«Надеемся, что военкоматы в ближайшие дни получат списки тех, у кого будет отсрочка, предложенная нами процедура Генштаб полностью устраивает», — говорил накануне глава минцифры РФ Максут Шадаев, проводя второй с начала мобилизации вебинар, посвященный защите айтишников. Он рассказал, как ведомство бьется по всем спорным вопросам, пообещал, что отсрочка распространится на учителей информатики и тех, кто работает с критически важной инфраструктурой, а также подробно ответил на болезненные вопросы, которые ему могли задавать все желающие. О том, для чего в России нужно внедрить реестр стартапов, как изменятся правила аккредитации IT-компаний и на чьей совести те данные, которые айтишники указывают в своих заявлениях, — в материале «БИЗНЕС Online».
Максут Шадаев: «Действительно, указа по айтишникам нет и не будет. К сожалению, мы эту историю реализовать не можем. Нам говорят: «Ребята, у вас же рабочая схема, айтишники не призываются. Если есть отдельные элементы каких-то нестыковок внизу, вы успешно эти кейсы решаете»
10 больных тем о призыве айтишников в 10 ответах Максута Шадаева
«Нас часто критикуют некоторые товарищи и нетоварищи, что мы собираем структурированные данные и передаем их в военкоматы. Они, мол, получат их в готовом виде, с военно-учетной специальностью, со всеми данными и по этому списку начнут призывать. Это из разряда теории заговоров. Если бы у нас была такая задача, я уверяю, что оцифрованных отчетов налоговой, ПФР, пограничных служб, регистраций по месту прописки и фактического проживания нам бы хватило, чтобы эту выборку сделать без такой сложной процедуры», — говорил министр цифры РФ Максут Шадаев на вебинаре с IT-специалистами. Накануне поздно вечером он почти два часа подробно отвечал на все вопросы о мобилизации и новых правилах аккредитации IT-компаний. Вот главное из его выступления.
Генштаб согласовал процедуру получения отсрочки, предложенную минцифры. «Есть подтверждение начальника генштаба, что наша процедура полностью легитимна и работает. Все, что мы делали во многом в инициативном порядке, генштаб полностью устраивает», — принес Шадаев хорошую новость и дополнительно обрадовал тем, что минобороны уже начало рассылать списки сотрудников с бронью по военкоматам. «Надеемся, что в ближайшие дни они будут спущены в регионы и мы услышим, что военкоматы эти списки получили. Процесс идет полным ходом», — заключил министр. Процесс выглядит так: сотрудник аккредитованной IT-компании с профильным образованием подает заявление на портале госуслуг. Дальше решение о непривлечении сотрудника принимает минобороны на основе формального соответствия требованиям. После этого списки спускаются в военкоматы.
Официального документа правительства не предвидится. «Действительно, указа по айтишникам нет и не будет. К сожалению, мы эту историю реализовать не можем. Нам говорят: „Ребята, у вас же рабочая схема, айтишники не призываются. Если есть отдельные элементы каких-то нестыковок внизу, вы успешно эти кейсы решаете“», — развел руками министр.
Экстренный порядок обжалования повесток работает. «Мне известно только об одном случае, где вся система эскалации не сработала. Мы опробовали новую технологию: пишем заявление в военную прокуратуру, но этот сотрудник был мобилизован за сутки до появления официальных разъяснений генштаба, так что есть коллизия по датам. По всем остальным кейсам, которые были доведены и эскалированы, у нас высокий процент эффективности», — заверил Шадаев.
Он рассказал, как в минцифры выстроена работа: несколько десятков человек штампуют телеграммы, обзванивают военкоматы и т. д. «Если кто-то знает о других случаях, когда не удалось отбить человека, имеющего права на отсрочку, сообщайте нам, будем по ним работать», — пообещал министр.
У военкомов все меньше и меньше вопросов по айтишникам, но «страна большая, перегибы на местах где-то есть», поэтому минцифры готово и дальше работать со всеми нестыковками
Те, кто получил отсрочку, увидят это на «Госуслугах». «Как только предоставят списки тех, кто ушел в военкоматы, мы доведем в личный кабинет эту информацию. В каждый военкомат мы разослали соответствующие указания еще в прошлую субботу, продублировав требования начальника Генштаба правительственной телеграммой», — сообщил Шадаев. Он отметил, что у военкомов все меньше и меньше вопросов по айтишникам, но «страна большая, перегибы на местах где-то есть», поэтому минцифры готово и дальше работать со всеми нестыковками.
Уволившихся сотрудников запишут в отдельную форму. Минцифры будет просить работодателей информировать, если человек увольняется или его переводят на другой участок, не связанный с выполнением процессов, которые дают право на отсрочку. Для этого ведомство сейчас разработает специальную форму, а проверять данные сможет через ПФР. «Сейчас разрабатываем алгоритм, сколько времени даем на трудоустройство в другой аккредитованной организации. Думаю, что это будет две недели. После этого уведомим минобороны, что этот сотрудник потерял право на отсрочку», — сообщил министр.
