказалась голосовать за утверждение плана финансовой помощи для граждан Италии. Как считает Драги, правительство не может действовать без поддержки партий, одновременно состоящих в коалиции, но не пропускающих инициативы кабинета министров.
Несмотря на то что Драги был главой правительства всего лишь с февраля 2021-го, а чехарда с руководителями исполнительной власти в Италии — дело привычное, сегодняшняя отставка оказалась очень заметной в масштабах всей Европы, переживающей сейчас непростые времена как в экономическом, так и политическом плане. И если регулярное внимание в прежние годы к назначениям и отставкам Сильвио Берлускони было во многом обусловлено яркой медийностью экс-премьер-министра Италии и бывшего владельца «Милана», то отставка Драги означает, возможно, уход на покой, учитывая солидный возраст одного из самых опытных и компетентных руководителей Старого Света.
За спиной у теперь уже бывшего итальянского премьера докторская степень по экономике, полученная в Массачусетском технологическом университете еще в середине 1970-х, после чего Драги дослужился до серьезных постов во Всемирном банке, затем стал вице-председателем и исполнительным директором Goldman Sachs International, а в декабре 2005-го занял пост председателя Банка Италии. По окончании срока полномочий итальянский экономист с 2011 по 2019 год возглавлял Европейский центральный банк, а в правительство Италии представитель финансовой элиты Старого Света пришел в начале прошлого года на фоне очередного кризиса кабинета министров.
В трио Шольц – Макрон – Драги лидером был итальянский премьер-министр. Драги — настоящий аксакал европейской политики
В общем, Драги на фоне бывшего бургомистра Гамбурга Олафа Шольца или экс-министра экономики Франции Эмманюэля Макрона выглядел настоящим аксакалом европейской политики. Некоторые из наблюдателей даже указывали, что в трио Шольц – Макрон – Драги, которые вместе посещали Киев и встречались с Владимиром Зеленским, настоящим лидером был как раз итальянский премьер-министр. Драги в последние месяцы занимал последовательно антироссийскую позицию, так что кто-то даже нашел в последних событиях «руку Москвы». Например, РИА «Новости» цитировало главу МИД Италии Луиджи Ди Майо, заявившего еще после первого прошения премьера об отставке: «У меня плачет сердце, когда в Москве вчера вечером поднимали тосты, Медведев радовался, потому что Путину на серебряном блюде подали голову Драги».
7 июля Борис Джонсон официально объявил, что принял решение уйти с постов премьер-министра Великобритании и лидера Консервативной партии на фоне целого ряда скандалов, в которые политик угодил за последние месяцы
Замерзнут ли немцы при Шольце?
Кадровый вопрос вообще стал одним из главных в последнее время в европейской политике, и речь не только о громком уходе Бориса Джонсона с поста премьера Британии. Недавно подала в отставку премьер-министр Эстонии Кая Каллас, правда, она может вернуться на свой пост, если будет создано правительство на основе новой коалиции. А еще в конце июня парламент Болгарии вынес вотум недоверия правительству Кирилла Петкова.
В последнее время все чаще стали говорить и о возможной отставке канцлера Германии Шольца. Его может сгубить как энергетический кризис в стране, так и настроения в немецком обществе, которое в целом чувствует разочарование от того, что страну после многолетнего правления Ангелы Меркель возглавил человек, явно недотягивающий по своему масштабу до «железной фрау».
В последнее время все чаще стали говорить и о возможной отставке канцлера Германии Олафа Шольца. Его может сгубить как энергетический кризис в стране, так и настроения в немецком обществе
Об этом пишут в том числе и западные издания вроде The Telegraph. Меньше недели назад один из авторов газеты обратил внимание на то, что в Германии развернулась настоящая драма с поиском виноватых в принятии катастрофических решений 10-летней давности об отказе от атомной энергетики, после чего Германия попала в полную зависимость от России. Так что теперь две трети избирателей осуждают Шольца за его неспособность обеспечить энергетическую безопасность страны. А Bild пишет, что половина немцев боятся замерзнуть предстоящей зимой из-за сокращения поставок газа из РФ и острой инфляции на территории ЕС.
Не определились со сменщиком Джонсона и в Консервативной партии Великобритании. В финал выборов на пост нового премьер-министра вышли экс-глава министерства финансов Риши Сунак и глава МИД Великобритании Лиз Трасс, одна из главных британских ястребов в отношении России. Причем лидером по набранным голосам стал Сунак, чьи предки приехали в Британию из Индии и Восточной Африки, — 137 голосов. Трасс получила 113 голосов. Третий кандидат, замминистра по международной торговле Пенни Мордонт, выбыла из гонки. Финальный тур голосования пройдет дистанционно. Сообщается, что принимать участие в голосовании будут все члены партии, которых на сегодняшний день около 200 тысяч. Результаты огласят 5 сентября, когда парламент возобновит свою работу после летнего перерыва.
Напомним, что 7 июля Джонсон официально объявил, что принял решение уйти с постов премьер-министра Великобритании и лидера Консервативной партии на фоне целого ряда скандалов, в которые политик угодил за последние месяцы.
