Потери от утечки мозгов из России превышают прямой вывоз капитала — профессор Валентин Катасонов оценивает их в $4–5 триллионов. Ныне уехавшие поднимают в основном потенциал США — в сфере высоких технологий там трудятся 100 тыс. выходцев из России. Одних русских профессоров в американских университетах более 4 тысяч. Россию покинули 70–80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков. Необходимо срочно поставить заслон утечке мозгов, но как это сделать?
Валентин Катасонов: «Бегство мозгов из России резко активизировалось с началом санкционной войны»
Пора ставить заслон
Санкционная война коллективного Запада против России обнажила многие слабости российской экономики. Доставшаяся нам в наследство от СССР промышленное хозяйство за три десятилетия постепенно деградировало, превращаясь в «экономику трубы». Многие виды обрабатывающей промышленности разрушены, страна подсела на иглу добычи и продажи природных ресурсов. Единый народнохозяйственный комплекс, создававшийся в Советском Союзе на протяжении десятилетий, распался с развалом СССР…
Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. Начавшаяся 24 февраля санкционная война против России поставила в повестку дня задачу воссоздания полноценной экономики, которая не зависела бы от внешнего рынка и была технологически передовой, обеспечивающей военную и информационную безопасность страны.
Валентин Катасонов — доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. Шарапова, автор 10 монографий (в том числе «Великая держава или экологическая держава?» (1991), «Проектное финансирование как новый метод организации инвестиции в реальном секторе экономики» (1999), «Бегство капитала из России» (2002), «Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовые аспекты» (2002) и множества статей.
Родился в 1950 году. Окончил МГИМО (1972). В 1991–1993 годах был консультантом ООН (департамент международных экономических и социальных проблем), в 1993–1996 годах — членом консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В 2001–2011 годах— заведующий кафедрой международных валютно-кредитных отношений МГИМО (У) МИД России.
13 июля премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии по направлению «Промышленность» заявил, что отрасли в российской промышленности должны стать независимыми, и главный приоритет государственной экономической политики в условиях санкций — развитие собственного производства. «Промышленность — это локомотив экономики, ее ключевое звено. Страны, которые смогли успешно преодолеть мировые экономические кризисы и внешнее политическое давление, всегда опирались на свою собственную промышленность», — отметил премьер-министр.
18 июля президент РФ Владимир Путин выступил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам и сказал, что, несмотря на санкционные ограничения доступа к зарубежным технологиям, Россия не собирается отступать на десятилетия назад, она будет искать новые решения и развивать прежние наработки. Приоритетным направлением должно стать развитие так называемых сквозных технологий. Председателю правительства было поручено взять на особый контроль реализацию высокотехнологичных проектов, а за каждым направлением «закрепить ответственного в ранге вице-премьера».
И М. Мишустин, и В. Путин уже неоднократно говорили о необходимости более качественной подготовки в российских вузах специалистов по инженерным специальностям и поддержки исследований в области естественных наук. Без этого никакие технологические прорывы невозможны.
О деградации нашей естественной науки и подготовки кадров инженерно-технического профиля уже сказано и написано было много. И я повторяться не буду. Отмечу лишь, что задача по наведению порядка в сфере науки и высшего образования является необходимым, но не достаточным условием планируемых технологических прорывов. Важно, чтобы выпускники технических вузов и сотрудники научных институтов, лабораторий и ОКБ оставались в стране и решали задачи, работающие на Россию, ее экономику и военную безопасность. Необходимо поставить заслон на пути утечки мозгов — выезда специалистов на постоянное место жительства за рубеж.
Цифры ужасают
Три десятилетия Россия подвергается постоянному, масштабному ограблению Западом. Об этом я писал многократно (см., например: «Ограбление России». — М.: Книжный мир, 2015). К сожалению, о такой стороне ограбления России, как «утечка мозгов», часто забывают. Есть лишь некоторые оценки. Согласно одной из них, потери российской экономики от эмиграции граждан России за период 2000–2017 гг. составили более 27 трлн руб. (Масленников В.В., Линников А.С., Масленников O.В. ОЦЕНКА ПОТЕРЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ОТ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ДРУГИЕ СТРАНЫ. Финансы: теория и практика. 2018; № 22 (2). Оценка неполная, она учитывает лишь официальную эмиграцию (с отказом от гражданства РФ).
Расчеты других экспертов показывают, что реальные потери «утечки умов» в страны дальнего зарубежья за период 2002–2015 гг. могут составлять от 1,9 до 2,5 млн чел. с высшим образованием, в том числе порядка 7,2-9,6 тыс. докторов и кандидатов наук. В 2016 г. из России уехало более 40 тыс. специалистов. (С. В. Рязанцев, Е. Е. Письменная. Эмиграция ученых и высококвалифицированных специалистов из России: тенденции, последствия, государственная политика // Социология. 2016. № 4). Многие направления отечественной науки и техники лишились значительной части человеческого капитала. Так, по экспертным оценкам, в 1990–2000-е гг. Россию покинули 70-80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков (Пипия Л. К., Чистякова В. Е. Проблема «утечки умов» на фоне миграционных процессов в России // ИННОВАЦИИ № 8 (262) 2020).
