Буря бушует вокруг полуострова «Локомотив». За самый большой в Казани общедоступный яхт-клуб — центр парусного спорта и водного туризма — развернулась судебная война. Спорят между собой основатель центра, известный яхтсмен Олег Тюрин, и его бизнес-партнер Андрей Трофимов, чья семья в 2019 году анонсировала реновацию центра. О том, как парусную идиллию разрушают деньги, — в материале «БИЗНЕС Online».
В 1956–1958 годах на полуострове, вдающемся в Волгу к югу от Кировской дамбы, возник центр парусного спорта «Локомотив» на базе спортивного общества железнодорожников
Яхт-клуб за подписью Исхакова
Парусный спорт стал популярным в Казани после заполнения Куйбышевского водохранилища. В 1956–1958 годах на полуострове, вдающемся в Волгу к югу от Кировской дамбы, возник центр парусного спорта «Локомотив» на базе спортивного общества железнодорожников.
В 1960-е в бухте уже вовсю тренировались спортсмены-парусники, а к 1980-м там стал зарождаться первый в Казани яхт-клуб.
В это же время неформальным лидером «Локомотива» становится Олег Тюрин. Он организовал там парусную школу, не первую, но объединившую многих казанских любителей парусного спорта.
Родился в Шемордане, вырос в Казани. После службы в армии познакомился с морем. Трудился матросом на рыболовецком судне в Мурманске с середины 1970-х по 1980 год. Далее в Казани устроился в Татарский академический театр, где был личным водителем известного режиссера Марселя Салимжанова. Тогда же Тюрин начал посещать «Локомотив». Позже работал завхозом, а к 1990-м — директором парусной школы.
В 2006 году Тюрин стал капитаном яхты депутата Госдумы Айрата Хайруллина. У компании «Эдельвейс», принадлежавшей второму, была одноименная парусная крейсерская яхта модели Bavaria Cruiser 46. В беседе с нашим корреспондентом Тюрин вспоминал, как семья Хайруллиных полюбила парусные суда: «У них были большие катера. Я Айрату Назиповичу тогда сказал, что нужен ветер. Катер — это же бензоящик, гонять на скорости можно и на мотоциклах. На воде нужен отдых, и я его уговорил купить небольшую парусную яхту —„Баварию“. Я говорил, что мы, яхтсмены, смотрим на вас, катерников, как альпинисты на садоводов. И это его подстегнуло», — вспоминает капитан.
Хайруллин путешествовал по морям много, проходил через Гибралтар, Италию, Францию, Хорватию, Марокко… Парусную яхту трагически погибшего в авиакатастрофе депутата и предпринимателя его наследники продали осенью прошлого года, пригнав ее из греческих Салоник.
«В 1990-е ликвидировали парусную школу „Радиоприбор“. В итоге мы ее перевезли на „Локомотив“: так там появилась первая парусная школа. Потом стали приходить и крейсерские яхты», — рассказывает Тюрин, который возглавил спортшколу «Локомотив» в 1991 году.
Олег Тюрин организовал на полуострове парусную школу, не первую, но объединившую многих казанских любителей парусного спорта
Земля под яхт-клубом долго была ничейной, причем в прямом смысле слова: ее вообще не было в госреестре, она числилась зоной затопления. В 1993-м здесь появились первые понтоны для стоянок. Тюрин вспоминает: чтобы придать официальный статус новому яхт-клубу, решился на первое в истории России кругосветное путешествие на деревянной парусной яхте. Тогда на это обратили внимание первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и мэр Казани Камиль Исхаков. В итоге команда была собрана, и под командованием Тюрина флаг республики пронесли через земной шар.
