По мнению Андрея Коровинв, именно Волошинский фестиваль стал внутренним толчком для выхода в свет книги Олеси Балтусовой «Секретный чат» По мнению Андрея Коровина, именно Волошинский фестиваль стал внутренним толчком для выхода в свет книги Олеси Балтусовой «Секретный чат»

«Сегодня мы просто Андрей и Олеся»: поэтический вечер двух авторов

Презентация «Секретного чата», который помощник президента РТ Олеся Балтусова считает своей «первой серьезной книгой», прошла на этой неделе в рамках фестиваля «Волошинский сентябрь». Этот научно-творческий симпозиум проходит уже в 20-й раз, переехав в этом году из Крыма в города Татарстана (Казань и Елабугу). О «Секретном чате» же рассказывали на площадке Национальной библиотеки РТ.  

Организатор фестиваля Андрей Коровин, представивший в тот же день свой сборник «Калимэра», заметил, что Балтусова долго тянула с изданием. «Обычно поэты понапишут стихов и без конца издают книжки. А Олеся, наверное, накапливала творческую энергию: держала работы в столе, перечитывала и переписывала. Но поэзию невозможно удержать внутри», — рассудил Коровин. По его мнению, именно Волошинский фестиваль стал внутренним толчком для выхода в свет книги помощника президента РТ. «Секретный чат» опубликован тиражом 500 экземпляров в частном издательстве, предисловие к книге написал Коровин. «Мы видимся раз в 10 лет, но он смог разглядеть какие-то мистические, знаковые вещи и создать настоящую сказку», — рассказала публике Балтусова.

«Волошинский сентябрь» — научно-творческий симпозиум, который проводится с 2003 года домом-музеем Волошина (Коктебель), союзом российских писателей (Москва) при содействии министерства культуры Республики Крым. Особенность фестиваля заключается в том, что каждый год меняются места проведения, участники, форматы. В проекте может принять участие любой желающий.

В этом году «Волошинский сентябрь» проходит в Татарстане — в Казани и Елабуге. Мероприятия посвящены 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой, которая была главным поэтическим собеседником Максимилиана Волошина и закончила свой жизненный путь на татарской земле.  

В рамках XX фестиваля с 10 по 17 сентября проходят мастер-классы по поэзии и прозе, спектакли, концертные программы с участием писателей, музыкантов, артистов, презентации литературных журналов и книг и многие другие творческие программы.

Презентация прошла в очень теплом формате — можно сказать, по-семейному. Бо́льшая часть гостей — друзья и члены семьи поэтессы. Перед мероприятием, пока приглашенные обменивались приветствиями с автором, на сцене прыгал младший сын Балтусовой Евгений. «Поэтов представляют обычно без должностей. Сегодня мы были просто Андрей и Олеся», — сказала нашему корреспонденту автор «Секретного чата». Среди гостей можно было увидеть бывшую телеведущую Айгуль Мирзаянову и известного психолога Рамиля Гарифуллина.

Андрей Коровин Андрей Коровин: «Обычно поэты понапишут стихов и без конца издают книжки. А Олеся, наверное, накапливала творческую энергию: держала работы в столе, перечитывала и переписывала. Но поэзию невозможно удержать внутри»

Авторы презентовали сборники в формате творческого диалога. Поэты поочередно читали стихотворения, стараясь дополнить или продолжить предыдущее. Известно, что Балтусова и Коровин к эксперименту не готовились, а по ходу повторяли настроение и интонацию произведения собеседника. Из «Секретного чата» больше всего звучало стихотворений о городе. Вскоре поэты встретились с несовпадением. Многие работы в сборнике «Калимэра» написаны с изрядной долей юмора. А вот Балтусова на это ответить не смогла. «Я не умею писать о городе с юмором. Он у меня какой-то драматический», — оценила свои работы поэтесса.

«Архитектор»: городская поэма-притча Олеси Балтусовой

Напомним, что ранее читатели «БИЗНЕС Online» уже могли познакомиться с частичкой творчества помощника президента РТ. Ее поэма «Архитектор», написанная в формате городской притчи, представляет сюжеты и персоналии из мира казанского градостроительства. Есть тут и циничный Девелопер, и подневольный зодчий, и эксперты, способные затоптать любую идею. Есть Дракон, вступающий в разговор с Архитектором, и Город, взывающий к совести: архитектор ты или лицемер?

Олеся Балтусова Олеся Балтусова: «Я человек книжной культуры: вижу текст глазами. Но меня убедили в том, что есть категория людей, которым необходимо знакомиться со стихотворениями в формате аудио»

Стихи Балтусовой можно и услышать: музыкальное сопровождение написано специально

Но вернемся к презентации. С двух сторон от сцены на экранах появились QR-коды. Они вели к альбому «Берегиня Genius loci», который появился в открытом доступе в день презентации. Скачать альбом можно и в «Яндекс.Музыке», и во «ВКонтакте», и на других площадках. На страницах «Секретного чата» спрятаны ссылки на аудиозаписи произведений в озвучке самого автора с музыкальным сопровождением, созданным композитором Айдаром Гайнутдиновым специально под каждое стихотворение.

