«А смысл жизни не в счетах эскроу», — заметила как-то Олеся Балтусова в своей поэме «Архитектор». На неделе помощник президента РТ презентовала свой сборник лирических стихов «Секретный чат»: мероприятие прошло в Национальной библиотеке РТ в рамках Волошинского фестиваля. Помимо бумажного издания, в сети появилась и аудиоверсия: стихи в исполнении автора сопровождают композиции Айдара Гайнутдинова. О чем пишет Балтусова, а также о том, каковы впечатления участников презентации, — в материале «БИЗНЕС Online».
По мнению Андрея Коровина, именно Волошинский фестиваль стал внутренним толчком для выхода в свет книги Олеси Балтусовой «Секретный чат»
«Сегодня мы просто Андрей и Олеся»: поэтический вечер двух авторов
Презентация «Секретного чата», который помощник президента РТ Олеся Балтусова считает своей «первой серьезной книгой», прошла на этой неделе в рамках фестиваля «Волошинский сентябрь». Этот научно-творческий симпозиум проходит уже в 20-й раз, переехав в этом году из Крыма в города Татарстана (Казань и Елабугу). О «Секретном чате» же рассказывали на площадке Национальной библиотеки РТ.
Организатор фестиваля Андрей Коровин, представивший в тот же день свой сборник «Калимэра», заметил, что Балтусова долго тянула с изданием. «Обычно поэты понапишут стихов и без конца издают книжки. А Олеся, наверное, накапливала творческую энергию: держала работы в столе, перечитывала и переписывала. Но поэзию невозможно удержать внутри», — рассудил Коровин. По его мнению, именно Волошинский фестиваль стал внутренним толчком для выхода в свет книги помощника президента РТ. «Секретный чат» опубликован тиражом 500 экземпляров в частном издательстве, предисловие к книге написал Коровин. «Мы видимся раз в 10 лет, но он смог разглядеть какие-то мистические, знаковые вещи и создать настоящую сказку», — рассказала публике Балтусова.
«Волошинский сентябрь» — научно-творческий симпозиум, который проводится с 2003 года домом-музеем Волошина (Коктебель), союзом российских писателей (Москва) при содействии министерства культуры Республики Крым. Особенность фестиваля заключается в том, что каждый год меняются места проведения, участники, форматы. В проекте может принять участие любой желающий.
В этом году «Волошинский сентябрь» проходит в Татарстане — в Казани и Елабуге. Мероприятия посвящены 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой, которая была главным поэтическим собеседником Максимилиана Волошина и закончила свой жизненный путь на татарской земле.
В рамках XX фестиваля с 10 по 17 сентября проходят мастер-классы по поэзии и прозе, спектакли, концертные программы с участием писателей, музыкантов, артистов, презентации литературных журналов и книг и многие другие творческие программы.
Презентация прошла в очень теплом формате — можно сказать, по-семейному. Бо́льшая часть гостей — друзья и члены семьи поэтессы. Перед мероприятием, пока приглашенные обменивались приветствиями с автором, на сцене прыгал младший сын Балтусовой Евгений. «Поэтов представляют обычно без должностей. Сегодня мы были просто Андрей и Олеся», — сказала нашему корреспонденту автор «Секретного чата». Среди гостей можно было увидеть бывшую телеведущую Айгуль Мирзаянову и известного психолога Рамиля Гарифуллина.
Андрей Коровин: «Обычно поэты понапишут стихов и без конца издают книжки. А Олеся, наверное, накапливала творческую энергию: держала работы в столе, перечитывала и переписывала. Но поэзию невозможно удержать внутри»
Авторы презентовали сборники в формате творческого диалога. Поэты поочередно читали стихотворения, стараясь дополнить или продолжить предыдущее. Известно, что Балтусова и Коровин к эксперименту не готовились, а по ходу повторяли настроение и интонацию произведения собеседника. Из «Секретного чата» больше всего звучало стихотворений о городе. Вскоре поэты встретились с несовпадением. Многие работы в сборнике «Калимэра» написаны с изрядной долей юмора. А вот Балтусова на это ответить не смогла. «Я не умею писать о городе с юмором. Он у меня какой-то драматический», — оценила свои работы поэтесса.
Напомним, что ранее читатели «БИЗНЕС Online» уже могли познакомиться с частичкой творчества помощника президента РТ. Ее поэма «Архитектор», написанная в формате городской притчи, представляет сюжеты и персоналии из мира казанского градостроительства. Есть тут и циничный Девелопер, и подневольный зодчий, и эксперты, способные затоптать любую идею. Есть Дракон, вступающий в разговор с Архитектором, и Город, взывающий к совести: архитектор ты или лицемер?
Олеся Балтусова: «Я человек книжной культуры: вижу текст глазами. Но меня убедили в том, что есть категория людей, которым необходимо знакомиться со стихотворениями в формате аудио»
Стихи Балтусовой можно и услышать: музыкальное сопровождение написано специально
Но вернемся к презентации. С двух сторон от сцены на экранах появились QR-коды. Они вели к альбому «Берегиня Genius loci», который появился в открытом доступе в день презентации. Скачать альбом можно и в «Яндекс.Музыке», и во «ВКонтакте», и на других площадках. На страницах «Секретного чата» спрятаны ссылки на аудиозаписи произведений в озвучке самого автора с музыкальным сопровождением, созданным композитором Айдаром Гайнутдиновым специально под каждое стихотворение.
