Судя по всему, ничто не помешает Казани в феврале 2023 года с размахом отметить 150-летие нашего земляка Федора Шаляпина Судя по всему, ничто не помешает Казани в феврале 2023 года с размахом отметить 150-летие нашего земляка Федора Шаляпина Фото: «БИЗНЕС Online»

«Многие западные режиссеры хотят работать у нас, но боятся»

Гонорар в 6,43 млн рублей (по нынешнему курсу ЦБ это более 107 тыс. евро) за спектакль — впечатляющая для российского регионального театра цифра —бросается в глаза при обнаружении на сайте госзакупок контракта театра им. Джалиля с итальянским режиссером Джузеппе (Бепи) Морасси на постановку «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. И вроде бы мы уже привыкли к впечатляющим бюджетным тратам казанской оперы, но ее директор Рауфаль Мухаметзянов опять всех удивил во-первых, рекордной для своего театра сделкой (до того режиссеры в столице РТ получали в разы меньше, хотя и больше, чем в других оперных домах за пределами Москвы и Петербурга), во-вторых, приглашением постановщика из Европы на фоне разрушения связей России со Старым Светом на разных уровнях. Это особенно заметно с учетом того, что недавно объявивший свои планы на следующий сезон Большой театр был вынужден отменить все проекты с участием зарубежных режиссеров и хореографов.

Кстати, на фоне Большого театра можно оценить и величину казанского гонорара Морасси. Этим летом гвоздем сезона в Москве должна была стать «Хованщина» Модеста Мусоргского в постановке британца Саймона Макберни. Так вот, согласно базе «Контр.Фокус», режиссер из Англии должен был получить 120 тыс. евро. Но в данном случае речь идет об отложенном по понятной причине оригинальном спектакле мировой знаменитости, лауреате премии Лоуренса Оливье, главной театральной награды Великобритании, да и финансовые возможности Большого в масштабах страны почти безграничны. Морасси же в Казани почти наверняка осуществит перенос какого-то из своих предыдущих «Севильских цирюльников», на это косвенно указывает и тот факт, что он числится художником-постановщиком и художником по костюмам спектакля.

Питерский Иван Грозный, «паяц» из Штатов и Казарновская: топ-50 гонораров казанской оперы

Что же за итальянца, сделавшего себе подарок на будущее 69-летие (он его отметит 1 августа), везут в столицу Татарстана? Широкой аудитории имя не слишком известно. Это локальный постановщик, хотя и вполне уважаемый в профессиональных кругах Италии. Венецианец, на фото больше напоминающий университетского профессора, дебютировал на сцене в 1979 году в драматическом театре, а через пять лет попробовал себя в опере. Уже в XXI веке Морасси увлекся национальной классикой, в частности осуществив постановки «Любовного напитка» Гаэтано Доницетти и «Севильского цирюльника» Россини в нескольких редакциях. Оба спектакля Морасси сделал и для венецианского театра «Ла Фениче» («Феникс»), где долгое время был штатным режиссером.

Вроде бы, мы уже привыкли к впечатляющим бюджетным тратам казанской оперы, но ее директор Рауфаль Мухаметзянов опять всех удивил Вроде бы, мы уже привыкли к впечатляющим бюджетным тратам казанской оперы, но ее директор Рауфаль Мухаметзянов опять всех удивил Фото: «БИЗНЕС Online»

«Морасси большой специалист по операм Россини и Доницетти, — поделился с „БИЗНЕС Online“ итальянский дирижер, много лет работающий в России, Фабио Мастранджело. — Он много раз ставил „Севильского цирюльника“. Я рад, что Бепи согласился приехать в Россию в столь непростое время. Многие западные режиссеры хотят работать у нас, но боятся, хотя я не понимаю, как связаны между собой оперный спектакль и политические взгляды человека. Морасси — один из тех, кто ценит и преподносит прозрачную красоту итальянского бельканто, хотя сегодня в Италии ее многие стесняются. За это я его уважаю».

В свою очередь, экс-глава отдела творческого планирования Большого театра, ныне автор известного влога «Сумерки богов» Вадим Журавлев в ответ на просьбу прокомментировать приглашение Морасси в Казань сослался на один из своих роликов, где еще до пандемии автор называл нынешнее состояние итальянских оперных театров настоящей болью. Тот же «Ла Фениче», еще 40 лет назад слывший одним из ведущих национальных коллективов, по словам Журавлева, нынче предлагает состоятельным туристам за 200 евро неважную игру оркестра, а ведущим солистам только и остается, что петь себе в убыток — всего за 2–3 тыс. евро.

Джузеппе Морасси (на фото) в Казани почти наверняка осуществит перенос какого-то из своих предыдущих «Севильских цирюльников», на это косвенно указывает и тот факт, что он числится художником-постановщиком и художником по костюмам спектакля Джузеппе Морасси (на фото) в Казани почти наверняка осуществит перенос какого-то из своих предыдущих «Севильских цирюльников». На это косвенно указывает и тот факт, что он числится художником-постановщиком и художником по костюмам спектакля Фото: соцсети

«Приезд Бепи в театр имени Джалиля — история чисто коммерческая»

В афише театра им. Джалиля уже есть «Севильский цирюльник» — экспериментальная постановка Юрия Александрова 2014 года, которую показывали совсем недавно в июле 2022-го, видимо, в последний раз. Впрочем, зрительским фаворитом данный спектакль никогда не был, застряв где-то на полпути между современным театром и привычным для Казани пресловутым «следованием традиции».