Земля под яхт-клубом долго была ничейной, причем в прямом смысле слова: ее вообще не было в госреестре, она числилась зоной затопления
9 мая 1999 года яхта «Норд Стар» с Тюриным на капитанском мостике вошла в территориальные воды Казани: кругосветчиков встречали с помпой. Яхтсмены принялись за благоустройство «Локомотива»: поставили причалы, проложили кабели для электричества, обращались во все инстанции за помощью. В итоге в 2004-м вышло постановление мэра Казани Исхакова о создании яхт-клуба на берегу Волги, а земельным участкам присвоили кадастровые номера.
Сейчас полуостров — место для дислокации нескольких яхт-клубов
Сейчас полуостров — место для дислокации нескольких яхт-клубов. Это «Тимерхан», который принадлежит холдинговой компании «Ак Барс». Вторым клубом владеет ТАИФ, но над ним все еще развевается флаг «Казаньоргсинтеза», отошедшего СИБУРу. И, наконец, старейший клуб — центр парусного спорта и водного туризма.
Как создали центр парусного спорта и когда произошел разлад
В 2003 году на полуострове создается некоммерческое партнерство «Центр парусного спорта и водного туризма». Вместе с Тюриным учредителями стали детский тренер Андрей Куклин и бизнесмен Андрей Трофимов.
До нулевых работал в коммерческом отделе Горьковской железной дороги. Затем загорелся идеей развития парусного спорта. На «Локомотив» Трофимов пришел в 2003 году, тогда же подружился с Тюриным, после чего окончательно погрузился в мир яхт: сам приобрел небольшой парусник, на котором бороздил просторы Волги. В 2018-м его исключили из центра, тогда он уже был в руководстве ООО «Волжский», где работает и по сей день. Директором ООО сейчас числится его сын Вадим Трофимов.
Директором центра выбрали Трофимова, на него возложили всю ответственность за ведение финансово-учетной политики и бухгалтерской отчетности. Тюрин не мог возглавить центр, поскольку тогда он еще был директором спортшколы и руководить двумя организациями не мог. В ноябре 2003 года в центре появляется бетонная площадка с причалами для яхт, которую, как рассказывает Тюрин, делали яхтсмены своими руками. Зарегистрировали ее на директора Трофимова. Просто нужно было на кого-то оформить, а т. к. Трофимов являлся директором партнерства, то эту роль возложили на него. К 2006-му площадку узаконили, и с тех пор значительная часть полуострова и водного объекта стала принадлежать некоммерческому партнерству. Сейчас кадастровая стоимость участка, согласно открытым данным, составляет 18,4 млн рублей.
Разлад в тандеме Тюрин – Трофимов наступил в 2018 году. Тюрин, как он рассказал «БИЗНЕС Online», до того не лез в документы и управление центра, полностью положившись на совладельцев. Но в мае 2018-го, по словам Тюрина, яхтсмены стали уходить с полуострова один за другим. При этом интересовались у Тюрина, почему они теперь платят деньги за аренду не в центр, а в некое ООО «Волжский». Тюрин поинтересовался происходящим у Трофимова и якобы получил ответ: «Теперь это мое, я все купил. Мы в твоих услугах больше не нуждаемся».
Тюрин только после этого узнал, что главный актив центра — его пристань — был выведен с баланса зимой 2016–2017 годов.
В 2003 году на полуострове создается некоммерческое партнерство «Центр парусного спорта и водного туризма»
Версия МВД: пристань «увели» фиктивным обменом, а водную гладь — за 100 рублей
Тюрин написал заявление в полицию. Следствие возбудило в отношении Трофимова уголовное дело по ст. 159, 160 и 201 УК РФ — бизнесмена обвинили в особо крупном мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и присвоении имущества.
Прямо сейчас дело рассматривает Приволжский районный суд Казани. Суть описана в обвинении (копия заключения следствия есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). Следствие пришло к выводу, что Трофимов в течение 8 лет действовал исключительно в своих интересах. Все началось в марте 2010 года, когда он приобрел для центра понтоны за 6,9 млн рублей. Продал их центру некий индивидуальный предприниматель по фамилии Кучеров. Следствие считает, что это родственник Трофимова. Через месяц был заключен еще один договор — центр продал Кучерову причальную стенку стоимостью 7 млн рублей. Не имея доступа к причальной стенке, нельзя спустить яхту на воду.