«Я человек книжной культуры: вижу текст глазами. Но меня убедили в том, что есть категория людей, которым необходимо знакомиться со стихотворениями в формате аудио», — пояснила выпуск альбома Балтусова. Общая продолжительность 25 треков — около полутора часов. По словам автора, «Берегиня Genius loci» полон городских тем. Слушателям включили запись стихотворения «Лето в сговоре с теплым дождем…»: спокойный голос поэтессы дополняется такой же мягкой мелодией. Композитор не забыл и о звуках природы. «Над старой Казанью дождь…» — прозвучало в зале, и в записи ударил гром с шумным ливнем.
Гайнутдинов создавал музыкальное сопровождение в двух стилях — space-ambient (от англ. space — «космос», а ambient — «окружающее», «обволакивающее») и chillout (музыка, призванная расслабить слушателя, снять психологическое напряжение). «В мелодиях есть что-то небесное, космическое и расслабляющее. Это глубокая, мягкая музыка без агрессивных или ударных звуков», — прокомментировал свою работу композитор.
«Я сегодня слушала альбом в машине, закрыла глаза и погрузилась в какое-то медитативное состояние», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мирзаянова. Экс-телеведущая уверена, что стихотворения Балтусовой наполнены «созидательной женской энергией». По ее мнению, именно в этом и кроется главный смысл названия альбома. Берегиня — самая мудрая и сильная женщина рода, дающая окружающим любовь. «Сейчас в обществе очень много маскулинности — мужской, деструктивной энергии. Важно, чтобы берегинь становилось все больше, потому что они основа нации», — подытожила Мирзаянова.
Чтобы познакомить читателя с частичкой творчества, мы приводим одно из стихотворений.
Избранное из сборника «Секретный чат»
***
В восьмидесятых нам было пять
или четыре года,
и можно было собак гонять,
до темноты в прыгунки скакать,
Ромкину колли трогать.
Ромка смеялся — сидеть, лежать!
Но уходил подальше
натравливать Нику на алкаша
в ватнике дяди Паши.
Нам десять, взошли семена души,
и Ромка пьяный и красный
звал целоваться за гаражи
девочку-ветер Настю.
Мы быстро выросли, стало жать
платье, сшитое мамой.
Мы выбирали, какими стать, и было
как-то неловко ждать,
кто вырастет самый-самый.
Родители ездили отдохнуть
в Анталию или в Сочи.
Лето кончалось, не прикорнуть,
и продолжалось, как Млечный путь
над целовальной ночью.
Девяностые метили нас, как шельм,
и провожали свистом.
Ромка проворовался, сел.
Настя стала юристом.
Подросток хмурый с косой до пят,
джинсы, косички, феньки.
Кажется, господи, это я,
сгусточек ненависти тая,
еду из деревеньки.
Вот проездной купила билет,
съела его на месте,
чтобы исчезнуть в один момент.
Чтобы уехать туда, где свет,
где никому не тесно.
Кажется, это мои следы,
с юга на северо-запад.
Реки, каналы, крыши, мосты.
Город, где каждому сказано: ты!
Лапу, прохожий, лапу!
Иногородние за коренных
вышли, пустили корни.
Любовью, данной с ноги под дых,
Питер меня накормит.
В нулевые нам двадцать ли, тридцать лет,
мы сами себе фигуры.
Нули покрывают кружки монет,
нолики едут на красный свет,
рисуют счета-фактуры.
Уличный вор заберет сполна —
слышу, как бьется сердце.
В переулке аукает тишина.
Я все та же залесненская шпана!
Та же пацанка в берцах.
Вот мой билетик назад в Казань.
В дом, где меня родили.
Думала, это меня наказали.
Я плачу, папа, оставь. Отстань.
Вышло — что наградили.
***
Заполночь случается минута:
Серый котик спит себе молчит,
Рыжий котик плачет и кричит,
Оттого что в доме нет уюта.
Серый котик с улицы пришел,
Он не знает слова «хорошо».
Рыжий котик чувствует семью,
Он не знает слова «не люблю».
Ночью у котов торчат усы,
Рыжий котик ищет в темноте
Серому неведомые сны
Об уюте и о вкусноте.
До утра мяучит, потому
Что уверен в рыжем волшебстве:
Если некому, тогда уют и свет
Надо вырабатывать ему.
***
Иди сюда, садись, бери вина.
Мы сами выбираем времена.
Привязанность, витальная потребность –
У человека все как у людей,
Но ты не думай, пей и молодей,
Сегодня надо, чтоб пилось и пелось.
Давай кури, я тоже не могу,
Я кашляю и всё по-человечьи,
Длина стопы равна длине предплечья,
Живем не за понюшку табаку.
Пошли гулять, раз некуда пойти,
Начистим мегаполису табло.
Да, я сегодня редкое трепло,
Ты за меня напрасно заплатил.
Присядем на поребрик, помолчим,
Бери наушник, слушай саундтрек,
Мелодия в ночи звучит, звучит…
Куда же ты, мой черный человек?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.