«Немецкие производители хотят работать в России. На уровне правительства страны они уже довольно жестко высказываются в духе «вы тут настроили всяких схем, а нам надо как-то работать и продавать». Россия не самый крупный рынок, но интересный и выгодный, маржа приличная», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» информацию об уходе Mercedes-Benz. Немецкий концерн продает сервисные площади и завод в Подмосковье, в который вложил 19 млрд рублей. Минпромторг РФ обещает, что обслуживание премиальных авто сохранится, и обещает найти новому владельцу технологического партнера. При этом один из дилеров марки в Казани уже завез в салон китайские Exeed. О том, что за новый владелец и для чего ему завод, — в материале «БИЗНЕС Online».
Официально: Mercedes-Benz AG покидает российский рынок и продает свой завод в Московской области. Сообщения о том, что немецкий концерн прощается с Россией, появились минувшей ночью
Mercedes-Benz прощается с Россией
Известный слоган Mercedes-Benz — The Best or Nothing («Лучшее или ничего») — получил в России новый глубокий смысл. Сообщения о том, что премиальный немецкий концерн уходит из России, появились минувшей ночью. Завод в Московской области на 25 тыс. машин в год, сервисные площади, офис и права дистрибьютора покупает ГК «Автодом», сообщил «Коммерсантъ». Подмосковный холдинг, который специализируется на продажах и техобслуживании автомобилей сегментов люкс и премиум, принадлежит Андрею Ольховскому. В 2021 году компания вошла в список 200 крупнейших частных компаний России с выручкой 54,2 млрд рублей.
В рамках сделки может быть предусмотрен опцион, при котором Mercedes-Benz AG сможет в течение определенного времени вернуться к владению заводом, утверждает один из источников «Ведомостей». Напомним, по схеме с опционом ранее Renault вышел из капитала АвтоВАЗа и передал завод в Москве, а Nissan аналогичным образом продает предприятие в Санкт-Петербурге за 1 евро. Но если активы Renault и Nissan получает государство — подведомственный минпромторгу ФГУП «НАМИ», то Mercedes-Benz переходит в руки частного владельца. Договор о продаже был подписан на прошлой неделе, на покупку также претендовала компания «Авилон», уточнил другой источник «Ведомостей».
Утром информацию подтвердил минпромторг РФ. «Автодом» сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, чтобы организовать производство на базе завода в Московской области, сообщили в ведомстве и пообещали помочь компании с поиском технологического партнера.
Российские дилеры Mercedes-Benz в 2021 году продали 43 011 легковых автомобилей и внедорожников с трехлучевой звездой. Это на 11% больше, чем годом ранее
«В результате переговорного процесса удалось выйти на финальную стадию согласования инвестиционной сделки. Важно, что это позволит обеспечить работоспособность завода, сохранить высококвалифицированные рабочие места и компетенции. Также отмечу, что после завершения всех согласований новый владелец российских подразделений Mercedes-Benz, компания „Автодом“, сможет осуществлять техническое обслуживание автомобилей Mercedes-Benz, проданных на российском рынке», — отметил замглавы минпромторга РФ Альберт Каримов, который курирует развитие автопрома. Не исключено, что экс-руководитель минпромторга РТ лично отвечал за переговоры с немецким партнером.
Почему активы Mercedes-Benz AG не продали государству? Вероятнее всего, одна из причин в том, что АвтоВАЗ попросту не смог бы обеспечить обслуживание автомобилей, как в случае с «родным» Renault и Nissan. Нет компетенций. Основными приоритетами при согласовании условий сделки были максимальное выполнение обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг, а также сохранение рабочих мест, отметила генеральный директор «Мерседес-Бенц Рус» Наталья Королева.
Российские дилеры Mercedes-Benz в 2021 году продали 43 011 легковых автомобилей и внедорожников с трехлучевой звездой. Это на 11% больше, чем годом ранее. За 9 месяцев 2022 года в России куплено 9 256 новых — на 69,7% меньше по сравнению с тем же периодом 2021-го.
