ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ НА СЧЕТ 1-2-3

Как выяснилось вчера в ходе презентации в УК «Уютный дом», систему «Открытая Казань» городские власти совместно с компаний FIX разрабатывают и внедряют уже полтора года, а запуск состоялся в декабре. Чтобы воспользоваться новым сервисом, нужно зарегистрироваться на сайте open.kzn.ru или просто позвонить на короткий номер 123 (с городского) либо 236-4-123 (с мобильного).

Демонстрируя простоту использования системы премьеру Ильдару Халикову, исполнительный директор FIX Тимур Хуснутдинов так и поступил, пожаловавшись через телефон на то, что в квартире стало слишком душно. Дозвонились с первого раза. Вежливый женский голос уточнил все детали и сказал: «Ждите». После этого на компьютере в комнате, где проходила презентация, что-то пикнуло.

- Вы слышали этот звук? Заявка в электронном виде уже поступила в управляющую кампанию, а на сайте ее может увидеть любой желающий, - обрадовался Хуснутдинов.

Пока он это говорил, уже заработал принтер. Это диспетчер «Уютного дома» в два щелчка мышкой закрепила за заявкой подрядчика и превратила ее в бланк заказа. Бланк получает конкретный слесарь или электрик. Выполнив заказ, он берет с жильца подпись и приносит бумагу к себе в контору. После этого бланк сканируют и вносят в систему.

На этом процесс, однако, не заканчивается: диспетчер call-центра делает контрольный звонок жильцу и, только если у того претензий нет, дает добро на перечисление денег подрядчику. В противном случае заявка продолжает висеть немым укором. Когда нормативные сроки выйдут, сигнал пойдет начальству по вертикали – от директора УК до чиновников исполкома.

- Исполком Казани видел эту систему? – удивленно спросил премьер, для которого «Открытая Казань», похоже, стала полнейшим сюрпризом. - Честно говоря, вижу эту работу впервые…

DSC_5014.jpg
Исполнительный директор FIX Тимур Хуснутдинов продемонстрировал простоту использования новой IT-системы «Открытая Казань»

Первыми достоинства системы смогли оценить жители Московского района, сейчас к ней подключились уже 7 управляющих компаний с охватом примерно на половину населения столицы. Среди них - уже названный УК «ЖКХ Московского района» и УК «Уютный дом», а также ТСЖ «Азино-1», УК «Сервис-Гарант», УК «РЖУ Советского района», УК «ЖКХ Авиастроительного района» и УК «ЖКХ Приволжского района».

За это время описанным выше способом обработано более 7 тыс. заявок, из них 6,3 тыс. уже закрыто. Учитывая практически полное отсутствие рекламы, число весьма солидное, ведь всего по Казани таких жалоб поступает 40 - 45 тыс. в год. В мае система станет доступна всем казанцам.

- 40 процентов обращений в мэрию города, в интернет-приемную – это проблемы ЖКХ. Более половины из них – на некачественное обслуживание. Почему? Человеческий фактор – ушел, не дошел, дверь закрыта… Как мы можем контролировать это? Рублем! Люди платят немалые деньги, но на стыке между жителем и системой ЖКХ сидит тетя Клава, которая пришла из дома, поругавшись с соседями, и суп в дежурке кипятит, бросая трубку со словами «Перезвоните»… Больше не получится кипятить. Пока не исполнишь заявку, денег населения не получишь, - образно пояснил пользу системы присутствовавший на презентации мэр Казани Ильсур Метшин.

DSC_5024.jpg

«Моя мечта, чтобы квартиросъемщик Халиков мог взять мобильный телефон, получить счет и заплатить за те услуги, которые реально оказаны. Мы изучали вопрос – в таком виде этого нет нигде в мире!», - поделился премьер. На что Метшин отшутился: «Мы не Газпром, но и у нас в Казани мечты иногда сбываются»

ПОДАРОК НЕИЗВЕСТНОМУ КАЗАНЦУ

В ходе обсуждения чувствовалось, что Халиков, видимо, на пару с министром информатизации Николаем Никифоровым корпеет над темой электронных услуг с утра до вечера. По крайней мере, с профессиональными IT-шниками FIX он общался как рыбак с рыбаком, обсуждая проблемы биллинга, эквайринга, процессинга и другие подводные камни. В частности, настоящий бич подобных систем – телефонное хулиганство, ложные вызовы (наподобие того, что только что произошло в этой комнате, хотелось заметить). Премьер посоветовал номера хулиганов нещадно блокировать.