А вот более свежая информация. В прошлом году главный учёный секретарь РАН Николай Долгушкин сообщил, что утечка мозгов ставит под угрозу успех финансируемого Кремлём нацпроекта «Наука». «Россия — единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается количество учёных», — отметил он. И назвал цифру выехавших в 2020 году из страны специалистов — 70 тысяч.
Бегство мозгов из России резко активизировалось с началом санкционной войны. Как в апреле сообщила The New York Times, в период с 24 февраля по 22 марта Россию покинуло от 50 тыс. до 70 тыс. специалистов, которые были заняты в секторах высоких технологий. По оценке газеты, в ближайшее время из России выедет еще от 70 тыс. до 100 тыс. таких специалистов
«Страной обетованной» для многих российских специалистов стали Соединенные Штаты, где им предоставлялись все условия для работы и обеспечивалась высокая (даже по американским меркам) заработная плата. Так, согласно экспертным оценкам, в середине прошлого десятилетия в сфере высоких технологий США были заняты свыше 100 тыс. специалистов — выходцев из России. В американских университетах, по самым приблизительным оценкам, профессорские должности занимают около 4 тыс. российских ученых.
Ещё в середине прошлого десятилетия Министерство образования и науки РФ оценило потери российской экономики от эмиграции и обнародовало оценки ущербов, которые несет Россия от потери одного специалиста (оценки зависели от специальности и способностей человека). Диапазон от 250 тыс. до 3 млн долларов в расчете на одного человека. Если взять усредненную оценку, равную 1 млн. долл. и приложить ее к вышеприведенной оценке количества уехавших из России специалистов в 2002–2015 гг., то мы получим величину ущерба, равную 1,9 — 2,5 трлн долларов. А ущерб за три десятка лет существования Российской Федерации, наверное, будет в два раза большим. Т. е. ориентировочно 4-5 трлн долларов.
«Кадры решают всё»
Несмотря на очевидную необходимость перекрыть отток специалистов из России, за предыдущие тридцать лет ничего практически сделано не было. А Запад, несмотря на всю жесткость антироссийских санкций, красный свет на въезд нашим специалистам не включает. Более того, надеется, что санкции спровоцируют дополнительный отток мозгов из России. Санкционная война поставила вопрос ребром: утечку мозгов надо перекрывать. Красный свет должны включить власти России. И это будет одним из наиболее эффективных ответных ударов России Западу. Можно ожидать, что подобный шаг вызовет бешеную реакцию со стороны Запада и к этому надо быть готовыми.
Не могу не вспомнить историю пятидесятилетней давности, которая касается мер, принятых в СССР по недопущению свободной утечки мозгов из нашей страны. В 1972 году из-за увеличения эмиграции из СССР в Израиль на фоне арабо-израильского конфликта было принято постановление, согласно которому эмигранты, имевшие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их обучение в вузах. Например, размер компенсации для выпускника МГУ составлял 12 200 рублей. Это был не запрет, а лишь мера экономического характера. И тем не менее на Западе поднялся вой. А реакцией на постановление стало принятие Конгрессом США в 1974 году так называемой «поправки Джексона — Вэника». Это была поправка к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. СССР был лишен режима наибольшего благоприятствования в торговле с США.
Это постановление советского государства фактически перестало действовать в 1987 году. Однако, несмотря на начавшийся «детант», Вашингтон поправку Джексона — Вэника не отменил. Поправка продолжала действовать в отношении Российской Федерации уже после исчезновения СССР. Десять лет назад возникла вообще абсурдная ситуация. 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО, но зафиксированные этой организацией нормы торговли не могли применяться в торговле между Россией и США из-за продолжавшей действовать поправки Джексона — Вэника. Лишь в декабре 2012 года Конгресс США принял решение об отмене поправки, но взамен неё против России были введены санкции по «списку Магнитского». А весной 2014 года Вашингтон обнародовал большой пакет новых санкций против Москвы в связи с возвращением Крыма в состав России.
Не было ни одного дня за всё время существования Российской Федерации, чтобы против нее не действовали те или иные санкции США. Просто ни американская, ни российская сторона старались это не афишировать. Нынешняя санкционная война против России — продолжение многих десятилетий дискриминационной политики Запада в отношении нашей страны.
Примечательно, что СССР на протяжении всей своей семидесятилетней истории тоже находился в постоянных торговых и кредитных блокадах, но специалистами не разбрасывался. Готовил их, обеспечивал интересной работой, отправлял за границу для изучения зарубежного опыта, но требовал обязательного возвращения на родину. В годы индустриализации широко привлекал к проектированию и строительству новых промышленных предприятий зарубежных, в том числе американских, специалистов. Этот опыт надо возрождать. Как говорил И. В. Сталин, «кадры решают всё». Особенно кадры специалистов.
Валентин Катасонов
«Фонд стратегической культуры», 21.07.2022
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.