Альберт Каримов: «После завершения всех согласований новый владелец российских подразделений Mercedes-Benz, компания «Автодом», сможет осуществлять техническое обслуживание автомобилей Mercedes-Benz, проданных на российском рынке»
Судьба у дилеров туманная, а неофициальные сервисы потирают руки
Российская «дочка» Mercedes-Benz AG — «Мерседес-Бенц Рус» — единственный в России официальный импортер легковых и малотоннажных автомобилей марки Mercedes-Benz. В 2019 году концерн открыл в подмосковном технопарке «Есипово» свой первый и единственный в стране завод по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz в России, который выпускал седаны Е-класса, а также внедорожники GLE, GLC и GLS. В марте текущего года производство и поставки машин в страну были заморожены. На заводе работали порядка тысячи человек.
Инвестиции составили 19 млрд рублей, а на открытие завода «крупной и очень уважаемой в мире» компании лично приезжал президент России Владимир Путин. «Компания Mercedes не будет разочарована в том, как строится и идет работа и бизнес в России», — обещал глава государства. Стоимость земли и здания завода без учета бизнеса составляет около 4 млрд рублей, оценил в беседе с «Ведомостями» управляющий партнер NF Group (бывшая Knight Frank Russia) Алексей Новиков. Даже если сделка денежная, у немцев будут проблемы с выводом средств из России, предположил один из источников «Коммерсанта».
До сентября 2022 года 80% «Мерседес-Бенц Рус» принадлежало головной компании Mercedes-Benz AG, а остальные 20% были у совместного предприятия Daimler и КАМАЗа «Даймлер Камаз Рус». Затем российская «дочка» перешла под полный контроль головной компании.
СП «Даймлер Камаз Рус» до начала спецоперации выпускало в Набережных Челнах грузовики Mercedes. С 2010 года в Челнах работал завод по производству грузовиков Mercedes-Benz методом крупноузловой сборки, а в 2015 году там наладили выпуск среднетоннажных грузовиков Fuso. Общая площадь завода составляет 33 тыс. кв. м, здесь размещено три сборочные линии, участок окраски, зона приема и хранения готовой продукции, офисные помещения, учебный центр и склад комплектующих. С 2019 года на базе КАМАЗа открылся второй завод за 200 млн евро — производство каркасов для грузовой техники Mercedes-Benz площадью 60 тыс. кв. метров. Площадка включает в себя цехи сварки, окраски кабин, логистики, энергоцентр, офисные помещения.
После того как Daimler Truck AG объявила о приостановке работы в России, «Даймлер Камаз Рус» сообщило, что не прекращает деятельность и продолжит выполнять обязательства, в частности по сервисному обслуживанию. В апреле компания на своем сайте указывала, что сосредоточится на обслуживании грузовых автомобилей клиентов компании в России, а также на дальнейшем развитии и производстве высокотехнологичных и полностью локализованных компонентов для автомобильной промышленности в РФ. В пресс-службе ПАО «КАМАЗ» и «Даймлер Камаз Рус» пока не ответили на вопросы «БИЗНЕС Online» о дальнейшей судьбе двух производственных площадок в Челнах.
До конца непонятно, что теперь будет с дилерскими салонами. Судя по данным на официальном сайте, к маю 2021 года дилерская сеть легковых автомобилей Mercedes-Benz на территории России насчитывала 69 полноформатных дилерских центров, четыре городских шоурума, 8 партнеров по сервису. Согласно информации из открытых источников, в Казани два официальных дилерских салона Mercedes-Benz. В автосалоне на улице Московской корреспондент «БИЗНЕС Online» не заметил ажиотажа, но посетители были с самого утра. Руководитель отдела продаж не смог рассказать, что дальше будет с салоном, и откровенно признался, что никакой информации у него нет. «Это не происходит так, что приняли решение — и сразу всех об этом известили. Пока [такая информация] не поступила. Официального письма именно от МБР („Мерседес-Бенц Рус“ — прим. ред.) пока не поступало», — отметил собеседник нашей газеты. При этом корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил, что в салоне уже продаются автомобили китайской марки Exeed.