Морасси же — как любят в ТГАТОиБ, убежденный классик. Он не отправляет героев Россини в Голливуд, как Мартин Лингбо в Опере Тель-Авива, и не переносит действие в модернистский театр, как Евгений Писарев в ГАБТе. В почете у крепкого, но не звездного мастера аутентичная красота и аккуратное ученическое следование авторскому замыслу. Однако стоит ли этот подход больших гонораров? Получается, что рекордную для казанской оперы сумму театр готов выложить за спектакль, лишенный главной театральной фишки —  личного голоса автора, скрытого за традиционными старомодными интерьерами, панталонами, кринолинами, париками и постановочными штампами.

«Иностранные режиссеры сегодня на нашей сцене действуют редко, — рассказал нашему корреспонденту известный театровед Алексей Парин. — В данном случае речь не идет о том, чтобы выбрать качественного мастера. Театр ищет режиссера, который решится приехать в Россию, несмотря на общественно-политическую обстановку, и привлекает его огромными гонорарами. Возможно, у Морасси мало работы в Италии и он согласился поставить спектакль в Казани».

«Приезд Бепи в театр Джалиля — история чисто коммерческая», — говорит эксперт «БИЗНЕС Online». «Руководство труппы хочет иметь в афише иностранное имя, поэтому за большие деньги пригласило в Казань режиссера третьего ряда», — полагает Парин. Потенциал же самого постановщика собеседник нашей газеты оценил в свое время на «Любовном напитке» в «Ла Фениче», посетовав на стандартные выходы героев «справа налево и слева направо, не более того». В этом смысле возможный перенос его «Севильского цирюльника» в ТГАТОиБ логичен и закономерен. «Музыкальные свершения в театре Джалиля бывают, но по части театральной режиссуры коллектив не блещет достижениями», — говорит Парин.


Кстати, «Севильский цирюльник из «Ла Фениче» в режиссуре Морасси выложен на YouTube, и под видео немало положительных комментариев от ревнителей классики.

«Итальянская оперная режиссура сегодня довольно консервативна, современных мастеров, которых признают на мировых оперных сценах, немного, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ оперный критик, обозреватель „Коммерсанта“ Сергей Ходнев. — Морасси — локальный режиссер. До сих пор он ставил в основном в Италии, и работа в Казани существенно расширит его творческую географию. Очевидно, в театре имени Джалиля хотят, чтобы „Севильский цирюльник“ стал у них таким же хитом, как и в „Ла Фениче“. В спектакле действительно есть россиниевская живость и остроумие. Но все эти балконы, парики, Фигаро с сеточкой на волосах… Когда смотришь „Цирюльника“ Морасси, трудно сказать, когда именно он был поставлен — сейчас или в XIX веке».

Оперный певец Федор Шаляпин в роли дона Базилио в опере "Севильский цирюльник" на сцене Большого театра Оперный певец Федор Шаляпин в роли дона Базилио в опере «Севильский цирюльник» на сцене Большого театра Фото: © РИА «Новости»

«Музыка Россини украсит любой юбилей, если ее исполнить должным образом»

Напомним, грядущая премьера — оммаж Федору Шаляпину, и как раз здесь ТГАТОиБ все рассчитал верно. Театр напомнит о яркой характерной роли легендарного баса, Доне Базилио, вместо хрестоматийных образов певца — Бориса Годунова и Мефистофеля. По воспоминаниям очевидцев, партию первого солист исполнял филигранно, а сгорбленный длинноносый учитель музыки, так непохожий на реального Шаляпина, остался запечатленным на забавном портрете. «Это абсолютный интерпретаторский шедевр, — рассказывает о знаменитом уроженце Казани Парин.  — Чтобы создать комедийный образ Базилио, Федор Иванович использовал собственный грим и движения. То, что в честь его юбилея оперу ставит итальянский режиссер, на мой взгляд, заслуживает уважения».

Очевиден и просветительский посыл проекта, которым часто оправдывает свою репертуарную политику руководство театра им. Джалиля. В контексте 150-летия со дня рождения певца спектакль подчеркнет масштаб и широту деятельности русского солиста, а также усладит слух меломанов. «Шаляпина-Годунова мы прекрасно знаем в том числе по портрету Коровина, — отметил Ходнев. — Но нельзя забывать, что Федор Иванович много выступал за границей, имел большой репертуар, и роль Базилио уместно напоминает об этом. Да и музыка Россини украсит любой юбилей, если ее исполнить должным образом».

«Так плохо! Не можем вас взять», – сказали певице из Казани в театре им. Джалиля, теперь она поет в Большом

Премьерой «Севильского цирюльника» от венецианца Морасси главные события Шаляпинского фестиваля – 2023 не ограничатся. В официально озвученных планах на новый сезон вышеупомянутого Большого театра значатся гастроли в Казани, гала-концерты солистов оперной труппы запланированы на 28 и 29 февраля. В пресс-службе Большого нам сообщили, что пока рано говорить о концепции самих концертов или составе вокалистов, которые в них примут участие. Между тем было бы любопытно, если бы на сцене театра им. Джалиля в качестве приглашенных звезд выступили штатные солисты главного театра страны или же активно с ним сотрудничающие Рузиль Гатин и Альбина Латипова — певцы из столицы РТ, которых в свое время по итогам прослушиваний не захотели принять на работу в казанскую оперу.