Тюрин лишь в 2018 году узнал, что главный актив центра — его пристань (на фото) — был выведен с баланса зимой 2016–2017 годов
По документам произошел обмен с доплатой в 100 тыс. рублей. Но, как доказало следствие, договоры фиктивны, понтоны были построены на деньги центра, а как последние оказались в собственности Кучерова — большая загадка. Тюрин утверждает, что они были выведены с баланса центра незаконно. В 2019 году Кировский райсуд признал оба договора недействительными. Вывод причала из собственности «Локомотива» и последующий выкуп понтонов лег в основу обвинения.
Что произошло с причалом дальше? Стенку передали в ООО «Верона Порте» (фирма ликвидирована в 2015-м), которое позже еще раз передало ее в ООО «Волжский», где учредителем числился сам Трофимов, а затем директором ООО стал его сын Вадим. Фирма была создана в Казани в 2012 году.
Центр пытается взыскать с ООО «Волжский» в лице Трофимова-младшего упущенную выгоду — 31 млн рублей. Позиция представителей ООО следующая. Организация в принципе согласна выплатить упущенную выгоду, но не 31 млн, а порядка 700 тыс. рублей, мол, сезон длится не полгода. По словам Трофимова, экспертиза на 31 млн была выполнена некорректно. «Мы доказываем свое, сколько лодок стояло по факту и какие были расходы», — рассказал он. Упущенную выгоду эксперты считали по количеству лодко-мест. Центр указал порядка 160 мест стоянок, в то время как представители ООО «Волжский» настаивают, что мест у центра изначально было 60. «Экспертизу сделать сложно. Вы сегодня поставите лодку, потом на месяц ушли. Место стоит, а вы гуляете, выгоды нет», — говорит Трофимов.
Опираются представители Трофимова на то, что «Волжский» в сезон зарабатывал копейки, тратя на охрану, уборщиц и т. д., указывая смешные суммы заработка — несколько десятков тысяч. Но охрана и уборщица оформлены не были, а электричество долгое время оплачивал сам центр. Причем в суде представители «Волжского» говорят, что это весь заработок за сезон, в то время как в документах четко прописано: в месяц. Сезон же длится с 1 мая по 30 октября. Отсюда и вытекает 31 млн рублей за несколько лет неправомерного пользования водным объектом и причальной стенкой. Первая экономическая экспертиза была выполнена с ошибками, в связи с чем суд принял решение назначить повторную, в данный момент ей дан старт.
Второй эпизод дела связан с выводом денег из центра парусного спорта на счета фирмы Трофимовых ООО «Волжский». Основание, согласно материалам дела, являлось надуманным — забивание свай. Никаких услуг, считает следствие, оказано не было, а яхт-клуб в итоге лишился 457 тыс. рублей. Произошло это 13 сентября 2016 года.
Следствие возбудило в отношении Андрея Трофимова уголовное дело по ст. 159, 160 и 201 УК РФ — бизнесмена обвинили в особо крупном мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и присвоении имущества
В том же 2016-м Трофимов, не ставя в известность учредителей центра, принял решение перевести весь водный объект (всю водную территорию центра парусного спорта) в ООО «Волжский», чтобы брать деньги за стоянку с владельцев лодок себе, а центр оставить в стороне от заработка, сказано в обвинительном заключении. Для этого, пришли к мнению эксперты МВД, были подделаны протоколы собраний учредителей, в ходе которых согласовывались сделки.