КАН АВТО и дальше будет концентрироваться на Mercedes-Benz и продавать автомобили этой марки, включая новые, а также оказывать услуги сервиса, заявил «БИЗНЕС Online» гендиректор Mercedes-Benz КАН АВТО Алексей Тарасов. Он подтвердил, что салон на Московской также стал предлагать новые автомобили других премиальных брендов, включая Exeed. Сейчас компания рассматривает предложения от других производителей, премиальных брендов из Китая, отметил Тарасов. Он уточнил, что поставки машин и запчастей налажены в рамках параллельного импорта. По словам собеседника, дилер узнал об уходе Mercedes-Benz из открытых источников и ждет официального письма от российского представительства.
В 2019 году концерн открыл в подмосковном технопарке «Есипово» свой первый и единственный в стране завод по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz в России
Поставки машин и запчастей от Mercedes-Benz в Россию прекратились давным-давно, остается только программа по техобслуживанию машин, рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» представитель автосервиса MServise (специализируется на автомобилях немецких марок) Кирилл Логинов. По его словам, сейчас запчасти идут в Россию обходными путями — через Казахстан, Дубай, Китай. И на этом фоне сильно возросло количество контрафакта. Окажутся в плюсе от нынешней ситуации неофициальные сервисы, которые выигрывают по ценникам за счет поставок по параллельному импорту, считает спикер. Логинов не ждет, что после ухода марки начнется распродажа «меринов»: «У нас как был дефицит машин, так и остался, особенно хороших».
В автосалоне на улице Московской корреспондент «БИЗНЕС Online» не заметил ажиотажа, но посетители были с самого утра
«Немецкие производители хотят работать в России и на уровне правительства уже довольно жестко высказываются»
Стоимость сделки определить невозможно, поскольку нужно знать ее условия, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Завод можно продавать по реальной рыночной цене, а можно за условную цену, как в случае с Renault. Почему нельзя было передать государству? Я думаю, Mercedes-Benz хочет за собой все-таки сохранить право, либо контролировать ситуацию, либо вернуться. Скорее всего, Daimler возьмется за обеспечение гарантийного обслуживания и поставку запчастей для того, чтобы сохранить лояльность покупателей. Это значит, что Daimler все-таки хочет когда-то вернуться и надеется на возвращение», — сказал Кадаков.
В России не самый крупный рынок, но он интересный и выгодный, а потому немецкие производители хотели бы на нем работать, уверен эксперт. «На уровне правительства страны [автопроизводители] уже довольно жестко высказываются: „Вы тут настроили всяких схем, а нам надо как-то работать и продавать“. Мы же не Словакия, не Прибалтика, мы не какие-то крохотные рынки. Продают много, машины преимущественно дорогие, в богатых комплектациях. Поэтому маржа на каждый проданный автомобиль приличная. Это же касается обслуживания и так далее», — указал спикер.
Кадаков напомнил, что в свое время у дилера «Автодом» были планы перепрофилировать бизнес из торгового в промышленно-торговый и наладить выпуск «чуть ли не каких-то электромобилей». Возможно, компания договорится с китайским стартапом или «более-менее известным китайским производителем» о выпуске электромобилей на заводе в Подмосковье, допустил главный редактор журнала «За рулем». «Другое дело, что нам стольких [машин] не нужно», — оговорился эксперт. «Кому этот завод нужен? Предприятие может купить только тот, кто понимает, что он с ним будет делать. В любом случае без Daimler там можно собирать все что угодно, но только не Mercedes-Benz», — добавил наш собеседник.
«Автодом» — это один из старейших дилеров, был на хорошем счету у BMW, отметил автомобильный эксперт Роман Гуляев. По его словам, схема с передачей активов государству не сработала, поскольку немецкой компании вообще сложно рассчитывать на возвращение в условиях санкций. С марта в связи с ограничениями в Россию запрещено ввозить автомобили стоимостью выше 50 тыс. евро, напомнил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.