- Моя мечта – это чтобы квартиросъемщик Халиков мог взять мобильный телефон, получить счет и заплатить за те услуги, которые реально оказаны. И получить ответ: «Спасибо за своевременную оплату услуг ЖКХ». Мы изучали вопрос – в таком виде этого нет нигде в мире! По другим видам услуг есть, а по ЖКХ нет, - поделился образом будущего премьер.

- Мы не "Газпром", но и у нас в Казани мечты иногда сбываются, - отшутился Метшин.

Впрочем, возможность оплатить услуги есть уже сейчас, причем, как с гордостью отметили разработчики, с рекордно низкой комиссией – 0,95%.

- По России колеблется от 2,5 до 5 процентов, есть даже и 7 процентов, - со знанием дела согласился премьер.

А затем, сев за компьютер, лично протестировал систему платежей, отправив деньги на чей-то случайный лицевой счет со своей пластиковой карты.

- Все, теперь вы мне должны тысячу рублей и 50 копеек, - повернулся он к Метшину, когда платеж прошел.

- Ну, 50 копеек вы от себя добавили, - поддержал игру мэр.

Какую именно старушку осчастливил премьер, осталось загадкой.

«ВСЕ ВЫЛЕЗЕТ: И ИНОМАРКИ, И ГСМ»

Разобравшись с плюсами для горожан, заговорили о том, как система поможет рулить ЖКХ самим жилищникам и чиновникам. Как выяснилось, система автоматически собирает статистику жалоб по каждому дому и выдает ее в виде отчетов. Например, если с одного дома постоянно идут жалобы на протекающие трубы, это повод включить его в программу капремонта именно по этому виду услуг.

- Вся эта аналитика важна и мне, как мэру, для принятия управленческих решений, - заявил Метшин. – И люди будут видеть, в каком состоянии находится их дом, и соответственно, теребить власти… Мэр, руководитель исполкома, зам по ЖКХ, председатель комитета, глава района, управляющая компания – вот шесть рабочих столов, где будет такая информация.

При этом мэр все же отметил, что «далек от мысли», будто с помощью одного лишь сайта можно перестроить всю систему: «Люди-то те же самые сидят».

Тем не менее, по оценке премьера, система действительно выстроена грамотно и на 100% соответствует тем задачам, которые ставит правительство.

- Контроль – это принципиально важно! Когда нет конечной системы реагирования, то все эти программные продукты – а я их видел немало – чистый обман бюджета. Тратится куча денег, что-то из них еще и распиливают, а потом несут показать начальнику, не более того… «Открытая Казань» дает статистику – именно по цифрам, связанным с управленческими расходами, - отметил Халиков. – И тогда все вылезет: и иномарки, и ГСМ, и количество людей. И очень хорошо становится понятно, куда уходят деньги.

Уже уходя, он выразил намерение распространить систему на весь Татарстан.

- Для родной республики ничего не жалко, - улыбнулся Метшин.

moduli.jpg

МЕЦЕНАТСТВУЮЩИЕ ПРОГРАММИСТЫ

Уже после презентации корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался найти ответ на животрепещущий вопрос: а кто оплачивает все это? Как неожиданно оказалось, система «Открытой Казани» разрабатывается компанией FIX практически на общественных началах – с прицелом на клиентов из других городов России. Как признались разработчики, Казань получила систему бесплатно и бесплатно же внедряет ее в управляющих компаниях.

Труд примерно полусотни специалистов FIX оплачивает из своих собственных средств, вырученных по другим направлениям (в первую очередь компания зарабатывает на онлайн-играх). При этом права на готовый продукт, в отличие от любых других аналогов, принадлежат исполкому. То есть УК не придется постоянно платить кому-то за лицензию.

Что заставило компании пойти на, казалось бы, столь кабальные условия? По словам президента и собственника FIX Дмитрия Еремеева, реализовав пилотный проект, компания получит бесценный опыт и живой пример работы системы в действии. А уж потом ее можно предлагать за деньги. Желающие есть: сразу после презентации представители FIX полетели заключать контракт с Ханты-Мансийском.