«Я человек книжной культуры: вижу текст глазами. Но меня убедили в том, что есть категория людей, которым необходимо знакомиться со стихотворениями в формате аудио», — пояснила выпуск альбома Балтусова. Общая продолжительность 25 треков — около полутора часов. По словам автора, «Берегиня Genius loci» полон городских тем. Слушателям включили запись стихотворения «Лето в сговоре с теплым дождем…»: спокойный голос поэтессы дополняется такой же мягкой мелодией. Композитор не забыл и о звуках природы. «Над старой Казанью дождь…» — прозвучало в зале, и в записи ударил гром с шумным ливнем.

Гайнутдинов создавал музыкальное сопровождение в двух стилях — space-ambient (от англ. space — «космос», а ambient — «окружающее», «обволакивающее») и chillout (музыка, призванная расслабить слушателя, снять психологическое напряжение). «В мелодиях есть что-то небесное, космическое и расслабляющее. Это глубокая, мягкая музыка без агрессивных или ударных звуков», — прокомментировал свою работу композитор.

«Я сегодня слушала альбом в машине, закрыла глаза и погрузилась в какое-то медитативное состояние», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мирзаянова. Экс-телеведущая уверена, что стихотворения Балтусовой наполнены «созидательной женской энергией». По ее мнению, именно в этом и кроется главный смысл названия альбома. Берегиня — самая мудрая и сильная женщина рода, дающая окружающим любовь. «Сейчас в обществе очень много маскулинности — мужской, деструктивной энергии. Важно, чтобы берегинь становилось все больше, потому что они основа нации», — подытожила Мирзаянова.

Чтобы познакомить читателя с частичкой творчества, мы приводим одно из стихотворений. 

Избранное из сборника «Секретный чат»

***

В восьмидесятых нам было пять

или четыре года,

и можно было собак гонять,

до темноты в прыгунки скакать,

Ромкину колли трогать.

Ромка смеялся — сидеть, лежать!

Но уходил подальше

натравливать Нику на алкаша

в ватнике дяди Паши.

Нам десять, взошли семена души,

и Ромка пьяный и красный

звал целоваться за гаражи

девочку-ветер Настю.

Мы быстро выросли, стало жать

платье, сшитое мамой.

Мы выбирали, какими стать, и было

как-то неловко ждать,

кто вырастет самый-самый.

Родители ездили отдохнуть

в Анталию или в Сочи.

Лето кончалось, не прикорнуть,

и продолжалось, как Млечный путь

над целовальной ночью.

Девяностые метили нас, как шельм,

и провожали свистом.

Ромка проворовался, сел.

Настя стала юристом.

Подросток хмурый с косой до пят,

джинсы, косички, феньки.

Кажется, господи, это я,

сгусточек ненависти тая,

еду из деревеньки.

Вот проездной купила билет,

съела его на месте,

чтобы исчезнуть в один момент.

Чтобы уехать туда, где свет,

где никому не тесно.

Кажется, это мои следы,

с юга на северо-запад.

Реки, каналы, крыши, мосты.

Город, где каждому сказано: ты!

Лапу, прохожий, лапу!

Иногородние за коренных

вышли, пустили корни.

Любовью, данной с ноги под дых,

Питер меня накормит.

В нулевые нам двадцать ли, тридцать лет,

мы сами себе фигуры.

Нули покрывают кружки монет,

нолики едут на красный свет,

рисуют счета-фактуры.

Уличный вор заберет сполна —

слышу, как бьется сердце.

В переулке аукает тишина.

Я все та же залесненская шпана!

Та же пацанка в берцах.

Вот мой билетик назад в Казань.

В дом, где меня родили.

Думала, это меня наказали.

Я плачу, папа, оставь. Отстань.

Вышло — что наградили.

***

Заполночь случается минута:

Серый котик спит себе молчит,

Рыжий котик плачет и кричит,

Оттого что в доме нет уюта.

Серый котик с улицы пришел,

Он не знает слова «хорошо».

Рыжий котик чувствует семью,

Он не знает слова «не люблю».

Ночью у котов торчат усы,

Рыжий котик ищет в темноте

Серому неведомые сны

Об уюте и о вкусноте.

До утра мяучит, потому

Что уверен в рыжем волшебстве:

Если некому, тогда уют и свет

Надо вырабатывать ему.

***

Иди сюда, садись, бери вина.

Мы сами выбираем времена.

Привязанность, витальная потребность –

У человека все как у людей,

Но ты не думай, пей и молодей,

Сегодня надо, чтоб пилось и пелось.

Давай кури, я тоже не могу,

Я кашляю и всё по-человечьи,

Длина стопы равна длине предплечья,

Живем не за понюшку табаку.

Пошли гулять, раз некуда пойти,

Начистим мегаполису табло.

Да, я сегодня редкое трепло,

Ты за меня напрасно заплатил.

Присядем на поребрик, помолчим,

Бери наушник, слушай саундтрек,

Мелодия в ночи звучит, звучит…

Куда же ты, мой черный человек?