Список специальностей будет расширен. Минцифры сегодня опубликует расширенный перечень специальностей, диплом по которым позволит сотрудникам аккредитованных IT-компаний претендовать на отсрочку. Шадаев накануне допустил, что список будет пополнен такими специальностями, как «сервис», «фундаментальная и прикладная лингвистика». «С географией пока вопрос — нужны дополнительные аргументы. Мы должны объяснить минобороны, почему эти сотрудники — IT, — привел пример министр. — Насчет философии разразилась большая дискуссия. Будем, скорее всего, ее включать. Но защищать придется очень сложно».
Верификация данных на совести гендиректора компании. Шадаев признал, что федеральная база документов образования неполная, поэтому проверять через нее подлинность заявленных документов пока невозможно. «Главный способ верификации — выписка, подписанная гендиректором. Он несет ответственность за всю полноту сведений», — подчеркнул Шадаев, уточнив, что мерилом честности, кроме руководителя, должна стать кадровая служба, которая проверяет диплом при трудоустройстве. Так или иначе все несоответствия в данных могут служить для минобороны поводом для отказа от предоставления отсрочки.
Сроки обжалования мобилизации должны быть сокращены. По словам Шадаева, в каждом регионе заработали специальные комиссии с участием представителей военкоматов, региональной власти и руководителей цифровой трансформации. «Формальный срок ответа — 30 дней, пытаемся согласовать более короткий — три дня или хотя бы пять дней», — пообещал Шадаев.
Отсрочка должна распространяться на учителей информатики в школах и преподавателей цифровых дисциплин в вузах. Шадаев отметил, что учителя информатики зачастую обеспечивают работу всей IT-инфраструктуры школы. «Школы у нас сейчас в достаточной степени цифровые. Если не будет учителей информатики, то, во-первых, с информатикой могут возникнуть проблемы. Во-вторых, там может что-то перестать работать», — заявил он. Кроме того, право на бронь хотят распространить на работников критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Минцифры сегодня опубликует расширенный перечень специальностей, диплом по которым позволит сотрудникам аккредитованных IT-компаний претендовать на отсрочку
Как быть тем, кто получил повестку, хотя претендовал на отсрочку. Тут минцифры разработало целый алгоритм действий, подробно описанный в телеграм-канале. Ключевое — нужно написать на help@digital.gov.ru или на sos@digital.gov.ru и прикрепить фото повестки. Тема письма должна выглядеть так: «Фамилия сотрудника — Название компании — Номер заявки на Госуслугах». В течение 12 часов после получения письма минцифры направит телеграммы с просьбой освободить сотрудника от призыва в Генштаб, военкомат и самому сотруднику по указанному в письме адресу.
Кто, как и на каких условиях теперь сможет войти в список аккредитованных IT-компаний
Для того чтобы претендовать на отсрочку, сотрудник должен работать в аккредитованной IT-компании. И здесь есть засада: аккредитация была приостановлена 1 августа, но должна возобновиться уже в ближайшее время — в канале минцифры РФ обозначена дата 10 октября. Шадаев подчеркнул, что ведомство максимально ускорило выход постановления правительства, «документ получился сложным, компромиссным, но многие вопросы были решены в пользу отрасли».
Кто может претендовать на аккредитацию? Только полноценные юрлица — ИП или IT-подразделения крупных компаний получить аккредитацию не смогут. Последним Шадаев советует выделять профильные IT-дочки. По словам министра, с налоговой уже есть понимание, что это не будет рассматриваться как дробление бизнеса.
Компании должны подать заявку на переаккредитацию до 1 июня 2023 года, приложив документы по профильности дохода и средней зарплате — она должна быть выше средней по региону или по России, на усмотрение руководства бизнеса. Те, кто заявку не подаст, или те, у кого данные не будут соответствовать требованиям, лишатся аккредитации. Проверка пройдет до 1 июля. При этом требование о средней зарплате не будет распространяться на разработчиков ПО, внесенного в государственный реестр.
Что делать компаниям с госучастием? «Ранее аккредитованные компании с косвенным государственным участием смогут пройти переаккредитацию, если подтвердят соответствие требованиям. Компании, в которых 50 процентов и более прямо принадлежит государству, переаккредитоваться не смогут. Новые организации и с косвенным, и с прямым госучастием не смогут получить аккредитацию», — пояснил Шадаев.
Как быть стартапам? Для них условия аккредитации проще: если компания создана мене трех лет назад, она может не показывать доход более миллиона, но требование к получению 30-процентной выручки от реализации IT-продуктов сохраняется. Поэтому есть риск мошенничеств, так что стартапы в будущем тоже должны быть подтвержденными. «Пока реестр стартапов есть только в Москве, у московских стартапов попросим такую выписку. Во всех остальных регионах пока такая выписка не нужна. В дальнейшем, в течение 1–2 месяцев, мы будем просить все регионы создавать такие реестры, верифицировать стартапы. Нам хотелось бы как-то убедиться, что компании действительно готовы создавать проекты в IT», — заявил министр. Шадаев надеется, что такие реестры появятся в течение 1–2 месяцев по всей России.
Напомним, компании, входящие в реестр аккредитованных минцифры РФ, имеют право на освобождение от ряда проверок надзорных органов, а их сотрудники могут претендовать на отсрочку как от частичной мобилизации, так и от срочной службы для работников младше 27 лет. Аккредитованные компании, у которых больше 70% выручки приносят IT-продукты, могут рассчитывать также на налоговые льготы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.