«Ухудшение экономической ситуации в демократических обществах способствует учащению ротации правительств»
«Демократические системы будут меняться в сторону гораздо более авторитарных»
«В Италии правительственная чехарда — это вообще-то норма, — напомнил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ известный политолог-международник Федор Лукьянов. — На протяжении всей истории послевоенной Италии, за исключением периода, когда главной фигурой в итальянской политике был [Сильвио] Берлускони (четырежды занимал должность председателя совета министров Италии в период с 1994 по 2011 год — прим. ред.). Все остальное — это бесконечные правительственные кризисы. Система являлась в целом стабильной, но она была основана на бесконечной тряске». Сейчас итальянская политика, считает наш собеседник, вернулась в некотором смысле к своей норме.
«По всей Европе серьезный социально-экономический кризис, вызванный многими факторами, но катализированный конфликтом вокруг Украины и теми последствиями, которые он имеет для экономики европейских стран, — говорит Лукьянов и подтверждает, что нынешняя отставка — заметное событие не только в итальянском контексте, но и в общеевропейском. «Он один из самых авторитетных, солидных европейских политиков, — констатирует известный политолог. — Длительное время возглавлял европейский центробанк, считается в высшей степени компетентным. Тот факт, что он не смог удержать правительство, конечно, добавляет нервозности всем. В отсутствие крупных лидеров на европейской арене (а это явная проблема, это все сейчас признают) уход еще одного тяжеловеса ситуацию усугубляет».
В Германии же другая традиция, продолжает Лукьянов: «Там как раз, наоборот, тряска или неустойчивое правительство всегда было исключением. Немцы крайне не любят такую ситуацию и всегда старались ее избегать. Разговоры о том, что Шольц тоже может быть под угрозой, естественно, связаны с общеевропейским кризисом и тем фактом, что правительство у него сложное, там три составные части [коалиции]. Для Италии три составные части — совершенно нормально, а для Германии это скорее аномалия. Очень непривычная и сложная комбинация, партии разные, у них довольно разные направления мысли. А популярность канцлера падает, в нем население, пока по крайней мере, не видит того масштаба, который хотелось бы в это время». Вместе с тем собеседник «БИЗНЕС Online» считает, что нынешняя внутриполитическая ситуация в Германии отличается от того, что мы наблюдаем в Италии или Великобритании.
«Сейчас будут сыпаться все, — считает почетный председатель совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. — Драги не единственный, до того с грохотом слетел Джонсон, полетят и многие другие. Потому что и Европа, и значительная часть мира вошли в многомерный кризис. Естественно, население недовольно элитами. Поэтому демократические системы будут меняться в сторону гораздо более авторитарных, начнут проходить через периоды очень высокой турбулентности. Поэтому, я бы сказал, это совершенно нормальная ситуация, предсказуемая легко». Такая же судьба может постигнуть и Шольца. «Старые элиты, выросшие на волне либеральной глобализации, в условиях очень слабой политической конкуренции не справляются с проблемами, которые накопились, которые они решать не могут, — сказал Караганов „БИЗНЕС Online“. — Через 10 лет мы будем видеть во многих странах авторитарные режимы. Соответственно, сейчас элиты, которые проигрывают, сражаются за свое выживание любым способом. В том числе, например, нагнетанием совершенно ошеломительной вражды в отношении к России. Это один из способов консолидироваться внутри страны, то есть все, кто против нас, — за Путина».
Не ждут ничего хорошего для РФ Лукьянов с Карагановым и от нового премьер-министра Великобритании. «Общее направление политики Великобритании в отношении России и Украины совершенно железное. Там ничего не изменится при любой персоналии с точки зрения содержания, — уверен Лукьянов. — С точки зрения формы, вероятнее всего, есть некоторые разночтения. Потому что госпожа Трасс (ее считают более вероятным победителем) занимает не просто резкую, жесткую позицию по России и Украине, но еще и на это делает упор. Все-таки она министр иностранных дел, многие, кстати, не вполне уверены, насколько она компетентна в тех вопросах, которые нужны премьер-министру, а это не только международная политика». «Оба хуже», так оценивает кандидатов на кресло Джонсона Караганов. «Поскольку Британия в том числе делает ставку на развал континентальной Европы. А для этого ей нужны враждебные отношения с Россией», — считает он.
А вот политолог Константин Калачев призывает не списывать Европу со счетов раньше времени. «Я понимаю, к чему все хотят подвести. Потому что вы не первые, кто мне звонит с этой темой: „Расскажите нам про закат Европы, про то, что Путин опять всех переиграл, перехитрил. Кто его не слушал, тот потом не кушал“. Я думаю, что все несколько сложнее, — считает наш собеседник. — Нельзя отрицать то, что мы наблюдаем нарастание экономических проблем, что не может не отразиться на настроениях избирателей. Но Консервативная партия Великобритании остается у руля, в Италии то же самое, но меняются персоналии. И их смена происходит не только и не столько из-за их позиции по отношению к Украине». А ухудшение экономической ситуации во многом связано с последними «ковидными» годами и ограничениями, введенными в этот период.
«Ухудшение экономической ситуации в демократических обществах способствует учащению ротации правительств, — считает Калачев. — Это естественный ответ на возникающие риски и угрозы. Это поиск решений, позволяющих надеяться на лучшее будущее». Одновременно собеседник «БИЗНЕС Online» уверен, что рассчитывать на то, что «рано или поздно мы их измором возьмем», а к власти в Европе придут пророссийские лидеры, не стоит. «Да, есть желание у отдельных европейских политиков как можно скорее закончить украинскую историю, но это не делает их союзниками России», — резюмирует Калачев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.