Причальную стенку (на фото) передали в ООО «Верона Порте» (фирма ликвидирована в 2015 году), которое позже еще раз передало ее в ООО «Волжский», где учредителем числился сам Андрей Трофимов, а затем директором ООО стал его сын Вадим
«Осознавая, что действует незаконно, достоверно зная, что не имеет права заключать сделки с заинтересованностью без их одобрения общим собранием участников некоммерческого партнерства, умышленно не согласовал ее и передал права на водный объект, принадлежащий НП „ЦПСиВТ“, в ООО „Волжский“, учредителями которого являются он и его сын», — сказано о действиях Трофимова в обвинительном заключении.
Так компания Трофимова получила 0,072 кв. км Волги. Точнее, обрела право на использование водного участка, который территориально прикреплен к Куйбышевскому водохранилищу. Сумма сделки составила смешные 100 рублей. «Волжский», получив воду, стал сдавать в аренду места для стоянок яхт, заработав порядка 6 млн рублей за два года. Всего же, по подсчетам центра, некоммерческое партнерство упустило выгоду на 17,8 миллиона (по подсчетам независимой экспертизы — 31 млн рублей).
Новый собственник уверяет, что никого не обманывал, а, наоборот, пытался спасти клуб
«БИЗНЕС Online» обратился к Трофимову за комментарием. Он уверяет, что все передачи прав собственности были законны. Вину он не признает ни по одному эпизоду. Сейчас Трофимов занимает должность заместителя директора ООО «Волжский». Он рассказывает свою версию событий.
«Я пришел как учредитель некоммерческого партнерства. Далее происходило развитие центра парусного спорта и водного туризма. Мы избрали Тюрина председателем некоммерческого партнерства. Затем он убирает из учредителей Куклина. В 2011 году его избрали председателем, в 2018-м он подделал подпись, чем продлил себе срок. Тогда же исключает меня из членов партнерства, — рассказывает Трофимов. — Это рейдерский захват, когда человек убирает одного учредителя, второго...»
В 2019 году Трофимовы (Андрей и его сын Вадим) анонсировали планы по реконструкции яхт-клуба. Инвестиционный проект на пять лет — новые коммуникации, ресторан, здание яхт-клуба, причалы на 200 судов и даже открытый пляж — оценили в 140 млн рублей
Трофимов уверяет: право пользования водой (а значит, и пирсом) оказалось на балансе его компании по доброй воле. «Было принято словесное коллегиальное решение», — эту фразу Трофимов использовал во время допроса. Дело, говорит он, вот в чем: центр должен был постоянно следить за качеством воды — брать заборы, передавать их на экспертизу, подавать отчеты в надзорные органы. Центр с бюрократией не справлялся, и тут на помощь пришла фирма «Волжский», которая и взяла на себя соответствующие обязательства. Так право пользования водой якобы и перешло от центра парусного спорта к частной компании семьи Трофимовых.
В 2019 году Трофимовы (Андрей и его сын Вадим) анонсировали планы по реконструкции яхт-клуба. Инвестиционный проект на пять лет — новые коммуникации, ресторан, здание яхт-клуба, причалы на 200 судов и даже открытый пляж — оценили в 140 млн рублей. Но инвестора представители ООО «Волжский» держали в секрете. Позже оказалось, что его не было — никто не захотел вкладывать деньги, заявил нашему корреспонденту Трофимов-старший.
К слову, его сын, директор «Волжского», проходит по делу свидетелем, но в суд не является. По слухам, он за границей.
На данный момент центр парусного спорта и водного туризма получил лицензию Ростуризма. Несмотря на уголовные дела, ООО «Волжский» расположено по-прежнему на своем месте. Бетонная площадка на берегу, откуда суда спускают на воду, остается у компании в аренде на 49 лет, владельцы судов платят «Волжскому» деньги за зимнюю стоянку лодок и автомобильную парковку.
Причальная стенка огорожена, выход к воде закрыт от посторонних. На трапе, ведущему к пирсам центра (своих пирсов у «Волжского» нет), висит табличка с информацией о том, что трап находится на ремонте, поэтому ходить по нему нельзя…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.